«ИКТ компетентность в образовании: Взгляд ЮНЕСКО» Александр Хорошилов ИИТО ЮНЕСКО Москва, ФИРО 23 мая 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в профессиональном развитии учителя Александр Юрьевич Уваров Главный научный сотрудник Федеральный институт развития образования.
Advertisements

Международные требования к ИКТ- компетентности педагогов (Стандарты ЮНЕСКО) Информационный мир.
Тема: «Информационное пространство ОУ, направленное на качество образовательного процесса» Работа выполнена в рамках проекта – «Повышение квалификации.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Пятый Международный Форум Intel «Новые горизонты ИКТ в образовании» декабря 2013, г.Киев, Украина «ИКТ в образовании и инновационная педагогика:
Информационная среда начальной школы на примере МОУ « СОШ 16» г. Магнитогорск.
Методическая тема школы : Повышение ИКТ компетентности учителя – обеспечение перехода к образовательным стандартам второго поколения.
Программа информатизации образовательного учреждения как модуль образовательной программы школы.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 5 Сроки реализации: 2008 – 2011 годы.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Информационно-коммуникационные технологии, как эффективные технологии создания информационно- образовательного пространства (среды). Дмитриева Юлия Викторовна.
Программа Intel «Инновации в образовании». Каковы наши цели? Поддержать улучшения в самостоятельной учебной работе школьников и помочь развить навыки,
О.Н. Пусева, заместитель директора по учебно- воспитательной работе МАОУ лицей 1 «Классический».
Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на личностное, метапредметное и деятельностное образования.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Чернова Светлана Александровна Учитель информатики и ИКТ МАОУ гимназии 6, сертифицированный тьютор и организатор обучения Программы Intel "Обучение для.
Информационная среда начальной школы на примере МБОУ «Артинский лицей», п.г.т. Арти Свердловской области Выполнила Кашина Галина Георгиевна, заместитель.
1 Непрерывное развитие и совершенствование информационных технологий; периодическое появление новых, неизвестных ранее, информационных технологий; появление.
Транксрипт:

«ИКТ компетентность в образовании: Взгляд ЮНЕСКО» Александр Хорошилов ИИТО ЮНЕСКО Москва, ФИРО 23 мая 2012

СЕГОДНЯ Основные экономические и социальные силы человечества концентрируются вокруг сфер деятельности, напрямую связанных со знаниями, а значит в первую очередь с ОБРАЗОВАНИЕМ

Основа системы образования Школа School Məktəb L'école Okul Escuela Σχολείο maktab مدرسة

Главный вопрос любой национальной системы образования Какой должна быть школа будущего?

Школа. (Из книги «Мир чувственных вещей в картинках или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни» Joh. Amos Comenii, 1746) Школа. (Из книги «Мир чувственных вещей в картинках или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни» Joh. Amos Comenii, 1746) Традиционный учебный класс

Традиционный Учебный класс Традиционный Учебный класс Современный учебный класс ???

Что говорят учителя ( обзор ITL) (по результатам международного исследования эффективности использования ИКТ в учебной деятельности) Традиционный подход Инновационный подход Характер обучения «Для конструктивного обучения должна быть тишина в классе» (86%) «Моя роль как учителя - стимулировать собственную познавательную и учебную деятельность ученика» (86%) Учебные мероприятия «Лучше когда учитель, а не ученик решает, что и как делать на уроке» (70%) «Учащиеся лучше всего обучаются, когда самостоятельно ищут решения проблем» (90%) Учебный процесс «Процесс обучения должен быть выстроен вокруг проблем, которые имеют ясные правильные решения» (87%) «Процессы размышления и рассуждения не менее важнее чем усвоение учебного предмета» (82%)

А вот как видят ее наши дети

Взгляд ЮНЕСКО Ключевые факторы обеспечения качества образования Качество учителей, их компетентность, непрерывная профессиональная подготовка и повышение квалификации остаются важнейшими факторами обеспечения качества образования в целом

