МЕТОД ПРОЕКТОВ Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. профессора кафедры педагогики и психологии ОАОУ «Н ИРО » 201 2 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО 2012 г.
Advertisements

Развитие проектной деятельности учащегося в образовательном процессе В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, к.п.н.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
МАОУ «СОШ 2». Стандарты второго поколения направлены через организацию внеурочной деятельности на: развитие творческих способностей; раскрытие интеллектуального.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Метод проектов. Построить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность в определённом.
Междисциплинарная программа «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Теоретические аспекты проектной деятельности 1. История возникновения методов проектов; 2. Понятие метода проекта; 3. Цели и особенности проектного обучения;
Андреева И.Ю. МОУ СОШ 53 г.Томска Проектная деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Транксрипт:

МЕТОД ПРОЕКТОВ Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. профессора кафедры педагогики и психологии ОАОУ «Н ИРО » г.

это «особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности» /ФГОС основной школы/

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом» /Примерная основная образовательная программа ОУ/

планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Концепция метода разработана американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком. В основе – деятельностный подход, целесообразная деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

ПРОЕКТ - ЭТО деятельность обучающихся, в которой они самостоятельны и активны: - сами придумывают и планируют работу, - подбирают необходимые для реализации деятельности ресурсы, зачастую находящиеся в нескольких учебных областях, - выполняют поставленные задачи, - представляют результаты работы в значимой и явной форме.

МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ: - реализацию разнообразных видов деятельности: изучение дополнительной литературы, сбор данных из различных источников информации, проведение социологических опросов (анкетирование, интервью), консультации с экспертами (экспертное интервью), создание учебных фильмов и др, - использование научных, исследовательских методов: постановка проблемы, определение предмета исследования, формулирование цели и задач, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы. - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ - теоретический вопрос школьной программы, решение которого позволит углубить знания учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. - актуальный для практической жизни вопрос, требующий привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей (т.е.интеграции знаний), их творческого мышления, исследовательских навыков.

Виртуальный музей (слайд-шоу) «Карта» литературного произведения Карта путешествий героя Словарь произведения (эпитеты, сравнения, архаизмы и т.п.) Литературная гостиная И т.д.

письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. И др.

информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

(среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

монопредметные, метапредметные, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности );

индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

– мини-проекты (1-2 урока), проекты средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные;

1. Подготовительный (мотивация) 2. Информационный (планирование) 3. Деятельностный (сбор материала) 4. Деятельностный (оформление результатов) 5. Презентационный (презентация продукта) 6. Рефлексивный (оценка и самооценка процесса и результата)

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание групп учащихся для работы над проектом. Предлагает темы, мотивирует учащихся к обсуждению темы, помогает сформулировать проблему проекта, его цель и задачи. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей, помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Обсуждают и выбирают с учителем тему проекта, определяют свои потребности. Осуществляют анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; Формулируют цель проекта. Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.

2 ЭТАП - ИНФОРМАЦИОННЫЙ Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи -определение источников информации, способов ее сбора, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение обязанностей между членами группы. Направляет процесс поиска информации. Помогает организовать группы; распределить роли в группах; спланировать деятельность по решению задач; продумать возможные формы презентации результатов; продумать критерии оценки результатов и процесса. Организует процесс контроля (самоконтроля) выполнения разработанного плана деятельности. Осуществляют: разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы, поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деяте льности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3 ЭТАП – СБОР МАТЕРИАЛА Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности

4 ЭТАП – ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдают, советуют. Помогают в обеспечении проекта. Мотивируют учащихся, создают чувство успеха.

5 ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА Цели и задачиДеятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. Организует презентацию. Реализует взаимодействие с родителями. Консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации,репетирует с учениками. Выступает в качестве эксперта: обобщает полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение. работать в группе на общий результат и др. Выбирают форму презентации. Готовят презентацию, п ри необходимости консультируясь с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта., т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания.

6 ЭТАП – ОБЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Обучающиеся принимают участие в коллективном обсуждении оценок и самооценок. Учитель осуществляет оценивание деятельности учащегося.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: творческая составляющая (нестандартность и оригинальность решений), теоретическая грамотность и научный кругозор, качество подобранных источников, качество использования источников, самостоятельность, логичность, последовательность и обоснованность суждений, грамотность оформления результатов работы, качество презентации проекта, общественная значимость, потенциал возможного продолжения исследования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, Сформированность предметных знаний и способов действий, Сформированность регулятивных УУД Сформированность коммуникативных УУД /Примерная программа ОУ/

необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.); актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; значимость для развития человека умения самостоятельно пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Дают реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Учат (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания. Дают возможность учителю посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют реконструирования.