1 Всероссийский библиотечный конгресс Проблемы повышения социальной эффективности проектов по поддержке и развитию чтения Кузьмин Евгений Иванович президент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т. А. Мурована Ответственный секретарь Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Социальная эффективность деятельности библиотек по предоставлению.
Advertisements

Кузьмин Евгений Иванович, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Межправительственного совета и Российского комитета.
Современный подход к методическому сопровождению библиотек области Система непрерывного библиотечного образования: получение специального образования,
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Актуальные проблемы развития системы центров по работе с книжными памятниками И.П. Тикунова, начальник Управления системой фондов РГБ,
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
1 Челябинская областная универсальная научная библиотека Т. В. Князькина, гл. библиотекарь ИБО База данных собственной генерации «Правовые акты Челябинской.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
АОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики»
Независимая система оценки качества в сфере социального обслуживания в Самарской области 1.
Школьная библиотека. «Сегодня именно школьные библиотеки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодежи, а потому важно придать им.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт в контексте государственной политики образования Зав. лабораторией общественно-гуманитарного.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Оценка качества услуг – актуальная проблема библиотечного менеджмента И.П. Тикунова, ученый секретарь Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УДОД Самарской области В рамках III Областного конкурса учреждений ДОД.
Конференция EVA Москва, 4 декабря 2008 года © Маркарова Тамара Сергеевна НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Москва. +7 (495)
Транксрипт:

1 Всероссийский библиотечный конгресс Проблемы повышения социальной эффективности проектов по поддержке и развитию чтения Кузьмин Евгений Иванович президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» « Тюмень, 24 мая 2011

2 Контекст Россия пока не справляется с разрастающимся кризисом чтения усилия властей и профессионального книжного сообщества либо недостаточны, либо не в полной мере продуманы и потому малоэффективны деятельность по продвижению чтения нуждается в гораздо более широкой, политической, общественной, финансовой и информационной поддержке необходимо повышение квалификации работников всех институтов поддержки и развития чтения

3 Кризис чтения разрастается (1)

4 Кризис чтения разрастается (2)

5 Кризис чтения разрастается (3)

6 Концептуальные положения Национальной программы (1) Чтение – важнейший способ: освоения письменной информации, профессионального и обыденного знания, культурных ценностей и норм повышения культурной компетентности нации, ее конкурентоспособности сохранения многослойной и многонациональной российской культуры сохранения и приумножения богатства родного языка

7 Концептуальные положения Национальной программы (2) локальные программы и проекты в сфере поддержки чтения должны охватывать чтение всех жанров проекты должны преимущественно носить конкретный адресный характер и ориентироваться на конкретные литературные жанры, виды и типы изданий

8 Ключевой вопрос Кем и как оценивается социальная эффективность тех или иных проводимых мероприятий в поддержку чтения: на стадии их планирования по их завершении?

9 Изучение социальной эффективности работы библиотек по продвижению чтения (пилотный проект) Социальная эффективность функционирования библиотеки: социальная эффективность библиотеки для пользователей ее услуг эффективность для ее работников эффективность для внешнего окружения, т.е. общества

10 Параметры социальной эффективности социальная необходимость деятельности библиотеки, определяющая её вклад в развитие чтения социальная полезность работы библиотеки, указывающая на качество работы, ее результаты и последствия социальная привлекательность конкретных мероприятий библиотеки

11 Показатели социальной необходимости улучшение качества социокультурного пространства чтения для читателей повышение социального статуса персонала библиотеки, связанного с продвижением чтения преодоление тенденций снижения интереса к чтению у читателей библиотеки

12 Показатели социальной полезности повышение культурной компетентности читателей библиотеки повышение уровня квалификации персонала библиотеки вклад библиотеки в развитие чтения в рамках конкретного сообщества

13 Показатели социальной привлекательности удовлетворенность пользователей качеством и количеством услуг удовлетворенность персонала рабочим местом повышение интереса к чтению различных социальных групп

14 Социальная необходимость: наличие необходимых ресурсов для эффективного продвижения чтения Какими материальными ресурсами обладает библиотека? Какие новые информационные технологии используются библиотекой для продвижения чтения? Есть ли у библиотеки свой сайт? Есть ли на сайте специально выделенная страница, посвященная продвижению чтения и Национальной программе поддержки и развития чтения? Если нет, то как библиотека способствует продвижению чтения в пределах района? Умеет ли персонал библиотеки работать с информацией в новых форматах для продвижения чтения? Знает ли персонал о методах фандрайзинга и мерчендайзинга и как их использует на практике?

