КОНЦЕПЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Х Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные и управленческие технологии в здравоохранении» г. Казань 9 июня 2011 года
Исходные данные в сфере здравоохранения 1 компьютер на 10.6 работников 7.7% ЛПУ ведет электронные истории болезни или электронные медицинские карты Менее 3% ЛПУ оснащены средствами телемедицины 80% парка компьютеров используется для обеспечения административно-хозяйственной деятельности
Исходные данные в сфере здравоохранения Проблемы: Оперативное получение достоверных первичных данных; Планирование затрат в соответствии со стандартами; Своевременное принятие мер по обеспечению сан-эпид. благополучия; Расходование и мониторинг средств на лекарственное обеспечение; Рациональное использование ресурсов; Справочно-информационная поддержка; Дистанционная диагностика и общение; Непрерывное образование; Передача и архивирование медицинских изображений; Расширение прав пациентов (выбор, информированность, комплаенс); Упрощение административных процедур; Отсутствие системного подхода, непрерывности и комплексности; Слабо развита система стандартов и регламентов для информационного взаимодействия. Реализованы в основном процессы обобщения и предоставления на вышестоящий уровень связанной агрегированной информации; Децентрализованные МИСы не позволяю интегрировать и обрабатывать информацию Низкий уровень информационной безопасности ВЫВОД – усиление координирующей роли государства и создание единого информационного пространства в сфере здравоохранения.
Цель создания СИСТЕМЫ: Повышение эффективности управления Повышение качества оказания медицинской помощи Подготовка кадров Повышение информированности населения Принципы создания СИСТЕМЫ Однократный ввод и многократное использование информации Легитимность электронных документов (ЭЦП) Обеспечение совместимости МИС Обеспечение информационной безопасности Единая технологичная политика (централизованное проектирование, разработка, сопровождение) Интеграция с введенными компонентами «Электронное Правительство» и универсальной электронной картой Обеспечение обмена данными и интеграция с системой ФОМС Обеспечение доступности МЗ и СР РФ к информационным ресурсам всех уровней с возможностью удаленного управления. Соблюдение единства электронной медицинской карты Модернизация существующих систем с целью их максимального сохранения Обеспечение конкуренции среди производителей МИС
Основные функции СИСТЕМЫ в органах управления, ФОМС и страховых медицинских организациях Комплексный анализ основных параметров реализации государственной политики в сфере здравоохранения (стоимость, тарифы, сравнительный анализ здоровья, качество работы ЛПУ, обоснованность решений, мониторинг до уровня отдельных нозологий и т.д.) Мониторинг оснащенности, анализ обеспеченности, анализ закупок, загруженности оборудования, анализ работы МИС. Мониторинг кадрового обеспечения и подготовки специалистов МЗ и СР РФ Органы исполнительной власти и местного самоуправления, ФОМС и СК Прогнозирование потребности в мед. помощи. Оценка эффективности расходования с-в и контроль за оказанием мед.услуг. Отклонения от стоимости услуг и тарифов. Мониторинг выполнения государственного и муниципального заказов. Органы исполнительной власти, осуществляющих надзор в сфере здравоохранения Учет лицензий (выданных, аннулированных, приостановленных, возобновленных Контроль гарантий с учетом стандартов Мониторинг цен на лекарственные средства Органы исполнительной власти, осуществляющих надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Учет уведомлений, лицензий, свидетельств об аккредитации и гос. Регистрации Оценка и прогноз состояния здоровья населения и среды обитания человека Планирование мер по предупреждению и снижению распространения заболеваний
1.Создание Федерального центра обработки данных (Федеральный ЦОД) -основной ЦОД, ЦОД «горячего» резерва, ЦОД «холодного резерва. 2.Создание федеральных прикладных систем обеспечивающих интеграцию региональных информационных систем и систем медицинских учреждений. 3.Разработка минимального набора требований к прикладным компонентам Системы В рамках создания Системы МЗиСР РФ планируется:
