Составила:БаландинаВалентинаПетровна учитель географии Первомайской средней общеобразовательной школы 2 учитель географии Первомайской средней общеобразовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку: «Крупные природные районы Восточной Сибири». Подготовила и провела учитель географии: Баландина В.П. Г.Первомайск уч.год.
Advertisements

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках географии.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Районное методическое объединение учителей географии.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Тема выступления : «Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании русского языка и литературы» Презентацию подготовила учитель.
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы.
Транксрипт:

Составила:БаландинаВалентинаПетровна учитель географии Первомайской средней общеобразовательной школы 2 учитель географии Первомайской средней общеобразовательной школы 2 Методическая разработка учебной программы по разделу: География- 8 класс. «Природа регионов России».

«Любить Родину-значит знать её». В.Г.Белинский.

Данная рабочая программа по географии для 8 класса разработана на основе авторской программы С.В. Курчиной, соответствующей требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Пояснительная записка

Актуальность Раздел « Природные комплексы России » изучается после раздела : « Особенности природы и природные ресурсы России ». Знания о природном районировании, формируют географический образ России, как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте(глобального географического пространства). Конструирование раздела основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культуро- логического, личностно-деятельностного, историко- проблемного, интегрированного, комплексного, системного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Раздел « Природные комплексы России » изучается после раздела : « Особенности природы и природные ресурсы России ». Знания о природном районировании, формируют географический образ России, как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте(глобального географического пространства). Конструирование раздела основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культуро- логического, личностно-деятельностного, историко- проблемного, интегрированного, комплексного, системного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход

Комплексный подход Одним из ведущих факторов модернизации преподавания географии и всего образования в целом является интеграция одновременно нескольких современных образовательных технологий, позволяющих раскрыть потенциальные возможности каждому ученику, войти в социальное пространство, направить на путь развития личности. Ядром педагогической деятельности на основе комплексного подхода к преподаванию географии является создание условий для социализации личности ребенка на основе следующих программ деятельности: использование адаптивных технологий; проектная деятельность учащихся; использование информационно - коммуникативных технологий; работа с одаренными учащимися, научно-исследовательская деятельность; использование краеведческого принципа в обучении и воспитании.

Проблемный подход Проблемное обучение - развивающее обучение, представленное системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия.

Интегрированный подход Обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно – следственных связей, закономерностей. Реализация интегрированного подхода позволяет школьникам включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя общую картину мира. Личностно - деятельностный подход Обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно- важное значение географии. Историко – проблемный подход Дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно- ориентированного содержания.

Учебно-методическая литература

Значение темы в курсе «География» Формирование целостного мировозрения Развитие географических умений и навыков Воспитательное Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Географические знания лежат в основе формирования Географические знания лежат в основе формирования эмоционально – ценностного отношения учащихся к природе, эмоционально – ценностного отношения учащихся к природе, социально – культурному окружению, другим людям, понимания социально – культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве. Важнейшими знаниями себя в географическом пространстве. Важнейшими знаниями раздела являются знания о месте России в современном мире: раздела являются знания о месте России в современном мире: представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины место России в современном мире место России в современном мире изменение природы в следствии антропогенных воздействий изменение природы в следствии антропогенных воздействий пути решения проблем связанных с антропогенным воздействием на природные комплексы России пути решения проблем связанных с антропогенным воздействием на природные комплексы России Формирование мировозрения

Знания и умения рассматриваются во взаимосвязи. Особое Знания и умения рассматриваются во взаимосвязи. Особое внимание уделяется следующей группе умений: внимание уделяется следующей группе умений: общенаучные (работа с текстом, внетекстовыми компонентами учебника, тетрадью, хрестоматией) общенаучные (работа с текстом, внетекстовыми компонентами учебника, тетрадью, хрестоматией) интеллектуальные(умение анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, прогнозировать географические явления и объекты интеллектуальные(умение анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, прогнозировать географические явления и объекты практические(работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами) практические(работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами) оценочные(учатся давать оценки: оценочные(учатся давать оценки:пространственно-временные, эстетические, географические, эстетические, географические,нравственные) Развитие географических умений

Воспитание Российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою родину, прошлое, настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знаний языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия.

