Констатирующее оценивание на уроке физики при изучении темы «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии», 8 класс Бойко Наталья Викторовна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Online семинар Формирующее оценивание на уроках физики при проведении лабораторных и практических работ. Тема: «Архимедова сила. Условия плавания тел».
Advertisements

«Критериальный подход к оцениванию самостоятельных учебных исследований учащихся» Критериальная система оценивания.
Методическая разработка раздела «Тепловые явления» 8 класс Выполнил: учитель физики МОУ СОШ 185 Симонова Т. А.
Внутренняя энергия (обобщение) Доминирующий элемент знания ИсточникОтвет 1. Дайте определение внутренней энергии. (обозначение, единицы измерения) 2. От.
По мотивам презентации Автор: Татарников В.В. Место работы: МОУ СОШ 20 Должность: учитель физики.
Разделы 1.Тепловые явления (20%) – Нагревание (охлаждение) вещества – Сгорание топлива 2.Изменение агрегатных состояний вещества (16%) – Плавление (кристаллизация)
Урок – объяснение нового материала: 8 класс Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты при нагревании тел. Автор: Аскеркова Светлана.
Тепловые явления. Опишите превращения энергии в данных примерах Способы изменения внутренней энергии.
Тема урока: «Удельная теплота плавления». План ответа о тепловых процессах. Сущность процесса. Его объяснение с позиции молекулярно-кинетической теории.
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР « КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ, ПОЛУЧЕННОЕ ТЕЛОМ ПРИ НАГРЕВАНИИ ИЛИ ОТДАННОГО ТЕЛОМ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОЁМКОСТЬ» ВОРОНИНА О.Н.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Система оценивания по математике в соответствии с ФГОС.
Процесс передачи энергии от одного тела к другому без совершения работы называется теплообменом или теплопередачей. Количественной мерой изменения внутренней.
Критериальное оценивание как новая технология обучения в современной школе.
Элективный курс по физике 9 класс 2007 – 2008учебный год.
П рименение компьютерных технологий на УРОКАХ ФИЗИКИ Средняя общеобразовательная Школа 503 Кировского района Санкт - Петербурга.
Тема урока: «Удельная теплота плавления». План ответа о тепловых процессах. Сущность процесса. Его объяснение с позиции молекулярно-кинетической теории.
Обобщающий урок (8 класс) Тепловые явления. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. Процесс изменения внутренней.
А.К. Саврасов «Грачи прилетели» И.И. Шишкин «Зима»
«Тепловые явления» Про теплоту начнем рассказ, Все вспомним, обобщим сейчас. Энергия! Работа до кипенья! Чтоб лени наблюдалось испаренье! Мозги не доведем.
Транксрипт:

Констатирующее оценивание на уроке физики при изучении темы «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии», 8 класс Бойко Наталья Викторовна, учитель физики Назарбаев Интеллектуальной школы г. Семей

Цель и задачи семинара Задачи семинара: познакомить учителей с критериальной шкалой оценивания учебных достижений учащихся по физике, шкалой перевода баллов в оценку. Ожидаемые результаты: учителя – участники семинара смогут оценить письменную констатирующую работу учащегося, используя предложенные критерии оценивания. Цель: представить участникам семинара констатирующее оценивание в системе критериального оценивания учебных достижений учащихся по предмету физика.

Современные требования к системе оценивания Система оценивания должна определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, возможность сверить достигнутый учащимся уровень с ожидаемыми результатами обучения определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.

Современные требования к системе оценивания Система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ними в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, сопоставляет результаты, к которым он пришел, с критериями, с оценкой учителя. Система оценивания должна обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

Современные требования к системе оценивания Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов. Система оценивания должна как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Под критериальным оцениванием подразумевается следующее: оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, но ни в коем случае не он сам, и не уровень его способностей; разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку; оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей; общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.

Система критериального оценивания не предусматривает отрицательных отметок. Отметки являются только средством информации, они показывают индивидуальное продвижение учащегося в обучении и необходимость помощи со стороны учителя. В случае, если выставленная отметка меньше проходного балла, учитель проводит коррекционную работу с обучающимся до достижения последним обязательного уровня подготовки. Итоговое оценивание проводится в конце учебного периода (четверти, учебного года) с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетентностями.

