Районный конкурс «Педагогический проект в ДОУ» Практико-ориентированный проект «НОВЫЕ ИГРЫ О ПРАВАХ РЕБЕНКА» Сухова С.А. – воспитатель Дроздова Л.С. – ст. воспитатель МДОУ 31 г. Павлово
Вид проекта: по продолжительности: среднесрочный (2 недели), по количеству участников: групповой, по возрасту детей: подготовительная группа, по характеру контактов: семейный, по режиму работы: вне занятий.
Актуальность проекта Основные проблемы практики: не различение педагогами субъектной и объектной позиции ребенка, непонимание возможностей самостоятельного решения детьми старшего дошкольного возраста поставленных задач и проблемных ситуаций, неумение их создавать и занимать субъектную позицию самому педагогу. Бедная предметно-развивающая среда в группах по социальному направлению развития дошкольников не дает вариантов выхода содержания занятий в повседневную жизнь, что значительно обедняет возможности детей к свободному оперированию полученными от воспитателей знаниями в разных видах детской активности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной.
Проблема проекта. Буратино не может запомнить свои права, о которых ему постоянно напоминает Мальвина. Не любит он сидеть за столом и запоминать скучные слова, что он имеет право на чистую воду, на семью, на лечение, на отдых… А вот лучше бы поиграть как- нибудь, победить кого-нибудь или посмотреть красочную Азбуку папы Карло. Чем можно помочь Мальвине, чтобы она могла привлечь Буратино к учению, и что можно предложить Буратино, чтобы ему было интересно учиться. Цель проекта. Придумать и изготовить различные игры и пособия для Буратино, чтобы он запомнил свои права и умел ими пользоваться.
Задачи проекта. Формировать умения проектной деятельности - аргументировать свой выбор вида игры или пособия; - определять средства для его изготовления, источники и способы получения информации; - планировать свои действия по изготовлению игры или пособия; - публично представлять полученный результат. Формировать информационные компетентности - испытывать потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области получения информации; правилах работы с книгой, энциклопедией; нормах взаимодействия со взрослыми и детьми при поиске нужной информации; - обладать знаниями о возможных источниках информации: книги, телевидение, Интернет, взрослые - родители и воспитатели, специалисты в нужной области, сверстники, экспериментальная деятельность и др.; - осуществлять поиск и сбор информации, используя различные способы и действия: рассматривая, сравнивая, задавая вопросы, экспериментируя и т.п.; - анализировать полученную информацию, классифицировать ее, выбирать нужную; - четко и доступно передавать и представлять результаты поиска информации в процессе общении и совместной деятельности. Развивать целеустремленность, желание получить социально значимый результат. Обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического, эмоционально насыщенного общения в совместной познавательно- творческой деятельности. Совершенствовать стиль партнерских отношений между детьми.
1 этап – этап проблематизации и выбора темы проекта – 2 дня (первая неделя проекта). Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности; ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.
ДетиРодители 1.Создание проблемной ситуации. Кукольное инсценирование воспитателем эпизода с героями сказки А.Толстого «Буратино». 2. «Столик удивления» - воспитатель предлагает посмотреть на 2 столика, на которых разложены настольно-печатные игры разного вида на темы «Животные» и «Изучаем правила дорожного движения». 3. Классификация игр вместе с детьми (использование приема наглядного моделирования и метода ТРИЗ - морфологической таблицы): 4. Выбор темы проекта – вида игры о правах ребенка. 5. Задание на дом: подумать, посоветоваться с друзьями, родителями для последующего заполнения клеточек картографа именами ребят, которые хотят принять участие в проекте «Новые игры о правах ребенка». 1.Картограф по теме «Права ребенка» из трех колонок «Что мы знаем», «Что хотим узнать», «Что узнали» 2. Размещение наглядной информации: настольно-печатные игры разного вида на темы «Животные» и «Изучаем правила дорожного движения». 3. Памятки-листовки о видах игр и способах участия в проектной деятельности совместно с ребенком. 4. Индивидуальные и групповые беседы по вопросам: - схема-паутинка содержания темы «Права ребенка», - алгоритм совместной деятельности с детьми, -правила реализации проектов: информированность, добровольность и возможность выбора. 5. Игровой семинар «Виды настольно- печатных игр и пособий для развития дошкольника».
Картограф по теме «Права ребенка»
У детей появилось желание сделать игру для Буратино по своему выбору вместе с друзьями и родителями. Дети продолжали овладевать классификационными и моделирующими умениями. Родители поняли идею проектной деятельности, алгоритма ее осуществления и необходимость совместной деятельности с детьми по изготовлению игры или пособия по трудной, но важной для детей теме «Права ребенка».
2 этап – этап планирования проектной деятельности – 3 дня (1 неделя проекта). Цель: определение средств реализации проекта, источников информации и форм презентации на заключительном этапе. Педагог выступает в роли консультанта, советчика или непосредственного участника проекта детей и родителей.
