Образовательные стандарты – ориентир для учителя ВАСИЛЕВСКАЯ Е.В., ФГОУ АПК и ППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Advertisements

1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе организации проектной.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
Транксрипт:

Образовательные стандарты – ориентир для учителя ВАСИЛЕВСКАЯ Е.В., ФГОУ АПК и ППРО

2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ - технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

3 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований

Ответственность за реализацию стандарта Образовательное учреждение - создание необходимых условий для успешной образовательной деятельности детей Родители - ориентация на полноценное использование предоставленного образовательным учреждением шанса на развитие личности ребенка Органы управления образованием - за обеспечение образовательного учреждения дидактическими, методическими, финансовыми и иными ресурсами, необходимыми для достижения планируемых результатов образования.

5 Основы школьного стандарта Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно - деятельностный подход Стратегия 2020 Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Ключевые идеи ФГОС 2: Формирование российской идентичности Учет поликультурности общества Определение современного национального воспитательного идеала Система базовых национальных ценностей

Основные документы и материалы ФГОС 2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования Концепция духовно - нравственного воспитания Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

8 Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет : Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности

9 Духовно - нравственное воспитание и развитие гражданина России – педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно - смысловой сферы личности, посредством принятия ею ценностей : семейной жизни культурно - регионального сообщества культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий российской гражданской нации мирового сообщества

10 Фундаментальное ядро содержания общего образования Фиксирует : Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

11 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта

Ориентируют на изменения в школе : от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели - формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями ; от « изолированного » изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач ; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий ; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя п озиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями); -предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира)

Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах ( мотивационных, операциональных, когнитивных ), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем ; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы

« Стандарты » гг Цели ступени Минимум содержания Требования к выпускнику (должен знать, уметь применять) Примерные учебные программы Нормативные акты Учебники федерального перечня

ФГОС ОО (2009) Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам реализации ООП Цели и задачи ступени Требования к структуре ООП Примерная ООП 1 Примерная ООП 2 Примерная ООП 3 Рабочая ООП НОО

18 Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально - технические условия функциональный подход к определению условий ( возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения

Образовательные программы ОУ Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа среднего общего образования Образовательная программа школы Программа развития школы ИОП Программа дополнительного образования

п.15, п.19 (3) ФГОС НОО Обязательная часть ООП – 80% 20% не может составлять менее 2904 часов (20-22 часа ) не может составлять более 3210 часов (22-25 часов ) 1350 часов Учебный план предусматривает время : на увеличение учебных часов на обязательные предметы ; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в т. ч. этнокультурные ; на внеурочную деятельность

Федеральный закон « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных ( муниципальных ) учреждений » ( ) / о предоставлении большей финансовой самостоятельности школам / Переходный период для введения закона : с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. - Казенному учреждению - средства по смете - Бюджетное и автономное учреждение - субсидия на реализацию в том числе стандарта

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностныеустановкиобразования Чему учить?обновлениесодержания становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Системно-деятельностный подход

Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования формирование опорной системы знаний, пред- метных и универсальных способов действий, возможность продолжения образования в основной школе развитие способности к самоорганизации индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»

Система оценки: примеры инструментария. Линейка достижений: навыки исследования Система оценки: примеры инструментария. Линейка достижений: навыки исследования В качестве источника информации использует только учебник В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде- ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики Описывает наблюде- ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ___________

Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования : базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций « Встроенность » системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Базовые образовательные технологии Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Учебная ситуация – это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

Базовые образовательные технологии Базовые образовательные технологии ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные образовательные результаты владение основными общеучебными умениями информационно - логического характера : анализ объектов и ситуаций ; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов ; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ; обобщение и сравнение данных ; подведение под понятие, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей ; построение логических цепочек рассуждений и т. д.

Метапредметные образовательные результаты владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими : целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить ; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; прогнозирование – предвосхищение результата ; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия ( обнаружения ошибки ); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки ; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача ;

Метапредметные образовательные результаты владение основными универсальными умениями информационного характера : постановка и формулирование проблемы ; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; структурирование и визуализация информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Метапредметные образовательные результаты владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний : умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково - символическую модель ; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов ; умение « читать » таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую ; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Метапредметные образовательные результаты широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации : работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов ; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров ; хранение и обработка информации в базах данных ; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях навыки создания личного информационного пространства

Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование « учебных ситуаций »; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности ; Оценочная деятельность

Учитель начальной школы ИКТ - компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ - средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

