Информационные технологии как инструмент повышения компетентности обучающихся на уроках физики Учитель физики ТИДЭ Л. А. МОУ-СОШ 1 г. Асино 2009-2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компьютерные технологии в обучении физики, как средство повышения мотивации и развития познавательного мышления обучающихся.
Advertisements

МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.Аймагамбетова Елена Викторовна.Аймагамбетова Елена Викторовна учитель физики и математики,
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Подготовила Чуприна Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Чистовская.
Информационно- коммуникационные технологии на уроках физики ОБОШИ Суджанская школа- интернат Новикова Л. В. учитель физики Выступление на педсовете 11.
Использование ИКТ на уроках биологии Панькова Марина Александровна Учитель биологии МБОУ Частинская СОШ.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин.
Из опыта работы преподавателя физики Магомедова А.М. БУ «Мегионский профессиональный колледж» Мегион, 2013 год.
Новые информационные технологии в школе. Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей,
Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
Автор : Блинова Елена Викторовна учитель биологии и химии МОУ ООШ 14 х. Даманка.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
«Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики» Учитель физики МКОУ Николаевская СОШ Глушкова Татьяна Сергеевна.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Информационно- коммуникационные технологии на уроках физики Учитель физики и информатики моу Новорождественская СОШ И.Е.Гончарова.
Ключевые компетентности учащихся Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс.
БЕЗ ГЕОГРАФИИ ВЫ НИГДЕ Учитель географии высшей категории Шевченко Р.Л.
Компетентностный подход в преподавании химии Компетентностный подход в преподавании химии.
Транксрипт:

Информационные технологии как инструмент повышения компетентности обучающихся на уроках физики Учитель физики ТИДЭ Л. А. МОУ-СОШ 1 г. Асино г

Информационные технологии в обучении физики

Новые информационные технологии (НИТ) достаточно активно внедряются в жизнь нашего общества. По мнению российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности обучающихся, формируются компетенции обучающихся. При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала.

Ещё один приём- применение электронных учебников и программ ЭУ (Репетитор Физика 1C, Открытая физика I, Открытая физика II ) часто дополняет обычный, помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. Компьютер предоставляет возможность ученику или учителю активно подключаться к демонстрациям.

В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). В рамках применения информационных технологий использую дифференцированный подход к обучению. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. ЭУ используется для тренировки и подготовки к ЕГЭ по физике.

В применении ИКТ есть свои «+» и свои «-». Вывод Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.

Формирование ключевых компетентностей учеников на уроках физики

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Понятие компетентность в психолого-педагогичной литературе окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно. Толковый словарь дает очень схожие толкования этих понятий: Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них. Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.

Три группы компетентностей 1.Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях). 2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор). 3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Группы ключевых компетентностей 1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. 2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. 3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками. 4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. 5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. 6. Продуктивной творческой деятельности.

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала и т. д. Все они способствуют формированию компетентности обучающихся. Содержание и методика преподавания физики имеет специфические признаки относительно формирования компетентностей учеников.

Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока

Этапы урока Цель Результативность Виды деятельности Применение ИКТ (желающим ) А. Проверка домашнего задания (Учащиеся самостоятел ьно готовят презентации по заданной теме Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетентности 1.Рецензирован ие выступления подготовленных презентаций В 10 классе по теме «Механика» учащиеся готовят презентации: «Кинематика», «Динамика», «Силы природы»… Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование самообразовательной компетентности 2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации Предлагаю образцы опорных конспектов, создать свой ОК. Найти дополнительный материал по данной теме из Интернета или других электронных источников.

Этапы урока Цель Результативность Виды деятельности Применение ИКТ (желающим ) Б. Объяснение нового материала Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование поликультурной компетентности 1. Выдвигается проблема и моделируется роль решения проблемы в жизни ученика С помощью программы Flash или Power- Point создать действующие модели водяного насоса, гидравлического пресса. Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей 2.Исследовательская лаборатория (коллективная экспериментальная работа) СD « Открытая физика»,где для каждого эксперимента представлены пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов.

Этапы урокаЦель Результативность Виды деятельности Применение ИКТ (желающим ) В. Физкульт- минутка Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью Игры- физкультминутки Можно использовать видео и музыкальные фрагменты с помощью ПК Г. Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков Цель: изучить свойства кристаллических тел, и т.п. Результативность: формирование познавательной компетентности 1. Учебная самостоятельная работа Предлагаю 2 или более вариантов с/р созданных с помощью ПК и размноженных на копире. Использую многоуровневые по сложности задания.

Этапы урока Цель Результативность Виды деятельности Применение ИКТ (желающим ) Г. Закрепление, тренировка, отрабатыван ие умений и навыков Цель: закрепить знания о законах природы и их применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) заполнения таблиц, построение графиков. Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие 2. Исследование различных видов памяти В 11 классе при подготовке к ЕГЭ используют программный продукт « Репетитор Физика 1C» ( 1-2 часть с решебником и проверочными тестами ) Цель: закрепить умение решать задачи и примеры Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей 3. Решение задач, примеров с комментирование м В Интернете найти примеры решения типовых или повышенного уровня задач,предложить их на семинаре или дополнительном занятии по данной теме. Например по темам : законы Ньютона, МКТ

Этапы урокаЦель Результативность Виды деятельности Применение ИКТ (желающим ) Г. Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование познавательной компетентности 4. Физическая эстафета, игра на эрудицию по типу телевизионных Например презентации: «Интеллектуальный марафон» в 9-11 классах, Урок- сказка в 10 кл «Три состояния вещества» Д. Творческая работа Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование поликультурной компетентности 1. Создание проектов В Интернете или в других программных продуктах находят информацию. Например для проекта «Самый важный- воздушный океан» - 7 кл. или создание проекта-сайта «Работа ИСЗ» -10 кл.

Этапы урока Цель Результативност ь Виды деятельности Применение ИКТ (желающим ) Е. Контроль Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование интеллектуальной компетентности 1. Создание (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой По теме «Плавание тел»- презентация «Экологические проблемы водоёмов при плавании судов»- 7 кл. При изучении «Механики»- презентация «Закон всемирного тяготения»-9,10 класс, создание электронных таблиц по теме Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование социальной компетентности 2. Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцирова нная контрольная работа, тест. По возможности провожу тесты с использованием оболочки Kom Test. Созданы тесты по темам: Газовые законы, Законы электрического тока, Плавание тел, Оптика.

Этапы урока Цель Результативность Виды деятельности Применение ИКТ (желающим ) Ж. Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию 1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока и приготовить 1-3 слайда Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование интеллектуальной компетентности 2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, и т.п. Предлагаю задачи разобрать самим и выполнить в компьютерном варианте в классе

Вывод Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования; компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций. Информационные технологии – один из важных инструментов повышения компетентности обучающихся на уроках физики.