МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» 28 апреля 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления работы классного руководителя.
Advertisements

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения Семинар классных руководителей МАОУ «СОШ 18» Заместитель.
Основные задачи и функции классного руководителя в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Роль классного руководителя в формировании духовно- нравственных ценностей школьника ЗУБОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА старший преподаватель кафедры воспитательных.
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения Подготовила: Тютюникова Е.С.
Несчанская Ольга Дмитриевна, главный специалист НМЦ г. Пензы.
«Роль и функции классного руководителя в условиях модернизации системы образования» Зам. директора по ВР МБОУ Асекеевская СОШ Бакирова Э.Ю.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного.
Положение О методическом объединении классных руководителей.
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода к ФГОС второго.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Транксрипт:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» 28 апреля 2011 г.

Цель: усовершенствование воспитательной системы школы в соответствии с нормативными документами

В рамках подготовки: 1.Изучение нормативных документов (ШМО). 2.Составление анкет и анализа посещенного урока, мероприятия. 3. Созданы творческие группы педагогов с целью: обмен опытом; взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий; проведение и анализ анкетирования; рефлексия деятельности.

Ход Педагогического совета: 1.«Духовно-нравственное воспитание вчера, сегодня, завтра» - Хрущева Светлана Александровна. 2.« Нормативные документы» – Матвеева Татьяна Валерьевна. 3.Обмен опытом в области интеграции духовно-нравственного воспитания в урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную деятельность»: Жукова Любовь Михайловна; Дубровина Анна Сергеевна. 4. Анализ анкетирования. Рефлексия.

«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души… В.А.Сухомлинский

Метод нравственного воспитания в обучении «Великая Дидактика» великого Педагога Я.А.Коменского посвящена раскрытию секретов универсального искусства «учить всех всему с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло, учить, основательно, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию». 23-я глава книги называется «Метод нравственного воспитания», и она начинается с таких слов: «Все предшествующее не так существенно по сравнению с главным нравственностью и благочестием». Далее Коменский излагает основные правила искусства внедрения нравственности и истинного благочестия в школьном образовании. Далее Коменский излагает основные правила искусства внедрения нравственности и истинного благочестия в школьном образовании.

Правило 1. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой. Правило 2. Добродетелям нужно учить путем организации постоянных честных поступков. Правило 3. Добродетелям нужно учить на примерах порядочной жизни родителей, воспитателей, учителей, сотоварищей. Правило 4. Добродетели должны быть внедрены юношеству все без исключения. Правило 5. В качестве основных добродетелей необходимо принять; мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

Правило 6. Юноши мудрость должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство. Правило 7. На протяжении всего времени школьного обучения детей нужно учить умеренности в пище и питье, во сне и бодрствовании, в работе и играх, в разговоре и молчании. Правило 8. Мужеству нужно учить методом преодоления самих себя сдерживая влечения излишней беготне и играм, обуздывая нетерпеливость и гнев. Правило 9. У юношества необходимо формировать такие черты мужества, как благородное прямодушие и выносливость в труде.

Правило 10. Справедливости надо учить путем уважения других, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность. Правило 11. Благородному прямодушию нужно учить путем организации общения с благородными людьми и исполнения на их глазах различных практических поручений. Правило 12. Привычку к труду необходимо развивать методом организации постоянных занятий каким-либо серьезным или занимательным делом. Правило 13. В целях формирования чувства справедливости необходимо внушать детям готовность услужить другим и охоту к этому.

Правило 14. Для исправления, дополнения и укрепления подражательных благородных поступков необходимо сопровождать добродетельные примеры мудрыми наставлениями и правилами жизни. Правило 15. Для того, чтобы оберегать детей от дурного заражения необходимо отделить их от сообщества испорченных людей. Правило 16. Для противодействия дурным нравам необходимо добиться строгого выполнения школьной дисциплины

Федеральный государственный образовательный государственный образовательный стандарт общего образования «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания развития и воспитания личности гражданина России» Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.

Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно- нравственного развития и воспитания детей и молодёжи; систему базовых национальных ценностей; основные социально- педагогические условия; принципы духовно- нравственного развития и воспитания учащихся.