Основные функции СИСТЕМЫ в медицинских и фармацевтических организациях, ВУЗах и НИИ Автоматизация формирования первичной медицинской документации с учетом факта оказания медицинской помощи и осуществлении финансово-экономического планирования; Ведение листов ожидания, записи на прием, ведение электронной медицинской карты пациента, поддержка принятия врачебных решений. Информационное взаимодействие между медицинским организациями Управление административно-хозяйственной деятельностью, анализ затрат Автоматизация учреждений СМП (регистрация, диспетчеризация, ГЛОНАСС отслеживание, справочники) Автоматизация в гематологии, трансфузиологии, трансплантологии. Создание единого банка данных. Справочники. Передача и архивирование медицинских изображений Автоматизация аптечных и фармацевтических организаций. Библиотека данных СИСТЕМЫ для исследовательской деятельности Автоматизация ВУЗов средних учебных заведений
Информационная поддержка населения Справочник -получения сведений о заболевании, методах профилактики и лечения, новости. Данные медицинской статистики, сведения о санитарно- эпидемиологической ситуации и действиях при изменениях Сведения о лицензируемых видах деятельности Сведения о медицинских организациях, кадрах, оснащенности и т.д. Нормативно правовая информация, относящаяся к получению медицинской помощи
СИСТЕМА Архитектура СИСТЕМЫ Сегмент централизованных компонентов Система прикладных компонентов Общесистемное программное обеспечение Платформенное программное обеспечение Хранилища данных Сервисы доступа и обработки данных Общесистемные технологические сервисы для информационного, лингвистического и процессного взаимодействия Защита данных ПОДСИСТЕМЫ: a)Интеграция прикладных систем b)Ведения каталога пользователей СИСТЕМЫ c)Ведения реестра нормативно-справочной информации, словарей, терминов и т.д. d)Управления удостоверяющим центром и инфраструктурой открытых ключей e)Управления эксплуатацией f)Ведения электронной почты и др. общих сервисов. Существующие и создаваемые прикладные информационные системы органов и организаций системы здравоохранения. Федеральные Региональные Ведение расписание приемов Телемедицинские консультации Направления в иные организации Бухгалтерский и управленческий учет Регистр паспортов медицинских организаций Регистр мед. Оборудования Регистр врачей и мед.персонала Мониторинг программ Ведение ЭМК Аналитические системы Фед. электронная библиотека Библиотека экспертных систем Электронные образовательные курсы Системы группового профессионального общения Система доступа к первичным данным в СИСТЕМЕ. МИС Системы выдачи и обслуживания льготных рецептов Системы удаленного мониторинга пациентов Хранение, доступ к мед. изображениям МЗиСР РФ – проектирование, эксплуатация. Разработка требований к региональным системам, Регионы- проектирование и эксплуатация региональных систем. Интеграция с федеральными, обеспечивая взаимодействие. Могут разрабатывать системы при условии интеграции с федеральными системами.
Состав федерального фрагмента СИСТЕМЫ Поддержка деятельности ЛПУ и обмена между ними Поддержка деятельности органов госвласти, страховых мед. организаций и ТФОМС Информационно- справочные системы Централизованные общесистемные компоненты Система ведения электронной медицинской карты Направления во внешние медицинские организации Телемедицина Взаимодействие со страховыми организациями –формирование и оплата счетов Бухгалтерский, налоговый учет, управление кадрами. Паспорт МО Регистр медицинского оборудования и медицинской техники Регистр персонала Мониторинг программ Персонифицированный учет мед. помощи и лек. обеспечения Ведение специализированных регистров ИС управления разрешительной деятельностью ИС управления контрольно- надзорной деятельностью Контроль управленческих решений 2012 год 50% управленцев должны иметь доступ Ведение всех видов расписаний Загрузка мощностей ЛПУ Запись на прием Библиотека и справочники Образовательные программы и курсы Централизованные хранилища данных Сервисы сбора, обработки и доступа к информации Каталог пользователей Системы Нормативно-справочная информация и словари медицинских терминов Удостоверяющий центр и ключи ЭЦП Управление эксплуатацией Информационная безопасность Сервисы межведомственного взаимодействия Сервисы взаимодействия с внешними ИС Компоненты федерального фрагмента СИСТЕМЫ размещаются на федеральном ЦОД