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

А1 А1 В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, зима наиболее теплая? Подготовка к ГИА и ЕГЭ

А2 В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? 1) Красноярский край 2) Ставропольский край 3) Хабаровский край 4) 4) Магаданская область А3 Россия занимает первое место в мире по 1) производству чугуна и стали 2) добыче природного газа 3) добыче нефти 4) 4) выращиванию пшеницы

В1 Установите соответствие между рекой и её расположением на карте, обозначенным цифрой. РЕКА РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ А) Ангара 1) 1 Б) Енисей 2) 2 В) Обь 3) 3 4) 4

С1 Внутренние миграции населения оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. При планировании мер по обеспечению населения жильем, рабочими местами, объектами социальной сферы необходимо учитывать влияние миграционных процессов на численность населения региона. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Проанализировав эти данные, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Ленинградской области в 2007 г. Запишите решение задачи.

Образовательная: сформировать представление об особенностях географического положения, состава и особенностях природы крупных регионов России; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории. Развивающая: учить анализировать, уметь самостоятельно делать выводы, учить строить аналогию, развитие творческого воображения, самостоятельное обоснование учащихся удобства использования презентаций и работы с контурными картами.. Воспитательная: формировать научное мировоззрение, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и «здоровью» окружающей природы, формирование навыков работы в группе, стабилизация само и взаимооценки. Цели и задачи раздела

Оптимальное педагогическое общение учителя и ученика Заинтересованность учащихся в формировании собственных способностей Заинтересованность учащихся в формировании собственных способностей Свободный выбор учащимися форм, методов, средств и времени обучения Свободный выбор учащимися форм, методов, средств и времени обучения Организация совместной учебной мыслительной деятельности; Организация совместной учебной мыслительной деятельности; Чувство ответственности ученика за свои поступки, поведение и учебу перед Чувство ответственности ученика за свои поступки, поведение и учебу перед собой и своими одноклассниками; собой и своими одноклассниками; Общая ответственность учителя и учащихся за успехи учебно- Общая ответственность учителя и учащихся за успехи учебно- воспитательного процесса воспитательного процесса Стимулирование инициативы учащихся, побуждение к выполнению Стимулирование инициативы учащихся, побуждение к выполнению совместных учебных действий совместных учебных действий Организация взаимопомощи, коллективной проверки правильности Организация взаимопомощи, коллективной проверки правильности выполнения заданий выполнения заданий Средства педагогического сотрудничества дополняются адекватным им Средства педагогического сотрудничества дополняются адекватным им типом межличностных отношений участников педагогической типом межличностных отношений участников педагогической деятельности, деятельности, Сочетание обучения общеобразовательным и специальным знаниям Сочетание обучения общеобразовательным и специальным знаниям с рациональным способом самостоятельной мыслительной деятельности, с рациональным способом самостоятельной мыслительной деятельности, изменение содержания в соответствии с уровнем и видом мыслительной деятельности; изменение содержания в соответствии с уровнем и видом мыслительной деятельности; Основные психолого- педагогические условия развития способностей учащихся

