Тема : «Обновление содержания и методик преподавания по УМК «ПНШ» 6 заседание проблемной группы «Перспективная начальная школа» Тема : «Обновление содержания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание Знакомство с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 поколения.
Advertisements

Начальная школа сегодня. Механизм реализации государственных стандартов второго поколения.
УУД. Механизм формирования и проверки. Универсальные учебные действия (УУД) – способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ второго поколения.
общеучебные логические действия постановки и решения проблем.
Горчакова И. Г. Заместитель директора по УВР Максимова О. В. Учитель начальных классов МОУ «Гимназия 19» города Омска.
Семинар учителей начальных классов Формирование навыка решения задач у младших школьников.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа Руководитель проекта: Чуракова Р. Г. Учитель 1 а : Флегантова Светлана Георгиевна высшая квалификационная.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Урок в аспекте федерального государственного образовательного стандарта Семинар-практикум для учителей начальной школы.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Транксрипт:

Тема : «Обновление содержания и методик преподавания по УМК «ПНШ» 6 заседание проблемной группы «Перспективная начальная школа» Тема : «Обновление содержания и методик преподавания по УМК «ПНШ» Автор: Каменских Л.А. (руководитель проблемной группы) МОУ «Нижне- талицкая основная общеобразовательная школа» ноябрь 2008 года

Вопросы для обсуждения Новая форма организации обучения учащихся решению учебно-практических задач в УМК «ПНШ». Новая форма организации обучения учащихся решению учебно-практических задач в УМК «ПНШ». Особенности структуры урока программы «ПНШ». Особенности структуры урока программы «ПНШ».

Направленность образования Развивающая (умение решать задачи – один из основных показателей уровня развития школьников) Развивающая (умение решать задачи – один из основных показателей уровня развития школьников) «Прикладная» (связанная со способностью «применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях») «Прикладная» (связанная со способностью «применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях»)

Причины Основная трудность при решении задач – перевод «жизненной» ситуации в предметную область. Основная трудность при решении задач – перевод «жизненной» ситуации в предметную область. Низкие результаты российских школьников в международном исследовании «Программа для международного ученического оценивания» Низкие результаты российских школьников в международном исследовании «Программа для международного ученического оценивания»

Основные особенности учебных задач. 1. Узкая «тематичность» предметных учебных задач. 1. Узкая «тематичность» предметных учебных задач. 2. Наличие чёткой или сравнительно определяемой классификации задач. 2. Наличие чёткой или сравнительно определяемой классификации задач. 3. Ограниченность методов и приёмов обучения решению предметных задач самим содержанием этих задач. 3. Ограниченность методов и приёмов обучения решению предметных задач самим содержанием этих задач. 4. Связные сплошные тексты задач, задающие непротиворечивую однонаправленную последовательность действий. 4. Связные сплошные тексты задач, задающие непротиворечивую однонаправленную последовательность действий. 5. Преимущественное вербальное представление данных. 5. Преимущественное вербальное представление данных. 6. Требование точного единственного ответа, выраженного в краткой форме. 6. Требование точного единственного ответа, выраженного в краткой форме. 7. Последовательность задач определяется принципом от простого к сложному. 7. Последовательность задач определяется принципом от простого к сложному.

Решение дидактической проблемы Путь формирования знаний и умений в условиях решения самих реальных жизненных ситуаций. Путь формирования знаний и умений в условиях решения самих реальных жизненных ситуаций. Практико-ориенПрактико-ориен Практико- ориентировоч ные задачи, применимые к жизни. Учебно- практические, вполне реальные

Требования к учебно-практическим задачам. Стилистические Организационные

Стилистические требования Текст должен описывать реально существующую, житейскую ситуацию. Текст должен описывать реально существующую, житейскую ситуацию. Текст задачи не должен указывать на способы и средства её решения. Текст задачи не должен указывать на способы и средства её решения. Ситуация должна быть адаптирована к возрастным и психологическим особенностям младшего школьника. Ситуация должна быть адаптирована к возрастным и психологическим особенностям младшего школьника. Такие задачи не могут быть прерогативой одного предмета. Такие задачи не могут быть прерогативой одного предмета.

Организационные требования Открытая цепочка последовательных заданий. Открытая цепочка последовательных заданий. Предложенные задания должны быть связаны между собой. Предложенные задания должны быть связаны между собой.

Чем же отличается обучение решению учебных задач в «ПНШ» от приёмов обучения в остальных системах?