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова «Хорошо подготовленные и мотивированные учителя – это ключ к достижению всеобщего начального образования к 2015 году»

Цели ЮНЕСКО Обеспечить учителям глобальную опеку, повысить их статус, осуществлять их обучение и профессинальное развитие, совершенствовать методы управления и администрирования, формировать ключевые элементы политики и стратегии работы с учителями

Проблемы По сей день проблемы количества и качества учителей, практики учительства и подготовки учителей остаются наиболее серьезными и систематическими в подавляющем большинстве стран мира

Отчет ОДВ Это подтверждается выводами Всемирного доклада по мониторингу программы «Обучение для всех»,в которых отмечается, что цели данной программы подвергаются рискам

Цели 2015 Такая ситуация должна быть исправлена, однако мы нуждаемся в большом количестве новых учителей, чтобы достичь цели, поставленные мировым сообществом. По оценкам ЮНЕСКО, для ее достижения к 2015 году требуется приток 1,9 млн. новых учителей ежегодно.

Путь к решению проблем ЮНЕСКО убеждена, что эти проблемы могут быть преодолены через реализацию целостного, систематизированного подхода к совершенствованию систем образования и профессионального развития учителей на основе широкого использования ИКТ

Поддержка инициатив ЮНЕСКО поддерживает и развивает инициативы, связанные с интеграцией ИКТ в подготовку учителей путем: поддержки существующих учительских сообществ практики многостороннего сотрудничества с партнерами наращивания потенциала лиц, вырабатывающих политику в сфере образования разработки международных стандартов ИКТ – компетентности для учителей UNESCO ICT-CFT

ПРОБЛЕМА ИКТ компетентность УЧИТЕЛЯ

Глобальная координация и партнерство по разработке рекомендаций к структуре ИКТ компетентности учителей UNESCO ICT-CFT ЮНЕСКО

Этап 1: Опубликована 1я версия UNESCO ICT-CFT (Январь 2008) История вороса Рекомендации ЮНЕСКО: Версия 1.0 Материалы UNESCO ICT-CFT (версия 1): Policy Framework (Образовательная политика) Competency Framework Modules (Структура модулей) Implementation Guidelines (Рекомендации по внедрению)

Матрица навыков учителей. Началььный вариант

The UNESCO ICT-CFT Фаза 2 «Согласование и Развертывание» (ЮНЕСКО+партнеры) Фаза 3 «Сертификация» (партнеры)

Разработчики UNESCO ICT CFT Партнеры ЮНЕСКО: Cisco ®, Intel ®, ISTE ®, Microsoft ® Идеологи: –Мартина Рус (Martina Roth), –Мишель Селинжер (Michelle Selinger), –Тарик Шавки (Tarek Shawki), –Джим Винну (Jim Wynn) Редакторы итогового документа: –Роберт Козма (Robert Kozma) -1е издание –Поль Хейн (Paul Hein) - 2е издание Жюри премии ЮНЕСКО по ИКТ в образовании: 3 чел Эксперты: 13 чел. Международные консультанты: 59 чел. Сотрудники центрального аппарата и институтов ЮНЕСКО

UNESCO ICT CFT. Зачем? Рекомендации ЮНЕСКО - The UNESCO ICT Competency Framework for teachers (UNESCO ICT CFT) задают ориентиры педагогической ИКТ-компетентности для всех педагогов. Рекомендации ЮНЕСКО требует от программ профессионального развития педагогов ориентироваться не просто на освоение средств ИКТ, а на их практическое использование.

