5 класс Повторение изученного по теме «Лексика» Учитель русского языка и литературы Надежда Михайловна Рыжкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Путешествуем по городу Лексика 1 этап. Таможня 2 этап. Аллея Синонимов 3 этап. Река Антонимия 4 этап. Холм Омонимов 5 этап. Башня неологизмов и архаизмов.
Advertisements

Эти многоликие слова… Эти многоликие слова… Обобщающий урок по теме «Лексика»
По станциям Лексики. Маршрутный лист 1. Лексическое значение слова. 2. Однозначные и многозначные слова. 3. Прямое и переносное значение слов. 4. Синонимы.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Антонимы Автор: учитель русского языка и литературы Амблямова Светлана Владимировна.
Двадцать восьмое октября Одни деревья высокие, а другие низкие. Вот растёт огромный дуб, а недалеко – маленькая берёзка. У дуба толстый ствол, у берёзки.
Однозначные и многозначные слова. Цель Знать: Однозначные и многозначные слова Однозначные и многозначные слова Уметь: Определять, в каком лексическом.
Антонимы слова- «неприятели» Логопедическое занятие для учащихся 1 класса с нарушением ОПП.
Урок-игра по теме «Лексика». Систематизировать изученное о лексике Цель урока:
Антонимы Автор: учитель русского языка и литературы Меркушева Надежда Николаевна, МБОУСОШ п. Коммунистический, Советского района ХМАО – Югра.
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (ОБОБЩЕНИЕ). УЧИТЕЛЬ: ГАВРИШ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА.
Лексика Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов ОмонимыСинонимыАнтонимы.
Отрывок из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые»: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
Запишите высказывание Л.Н.Толстого в форме прямой речи. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно.
Всех, кто хочет стать умным, находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, приглашают в гости слова. Принимая участие в уроке, вы сможете: п роверить.
ПЕРВОСПРЯЖЕНСКВТОРОСПРЯЖЕНСК Построил дом Строит дом.
Подготовка к контрольной работе по русскому языку Тренировочные упражнения. 4 класс. Учебник В. В. Репкина.
Сяпала калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали, бутявку стрямкали. И подудонились.
Повторение по теме «Лексика» Урок русского языка в 5 классе Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 села Белая Глина Онищенко Светлана Владимировна.
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Лексика» В русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К. Паустовский Составитель Евлашина О.В.,
Транксрипт:

5 класс Повторение изученного по теме «Лексика» Учитель русского языка и литературы Надежда Михайловна Рыжкова

Цели урока: Образовательная: - повторить и обобщить материал по теме Лексика; -способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики; - закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме. Развивающая: - повышать творческую активность учащихся, - развивать интерес к изучению языка; - совершенствовать грамматический строй речи, - обогащать словарный запас языка учащихся. Воспитательная: воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Повторяем теорию! Лексика – это …... Лексическое значение слова ….. Слово имеет не только лексическое, но ….. Раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка называется…

Лексика – это словарный состав языка. Лексическое значение слова объясняется в толковых словарях. Слово имеет не только лексическое, но и грамматическое значение. Раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка называется лексикологией.

Пуськи бятые Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: -Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: -Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка за напушкой: -Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Почему? Почему не все ясно в сказке? В целом смысл текста понятен. Чем это объяснить? На какие части речи похожи слова по своему строению? (Приведите примеры из текста)

Повторим теорию! Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Лексический диктант 1.Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. 2. От какого латинского слова образовалось оно? Запишите еще одно слово, образованное в этим же элементом. 3. Спортивная командная игра, которая заключается в том, чтобы забросить как можно больше мячей в корзину противника. 4. Запишите еще названия спортивных игр, какие вы знаете. 5. Летательный аппарат, с помощью которого опускаются с помощью самолета на землю. 6. Небольшая книжечка, листы которой скреплены или сшиты.

Игра Установите соответствие брошюра Похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах Небольшая книжечка Профессиональный наездник на скачках Запас слов и выражений человека Очень мелкий дождь изморось жокей лексикон

Правильный ответ брошюра Похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах Небольшая книжечка Профессиональный наездник на скачках Запас слов и выражений человека Очень мелкий дождь изморось жокей лексикон

Определи значения слова дорога Подумайте только, как много Значений у слова дорога. Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, И синее небо над нами… И вот уж пополнилось новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету. Прощаясь с ее экипажем, Стоящим у звезд на пороге, Мы просто и буднично скажем: – До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только: как много Значений у слова дорога! В. Остен

Записать слово по его толкованию 1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам. 2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов. 3. Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием. 4. Большая проезжая дорога (уст.). 5. Грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами. 6. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога. 7. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными. 8. Дорога для автомобильного движения. 9. Наезженная дорога, путь (на Украине и юге России). 10. Пожелание уезжающему, уходящему.