Определение проблемы, тематического поля изучаемого материала совместно Определение проблемы, тематического поля изучаемого материала совместно с учащимися; с учащимися; Формулирование совместно с учащимися целей предстоящей совместной учебной Формулирование совместно с учащимися целей предстоящей совместной учебной деятельности; деятельности; Совместное определение задач, учебных проблем, принятие решений; Совместное определение задач, учебных проблем, принятие решений; Организация специальной дидактической основы урока по развитию Организация специальной дидактической основы урока по развитию интеллектуальных умений; интеллектуальных умений; Применение техники педагогического мастерства, умение владеть голосом, мимикой, Применение техники педагогического мастерства, умение владеть голосом, мимикой, жестом, творческим самочувствием; жестом, творческим самочувствием; Создание на занятиях ситуаций занимательности, интереса (занимательные аналогии, Создание на занятиях ситуаций занимательности, интереса (занимательные аналогии, ролевые и деловые игры и др.); ролевые и деловые игры и др.); Создание ситуаций новизны, удивления, актуальности, приближения содержания к Создание ситуаций новизны, удивления, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, к явлениям общественно-политической и самым важным открытиям в науке, к явлениям общественно-политической и культурной жизни; культурной жизни; Направленность преподавателя на рождение творческой деятельности в результате Направленность преподавателя на рождение творческой деятельности в результате учебного взаимодействия самих учащихся, создание эмоционально - нравственных учебного взаимодействия самих учащихся, создание эмоционально - нравственных ситуаций, смена видов учебной деятельности, организация коллективной творческой ситуаций, смена видов учебной деятельности, организация коллективной творческой познавательной работы учащихся; познавательной работы учащихся; Сочетание в процессе обучения внешнего контроля и оценки с самоконтролем и Сочетание в процессе обучения внешнего контроля и оценки с самоконтролем и самооценкой учащихся; самооценкой учащихся; Не давать оценки в форме замечания, отрицания, согласия, одобрения, Не давать оценки в форме замечания, отрицания, согласия, одобрения, преимущественное использование вместо отметок качественных оценочных преимущественное использование вместо отметок качественных оценочных суждений суждений Основные психолого- педагогические приёмы обучения и воспитания

Уметь: 1. Определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. 2. Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры. 3. Оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизнедеятельности человека. 4. Описывать объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации. Знать: 1. Специфику географического положения и административно- территориальные устройства Российской Федерации. 2. Особенности географии и её рельефа, климата, вод, растительности и животного мира. 3. Уникальные объекты и явления на территории России

1. О бъяснительно-иллюстративный 1. О бъяснительно-иллюстративный (Сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания) (Сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания) 2. Репродуктивный ( Использую для применения знаний и умений по образцу. Напри ( Использую для применения знаний и умений по образцу. Напри мер, самостоятельное задание – дать описание одного из регионов России. Это задание с использованием типовых планов, инструкций.) мер, самостоятельное задание – дать описание одного из регионов России. Это задание с использованием типовых планов, инструкций.) 3. Метод проблемного изложения 3. Метод проблемного изложения ( Использую для показа образца доказательного решения проблемы. Я формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение. Например: Проблема рационального использования природных ресурсов Русской равнины.) ( Использую для показа образца доказательного решения проблемы. Я формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение. Например: Проблема рационального использования природных ресурсов Русской равнины.) Методы обучения

4. Частично - поисковый 4. Частично - поисковый ( Использую для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.) ( Использую для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.) 5. Исследовательский 5. Исследовательский (Школьники не только решают проблему, но и определяют пути (Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления, поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.) формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.) 6. Контроля и самоконтроля 6. Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль, контроль выполнения контроль, письменный самоконтроль, контроль выполнения практических работ). практических работ). Методы обучения

Новые педагогические технологии: Новые педагогические технологии: компьютерные технологии и метод проектов; компьютерные технологии и метод проектов; технология исследовательского технология исследовательского обучения; обучения; технология игрового обучения; технология игрового обучения; технология проблемного обучения технология проблемного обучения технология здоровье сберегающего обучения технология здоровье сберегающего обучения технология личностно- ориентированного обучения технология личностно- ориентированного обучения технология групповой деятельности технология групповой деятельности технология программированного обучения технология программированного обучения Технология обучения

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся: Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся: Повышает мотивацию обучающихся к учению; Повышает мотивацию обучающихся к учению; Активизирует познавательную деятельность; Активизирует познавательную деятельность; Развивает мышление и творческие способности ребенка; Развивает мышление и творческие способности ребенка; Формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Технология компьютерного обучения и метод проектов

Преимущество использования ИКТ

Виды компьютерных программ учебные тренажеры контролир ующие демонстра ционные Мультимедиа- презентации справочно- информаци онные

Возможности учителя Подбор иллюстративного материала; создание электронных наглядных пособий (таблицы, схемы, диаграммы…); создание индивидуальных карточек; создание презентаций; размещение информации на сайте школы;

Проектная деятельность в 8 классе Одним из приемов работы на уроках географии в 8 классе является работа по созданию проектов. Учащиеся овладевают такими приемами работы как: 1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. 2. Проведение исследования. 3. Подготовка иллюстративного материала. 4. Оформление материала для презентации (сильные ученики) или доклада.