Критерии оценивания Физика F Отношения в науке B Коммуникация в науке A Единство мира C Научные знания и понимания D Научное исследование Е Обработка информации

Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся по физике Критерии Максимальный уровень достижений учащихся А Единство мира6 В Коммуникация6 С Научные знания и понимания6 D Научные исследования6 E Обработка информации6 F Проведение эксперимента6 Итого:36

КритерийОписание содержания критерия А (6 mах) Единство мира Учащийся описывает физические знания через понимание смысла законов и основных закономерностей. Для расширения представлений о научной картине мира, демонстрирует понимание роли науки в развитии общества и её применение в технике, быту и окружающей среде В (6 мах) Коммуникация Учащийся передает научную информацию, используя соответствующую терминологию и условные обозначения в виде логичного устного или письменного ответа. При передаче информации опирается на сопутствующие наглядности (рисунки, схемы, модели) С (6 mах) Научные знания и понимания При воспроизведении научной информации пользуется различными источниками, умеет применять полученные знания для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях, умеет анализировать полученную информацию. D (6 max) Научное исследование Учащийся совместно с учителем определяет проблему исследования, формулирует цель, определяет методы исследования, планирует свою деятельность, делает выводы; самостоятельно оценивает полученные результаты. E (6 мах) Обработка информации Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод. F (6 max) Проведение эксперимента Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая технику безопасности. Эффективно сотрудничает с другими или проявляет самостоятельность при проведении эксперимента. Цели и задачи изучения предмета « Физика»

Констатирующее оценивание Summative (итоговое) Предназначено для определения уровня знаний и учебных навыков учащихся при завершении изучения раздела/блока учебной информации. Проводится по результатам выполнения констатирующих работ (т.е. итоговых работ по пройденной теме в виде контрольных работ, тестов, проектов). Оценки выставляются согласно критериям, разработанным по данному разделу. Оценки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых оценок по предмету за отчетные периоды (четверти) и в целом за учебный год.

Компоненты критериального оценивания Проверочный лист – лист самооценки знаний и умений по данной теме Оценочное задание – зачет, тестовое задание, проект, контрольная работа, лабораторная работа, исследование Дескрипторы – подробное описание уровней достижений учащихся Рубрикаторы -поробное описание уровней достижения конкретного балла

Цели и задачи изучения раздела «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии» Критерий А. Учащиеся должны знать следующие физические понятия: Тепловое движение молекул, теплообмен, тепловое равновесие, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, парообразование. Знать формулы: Количества теплоты, необходимого для нагревания тела, или выделившегося при охлаждении, количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива, при конденсации, при кристаллизации, количества теплоты, необходимого для плавления тела, для испарения. Знать единицы измерения физических величин: Количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты парообразования, удельной теплоты плавления.

6 Учащиеся дают четкие определения физических терминов, знают формулы, единицы измерения физических величин, описывают и обсуждают явления и законы, наблюдаемые в окружающем мире, умеют привлекать знания из других областей и описывать физические ситуации логично и на научном уровне 5 Учащиеся осмысленно передают определения физических величин, понятий, терминов. В устных и письменных ответах содержится полная информация, с минимальным количеством элементарных ошибок. 4 Учащиеся демонстрируют достаточные знания физических терминов, знания законов, явлений природы, подтверждают собственными примерами, но допускают неточности в определениях и законах. 3 Ответы учащиеся носят репродуктивный характер. В ответах ученики допускают ошибки в терминологии, в условных обозначениях физических величин, затрудняются в выборе способов передачи информации. 2 Учащиеся затрудняются самостоятельно приводить примеры, демонстрирующие значение науки, выполняют задания на основе наводящих вопросов 1 Учащиеся не может осмысленно воспроизвести термины, понятия. Письменные и устные ответы не полные по содержанию. Учащиеся показывают незнание физических величин, их единиц измерений, и условных обозначений. 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже Дескрипторы. Критерий А (6 mах) Единство мира

1. Проверка знания определений, физических терминов) Какое движение называется тепловым? Какая энергия называется внутренней? Назовите способы изменения внутренней энергии. (приведите примеры) Что называется теплопередачей? 2.Проверка знаний природных явлений. Виды теплопередачи. (приведите примеры) Что называется теплопроводностью, конвекцией, излучением? (приведите примеры) 3. Проверка знания формул и единиц измерения: Что называется количеством теплоты? (Единицы измерения). Что называется удельной теплоемкостью? (Формула. Единицы измерения ). Что называется удельной теплотой плавления? (Формула. Единицы измерения). Что называется удельной теплотой парообразования? (Формула. Единицы измерения). Что называется удельной теплотой сгорания топлива? (Формула. Единицы измерения) Формулы количества теплоты необходимые для нагревания тела, плавления, испарения, выделившееся при сгорании топлива. Критерий А (max 6 баллов) (Форма проверки: физический диктант или устный зачет)