Инструментарий Анализ текста на предмет возможности перевода их в математическую область, возможности применения математических средств. (1 класс) Анализ текста на предмет возможности перевода их в математическую область, возможности применения математических средств. (1 класс) Формирование способности к применению широкого спектра средств решения (2-4 классы) Формирование способности к применению широкого спектра средств решения (2-4 классы) Вопрос о рациональности выбора средства решения задачи (2-4 классы) Вопрос о рациональности выбора средства решения задачи (2-4 классы) Рассмотрение задач с избыточными данными Рассмотрение задач с избыточными данными (3-4 классы) (3-4 классы) Рассмотрение задач с недостающими данными и целенаправленному поиску источников их пополнения (3-4 классы) Рассмотрение задач с недостающими данными и целенаправленному поиску источников их пополнения (3-4 классы)

Традиционная самостоятельная работа 1. Заводская цена автомобилей ВАЗ из пробной партии составляла 2800 рублей. Определи заводскую цену одного автомобиля, если пробная партия состояла из 10 машин. 1. Заводская цена автомобилей ВАЗ из пробной партии составляла 2800 рублей. Определи заводскую цену одного автомобиля, если пробная партия состояла из 10 машин. 2. За 6 кг риса заплатили 12 рублей 60 копеек. Определи стоимость 5 кг такого же риса. 2. За 6 кг риса заплатили 12 рублей 60 копеек. Определи стоимость 5 кг такого же риса. 3. За 3 часа стоянки заплатили 150 рублей. Сколько часов на этой же стоянке находился автомобиль, если за стоянку заплатили 450 рублей? 3. За 3 часа стоянки заплатили 150 рублей. Сколько часов на этой же стоянке находился автомобиль, если за стоянку заплатили 450 рублей? 4. Заполни таблицу. 4. Заполни таблицу. Вид това ра.ЦенаКол-воСтоимость А 42 руб/шт ?, на 40 рублей меньше Б ? На 12 руб/шт меньше 5 штук В ? На 6 штук больше 44 рубля

Учебно-практическая самостоятельная работа Для компьютерной техники 7-10 лет назад – гигантский отрезок времени. За этот период КТ делает огромный шаг вперёд в своём развитии. Не стали исключение и принтеры. Если раньше мы видели принтеры только по телевизору, то теперь многоцветная печать пришла к нам домой. Для компьютерной техники 7-10 лет назад – гигантский отрезок времени. За этот период КТ делает огромный шаг вперёд в своём развитии. Не стали исключение и принтеры. Если раньше мы видели принтеры только по телевизору, то теперь многоцветная печать пришла к нам домой. Задание 1. Фирмой КЕНОН был разработан принтер новой модели i950 для печати фотографий. Экспериментальная партия принтеров этой модели состояла всего из 8 принтеров и была продана за 48 тыс. рублей. Задание 2. Благодаря чёткости и реалистичности своих фотографий и способности печатать без полей, эта модель быстро стала популярной. Но изменилась его цена, повысившись на 600 рублей за один принтер. Задание 3. Достаточно экономны и недороги и расходные материалы для принтера этой модели: фотобумага и картриджи с краской. Одного такого картриджа хватает на 150 фотографий. Цена картриджа – 600 рублей, цена пачки фотобумаги в 50 листов – 120 рублей. Задание 4. Качественная печать и цена одной фотографии (цена одного листа и краски, затраченной на один лист), напечатанной на принтере этой модели сделали его одним из самых популярных а сегодняшний день.

Содержание учебно-практических работ 2 класс ( 12 занятий) 1. Далеко ли до Солнца? 1. Далеко ли до Солнца? 2. Солнце – обыкновенный жёлтый карлик. 2. Солнце – обыкновенный жёлтый карлик. 3. Спутники планет. 3. Спутники планет. 4. Кто строит крепости на воде? 4. Кто строит крепости на воде? 5. Кто построил это гнездо? 5. Кто построил это гнездо? 6. Едят ли птицы сладкое? 6. Едят ли птицы сладкое? 7. Почему яйцу нельзя переохлаждаться? 7. Почему яйцу нельзя переохлаждаться? 8. Московский Кремль. 8. Московский Кремль. 3 класс (12 занятий) 1. Что находится внутри Земли? 1. Что находится внутри Земли? 2. Помогите Пете Семёнову? 2. Помогите Пете Семёнову? 3. Много ли на Земле льда? 3. Много ли на Земле льда? 4. Где хранится пресная вода? 4. Где хранится пресная вода? 5. «Многоэтажная» атмосфера Земли. 5. «Многоэтажная» атмосфера Земли. 6. Облака. 6. Облака. 7. Сказочный мир горных пещер. 7. Сказочный мир горных пещер. 8. Жизнь под землёй. 8. Жизнь под землёй. 9. Природное сообщество – аквариум. 9. Природное сообщество – аквариум. 10. Озеро Байкал. 10. Озеро Байкал. 11. Стены Древнего Кремля. 11. Стены Древнего Кремля.