Результативность работы над методом проектов Написание докладов. Создание презентаций: Центрально-Якутская неизменность Среднесибирское плоскогорье Равнинные районы Восточной Сибири

Система знаний Общенаучные знания (формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего географической культурой через познание окружающего мира, является целью географического образования). Естественно- научные знания (география формировалась в потоке многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной истории и культуры человеческой цивилизации в целом от представлений древнего человека до понятий о геосистемах территориальной организации). Фундаментальные знания (чем глубже географический кругозор обучающихся, тем больше у него возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру «путем географизации мышления и действия») Знания профильного характера (изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области).

Система деятельности Познавательная деятельность (при организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков). Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них: 1. Создание проблемных ситуаций 2. Дидактические игры: Найди половинку, Составь слово, Географические диктанты, Третий лишний, Заочное путешествие. 3. Творческие работы (из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации, проекты и т.д. 4. Работа с картой (система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском).

Преобразующая деятельность(современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации).

Общеучебная деятельность (общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале. Ученики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами. Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ развития общеучебных компетенций - это система познавательных задач и заданий).

Самоорганизующая деятельность (организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации на уроках позволяет формировать учебно- познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета географии, применение на уроках различных видов деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценка).

Тематическое планирование раздела «Природные комплексы России» Тема 2: «Природные регионы России». 1 урок. «Русская (Восточно- Европейская) равнина 2 урок. «Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. 3 урок. «Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. 4 урок. «Кавказ- самые высокие горы. 5 урок. «Природные комплексы Северного Кавказа. 6 урок. «Урал- «каменный пояс Русской земли»». 7 урок. «Своеобразие природы Урала. 8 урок. «Природные уникумы. Экологические проблемы урока». 9 урок. «Западно- Сибирская равнина: особенности природы. 10 урок. «Природные ресурсы Западно- Сибирской равнины и условия их освоения». 11 урок. «Восточная Сибирь: величие и суровость природы». 12 урок. «Природные районы Восточной Сибири».

Тип урока: Изучение нового материала. Цель: формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины. Задачи: 1.Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины; 2.Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником; 3.Развивать умения анализировать карты и делать выводы; 4.Создать условия для формирования устойчивого интереса к географии России. Этапы урока: 1.Вводная часть (активизация интереса). 2.Изучение нового материала по плану: Географическое положение. Географическое положение. Геологическое строение и рельеф. Геологическое строение и рельеф. Климат. Климат. Внутренние воды. Внутренние воды. 3.Организация самостоятельной работы с атласом, учебником 4. Закрепление материала. Работа с контурными картами. 5. Задание на дом. Урок 1 «Русская (Восточно- Европейская) равнина»

Тип урока : Урок комплексного применения ЗУН учащихся Цель урока : углубить знания о природных зонах, расширить представления о ПТК Русской равнины ;продолжить формирования умений работать с источниками географической информации. Этапы урока: 1.Организационный момент 2.Актуализация полученных знаний по теме "Географическое положение Русской равнины " 3.Изучение новой темы 4.Понятие о природно-территориальном комплексе (ПТК) 5.Влияние четвертого оледенения на природу Восточно-Европейской равнины 6. Природные памятники Русской равнины :Карелия, заповедник Кижи, Астраханский заповедник(сообщения учащихся) 7.Практическая работа: на контурной карте отметить водопад Кивач,заповедник Кижи, Астраханский заповедник, озеро Эльтон, озеро Селигер, Карелия 8.Домашнее задание Урок 2 «Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы».