Учредить единые требования к программам профессионального развития педагогов в разных странах мира Установить базовый набор требований к педагогам в области педагогического использования средств ИКТ Помочь профессиональному развитию педагогов в области современной методики, учебной кооперации, а также инновационного развития школы с использованием потенциала средств ИКТ. Согласовать различные подходы и словарь, используемые специалистами разных стран при обсуждении проблем профессионального развития педагогов в условиях информатизации школы. Цели разработки Рекомендаций ЮНЕСКО

Ноябрь 2011г. Англ: Рус: Этап 1: Опубликована 2я версия UNESCO ICT-CFT (Ноябрь 2011) Рекомендации ЮНЕСКО Версия 2.0

UNESCO ICT CFT: содержание РазделСтр. 1 Введение 6 2 Принципы 8 3 Модули 11 4 Реализация 18 5 Приложения 5.1 Описание модулей ICT-CFT Примерные программы и описание экзаменов 43 6 Словарь терминов 104

Три подхода, три «нити», три области в ICT-CFT Применение ИКТ Освоение знаний Производство знаний ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

Подход Применение ИКТ или - широкое использование новых технологий всеми гражданами за счет знакомства с технологическими умениями в рамках школьных учебных программ (Формирование технологической грамотности) ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

Подход Освоение знаний - повышение способности всех граждан применять знания для решения комплексных практических задач, развития общества и экономики. (фундаментализация образования) ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

Подход Производство знаний - повышение способности всех граждан к инновациям, к производству новых знаний повышает их отдачу в деле развития экономики и общества (подготовка работников способных к творчеству ) ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

3. ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ 2. ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ 1. ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ Три подхода в ICT-CFT

Три подхода и шесть аспектов ICT-CFT 1. Понимание роли ИКТ в образовании 2. Учебная программа и оценивание 3. Педагогические практики 4. Средства ИКТ 5. Организация и управление 6. Профессиональное развитие Шесть аспектов в работе педагога Три подхода в ICT-CFT 3. ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ 2. ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ 1. ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

Три подхода и шесть аспектов ICT-CFT 1. Понимание роли ИКТ в образовании 2. Учебная программа и оценивание 3. Педагогические практики 4. Средства ИКТ 5. Организация и управление 6. Профессиональное развитие Шесть аспектов в работе педагога Три подхода в ICT-CFT 3. ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ 2. ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ 1. ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ 3х6=18

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой 2. Учебная программа и оценивание 3. Педагогические практики 4. Технические и программные средства ИКТ 5. Организация и управление образовательным процессом 6. Профессиональное развитие

Модуль TL.1. Понимание роли ИКТ в образовании Преподаватель родного языка понимает базовые принципы использования ИКТ в учебном процессе. Она/он обсуждает, как эффективнее использовать интерактивную классную доску, которую недавно установили в её/его классе. До этого она использовала доску только как экран для проектора.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания 3. Педагогические практики 4. Технические и программные средства ИКТ 5. Организация и управление образовательным процессом 6. Профессиональное развитие

Модуль TL.2. Учебная программа и оценивание Преподаватель понимает, что использование текстового редактора в комбинации с интерактивной доской дает новые возможности для формирования одного из базовых умений, освоение которого предусмотрено учебной программой по родному языку: правильное расположение слов в предложении. Текстовый редактор позволяет изменять и переставлять слова без переписывания предложения целиком, как это приходится делать на бумаге. Текстовый редактор может также использоваться как инструмент для формирующего оценивания. Преподаватель составляет длинное, плохо скомпонованное предложение, которые пошлет на компьютеры учащихся, чтобы они увидели, сколько улучшенных версий предложения они смогут подготовить за пять минут.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания 3. Педагогические практики Использование ИКТ 4. Технические и программные средства ИКТ 5. Организация и управление образовательным процессом 6. Профессиональное развитие

Модуль TL.3. Педагогические основания Воспользовавшись текстовым редактором, учительница показывает на интерактивной доске примеры плохо составленных предложений. Она демонстрирует, как, изменяя отдельные слова и их место в предложении можно сделать предложение проще и понятней. Затем, в ходе фронтальной работе с классом, давая советы и указывая на недостатки в предложениях, учительница добивается, чтобы школьники исправили несколько плохо составленных фраз. По мере того, как учащиеся предлагают те или иные изменения, учительница вносит их в предложение, которое написано на интерактивной доске, чтобы весь класс мог их видеть. Затем она отходит в сторону и просит школьников выходить к интерактивной доске и показывать, как они предлагают улучшить фразу.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания 3. Педагогические практики Использование ИКТ 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом 6. Профессиональное развитие