Критерий В Учащиеся должны уметь: 1.Приводить примеры установления теплового равновесия. 2.Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю. 3.Приводить примеры хороших и плохих проводников тепла 4.Приводить примеры конвекции в быту и в природе. 5.Описывать опыты, доказывающие наличие лучистого теплообмена. 6.Знать отличие излучения от теплопроводности и конвекции. 7.Приводить примеры теплопередачи Критерий С Учащиеся должны уметь: Решать качественные, графические и расчетные задачи по определению количества теплоты в различных тепловых процессах, на применение уравнения теплового баланса, пользоваться справочными материалами (находить по таблицам значения удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоемкости ). Цели и задачи изучения раздела «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

6 Учащиеся осмысленно и логично передают предметную информацию. Применяют научную терминологию, способны объяснять как стандартные так и нестандартные ситуации 5 Учащиеся умеют правильно объяснять явления и законы, происходящие в природе, но допускают ошибки при установлении взаимосвязи между описываемыми фактами, демонстрируют затруднения в научной и логической интерпретации проявлений окружающего мира 4 Учащиеся демонстрируют передачу информации в виде докладов, презентаций, проектов, творческих работ с незначительными ошибками. Испытывают затруднения в устных и письменных ответах 3 Учащиеся демонстрируют знание значимости науки в жизни и практике человека, но ограничиваются описанием на репродуктивном уровне 2 Учащиеся затрудняются самостоятельно приводить примеры, демонстрирующие значение науки, выполняют задания на основе наводящих вопросов 1 Учащийся узнает физические явления, формулы, физические величины, приборы при их предъявлении в готовом виде. 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже Дескрипторы. Критерий В (6 mах) Коммуникация

Объяснение явлений и тепловых процессов. 1.Шайба скользит по горизонтальной ледовой площадке. Как при этом изменяется кинетическая энергия шайбы? Внутренняя энергия? 2.В прохладную погоду металл кажется на ощупь холоднее дерева. Действительно ли температура металла ниже? Объясните это явление. 3.Можно ли вскипятить воду во всей кастрюле при помощи маленького мощного кипятильника, расположенного в верхних слоях воды? Ответ объясните. 4.Мяч брошен вертикально вверх. От чего зависит внутренняя энергия мяча? 5.Два медных бруска имеют одинаковую температуру, но масса одного бруска 1кг, а другого 0,5кг. Какой из брусков обладает большей внутренней энергией. 6..На каком способе теплопередачи основано водяное отопление? 7.Какие из тел обладают наименьшей теплопроводностью: 8.Воде,спирту, керосину и растительному маслу сообщили одинаковое количество теплоты. Какая из жидкостей нагреется до большей температуры? 9.Каким способом- совершением работы или теплопередачей - изменилась внутренняя энергия детали в печи перед ее закалкой. 10.На каком способе теплопередачи основано водяное отопление? Критерий В max (6 баллов) (Форма проверки – качественные задачи)

6 Учащийся записал краткое условие задачи, переводит единицы в СИ, находит нужные формулы, (количества теплоты), выполняет если это необходимо рисунок (схему график), который интерпретирует решение задач, выполнил решение до конца в общем виде, правильно выполняет вычисление, просчитывает размерность физической величины. 5 Учащийся записал краткое условие задачи, переводит единицы в СИ, находит нужную формулу, решает задачу в общем виде, выполнил необходимый рисунок(схему, график), который интерпретирует решение задач, но отсутствует численный ответ, или допущена арифметическая ошибка при его получении, неверно выведена размерность физической величины. 4 Учащийся записал краткое условие задачи, перевел единицы в СИ, находит нужную формулу, выполнил необходимый рисунок (схему, график), решает задачу в общем виде, но не до конца или не справился с математическими вычислениями). 3 Умеет записывать краткое условие задачи, переводит единицы в СИ, находит нужную формулу, решает задачу по действиям, без вывода общей формулы вычисляемой величины. 2 Учащийся записывает краткое условие задачи, выполнил перевод единиц измерения в систему СИ, записывает правильно записывает формулы, но не умеет их преобразовывать 1 Учащийся записывает краткое условие задачи, выполнил перевод единиц измерения в систему СИ, допускает грубые ошибки в формуле. 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже Дескрипторы. Критерий С (6 mах) Научные знания и понимания

