Тема «маленького человека» в современной литературе Людмила Евгеньевна Улицкая Людмила Евгеньевна Улицкая Прозаик, сценарист кино и телевидения, обладательница.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Способ жизни» Людмилы Улицкой Автор: Чекмарева И.А., учитель русского языка и литературы.
Advertisements

И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Проблемный вопрос Какова роль портрета в рассказе О. Генри «Дары волхвов»?
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
«Современные тенденции литературного образования школьников» Бондаренко С. В. учитель МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Творческая мастерская «Юный писатель». «Юный писатель» Цель: научиться создавать художественные произведения малых жанров по законам литературного искусства.
Тема: «Роль собственных имён в русской художественной речи» (на примере анализа антропонимов в рассказах М.Зощенко).
Урок русской литературы 9класс. (презентация 2) Автор: учитель МОУ СОШ 2 Бальчинова В. В.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК: Ги де Мопассан и его новелла «ОЖЕРЕЛЬЕ» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
Рассказы А. П. Чехова В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Тема урока: Ожившие страницы прошлого. (По произведениям русских классиков о жизни детей из простого народа.) Автор работы: Митрошичева Таисия Геннадьевна.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Анализ стихотворения Как построено стихотворение? Как построено стихотворение? Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя?
К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя Подготовила учитель МОУ лицея 17 г. Владимира Какшина Ирина Евгеньевна 2008 год.
ГЕРОИ И ИДЕЯ ПОВЕСТИ. дать характеристику главным героям повести; уметь анализировать поступки героев и их речь; выявить основную идею произведения.
Транксрипт:

Тема «маленького человека» в современной литературе Людмила Евгеньевна Улицкая Людмила Евгеньевна Улицкая Прозаик, сценарист кино и телевидения, обладательница престижных премий, лауреат Букеровской премии 2001 года Прозаик, сценарист кино и телевидения, обладательница престижных премий, лауреат Букеровской премии 2001 года

Боже правый! Пусто и страшно становится в твоем мире. Н.В.Гоголь И тяжек сердцу мир больной… Н.Колычев Иисус Христос, Сын Божий, сошел с небес ради одного только, чтобы люди не были зверьми, чтоб любили друг друга… Л.Улицкая

Цели урока: 1.изучить произведение современного автора в контексте классической литературы 1.изучить произведение современного автора в контексте классической литературы 2. развивать навыки литературоведческого анализа художественного произведения 2. развивать навыки литературоведческого анализа художественного произведения 3. воспитывать у учащихся чувство сострадания к человеку 3. воспитывать у учащихся чувство сострадания к человеку

В. Перов «Тройка»

В. Васнецов «С квартиры на квартиру»

В. Маковский «Свидание»

Тема «маленького человека» в русской литературе А.С.ПушкинН.В.ГогольФ.М.Достоевский

Основные теоретико - литературные понятия Рассказ Рассказ Тема Тема Идея произведения Идея произведения Композиция Композиция Деталь Деталь Герой Герой Конфликт Конфликт

Композиционные и художественные приёмы Заглавие Заглавие Деталь Деталь «Говорящие имена» «Говорящие имена» Противопоставление Противопоставление Портрет Портрет Речь Речь

Заглавие «Народ избранный» Избранный Ассоциация - выбранный, отборный, лучший, отличный (В. Даль) - редкие, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение

Анализ текста Какие люди названы автором «избранными»? Какие они (внешне и внутренне)? Зинаида Катя Рыжая Нищие

Характеристика героев (портрет, поступки, речь, «говорящие» имена, ремарки ) Зинаида (божественная) Зинаида (божественная) Катя Рыжая (Екатерина –чистая, непорочная) Катя Рыжая (Екатерина –чистая, непорочная) Нищие (старуха в клетчатом платке, хромой старик, крохотная старушонка в плешивой меховой шапке) Нищие (старуха в клетчатом платке, хромой старик, крохотная старушонка в плешивой меховой шапке) Что у них общего? Чем различаются? Как к ним относится автор? Почему?

Черты настоящих нищих Искренне верят в Бога Искренне верят в Бога Обладают смирением Обладают смирением Лишены гордыни, злобы, зависти Лишены гордыни, злобы, зависти Сохранили чувство доброты, сострадательности, благодарности за участие Сохранили чувство доброты, сострадательности, благодарности за участие Умеют довольствоваться малым Умеют довольствоваться малым

Главная идея произведения Будь милосердным Будь уважителен к простому человеку Будь благодарным Будь мужественным В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

Напутствие автора Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных. Но чудесные дары – сострадания, милости, верности – чаще всего являются именно там, в тени жизни, на ее обочине. Открытие это невелико, но когда оно происходит, немного изменяется картина мира, возникает новая точка отсчета и другая система координат: две лепты евангельской вдовы превращаются в великий дар, а бедные угощения полусумасшедшей старухи – в жизненный подвиг. Почти всегда – незамеченный… Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных. Но чудесные дары – сострадания, милости, верности – чаще всего являются именно там, в тени жизни, на ее обочине. Открытие это невелико, но когда оно происходит, немного изменяется картина мира, возникает новая точка отсчета и другая система координат: две лепты евангельской вдовы превращаются в великий дар, а бедные угощения полусумасшедшей старухи – в жизненный подвиг. Почти всегда – незамеченный… Л. Улицкая Л. Улицкая