Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого Проект - презентация урока в 10 классе. (2ч.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Простые и вечные истины. Есть ценностей незыблемая скала. Есть ценностей незыблемая скала. О.Мандельштам О.Мандельштам Ценности – это тот стержень, который.
Advertisements

Цель: Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских.
Лев Николаевич Толстой – детям Эпиграф: «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши,
Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. Л.Н.Толстой.
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой) «Вы, Лев Николаевич, один из тех людей, слова которых.
Привычки и традиции Дом, дети, родители Семья -это любовь и заботы несчастия и печали место защищенности человека труды и радости главный воспитатель.
Проект по литературе в 10 классе По роману Л.Н. Толстого «Война и мир» Учитель: Амантурлиева Балкия Шотовна МОАУ «Ветлянская средняя общеобразовательная.
1 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. 2 «Дружная семья гору сдвинет».
Семейные ценности и традиции Доклад ученика 5 Б класса: Шпака Владислава.
МБОУ «Гимназия 3 с татарским языком обучения» Кировского района г.Казани Внеклассное мероприятие на тему : Семья и семейные ценности (7-8 класс) Провела.
Значение семейных традиций для ребенка ГУЗ «Липецкая РБ» 2017 год.
Р ОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. К АК ПОЯВИЛОСЬ СЛОВО « СЕМЬЯ »? Когда-то о нем не слыхала земля... Но Еве сказал перед свадьбой Адам: - Сейчас.
6 класс Logo Logo Семья!
Имя мамы для меня святое. Этот праздник - праздник вечности: из поколения в поколение из поколения в поколение для каждого человека мама – для каждого.
2015 год в России объявлен Годом литературы. «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век». А.И. Герцен.
Подготовила: учитель информатики МОУ СОШ 2 г. Бронницы Штаба Н.В.
«Взаимодействие семьи и школы на современном этапе» Выступление учителя начальных классов Васильевой А.Г. на РМО учителей начальных классов Октябрь 2010.
АВТОР-УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ СОШ 2 П. ДОБРИНКА РОДИОНОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА Презентация к уроку обществознания в 5 классе
Урок нравственности «Семья, как много в этом слове…»
Роль семейного чтения в воспитании и формировании личности.
Транксрипт:

Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого Проект - презентация урока в 10 классе. (2ч.)

Цель: Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить отношения с родителями на адаптивной основе. Задачи: Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Организовать интеллектуально – познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока. Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся. Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой)

1-ая группа: систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство». 2-ая группа: изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого. 3-я группа: анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир». Индивидуальное задание: Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

«Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом…» (Л.Н.Толстой). «…Целый день тупое, тоскливое состояние… Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и … быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, - но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумие, но все это правда».

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Л. Н. Толстой. Задание: Систематизировать материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство». Эпиграф : «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». (Л. Н. Толстой).

МАТЬ. Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь мать? Какое общее впечатление от матери остается в этой главе? Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери? Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?

ОТЕЦ. Что мы узнаем об отце из главы «Папа»? Какие две страсти отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был мой отец»? Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие? Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек? В какой атмосфере жил Николенька?

Лев Николаевич Толстой и его семья. Эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой. Задание: Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого.

О своем детстве Л. Н. Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее»,- так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом.

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Задание: Проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпиграф: « Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и были семейные». (Н.Страхов). «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век». (А.И.Герцен).

Семья Ростовых. Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого? К какому типу семьи примыкают Ростовы? Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых? Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?

Семья Болконских. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех? Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского? Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи? Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Семья Курагиных. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных? Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?

Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»? Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». ( Н.Я. Берковский).

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования – это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа – только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все – не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).

«Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Эпиграф: « Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).

Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям. Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем – нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина – потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю». Народная артистка СССР Ольга Волкова

Об авторах: Венина Вера Александровна – учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Савинова Валентина Михайловна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Федорова Надежда Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Ширяева Ирина Ивановна – воспитатель, учитель английского языка МОУ «Топкановская СОШ».