6 Учащийся записал краткое условие задачи, переводит единицы в СИ, находит нужные формулы, выполняет если это необходимо рисунок (схему, график), который интерпретирует решение задач, выполнил решение до конца в общем виде, правильно выполняет вычисление, просчитывает размерность физической величины. 5 Учащийся записал краткое условие задачи, переводит единицы в СИ, находит нужную формулу, решает задачу в общем виде, выполнил необходимый рисунок(схему, график), который интерпретирует решение задач, но отсутствует численный ответ, или допущена арифметическая ошибка при его получении, неверно выведена размерность физической величины. 4 Учащийся записал краткое условие задачи, перевел единицы в СИ, находит нужную формулу, выполнил необходимый рисунок (схему, график), решает задачу в общем виде, но не до конца или не справился с математическими вычислениями). 3 Умеет записывать краткое условие задачи, переводит единицы в СИ, находит нужную формулу, решает задачу по действиям, без вывода общей формулы вычисляемой величины. 2 Учащийся записывает краткое условие задачи, выполнил перевод единиц измерения в систему СИ, записывает правильно записывает формулы, но не умеет их преобразовывать 1 Учащийся записывает краткое условие задачи, выполнил перевод единиц измерения в систему СИ, допускает грубые ошибки в формуле. 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже Дескрипторы. Критерий С (6 mах) Научные знания и понимания

Задания для контрольной работы по теме «Количество теплоты» На сколько градусов нагреется серебренная ложка массой 50г, получив от воды 120 Дж тепла? Какое количество теплоты получила при нагревании от 15º до 25º вода в бассейне, длина которого 100м, ширина 6м, глубина 2м? В алюминиевой кастрюле,масса которой 800г, нагрели 5л воды от 10º до кипения. Какое количество теплоты получила кастрюля с водой? Смешали горячую воду массой 0,1кг при температуре 50ºС с холодной водой массой 0.2 кг при температуре 20ºС. Температура смеси 29,5ºС. Какое количество теплоты отдано горячей водой? Какое количество теплоты получила холодная вода? Одинаковое ли количество теплоты отдано горячей водой и получено холодной? Критерий С (6 mах) (форма проверки – контрольная работа)

Критерии к констатирующей лабораторной работе на тему: «Определение удельной теплоты плавления льда»

6 Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, начертил схему экспериментальной установки, описал все возможные действия, правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, вычисляют погрешность приборов для уточнения результатов, что приводит к лучшей обработке данных, анализирует результат и делает вывод. 5 Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, начертил схему экспериментальной установки, описал все возможные действия, правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод с небольшой помощью учителя. Дескрипторы. Критерий Е (6 mах)

6 Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, начертил схему экспериментальной установки, описал все возможные действия, правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, вычисляют погрешность приборов для уточнения результатов, что приводит к лучшей обработке данных, анализирует результат и делает вывод. 5 Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, начертил схему экспериментальной установки, описал все возможные действия, правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод с небольшой помощью учителя. 4 Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, с помощью учителя систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод. 3 Учащийся допускает ошибки при сборе и записи данных, при необходимости использует соответствующий перевод в СИ, с помощью учителя систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод. 2 Учащийся допускает ошибки при сборе и записи данных, при необходимости не использует соответствующий перевод в СИ 1 Учащийся не умеет самостоятельно собирать и записывать данные, при необходимости не использует соответствующий перевод в СИ 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже Дескрипторы. Критерий Е (6 mах) Обработка информации

6 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование термометр, калориметр, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая технику безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися. 5 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, экспериментальную установку собирает самостоятельно, соблюдая технику безопасности, точно описывает результаты эксперимента, делает правильные выводы. 4 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, экспериментальную установку собирает самостоятельно, соблюдая технику безопасности, но допускает незначительные ошибки в вычислениях. 3 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, экспериментальную установку собирает с помощью учителя, соблюдая технику безопасности, но допускает незначительные ошибки в вычислениях. 2 Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, но не может без помощи учителя проводить исследования, получает с помощью учителя необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая технику безопасности, допускает ошибки в измерениях. 1 Учащийся не правильно использует лабораторное оборудование, не соблюдает технику безопасности, не умеет самостоятельно проводить наблюдения и измерения. 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже Дескрипторы. Критерий F (6 mах) Отношение к науке (проведение эксперимента)

36 max18 max6 maxОтметка баллов18-15 баллов6-5 баллов«5» баллов14-11 баллов4 балла«4» баллов10-7 баллов3-2 балла«3» 14-0 баллов6-0 баллов1-0 баллов«2» Перевод баллов в оценку

Задания для участников online семинара 1.Используя теоретический материал данного семинара, самостоятельно разработайте задания к контрольной работе и одной из лабораторных работ по теме «Электрический ток», а также дескрипторы для оценивания данных работ. 2.Разместите разработанные материалы в своем портфолио по адресу:

Источники Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся в Назарбаев Интеллектуальных школах Положение об оценивании учебных достижений учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ на 2011/12 учебный год.

Вопросы Жду Ваших вопросов…

До встречи на следующем семинаре!