Озеро ЭльтонВодопад Кивач Озеро Селигер Астраханский заповедник

Цель урока: -знакомство с комплексной проблемой рационального использования, охраны и преобразования природы Русской равнины. -углубить и расширить знания учащихся о ПР Русской равнины (видах и их размещении). -рассмотреть проблемы рационального использования ПР; -определить экологические проблемы Русской равнины и пути их решения. Этапы урока: Организационный момент Проверка домашнего задания в форме игры «Знаешь ли ты свою страну...» Изучение нового материала. Учащиеся выполняют логико-структурную схему «Виды природных ресурсов Русской равнины» Закрепление. Просмотр слайдов Домашнее задание. Подготовить сообщение о рациональном и нерациональном использовании ПР Русской равнины. Урок 3 «Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины» Тип урока: комбинированный

Урок 4 «Кавказ- самые высокие горы России» Тип урока: комбинированный Цель урока: Обучающая. Создать образ Кавказских гор. Сформировать знание о рельефе, климате, высотной поясности Кавказа. Познакомить новыми терминами. Развивающая. Учить работать с картами, схемами. Использовать для получения информации ИКТ. Воспитывающая. Расширить знания о регионе, прививать любовь к Малой Родине. Развивать коммуникативные качества. Этапы урока: 1.Проверка домашнего задания. Устная работа в парах, фронтальная работа. 2. Изучение нового материала. Работа по картам, атласам Просмотр презентации Работа с географической схемой (рис 92. стр. 163) и физической картой это карта есть у вас в учебнике найдите на странице 163. Физ. Минутка. - Встали, руки вверх потянулись раз два, медленно опускаем. Еще раз. - Руки на уровне груди и на носочках вращаемся вокруг себя. А теперь в другую сторону. - - Постучали пятками, поднимаемся на носочки, постучали пятками раз два, раз два. 3.Закрепление материала. Работа по вопросам учебника. 4. Домашнее задание. Подготовить сообщение о Кавказе по сайтам Интернета.

Урок 5 «Природные комплексы Северного Кавказа» Тип урока: Ролевая игра: использование территории как места массового туризма. Цели урока: 1. Формирование у учащихся умения составлять описание природы географического объекта географической культуры, интереса к географическим знаниям экологического мышления 2. Развитие интеллектуально-познавательных умений через проблемное изложение учебного материала. Задачи урока: 1.Познакомить с разнообразием ПК Северного Кавказа, Прикубанской равнины и высокогорного Дагестана. 2.На их примере показать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. 3.Создать образ Кавказа через применение средств ИКТ. Этапы урока: Презентация «Удивительный Кавказ» Актуализация знаний (коллективное выявление причинно-следственных связей) Заочное путешествие в ПТК Составление картосхемы рекламного буклета: (карточка-план) Презентация рекламного проекта Итог урока Домашнее задание.

Урок 6 «Урал- «каменный пояс Русской земли» Тип урока: урок исследования Цель: Создание у учащихся целостного представления об Урале, о разнообразии его природных условий и ресурсов. Задачи: Изучить особенности географического положения, природных условий и ресурсов Уральских гор. Развивать навыки работы с картой. Формировать умения анализировать, объективно оценивать свою работу. Этапы урока: Ориентировочно-мотивационный этап Постановка учебной задачи Операционно–исполнительский этап. Географическое положение Уральских гор (работа в группах) Тектоническое строение (работа с картами атласа). Рельеф. Природные ресурсы (работа по карточкам- заданиям). 4. Рефлексивно-оценочный этап(заполнить лист самооценки). 5. Итог урока. 6.Домашнее задание.