Слова для справок Аллея тротуар шоссе тракт проселок метрополитен тропинка. автострада. шлях в добрый путь, счастливой дороги

Ромашка Поле поля Пол я шля пы Пол я в тетр ади Игр ова я пло щад ка Эле ктри ческ ое пол е Пол я под пос евы пше ниц ы

Ромашка земля пла нет а суш а поч ва тер рит ори я род ина

Повторяем теорию! Перенос значения слова происходит на основе сходства предметов в чём- либо. Если какие- то предметы и явления похожи, они нередко получают одно и то же название. Сходство По форме По функции По звучанию По другим признакам По цвету

Работа с текстом Осень Ос…нь по лесу шагает: Будто пламень лес горит, Ясень лист..я осыпа…т; Ду… нахмуренный ст…ит. И берё…ка м…л…дая С каждым часом всё ж…лтей. Буйный веет…р, нал…тая, Ра…пл…тает косы ей. ( По Н. Найдёновой)

Осень Осень по лесу шагает: Будто пламень лес горит, Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный стоит. И берёзка молодая С каждым часом всё желтей. Буйный ветер, налетая, Расплетает косы ей. ( По Н. Найдёновой)

Повторяем теорию Тропы (средства выразительности, основанные на переносном значении слов) метафораэпитет олицетворение

Метафора – перенесение значения одного предмета на другой на основе их сходства. – Эпитет – образное, яркое определение. Олицетворение –разновидность. метафоры. Изображение явлений природы и неодушевлённых предметов как живых существ.

ОМОНИМЫ -слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению

Виды омонимов Омонимы ( различаются значением) Омографы ( различаются значением и ударением) Омофоны ( различаются значением и написанием) Омоформы ( различаются значением и грамматически ми признаками) почитать родителей – почитать книгу чайные кружки – разноцвет- ные кружки полоскать бельё – поласкать ребёнка острая пила – пила чай

Найдите омонимы Я – под синим пологом На холме пологом. Но изжита, минута Страшная минута! ) Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей (Я.Козловский) Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. Под спинку - Перинку. На перинку - Простынку. Подушки - Под ушки

Найдите омонимы Я – под синим пологом На холме пологом. Но изжита, минута Страшная минута! ) Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей (Я.Козловский) Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. Под спинку - Перинку. На перинку - Простынку. Подушки - Под ушки

Повторяем теорию! Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Найди синонимы И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стёклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали… (По Н. Носову)

Найди синонимы И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стёклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали… (По Н. Носову)

Восстановите строки известных стихотворений, заменяя нужные слова синонимами Как-то раз лютою зимою На опушке леса я совсем промерз. Вижу-вверх плетется тощая коняга И сухие ветки на санях везет… Песни исполняет холодное время года, кричит «ау». Разлапистому лесу поет колыбельную звоном хвойного леса. Вокруг плывут в дальние края белые сгустки воздуха.

Восстановите строки известных стихотворений, заменяя нужные слова синонимами Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел. Был сильный мороз. Гляжу- поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. Поет зима, аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну Далекую седые облака.

Восстановите строки известных стихотворений, заменяя нужные слова синонимами Сказал он, блеснув глазами: «Друзья! Не столица ли позади нас? Примем смерть возле столицы, Как наши родственники Принимали смерть!»

Восстановите строки известных стихотворений, заменяя нужные слова синонимами И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали…»

Повторяем теорию! Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположными лексическими значениями.

Продолжить пословицы Молод годами, да стар … Любишь кататься … Лучше горькая правда … Не было бы счастья … Не верь началу, верь …

Продолжить пословицы Молод годами, да стар делами. Любишь кататься, люби и саночки возить. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Не верь началу, верь концу.

Разгадай загадки Я – антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня… Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь … Я – антоним слова лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я… Я – антоним к слову смех, Не от радости, утех, - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это…

Разгадай загадки Я – антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня прохлада. Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь тишина. Я – антоним слова лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я зима. Я – антоним к слову смех, Не от радости, утех, - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это плач.

Нам помогут словари!!! ЭнциклопедическиеЛингвистические общиеотраслевыеобщие отдельных лексических групп Большая советская энциклопедия Литературная энциклопедия Словарь современного русского литературного языка Словарь синонимов; Словарь омонимов; Словарь антонимов Советский энциклопедическ ий словарь Словарь юного филолога Словарь русских народных говоров Фразеологически й словарь Энциклопедическ ий словарь Брокгауза и Эфрона Театральная энциклопедия Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой Этимологический словарь русского языка

Слова, слова, слова Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных - нету! И всё, что может видеть глаз- Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Они слышны и здесь, и там, На улице и дома: Одно – давно привычно нам, Другое – незнакомо… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море - море слов – Купаться ежечасно!

Рефлексия? - Какие задания на уроке вам понравилось выполнять? -Что нового по теме для себя вы узнали? -Что вызвало затруднения? -Как бы оценили свою работу?