15 Социальная необходимость: включенность в сетевое взаимодействие Каким образом библиотека осуществляет взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями района и города с целью обмена опытом по продвижению чтения? Участвует ли библиотека в отечественных межбиблиотечных и научных программах по развитию и продвижению чтения? Подключена ли библиотека к Интернету? Если да, какие информационные ресурсы регулярно используются в библиотеке для продвижения чтения? Существует ли в библиотеке доступ к электронным ресурсам других библиотек и как это используется для продвижения чтения? Используется ли с этой целью распределенный библиотечный фонд (МБА)?

16 Социальная полезность ориентированность на повышение уровня и качества жизни пользователей услуг посредством продвижения чтения доступность и высокое качество предоставляемых услуг как основа для продвижения чтения соответствие оказываемых услуг требованиям современного информационного общества для эффективного развития и продвижения чтения результативность оказания услуг по продвижению чтения уровень социального участия потребителей услуг в формировании современной читательской среды

17 Критерий социальной полезности институциональная включенность в решение общезначимых социальных проблем (адаптационных, культурных, жизнеобеспечения, коммуникационных), в т.ч. продвижения чтения наличие необходимых ресурсов (материальных и нематериальных) для эффективного продвижения чтения включенность в сетевое взаимодействие, в т.ч. на базе новых информационных технологий, с целью продвижения чтения

18 Социальная полезность: институциональная включенность в решение общезначимых социальных проблем В каких и скольких общественных и культурных мероприятиях по продвижению чтения принимала участие библиотека за последние год-два? Каким образом отражаются текущие перемены в жизни района и конкретные проблемы его жителей на организации фондов библиотеки? Как информируются читатели о новых предметно- тематических указателях, рубриках, формах поиска информации и т.д.?

19 Социальная полезность: ориентированность на повышение уровня и качества жизни пользователей услуг (1) Как используется концепция продвижения чтения при удовлетворении запросов читателей, связанных с их текущей профессиональной или учебной деятельностью? Проводится ли в рамках работы по продвижению чтения регулярный анализ локальных читательских интересов (тестирование, использование карточек обратной связи, экспертная оценка и др.)? Каким образом библиотека формирует интерес читательских групп к художественной литературе как основе решения жизненно важных социальных проблем? Как анализируются книжные новинки, в том числе по жанрам и типам изданий?

20 Социальная полезность: ориентированность на повышение уровня и качества жизни пользователей услуг (2) Составляются ли списки рекомендованной для чтения литературы? Как организована в библиотеке работа по продвижению чтения для читателей разных социальных групп? Как учитываются их интересы? Проводятся ли мероприятия по продвижению чтения совместно с другими образовательными и культурными учреждениями района или города? Если да, каким образом происходит распространение результатов, обмен позитивным и негативным опытом?

21 Социальная полезность: доступность и высокое качество предоставляемых услуг (1) Существует ли дистанционный доступ к услугам библиотеки? Если да, к каким именно услугам? Нужно ли быть зарегистрированным пользователем для работы с каталогами библиотеки? Нужно ли быть зарегистрированным пользователем для работы с фондами? Если да, то почему есть ограничения? Составляются ли с целью развития и продвижения чтения аннотированные экспертные обзоры периодических изданий, книжных новинок и актуальных документов правового и законодательного характера?

22 Социальная полезность: доступность и высокое качество предоставляемых услуг (2) Каким образом читатель может получить такую информацию в библиотеке? Как используются информационные ресурсы библиотеки для решения проблем развития и продвижения чтения в вашем районе и городе в целом? Существует ли обратная связь с местным сообществом с целью оперативного выявления проблем доступности услуг, развития и продвижения чтения в районе и городе? Если нет, каким образом оценивается уровень доступности и качества услуг библиотеки? Как определяется необходимость конкретных мероприятий по продвижению чтения в районе?