Нормативно-правовая основа Концепции: Конституция Российской Федерации; закон «Об образовании»; закон «О языках народов Российской Федерации»; закон «О государственном языке Российской Федерации»; закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»; послания Президента России; Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ.

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России

Выпускник школы Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений. Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни.

Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов.Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов. Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения. Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении.Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении. Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.

ФГОС Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование основ национальных ценностей российского общества;формирование основ национальных ценностей российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Долгосрочная целевая программа «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ГОДЫ» П Обоснование подпрограммы «Развитие системы воспитания» Настоящее и будущее российского общества и российского государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа. Именно на основе прочного духовно- нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. Необходимо усиление воспитательной функции школы: она должна быть направлена на раскрытие способностей каждого ученика, формирование социально-активной, патриотичной личности, на формирование гражданской ответственности, обеспечение успешной социализации всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Значимой в современном воспитании является идея развивающей образовательной среды как ресурса общекультурного развития и саморазвития свободной и активной конкурентоспособной личности, как воспитателя, так и воспитанника.

Воспитание патриотичной, духовно-нравственной, социально- активной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире Цели и задачи подпрограммы «Развитие системы воспитания» Цель: Воспитание патриотичной, духовно-нравственной, социально- активной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Задачи: 1. Усиление воспитательной функции школы, ориентация ее на воспитание патриотизма, формирование гражданской ответственности раскрытие способностей каждого ученика, профилактику в подростковой среде социально опасных деяний. 2. Совершенствование условий для освоения обучающимися базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.

3. Совершенствование научно-методических, организационно-педагогических условий для формирования и повышения эффективности деятельности воспитательных систем образовательных учреждений. 4. Повышение степени готовности педагогических кадров к реализации новых функций школы в области воспитания. 5. Совершенствование системы работы, направленной на развитие социальной активности обучающихся.

Направления реализации подпрограммы «Развитие системы воспитания» усиление воспитательной функции школы: формирование и развитие в образовательных учреждениях воспитательных систем;усиление воспитательной функции школы: формирование и развитие в образовательных учреждениях воспитательных систем; выявление и внедрение в педагогическую практику передового педагогического опыта по реализации программ воспитания патриотизма, гражданской ответственности, социальной активности, формирования культуры общей культуры, обеспечения успешной социализации детей и подростков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;выявление и внедрение в педагогическую практику передового педагогического опыта по реализации программ воспитания патриотизма, гражданской ответственности, социальной активности, формирования культуры общей культуры, обеспечения успешной социализации детей и подростков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; разработка и издание научно-методических материалов по различным аспектам воспитания;разработка и издание научно-методических материалов по различным аспектам воспитания;

повышение компетентности работников образования в области воспитания, освоения технологий индивидуального и личностно- ориентированного подхода в воспитании детей и подростков;повышение компетентности работников образования в области воспитания, освоения технологий индивидуального и личностно- ориентированного подхода в воспитании детей и подростков; организация и проведение областных массовых мероприятий по вопросам воспитания;организация и проведение областных массовых мероприятий по вопросам воспитания; разработка и организация мониторинга воспитания детей и подростков в Ленинградской области;разработка и организация мониторинга воспитания детей и подростков в Ленинградской области;

обеспечение гражданского становления личности:обеспечение гражданского становления личности: - сопровождение процессов создания детских общественных объединений в каждом общеобразовательном учреждении; -разработка и реализация программ педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений, движений, организаций; усиление роли семьи, заинтересованных институтов и организаций в воспитании детей и подростков;усиление роли семьи, заинтересованных институтов и организаций в воспитании детей и подростков; создание культурно-образовательных центров «Виртуальный филиал Русского музея» как центров культурно-просветительской работы с обучающимися на муниципальном уровне.создание культурно-образовательных центров «Виртуальный филиал Русского музея» как центров культурно-просветительской работы с обучающимися на муниципальном уровне.

