Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Основы религиозных культур и светской этики». Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий.
Advertisements

Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Начальник отдела общего образования МКУ «Ишимский городской методический.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, основные подходы Шалабод Марина Леонидовна старший преподаватель.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
1. Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства. 2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Методическое и кадровое сопровождение комплексного учебного предмета ОРКиСЭ Галутво Л.М. - проректор по научной работе и проектной деятельности ККИДППО.
Общая характеристика учебного курса.. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. ( Пр ВП - П ) и Распоряжение Председателя.
ОРКСЭ Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации.
ОРКСЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур и светской этики ( ОРКСЭ )- учебный предмет, включённый Министерством образования.
Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования в средней школе.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Транксрипт:

Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Цель курса «Основы религиозных культур и светской этики» Формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению

Эффекты формирование общества, основанного на согласии и понимании того, что в се мы разные, но живём в одной стране и должны учиться уважать ц енности представителей всех культур

Задачи предмета ОРКСЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 5

Основы культурологического подхода: - направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; - отсутствие позиции катехизации (индоктринации); - отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими; - воспитательный характер; - минимизация конфликтных факторов; - направлен на формирование поликультурной компетентности

Межпредметные связи Служит связующим звеном гуманитарного образования и воспитания школьников Дополняет «Окружающий мир» Предваряет изучение предмета «История» в 5 классе.

Комплексный предмет включает 6 модулей: 1. основы православной культуры, 2. основы исламской культуры, 3. основы буддийской культуры, 4. основы иудейской культуры, 5. основы мировых религиозных культур, 6. основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Содержание блоков Блоки 1 и 4 - посвящены содержанию межкультурного и межконфессионального диалога. Блоки 2 и 3 - знакомят с основами религиозных культур и светской этики. Блоки 2 и 4 - завершаются творческими проектами.

Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - «Наш дом – Россия». Присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций; что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. 13

Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. 14

Блок 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.); Продолжается раздельное обучение Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. 15

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). Учащиеся одного класса работают вместе Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», посвященном Дню народного единства (4 ноября) 16

Из 34 уроков курса – 6 уроков отведены на совместные занятия всем классом. На этих занятиях появится у детей возможность совместного обсуждения этих общих проблем, обмена полученной информацией.

Первый урок у всех посвящается теме Родины. Второй – понятию Бога. Через весь курс связующими пройдут темы: любовь, добро, зло, милосердие, честность, семья, ряд других общих моментов.

Внеучебная деятельность презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКиСЭ; номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России; выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; дегустация блюд национальной кухни народов России. 20

Внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ (общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников) Контроль за качеством проведения уроков (открытость для администрации и родителей). Контроль – форма помощи учителю. Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности. Проведение психолого-педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся 21