Лист самооценки Название блоков Оценка 1. Географическое положение 2. Тектоническое строение 3. Рельеф 4. Природные ресурсы Общая оценка Фамилия, имя

Урок 7 «Своеобразие природы Урала» Тип урока: изучение нового материала Цели и задачи урока: Продолжить знакомство с особенностями Урала. Изучить особенности высотной поясности Урала. Продолжить формирование представление о природных ресурсах Урала. Этапы урока: 1.Проверка домашнего задания Индивидуальный устный опрос Фронтально – письменный опрос 2. Изучение новой темы Особенности размещения природных комплексов Урала (работа с картой) Сравнение природы Приполярного, Среднего и Южного Урала (сам. раб) Сравнение природы Предуралья и Зауралья (заполнение таблицы) 3. Закрепление пройденного материала 4.Домашнее задание

Урок 8 «Природные уникумы. Экологические проблемы Урала» Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся Цель урока: Активизация познавательной деятельности учащихся через творческую и исследовательскую работу, привлечение детей к самостоятельному решению экологических проблем Урала. Задачи урока: Углубить и расширить знания учащихся об уникальных природных комплексах Урала Воспитывать умение творческой и исследовательской деятельности. Развивать чувство ответственности за экологические проблемы своей страны. Этапы урока: 1.Сообщение темы и цели урока (вступительное слово учителя). 2.Проекты учащихся (презентация «Уникумы Урала») Ильменский заповедник Кунгурская ледяная пещера. Река Чусовая. 3.Практическая работа на контурной карте (Отметить памятники природы Урала). 4. Самостоятельная деятельность учащихся, запись в тетради(экологические проблемы) 5. Закрепление материала: - Что такое уникумы? - Какие уникальные природные объекты Урала вы хотели увидеть? -Какие антропогенные ландшафты Урала вы можете назвать? 6. Итоги урока. Вывод (делают сами ученики). Оценка проектной деятельности. 7. Домашнее задание.

Кунгурская ледяная пещера Ильменский заповедник Река Чусовая

Урок 9 «Западно- Сибирская равнина: особенности равнины» Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Рассмотреть особенности природы Западно- Сибирской равнины. Задачи урока: Сформировать представление об особенностях рельефа, геологического строения, вод, климата Западной Сибири. Рассмотреть взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири. Познакомить с историей исследования и освоения Западной Сибири. Этапы урока: 1.Организационный момент 2.Определение цели урока и его задач 3.Изучение новой темы Особенности природы Западно- Сибирской равнины (заполнение таблицы) Особенности климатических условий (климатическая карта атласа) Внутренние воды (запись в таблицу) 4.Вывод ( проверка заполнения таблицы) 5. Просмотр фрагмента фильма "На Ямал по Западной Сибири".Подведение итогов урока. 6.Домашнее задание

Урок 10 «Природные ресурсы Западно- Сибирской равнины и условия их освоения» Тип урока: урок - конференция. Цель: охарактеризовать природные ресурсы и проблемы их освоения в Западной Сибири.э Задачи: Образовательная: сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири; рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами. Развивающая: развивать умение слушать, задавать вопросы, делать выводы из услышанного, научить выделять причинно- следственные связи. Воспитательная: воспитание экосознания учащихся. Этапы урока: 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний беседа по вопросам 3.Изучение новой темы "Природные ресурсы Западной Сибири". Работа со слайдами презентации. Западно- Сибирская равнина богатейшая природоресурсная территория России Выступление с презентацией о причинах заболоченности равнины Выступление с презентацией «Проблемы освоения природных ресурсов» 4. Выставление оценок за презентации. 5. Закрепление пройденного материала. 6.Домашнее задание.

Заполнение таблицы

Урок 11 «Восточная Сибирь: величие и суровость природы» Тип урока: комбинированный. Цели : 1.Познакомить учащихся с особенностями состава, географического положения, геологического строения рельефа Восточной Сибири, сформировать представление о суровости природы региона. 2.Развитие умений работать с картами, учебником, дополнительной литературой. 3.Содействовать нравственному воспитанию. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания (работа по карточкам) 3.Изучение нового материала. Вступительное слово учителя с применением слайд-шоу с иллюстрациями по теме Знакомство с Восточной Сибирью (работа с контурной картой и атласом). Выступление учащегося с сообщением кратко об истории освоения территории Физминутка. 4.Закрепление изученного материала. - Проверка работы на карте. -Какие особенности природы Восточной Сибири вы запомнили? 5.Итог урока 6. Домашнее задание.