Модуль TL.4. ИКТ Вначале учитель использует редактор текстов и интерактивную доску, чтобы организовать обсуждение материала со всем классом. На следующем уроке каждый ученик использует лэптоп. Поскольку лэптопы и компьютер учителя подключены в общую сеть, учитель может легко показать на доске примеры исправленных предложений, которые школьники смогли придумать в течение пяти минут. Весь класс может обсуждать и оценивать эти исправления.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания 3. Педагогические практики Использование ИКТ 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы 6. Профессиональное развитие

Модуль TL.5. Организация и управление Для второго урока учительница использует в классе тележку с лэптопами, чтобы каждый ученик мог самостоятельно поработать с текстовым редактором. Она спланировала оба урока так, что на втором занятии ученики заранее знали, что им нужно делать. В результате, учащиеся результативно используют время, в течение которого они могут работать с лэптопами. Используя школьную компьютерную сеть, учительница выставляет полученные школьниками оценки в электронный классный журнал, с которым могут познакомиться другие учителя и школьная администрация.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания 3. Педагогические практики Использование ИКТ 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность

МодульTL.6. Профессиональ ное развитие Педагог просматривает различные веб-сайты для преподавателей родного языка, чтобы найти цифровые образовательные ресурсы для развития навыков письма, упражнения и письменные задания, интересные материалы для мотивации учащихся, а также материалы и идеи для подготовки уроков.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания 3. Педагогические практики Использование ИКТ 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность

Модуль ND.1. Понимание роли ИКТ в образовании Учитель физической культуры обеспокоен тем, что многие учащиеся не хотят выполнять физические упражнения, не понимают важности физической культуры для здорового образа жизни. Учитель полагает, что используя ИКТ, он сможет изменить отношение школьников к занятиям физической культурой, поможет им улучшить свое здоровья. Учитель подготовил служебную записку, где обосновал, как и почему использование средств ИКТ на уроках физической культуры поможет обучению школьников.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность

Модуль ND.2. Учебная программа и оценивание Учитель физкультуры использует средства ИКТ, чтобы нагляднее, живее и увлекательнее излагать материал, чего он не мог сделать ранее. Теперь учитель может изложить на уроке сведения о физиологии человека. Эта тема достаточно сложна и абстрактна, что затрудняло ее изложение и усвоение. Теперь учитель использует компьютерную модель протекания процессов в человеческом организме (видео и анимации), что облегчило восприятие материала. В результате учащиеся стали получать более глубокие знания по предмету. Педагог теперь может более эффективно проводить формирующее оценивание. С помощью цифровой камеры он может записать, как ученики выполняют физические упражнения в зале. Показывая видеозапись ученикам, учитель помогает им понять, как лучше управлять своим телом. Школьники, которые раньше не понимали, что некоторые движения они выполняют неверно, сразу видят, что им нужно исправить.

Структура ИКТ-компетентности Применение ИКТОсвоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики KC.1 Учебная программа и оценивание Базовые знанияПрименение знаний KC.2 Педагогические основания Использование ИКТ Решение комплексных задач KC.3 ИКТБазовые инструменты KC.4 Организация и управление Традиционные формы учебной работы KC.5 Профессиональ ное развитие Компьютерная грамотность KC.6