23 Социальная полезность: соответствие оказываемых услуг требованиям современного информационного общества (1) Проводится ли в библиотеке количественная и качественная диагностика и контроль динамики читательской компетентности? Есть ли намерения это делать? Если да, какие современные технологии для этого используются? Существует ли доступ к удаленным библиотечным ресурсам мирового значения с целью развития интереса к ним читателей и продвижения чтения? Если да, как организован доступ?

24 Социальная полезность: соответствие оказываемых услуг требованиям современного информационного общества (2) Знакомит ли библиотека читателей с международными культурными и образовательными программами по обучению чтению, повышению уровня читательской и общекультурной компетентности? Если да, в каких формах? Какие современные информационные ресурсы для этого используются? Если да, как они организованы? Есть ли возможность у библиотеки издавать электронный или печатный журнал, бюллетень, газету, листок и др., для разъяснения необходимости формирования читательской компетентности, функциональной грамотности? Если да, оцените эффективность (низкая, средняя, высокая)

25 Социальная полезность: соответствие оказываемых услуг требованиям современного информационного общества (3) Есть ли у зарегистрированных пользователей возможность консультирования онлайн с целью повышения читательской компетентности? Если да, как это осуществляется? Проводятся ли на базе библиотеки мероприятия по совершенствованию навыков пользования современными достижениями информационного общества? Если да, какие конкретные мероприятия были проведены за последний год? Какова их востребованность, оцените (низкая, средняя, высокая)? Какова их эффективность, оцените (низкая, средняя, высокая)?

26 Социальная полезность: результативность оказания услуг по продвижению чтения (1) Ведется ли в библиотеке учет читательского спроса? Если да, как анализируются интересы читателей? Как на основе анализа интересов читателей формируется «круг чтения» для пользователей из разных социальных групп? Как может читатель оценить эффективность работы библиотеки по развитию читательских интересов и продвижению чтения? Как фиксируется и анализируется посещаемость электронного ресурса библиотеки? Как вы ее оцениваете (высокая, средняя, низкая) и возможные причины?

27 Социальная полезность: результативность оказания услуг по продвижению чтения (2) Как библиотека анализирует характер и направленность текущих интересов посетителей форума для целенаправленной работы по продвижению чтения? Существует ли практика оперативного реагирования библиотеки на вопросы читателей-посетителей форума с целью активного формирования привычки к чтению? Если да, как это происходит? На вопросы читателей библиотека отвечает действием: приобретением документа, организацией услуги и т.п.? Как при этом анализируется динамика интересов читателей района по возрастным и социальным группам? Каким образом фиксируются и анализируются отзывы и предложения читателей по продвижению чтения?

28 Социальная полезность: уровень социального участия потребителей услуг в формировании современной читательской среды (1) Действуют ли на базе библиотеки неформальные районные читательские объединения? Если да, как их работа способствует повышению читательской компетентности? Если нет, какие другие формы привлечения читателей к решению проблемы чтения использует библиотека? Каким образом вы оцениваете уровень заинтересованности читателей района в мероприятиях по продвижению чтения (низкий, средний, высокий)?

29 Социальная полезность: уровень социального участия потребителей услуг в формировании современной читательской среды (2) Оцените уровень участия читателей района в разработке и реализации этих мероприятий (низкий, средний, высокий)? Как это отвечает их непосредственным интересам (карьерный рост, досуг, самообразование, расширение круга полезных контактов и т.д.)? Может ли работа библиотеки по продвижению чтения повлиять на успеваемость в образовательных учреждениях района? Если да, какие для этого нужны ресурсы? Если нет, какие другие учреждения района могут этому способствовать?