Урок 12 «Природные районы Восточной Сибири» Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование). Цель урока: формирование знаний о природе Восточной Сибири, особенностях её равнинных территорий. Задачи урока: Образовательные: выявить факторы, влияющие на компоненты природы этого крупного района. Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с различными источниками географических знаний, создавать образ территории, развивать речь, географическое мышление, способности к самостоятельному решению учебных задач, коммуникативные качества. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе России и её богатствам. Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский. Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с видами природы Восточной Сибири, атлас для 8 класса, контурные карты.

Ход урока 1.Организационный момент. 2.Введение в тему урока. Учитель. Сегодня мы продолжим изучение крупных природных районов страны и будем исследовать одну из самых суровых территорий не только России, но и всего мира- Восточную Сибирь. Ваша задача- подписывать на контурной карте изучаемые географические объекты и отмечать в своём «путевом дневнике» новые понятия и удивительные факты. Будьте внимательны, наше исследование начинается. Восточная Сибирь раскинулась от реки Енисей и подножий гор Южной Сибири до хребтов тихоокеанского водораздела. Его общая площадь составляет 7,2 млн. км2,что сравнимо с целой территорией материка Австралия. Наибольшая часть региона занята Среднесибирским плоскогорьем, к северу от него расположена полоса низменностей, на юге- горы. Для Восточной Сибири характерен очень суровый климат. Особенно ярко это проявляется на территории Якутии(Республика Саха), которая по площади сравнима с крупнейшим государством Южной Азии- Индией. Не случайно среди местных жителей бытует присказка: «Сто километров- не расстояние, 40 градусов- не мороз».

Почему именно Енисей считают своеобразным рубежом Восточной Сибири? К востоку от этой реки изменяется рельеф, климат, водный режим рек и озёр, флора и фауна. Так, за Енисеем господствует не темнохвойная, а светлохвойная, лиственничная тайга. Дело в том, что для ветров, пересекающих Западную Сибирь, Енисейский кряж является горным барьером, который перехватывает значительную часть их влаги. На наветренной части кряжа выпадает более 700 мм осадков в год. В этих условиях лучше себя чувствует темнохвойная тайга. На подветренных (восточных) склонах выпадает значительно меньше небесной влаги, поэтому здесь распространена более суховыносливая светлохвойная тайга. Далее на восток среднегодовая норма осадков ещё меньше, и в отдельных районах она такая же, как в полупустыне и даже в пустыне. Но при этом растительность в Восточной Сибири значительно пышнее. Это одна из удивительных особенностей этого региона. А вот снега здесь выпадает мало, ведь большинство из скудных осадков приходится на лето. Обычно снег скапливается в ложбинах, а вот возвышенные районы по несколько месяцев могут стоять слегка припорошенные. Образуются участки необычной малоснежной Сибири.

Континентальность климата, усиливающаяся к востоку и в глубь материка, сочетается с холодом нагорий и плоскогорий. Но самые низкие температуры наблюдаются в котловинах, где застаивается морозный воздух. В таких случаях на склонах, до определённой высоты, температура не понижается, а наоборот- увеличивается. Это явление называется инверсией и представляет собой ещё одну особенность Восточной Сибири. Нигде в мире нет столь мощной и обширной вечной мерзлоты- это самая мерзлотная часть Сибири. Больше полугода (а на севере и до 9-10 месяцев) длится сезон морозной зимы, которая сковывает почву. Оттаивает земля лишь на считанные недели краткого лета. Не менее существенны изменения за Енисеем на фауне. Эта могучая река является рубежом распространения ряда животных. Так, куница, горный козёл к востоку от Енисея и его притока Ангары не встречаются. Некоторые птицы, например дупель, распространены только на западных берегах реки, а азиатский бекас и тихоокеанский стриж- только на восточных.