Состав регионального фрагмента СИСТЕМЫ Поддержка деятельности МУ Поддержка деятельности органов госвласти, страховых мед. организаций и ТФОМС Система выдачи и обслуживания рецептов Система удаленного мониторинга МИС Трансфузиология Трансплантология Радиология (ЦАМИ) Лабораторная ИС Направления в санатории Мат. Обеспечение Управление финансами Аптека Документооборот ИС управления кадрами ИС управления мат-тех обеспечением и основными средствами ИС управления финансами ИС-Организация закупок ИС –документооборот 2012 году 50% управленцев должны иметь доступ Система архивного хранения и доступа к медицинским изображениям Региональные информационные порталы Общесистемные компоненты Технологическое хранилище изображений и передача в централизованные хранилища Сервисы сбора, обработки и доступа к информации Система взаимодействия с федеральной системой Подсистемы доступа к федеральным ресурсам и взаимодействия Компоненты регионального сегмента должны быть размещены на: Федеральном ЦОД, ЦОД субъектов, серверах крупных МУ Взаимодействие с конечным пользователем через тонкий клиент!!! ИНТЕГРАЦИЯ с федеральным ЦОД Субъекты РФ Использование ЭЦП для обеспечения юридически значимого взаимодействия
Состав регионального фрагмента СИСТЕМЫ Медицинская информационная система (МИС) Регистрация и учет обслуживаемых граждан Запись пациентов, управление занятостью ресурсов и распределение потоков Деятельность приемного отделения стационара Ведение электронных амбулаторных карт Ведение электронных стационарных карт Оказание скорой и неотложной помощи Учет временной нетрудоспособности Паталогоанатомическая деятельность Управление питанием в стационаре Анализ деятельности и формирование отчетности Управление аптечной деятельностью в стационаре
Федеральный ЦОД -Федеральные прикладные компоненты Системы -Централизованные компоненты для интеграции региональных и учрежденческих прикладных систем, инфраструктурой «Электронного Правительства». -Централизованные общесистемные компоненты единого информационного пространства. -Региональные компоненты системы Тонкий клиент Централизованный сервис Конечный пользователь Взаимодействие между компонентами СИСТЕМЫ Аренда каналов связи, формирование инфраструктуры- централизованно Электронное Правительство Ведомства Органы исполнительной власти могут использовать свои ЦОД БЕЗОПАСНОСТЬ Использование единых классификаторов и справочников в информационных системах всех уровней является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.
Этапы создания СИСТЕМЫ Разработка региональных программ Разработка стандартов информационного обмена. Разработка документации на СИСТЕМУ Начало создания Федерального ЦОД Защищенное подключение МО к сети Интернет Обеспечение МО техникой Создание прикладных региональных компонентов СИСТЕМЫ Подготовка программ стимулирования внедрения ИКТ в МО Пропаганда и обучение Полная стандартизация ИКТ Завершение создания ЦОД Защита подключаемых МО Продолжение начатых программ МО – медицинские организации. ИКТ- информационно-коммуникационные технологии. ЦОД- центр обработки данных. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ цод ФОМС Федеральные прикладные компоненты Бюджет РФ ФОМС Региональные прикладные компоненты Региональный бюджет Региональный ФОМС
Управление работ по созданию регионального компонента СИСТЕМЫ Вице премьер, вице-губернатор Комиссия Единая служба Заказчика ( из состава МЗ региона ) Главный конструктор Уполномоченные по направлениям Общая координация работ Согласование принимаемый решений, координация, определение приоритетов, рассмотрение и одобрение проектов нормативных актов. Сбор не реже 1 раза в месяц. Руководит министр здравоохранения или его заместитель Сбор, обобщение и обработка предложений. Составление ТЗ, Координация работ по техническому проектированию. Предложения по очередности работ. Составление плана- графика работ и закупок. Организация и проведение конкурсов и аукционов. Мониторинг работ. Взаимодействие с МЗСР РФ по вопросам интеграции. Подготовка ежеквартальных отчетов. Контроль проведения единой политики. Сбор, обобщение и обработка предложений. Утверждение ТЗ. Координация работ по техническому проектированию. Предложения по очередности работ. Составление плана- графика работ и закупок. Организация и проведение конкурсов и аукционов. Мониторинг работ. Взаимодействие с МЗСР РФ по вопросам интеграции. Подготовка ежеквартальных отчетов. Контроль проведения единой политики. Назначается руководитель единой службы заказчика. В муниципальных образования х назначаются уполномоченные должностные лица. В МУ на уровне руководителей.
Федерация Регионы ФОМС Финансы Кадры Ведомства Инфраструктура Компоненты СИСТЕМЫ