План урока по 3 тетради 1. Беседа (не дублировать тетрадь) – 3-5 минут. 2. Выполнение 3 - х заданий. 3. Итог. 4. Домашнее задание (остальное) 5. Готовый продукт (вычисления, презентация, карта, схема, рисунок, модель и т.д.) Цель: НЕ отработка вычислительных навыков, а РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Белый медведь. Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно. Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно. Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра. Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра. Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы. Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы. Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну! Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Общая характеристика Предлагаемая контрольная работа нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта (2004 г.) по литературному чтению, развитию речи, математике, окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения учащихся работать с незнакомым текстом, который носит естественнонаучный характер. Выбор текста обусловлен доступностью для младших школьников и интересным для них содержанием. Предлагаемая контрольная работа нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта (2004 г.) по литературному чтению, развитию речи, математике, окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения учащихся работать с незнакомым текстом, который носит естественнонаучный характер. Выбор текста обусловлен доступностью для младших школьников и интересным для них содержанием. Единая контрольная работа представлена в тестовой форме. К каждому заданию теста даны 2 – 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий ученик должен указать номер верного ответа в тесте. Все задания равнозначны по трудности. Единая контрольная работа представлена в тестовой форме. К каждому заданию теста даны 2 – 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий ученик должен указать номер верного ответа в тесте. Все задания равнозначны по трудности.

Порядок проведения Выполнение контрольной работы учащимися рассчитано на 2 – 3 академических часа. Необходимо предоставить каждому ученику тест и черновик. Ученики начинают работу с выполнения задания по литературному чтению. Его цель – проверка умения учащихся работать с незнакомым текстом, извлекая из него необходимую информацию. Последующий порядок выбора учебных предметов может быть произвольным. Выполнение контрольной работы учащимися рассчитано на 2 – 3 академических часа. Необходимо предоставить каждому ученику тест и черновик. Ученики начинают работу с выполнения задания по литературному чтению. Его цель – проверка умения учащихся работать с незнакомым текстом, извлекая из него необходимую информацию. Последующий порядок выбора учебных предметов может быть произвольным. При выполнении работы учащимся потребуется: учебник «Окружающий мир», 4 кл., ч. 2 (авт. О.Н. Федотова и др.), линейка. При выполнении работы учащимся потребуется: учебник «Окружающий мир», 4 кл., ч. 2 (авт. О.Н. Федотова и др.), линейка.

Оценка результатов Выполнение заданий контрольной работы оценивается по дихотомической шкале с категориями: верно и неверно. За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Выполнение заданий контрольной работы оценивается по дихотомической шкале с категориями: верно и неверно. За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный – 0 баллов. Сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий по данному учебному предмету, составляет тестовый балл.. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный – 0 баллов. Сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий по данному учебному предмету, составляет тестовый балл.. Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом. Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом.

Формы организации учебных занятий. Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков. Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков. Урок применения ЗУНов. Урок применения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Урок обобщения и систематизации ЗУНов. Урок повторения ЗУНов. Урок повторения ЗУНов. Контрольный урок. Контрольный урок. Комбинированный урок. Комбинированный урок. Новые формы: ( учебная экскурсия, поход, урок решения практических задач, лабораторный практикум, урок в библиотеке, заседание клуба) Новые формы: ( учебная экскурсия, поход, урок решения практических задач, лабораторный практикум, урок в библиотеке, заседание клуба)

Структура урока. Звенья урока. Звенья урока. 1. Организационный момент. 2. Мотивация, целеполагание. 3. Актуализация знаний. 4. Новый материал. 5. Закрепление. а) репродуктивное а) репродуктивное б) конструктивное б) конструктивное в) творческое в) творческое 6. Самостоятельная работа. 7. Подведение итогов, дом. задание. дом. задание. 8. Рефлексия. Подумай! Подумай! 1, 2, 4, 5 (а, б), 7, 8 1, 2, 3, 5 (б, в), 7, 8 1, 2, 6, 7, 8

Анализ учебной деятельности Что я делаю? Что я делаю? (цели, задачи) (цели, задачи) Как я делаю? Как я делаю? (алгоритм) (алгоритм) Для чего я это делаю? Для чего я это делаю?

Самоанализ урока Дидактическая задача (создать условия для формирования у учащихся какого-то умения). Дидактическая задача (создать условия для формирования у учащихся какого-то умения). Триединая задача Триединая задача - обучающая (совпадает с темой урока, уточняет дидактическую задачу) - обучающая (совпадает с темой урока, уточняет дидактическую задачу) - развивающая (самостоятельность, коммуникативные навыки, умение работать в паре, группе) - развивающая (самостоятельность, коммуникативные навыки, умение работать в паре, группе) - воспитательная задача (внимательное отношение к слову) - воспитательная задача (внимательное отношение к слову) Здоровьесберегающая задача. Здоровьесберегающая задача.

Пометки на полях Учебник не учит быстроте счёта, а учит способам счёта Сигнальные карточки: красный цвет – я не смог, зелёный цвет – у меня всё получилось. Эмоциональный опыт: маркирование текста(голубой – пессимистический тон, жёлтый – оптимистический тон, красный –главные моменты. «Музейный дом». Универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные)

Нельзя перепланировать, можно заменить задание на аналогичное, убрать трудное. Исключать задания в зависимости от подготовленности класса. Формирование математической культуры проявляется в грамотной математической речи. Разбор предложения начинать с того, как удобно (подлежащее, сказуемое)

Мотивация, целеполагание (предоставить ребёнку самому определить для себя цель на уроке) «Мудрый шкаф» (дополнительные словари, мудрые книги, редкие книги) Организация своего «Музейного дома» (рисунки на произведения учащихся)