38 38 Педагогический потенциал инновационной образовательной среды Организация коллективной деятельности и работы в группах Индивидуализация учебного процесса Психолого- педагогическая поддержка учебного процесса Реализация системно- деятельностного подхода Разноуровневость содержания образовательного ресурса Создание ситуации успешности для учащихся Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ Интенсификация процесса обучения Социализация учащихся Мотивация к самообразованию

39 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

40 Роль и место педагогического образования в стандарте общего образования 40 Стандарт общего образования Требования к результатам Требования к условиям Требования к структуре основных образовательных программ Педагогические кадры Педагогическое образование – важнейший ресурс реализации стандарта общего образования, как условие устойчивого инновационного развития России Педагогическое образование – важнейший ресурс реализации стандарта общего образования, как условие устойчивого инновационного развития России

41 Новая роль педагогического образования в системе общего образования Российское гражданское общество Наша новая школа Стратегические цели и задачи развития общества и государства Стратегия 2020 Педагогическое образование Новый Учитель Новый школьный стандарт Гражданин России

Модель методической работы ОУ по переходу на ФГОС педагогический совет ; методический совет ; предметные МО ; школа повышения педагогического мастерства ; школа классных руководителей ; секция учителей предметников ; секции учителей 1–4- х классов.

Педагогический совет формирует новое педагогическое мышление, отношения сотрудничества для реализации основных задач школы обобщать результаты деятельности педагогического коллектива по данному направлению, вычленять нерешенные проблемы и утверждать программу действий для их реализации.

Методический совет школы формирование целей и задач методического обеспечения УВП и методическая учеба кадров ; определение содержания, форм, методов повышения квалификации педагогических кадров ; осуществление планирования, организации и регулирования методической службы, педагогических кадров, анализ и оценка результатов ее деятельности ;

Методический совет школы решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением УВП и методической учебы ; разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта ; подготовка проведения педагогического совета, школы повышения педагогического мастерства, родительского всеобуча.

Школа совершенствования профессионального мастерства педагогических работников совершенствование педагогического мастерства учителей для получения наилучших результатов в педагогической и ученической работе ; создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленной на разностороннее развитие личности участников образовательного процесса ; выявление затруднений у педагогов школы в работе по современным образовательным технологиям и оказание методической помощи учителям ;

Школа совершенствования профессионального мастерства педагогических работников создание условий для обобщения и обмена педагогическим опытом ; организация взаимодействия между специалистами и педагогическими работниками, участвующими в работе с ученическим коллективом ; участие в обсуждении планов работы педагогического коллектива, форм, методов учебно - воспитательного процесса и способов их реализации, утверждение учебных планов, развитие творческой инициативы, активности педагогов ; участие в аттестации учителей школы.

Семинар по использованию ИКТ в ОП пропаганда достижений педагогической науки, оказание методической помощи учителям, конкретизация представлений учителей по формированию УУД, организация работы над единой методической темой, изучение спроса педагогов по вопросам организации методической помощи, изучение инновационного педагогического опыта, работа с молодыми специалистами.

Школа классных руководителей повышение теоретического, научно - методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии, педагогики, теории и практики воспитательной работы ; формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности учащихся ; апробирование современных воспитательных технологий и знаний современных форм и методов работы ; координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

Критерии результативности внутришкольной учебы педагогов Профессиональная компетентность Стремление к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию. Освоение наиболее ценного опыта коллег в решении задач ОУ. Повышение качества успеваемости учащихся, их воспитанности и общего развития. Качество методического обеспечения учебно - воспитательного процесса. Уровень адаптации новых работников

Система методической работы по введению ФГОС в ОУ формирование базовых знаний педагогов по переходу на работу по ФГОС работа предметных МО по изучению требований к усвоению учебных программ изменения в предметных и надпредметных целях изучение вопроса проектирования универсальных учебных действий изменения в образовательных технологиях ; введение новых технологий изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов

изменения в создании системы внеучебной деятельности внесение изменений в технологию работы учителей - проведение методической недели круглый стол - обсуждение всех аспектов открытых уроков, их методологические и дидактические особенности в соответствии с основными требованиями ФГОС формирование основной образовательной программы ОУ разработка учебных программ

Задание по результатам первого дня занятий напишите эссе ( примерно на 1 стр.) по следующей структуре : 1. Формулировка личностного или метапредметного результата образовательной деятельности учащегося, который представляется значимым и актуальным для Вашей педагогической деятельности ( на один абзац ). 2. Пояснение, почему достижение этого результата значимо и актуально ( на один абзац ). 3. Примеры / аргументы из собственного опыта деятельности и опыта коллег, которые показывают как пути успешного достижения этого результата, так и трудности, которые возникают при его достижении.