ДетиРодители 1.«Звездочка подсказок» - методы поиска информации нарисованы на панно-картинке способом наглядного моделирования (по А.Савенкову). 2. Дифференцированные беседы с подгруппами детей о вариантах игр: ДОМИНО, ЛОТО, ПАЗЛЫ, РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ, КУБИКИ, ГУСЕК, ЛАБИРИНТЫ, КРУГИ ЛУЛЛИЯ, АЗБУКА, ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КНИГА. 3. Технология «Рука помощи». 4. Обсуждение с детьми способов участия в совместной с родителями деятельности по изготовлению игры: рисовать модели, рисунки, подбирать картинки, склеивать, раскрашивать... 1.Дифференцированные беседы с родителями по планированию совместной проектной деятельности с детьми. 2. Тренинг по освоению технологии «Рука помощи». 3. Рисунок-информация в уголке родителей по использованию «Руки помощи». 4. Памятка-листовка о «Руке помощи» с расшифровкой. 5. Стимулирование родителей к самоанализу. 6. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Модели-картинки по теме «Права ребенка»
Картограф классификации видов игр
«Звездочка-подсказка» способов поиска информации
«Рука помощи»
Дети пользуются «звездочкой подсказок», «рукой помощи» для поиска нужной информации, планирования своей деятельности по изготовлению игры; понимают особенности каждого вида игр. Родители заинтересованно идут на контакт с воспитателем по поводу планирования деятельности по изготовлению выбранной игры на основе «руки помощи», используют ее во взаимодействии с ребенком.
3 этап – этап осуществления проектной деятельности – 4 дня (вторая неделя проекта). Цель: организация собственно проектной деятельности; объединение усилий детей, родителей и воспитателей для изготовления выбранных вариантов игр по теме.
ДетиРодители 1.«Лесенка-чудесенка» (ступени осуществления проекта). _____4_____ готовы к участию в «Ярмарке» _____3_____ придумали презентацию игры _____2______ сделали игру _____1______ подобрали канцтовары и иллюстративный мат. 2. Обсуждение с детьми на утренних сборах продвижения проекта к результату. 1. Индивидуальные консультации по запросам родителей о методах и приемах развития творческих способностей детей, навыков партнерского взаимодействия при осуществлении проектной деятельности по изготовлению игры и подготовке к презентации. 2. Поддержка активного участия родителей в оказании помощи детям, совместном участии в изготовлении игры, приготовлении презентации на «Ярмарку игрового творчества»
«Лесенка – чудесенка»
Дети активно участвуют в обсуждении этапов изготовления игры, подготовки презентации, ставят флажки-шаги, проявляют способности к анализу совместной со взрослым деятельности. Родители активно пользуются подсказками и советами воспитателя по подготовке презентации к «Ярмарке игрового творчества»
4 этап – этап презентации результатов проектной деятельности – 1 день (вторая неделя). Цель: организация «Ярмарки игрового творчества»: выставки игр по правам ребенка, презентаций проектов, демонстрации участниками результатов совместной деятельности, обмена переживаниями, оценки своих достижений, успехов. Участие в «Ярмарке» героев сказки А.Толстого Мальвины и Буратино, которые принимают игры-проекты и оценивают их.
ДетиРодители 1.Участие в «Ярмарке игрового творчества» - совместное с родителями представление своего проекта в любой форме. 2. Самооценка своего участия в проекте с помощью «смайликов» - выбор того смайлика, который выражает настроение ребенка. 1.Участие в «Ярмарке игрового творчества» - совместное с детьми представление своего проекта в любой форме. 2. Экспресс-анкета по вопросам. - За время проекта я понял(а), что… - Я делаю для себя следующие выводы ….
Лото «Запомним все права»
Пазлы, разрезные картинки «Права ребенка»
«Домино» по моделям на тему «Права ребенка»
Игра-классификация «Назови право»
«Азбука – права ребенка»
«Кому что нужно» - игра на классификацию
«Круги Луллия» на тему «Права ребенка»
Занимательные книги
Игра типа «гусек» «Я знаю свои права»
Лабиринт «Помоги Колобку»
«Лабиринт справедливости по сказкам»
Газета в «Права в стихах»
Дети проявляли желание и активность в публичной презентации игры вместе с родителями. Выбирают Смайлика с довольным личиком. Родители – активные участник «Ярмарки» и анкетирования. Проявляют чувства удовлетворенности сотрудничеством ДОУ и семьи.
Ресурсная база проекта. Кадровые ресурсы: старший воспитатель, воспитатель группы, дети, родители. Информационные ресурсы: Интернет образовательные сайты http|| Материально-технические ресурсы: демонстрационная доска, фланелеграф, фотоаппарат. Учебно-материальные ресурсы: канцтовары, иллюстративные и дидактические материалы.
Научно-методические ресурсы: 1. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» М., АРКТН, Соловьева Е.В. «Дети планеты Земля»– М., Линка – ПРЕСС, 2001 г. 3. Яковлев Ю. «Ваши права, дети»– М., 1992 г. 4. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М., ж. «Управление ДОУ» г. «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка» стр Земнова Н.Г., ж. «Управление ДОУ» г. Программа «Защити меня». 6. Козлова С.А., ж. «Дошкольное воспитание» г. «Право на счастье» 7. Тимофеева Л.Л., ж. «Дошкольная педагогика» г «Проектный метод в обучении старших дошкольников» 8. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С.«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» 9. Ховякова А. «Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста» ж. Детский сад от А до Я г 10. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. «СемьЯ – программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста» Аркти, М., 2008г 11. Веракса Н.Е.,.Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2008г 12. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», ТЦ Сфера, Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ» М., Линка-Пресс, Горячев А.В. «Работа над темой» М., 1999г
Возможные риски и способы их преодоления Недостаточная компетентность педагогов Изучение предлагаемой литературы по ознакомлению детей с правами и по организации проектной деятельности дошкольников Невысокая степень активности родителей Использование современных методов работы с семьями воспитанников