Подведём итог словами известного русского натуралиста и путешественника, академика Петербугской АН Гмелина И.Г( гг.),который писал: «Я не чувствовал, что нахожусь в Азии, до тех пор, пока не достиг реки Енисей. Я не видел ни одного животного, растения или камня, который нельзя встретить в Европе или по крайней мере в низовьях Волги. Даже почвы казались мне европейскими. Однако к востоку, югу и северу от Енисея земля была совершенно иной, как будто бы в неё влились свежие силы».

3.Изучение нового материала. Представитель первой группы. - Выступление с сообщением о «Северо- Сибирской низменности»(с показом на настенной карте, а школьники отмечают на контурной карте). Слайд 1, 2, 3.

Представитель второй группы.- Выступление с сообщением о «Центрально-Якутской низменности»( с показом на настенной карте, а школьники отмечают на контурной карте). Демонстрируются слайды и иллюстрации.

Представитель третей группы.- Выступает с проектом о «Среднесибирском плоскогорье»( с показом на настенной карте, а школьники отмечают на контурной карте). Демонстрирует презентацию к проектной работе.

Учитель. Наиболее приподнятые участки плоскогорья располагаются на северо-западе, где раскинулись массивы плато Плутона. С точки зрения геологии, оно представляет собой напластования базальтовых лав и туфов, которыми перекрыты палеозойские известняки и сланцы. В склоны плато врезались глубокие каньоны. Их покрытые лесами днища окружены скалистыми кручами и водопадами. На возвышениях междуречий расположены плоские тундровые плато с безжизненными каменными «морями». По окраинам плато, в низовьях крутосклонных долин, расположены озёра. Их котловины углубленны ледниками, поэтому озёра не только длинные и узкие, но и очень глубокие- дно иногда лежи ниже уровня моря. Так, глубина расположенного в районе верхнего течения реки Пясины озера Лама составляет 63 м, длина-139 км, в то время как максимальная ширина всего около 8 км. В 1988 г. Почти два миллиона гектаров плато вошли в состав Путоранского заповедника, где особенно тщательно охраняют снежного барана.

В западной части массива расположена испещренная озёрами Норильская возвышенность (показывает на настенной карте, школьники отмечают на контурной карте). Она представляет собой участок древней долины Енисея, откуда его водный поток ушёл из-за понятия плато Путорана. Недра возвышенности исключительно богаты запасами руд цветных металлов, в первую очередь меди и никеля. Месторождения этих полезных ископаемых образовались в результате застывания магмы в земной коре.

Представитель четвёртой группы.- Выступление с сообщением о хозяйственной деятельности в суровых условиях региона и связанных с нею экологических проблемах.

В конце урока учитель напоминает восьмиклассникам новые понятия и удивительные факты, которые надо было занести в «путевой дневник». Ученики обмениваются листами «путевого дневника» и оценивают друг друга( взаимоконтроль). С учащимися обсуждаются определения понятий и объяснения фактам.

4.Подведение итогов урока. 5.Домашнее задание: п.38, по жел. состав. кроссворд.

Список литературы 1. Е.А Жижина «Поурочные разработки по географии. Природа России 8 класс» - М: Просвещение, 2002 год 2. А.Г Стадник «Современный урок географии» - М: Просвещение, 2001 год 3. И.И Баринова «Современный урок географии», 8 класс 4. Программы для общеобразовательных учереждений. География 6-11 класс. – М: Дрофа, 2010 год 5. И.И Баринова, В.Я Ром. География России. Методическое пособие 8-9 классы. 6. Ю.К Ефремов. Природа моей страны. М: Мысль, 2002 год 7. А.В Румянцев «Север Русской равнины». М: «Школьная пресса» 2004 год 8. Л.П Каплева. Природные комплексы Таймыра. М: «Школьная пресса» 2004 год 9. Рабочие программы по географии, 6-9 классы. М: Просвещение, 2008 год 10. Л. Н. Полякова. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс Серия: Учебно-методический комплект УМК 11. Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко. Настольная книга учителя географии классы 12. ЕГЭ География. Методические материалы. Серия: ЕГЭ. Интенсивная подготовка. 13. Д. П. Финаров. Методика обучения географии в школе 14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, – C

Спасибо за внимание!!!