30 Социальная привлекательность наличие дополнительных социально-просветительских услуг, необходимых для решения индивидуальных проблем пользователей использование современных эффективных методик работы с информацией в целях развития грамотности и продвижения чтения уровень социальной заинтересованности читателей в продвижении чтения

31 Социальная привлекательность: наличие дополнительных социально- просветительских услуг (1) Существуют ли при библиотеке читательские клубы просветительского характера (например, семейные, детские, юношеские и др.)? Если да, какие мероприятия по продвижению чтения там организуются? Как участвует библиотека в этих мероприятиях? Организованы ли в библиотеке специальные зоны для проектной и экспериментальной работы читателей с целью развития интереса и продвижения чтения? Если да, какие?

32 Социальная привлекательность: наличие дополнительных социально- просветительских услуг (2) Проводятся ли на базе библиотеки читательские конференции, встречи, диспуты по проблемам чтения? Организовано ли на базе библиотеки консультирование по вопросам самообразования читателей, в т.ч. обучения чтению? Есть ли на сайте библиотеки справочно-информационная служба, в том числе по вопросам формирования информационной грамотности и развитию чтения? Если да, оцените ее эффективность (низкая, средняя, высокая). Если нет, каким образом удовлетворяются необходимые запросы читателей? Поясните.

33 Социальная привлекательность: наличие дополнительных социально- просветительских услуг (3) Проводится ли дистанционное консультирование читателей по поиску необходимой социальной и культурной информации? Существуют ли на сайте библиотеки удобные ссылки на информационные ресурсы Интернета, связанные с вопросами социального характера (трудоустройство, юридическая и правовая консультация, образование и т.д.)?

34 Социальная привлекательность: использование современных эффективных методик работы с информацией в целях развития грамотности и продвижения чтения (1) Как используется форум или гостевая книга для формирования общественного мнения о значимости чтения и повышения уровня читательских интересов? Какие другие способы повышения общекультурной компетентности читателей района вы используете? Сотрудничает ли библиотека с издательскими организациями, расположенными на территории района, с целью продвижения чтения? Проводит ли библиотека т.н. семейные консультации для родителей-жителей района по вопросам поддержки, развития и обучения чтению, самообразования, информационной грамотности и др.?

35 Социальная привлекательность: использование современных эффективных методик работы с информацией в целях развития грамотности и продвижения чтения (2) Существует ли в библиотеке возможность двуязычного (хотя бы) предметного доступа к фондам библиотеки? Если да, почему организована эта услуга? Размещает ли библиотека информацию об услугах и анонсы о мероприятиях в районной периодической печати? Если да, эффективно ли это? Как еще рекламирует библиотека свои услуги? Организован ли на базе библиотеки медиа-центр, компьютерный клуб? Если да, кто инициатор и каковы источники финансирования (районные власти или спонсоры, городские или федеральные власти и др.)?

36 Социальная привлекательность: уровень социальной заинтересованности читателей в продвижении чтения Как оценивают читатели эффективность работы библиотеки в целом? Как оценивают эту работу сотрудники библиотеки? Довольны ли читатели дополнительными услугами? Если да, какие именно услуги - самые востребованные в вашем районе? Перечислите. Как вы оцениваете активность участия читателей района в мероприятиях рекламного характера, организованных библиотекой для продвижения чтения? Принимают ли читатели районной библиотеки участие в подготовке и проведении совместных проектов с другими учреждениями образования и культуры?

37 Выводы функции библиотек пока не отвечают критериям социальной необходимости и полезности повышение уровня читательской компетентности не осуществляется наиболее эффективными способами, предлагаемыми в программных документах и рекомендациях, разработанных МЦБС для повышения уровня социальной полезности требуется более активная обратная связь с пользователями, возможность оперативного комплектования фондов и реальное взаимодействие библиотек с учреждениями образования и семьями с целью повышения общекультурной компетентности населения

38 Навыки, необходимые библиотекарям для организации процессов поддержки и развития чтения использование различных форм вовлечения в работу по продвижению чтения как реальных, так и потенциальных читателей умение диагностировать проблемные ситуации обыденной и профессиональной жизни читателей способность оценивать типы реагирования читателей на эти ситуации и предлагать наиболее эффективные пути решения индивидуальных проблемных задач на основе повышения читательской и общекультурной компетентности

39 Спасибо за внимание!