К основным задачам в воспитании следует отнести: 1. Воспитание позитивного отношения к себе, развитие позитивной Я-концепции, развитие нравственных качеств личности, гуманистических ценностей как основы жизнедеятельности человека. 2. Воспитание уважения к родительской семье, нравственно-психологическая готовность к созданию собственной семьи. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (от приказ N 35)

3. Воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, традициям, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству. 4. Воспитание ответственности и самостоятельности, добросовестного отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности. 5. Воспитание бережного отношения к природе, чувства хозяина, живущего на родной земле и отвечающего за ее благополучие.

4. Основные принципы воспитания в Ленинградской области Принцип нравственной позиции воспитателя - означает наличие личной и профессиональной ответственности педагога-воспитателя. Личность педагога является нравственным ориентиром для воспитанников. Педагог - это человек, нацеленный на продуктивное взаимодействие с воспитанниками, коллегами и родителями, видящий в своей работе нравственный смысл.Принцип нравственной позиции воспитателя - означает наличие личной и профессиональной ответственности педагога-воспитателя. Личность педагога является нравственным ориентиром для воспитанников. Педагог - это человек, нацеленный на продуктивное взаимодействие с воспитанниками, коллегами и родителями, видящий в своей работе нравственный смысл. Принцип природосообразности воспитания - предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а также развивать у него ответственность за развитие самого себя.Принцип природосообразности воспитания - предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а также развивать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности воспитания воспитание должно основываться на культурно-исторических традициях своей страны, региона, где живет человек, в контексте общемировых тенденций развития культуры.Принцип культуросообразности воспитания - предполагает, что воспитание должно основываться на культурно-исторических традициях своей страны, региона, где живет человек, в контексте общемировых тенденций развития культуры. задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. В соответствии с принципами культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. Принцип развития личности в процессе воспитания помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности,создании условий для развития личности исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными институтами.Принцип развития личности в процессе воспитания - предполагает помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными институтами. Этот принцип означает, что каждый человек на различных этапах своего развития сохраняет возможность изменения и самоизменения.

Принцип биологичности воспитания означает, что становление и развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно-интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др.).Принцип биологичности воспитания означает, что становление и развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно-интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др.). Диалогичность воспитания означает признание ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса.Диалогичность воспитания означает признание ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса.

Принцип единства воспитания и обучения предполагает целостность образовательного процесса, взаимосвязь и взаимодополнение обучения и воспитания.Принцип единства воспитания и обучения предполагает целостность образовательного процесса, взаимосвязь и взаимодополнение обучения и воспитания. Содержание каждого учебного предмета должно быть использовано учителем-предметником в целях воспитания. Особое значение в воспитании имеют гуманитарные предметы школьной программы (история, литература, мировая художественная культура и др.). Вместе с тем, отношение к учебе, познавательной деятельности зависит от мотивации и установок ученика, его взаимоотношений с учителем- предметником.

Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по- настоящему. Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Задачи 1.Продолжить приоритетное направление в работе школы - развитие личности учащихся. 2. Создать систему взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания. 3. Использовать возможности регионального компонента в учебно-воспитательном процессе. 4. Совершенствовать информационное обеспечение в области духовно-нравственного воспитания. 5. Проводить воспитательные мероприятия с целью создания условий для формирования культуры поведения, нравственных черт личности, усиления духовности.

Формированиездорового образа жизни Воспитание потребности в здоровом образе жизни Гражданско-патриотическое воспитание воспитание Способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности. Работа с активом Создание условий для развития ученического самоуправления Духовно-нравственное воспитание воспитание Формирование культуры поведения, нравственных черт личности, усиление духовности. Правовое воспитание воспитание Формирование культуры поведения. Профилактика асоциального поведения Работа с родителями Усиление взаимодействия родителей и школы. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Положение о классном руководстве МОУ «СОШ 6 (приказ Министерства образования и науки от 3 февраля 2006 г. 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»). Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса;формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни;формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся;защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе;организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя: Организационно-координирующие: - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; - установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); - проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся; - взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; - стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Коммуникативные: - регулирование межличностных отношений между обучающимися; - установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; - содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Аналитико-прогностические: - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; - определение состояния и перспектив развития коллектива класса. Контрольные: - контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).