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность

Модуль ND.3. Педагогические основания Раньше учитель мог лишь побеседовать с учащимися о преимуществах здорового образа жизни, и школьники слушали его без интереса. Теперь учитель может показать детям интересные отрывки из фильмов, спортивных состязаний и музыкально-танцевальных видеозаписей, где показаны знаменитые атлеты и занятия фитнесом. Педагог организовал учащихся в группы сотрудничества, чтобы они оценивали своё состояние после выполнения заданий по физкультуре, например, замер времени стабилизации пульса после упражнений. Школьники анализируют свои показатели, и каждый из них готовит рекомендации для одного из членов своей группы. Ученики вводят данные о своих успехах в электронную таблицу, чтобы следить за своим физическим совершенствованием в течение следующего месяца. Школьники обсуждают успехи своих одноклассников на сайте своей социальной сети.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяю- щиеся технологии 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения

Модуль ND.4. ИКТ Учитель использует: - ноутбук и проектор, чтобы весь класс мог видеть, что он показывает на экране; - видеофрагменты из Интернета; - модели и анимации, демонстрирующие физиологические процессы в организме человека; - датчики для сбора данных о состоянии организма (например, частоту пульса), которые передаются сразу в компьютер; - электронные таблицы, чтобы сохранять результаты выполнения заданий по физкультуре за неделю; - цифровую видеокамеру, чтобы снимать, как школьники выполняют физкультурные упражнения в зале. Школьники пользуются компьютером в школе и дома, чтобы иметь доступ электронной таблице и социальной сети. Некоторые ученики используют мобильные телефоны (коммуникаторы), чтобы обсуждать в социальной сети свои спортивные достижения.

Структура ИКТ-компетентности Применение ИКТОсвоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики KC.1 Учебная программа и оценивание Базовые знанияПрименение знаний KC.2 Педагогические основания Использование ИКТ Решение комплексных задач KC.3 ИКТБазовые инструменты Сложные инструменты KC.4 Организация и управление Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества KC.5 Профессиональ ное развитие Компьютерная грамотность KC.6

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность

Модуль ND.5. Организация и управление У учителя физкультуры в спортивном зале есть ноутбук и проектор, чтобы показывать видеоматериалы. Школьники помогают ему записывать на видео, как их товарищи выполняют физические упражнения, чтобы каждый ученик мог по крайней мере один раз за урок увидеть себя в записи и раз в неделю сохранить запись о выполнении упражнений. Учитель использует ноутбук, чтобы смотреть записи учащихся в электронной таблице и участвовать в жизни социальной сети, комментируя и предлагая дополнительную информацию о занятиях физической культурой.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество

Модуль ND.6. Профессиональное развитие Педагог регулярно посещает дискуссионные интернет-форумы, которые организовала профессиональная ассоциация учителей физкультуры. Форум является полезным источником новых идей о том, как заинтересовывать учащихся физической культурой и спортом. Учитель может, например, спросить у коллег совета о тех или иных аспектах новых занятий по физической культуре, в которых хотят участвовать школьники.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяю- щиеся технологии 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения

Модуль KC.1. Понимание роли ИКТ в образовании Учитель географии в сотрудничестве с учителями истории и математики предлагает учащимся проект с использованием средств ИКТ. Проект посвящен иммигрантам, большое число которых недавно прибыло из соседних стран и испытывает существенные политические и экономические трудности. В проекте изучаются причины миграции, а также условия жизни и повседневные проблемы с которыми сталкиваются иммигранты.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество

Модуль KC.2. Учебная программа и оценивание Проект направлен на освоение содержания трёх предметов: географии (изучение роста и изменения состава местного населения), истории (новейшая история родной страны и её взаимосвязь с соседними странами) и математики (использование графиков и схем для анализа и представления массивов статистических данных). Школьники предлагают, какие аспекты изучаемых процессов следует изучить в рамках проекта. Например, влияние недавних иммиграционных потоков на жизнь местного сообщества. Школьники, отталкиваясь от целей и задач проекта, вырабатывают критерии, на основе которых в ходе выполнения проекта они будут вместе с учителями оценивать свою работу и работу своих одноклассников. Школьники вырабатывают новые знания как минимум в трёх областях: Они получают новые исторические и географические знания о последней волне иммиграции (например, факты, количественные данные, интервью, рассказы очевидцев и другие материалы и выводы, которые представляют интерес для местного краеведческого музея). Они выясняют, что иммигранты не могут найти привычные для себя продукты питания. Эти сведения о новых потребителях и их потребностях на рынке передаются владельцам местным магазинов. Школьники обнаруживают, что многие предрассудки их земляков, касающиеся иммигрантов, основаны на мифах и дезинформации. Например, все были уверены, что иммигрант, который работает в школе дворником, не имеет образования, в то время как на самом деле он имеет диплом инженера-строителя. У местных жителей растет информированность и понимание жизни в своём сообществе, а вероятность межэтнических конфликтов уменьшается.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество

Модуль KC.3. Педагогические основания Учителя выступают в роли наставников, создают условия для приобретения школьниками необходимых умений и навыков, рекомендуют, какие методы исследования они лучше использовать, следят за тем, чтобы школьники не отклонялись от решения поставленных задач и выполнения их в установленные сроки.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяю- щиеся технологии 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество

Модуль KC.4. ИКТ Учащиеся используют: Интернет для получения подробных первоначальных данных об иммигрантах, условиях проживания в странах, откуда они прибыли, включая адреса электронной почты школьников из этих стран; электронные таблицы для анализа и представления статистических данных о потоках эмигрантов и иммигрантов и связанных с этим экономических условиях; графические программы для создания и распечатки плакатов, которые размещаются в торговых центрах и т.п., с просьбой к добровольцам из иммигрантов дать интервью; цифровые камеры и диктофоны для записи видео или аудио- интервью с иммигрантами, их рассказов об опыте проживания в новой стране; текстовый редактор для выполнения заметок, подготовки отчётов о результатах исследования и оценке выполненной работы; средства презентационной графики для подготовки презентаций, которые включают видеофрагменты и статичные изображения, и предназначены для представления результатов исследования другим людям.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяю- щиеся технологии 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество

Модуль KC.5. Организация и управление Учитель заводит в школьной компьютерной сети рабочее пространство, где школьники могут хранить информацию, обмениваться данными и работать вместе, используя общие файлы, ресурсы в вики-формате и дискуссионные форумы.

18 МОДУЛЕЙ UNESCO ICT CFT 1. Применение ИКТ 2. Освоение знаний 3. Производство знаний 1.Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций 2. Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний 3. Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию 4. Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяю- щиеся технологии 5. Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация 6. Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения

Модуль KC.6. Профессиональное развитие Учитель географии регулярно демонстрирует другим учителям, как проект позволяет использовать ИКТ для производства новых знаний в ходе изучения школьных предметов. Учитель также объясняет коллегам, как проект и его участие в нем изменялись и совершенствовались по мере накопления опыта и проведения экспериментальной работы. Таким образом, учитель выступал в качестве мастера учения, служа примером для своих учеников и коллег.

Программы профессионального развития Варианты построения программы курса: «широким фронтом» «движение вглубь» избирательные курсы, которые соответствуют профессиональной роли

Профессиональное развитие: «широкий фронт» Применение ИКТОсвоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций Учебная программа и оценивание Базовые знанияПрименение знаний Умения жителя общества знаний Педагогические основания Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию ИКТБазовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии Организация и управление Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация Профессиональ ное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель, как мастер учения

Профессиональное развитие: «движение вглубь» Применение ИКТОсвоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций Учебная программа и оценивание Базовые знанияПрименение знаний Умения жителя общества знаний Педагогические основания Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию ИКТБазовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии Организация и управление Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация Профессиональ ное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель, как мастер учения

Профессиональное развитие: «избирательно, следуя роли» Применение ИКТОсвоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций Учебная программа и оценивание Базовые знанияПрименение знаний Умения жителя общества знаний Педагогические основания Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию ИКТБазовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии Организация и управление Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация Профессиональ ное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель, как мастер учения

Благодарю за в н и м а н и е ! Проф. Александр Хорошилов Национальный программный специалист ИИТО ЮНЕСКО