Доклад по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и мониторингу и моделированию загрязнения атмосферного воздуха в Казахстане в рамках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан Республиканское Государственное предприятие «Казгидромет» Мониторинг качества атмосферного.
Advertisements

СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
Совместный семинар ЕАОС и ЕЭК ООН по индикаторам окружающей среды и развитию мониторинга (Женева, февраля 2003 года) Соглашение о технической помощи.
Рабочее совещание по взаимодействию между мониторингом качества воздуха и стратегиями охраны атмосферного воздуха в странах ВЕКЦА РГМООС ЕЭК ООН, 11 июня.
О территориальной системе наблюдений за состоянием окружающей среды и взаимодействии с государственной наблюдательной сетью Росгидромета МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Богдана Козерук Начальник отдела по анализу информации и прогнозированию.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
Рабочая группа по мониторингу окружающей среды Целевая группа ЕЭК ООН по Руководящим принципам и методам Базы экологических метаданных в странах Восточной.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Политика Республики Таджикистан в аспекте изменения климата Сафаров М. директор Государственного Учреждения по гидрометеорологии.
О реализации государственной региональной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Мурманской области 28 ноября 2013 года Министр природных.
Совместная межсекторальная целевая группа по экологическим показателям Пятая сессия Женева июля 2012 г. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный.
Региональный диагностический доклад и План развития сотрудничества по обеспечению качества вод в Центральной Азии.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК.
Правовые основы охраны атмосферы.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
LOGO Разработка Национального регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) в Республике Беларусь "Получи право на здоровое сообщество Субрегиональный.
Е.П. Богодяж*, А.П. Станкевич** * Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов,
Статистика по удобрениям в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Статистика по удобрениям в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной.
Транксрипт:

Доклад по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и мониторингу и моделированию загрязнения атмосферного воздуха в Казахстане в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Кудеков Т.К. Григорьева Г.В.

Процесс подготовки Доклада Национальные Семинары по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и по мониторингу и моделированию загрязнения атмосферного воздуха Алматы, мая 2003г. Международное Совещание по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и по мониторингу и моделированию загрязнения атмосферного воздуха Алматы, 8-10 октября 2003г.

Структура Доклада ВВЕДЕНИЕ Часть I - ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ Часть II - МОНИТОРИНГ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

введение общая информация о Республике Казахстан;общая информация о Республике Казахстан; информация о природных ресурсах и структуре экономики;информация о природных ресурсах и структуре экономики; структура потребления топлива в Казахстане;структура потребления топлива в Казахстане; информация по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, ее Протоколах и Совместной программе наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);информация по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, ее Протоколах и Совместной программе наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); информация о Международных центрах ЕМЕПинформация о Международных центрах ЕМЕП

Статус Казахстана по вопросу о присоединении к Конвенции и ее Протоколам: Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 11 января 2001 года в соответствии с Законом Республики Казахстан 89 от 23 октября 2000 г. О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 11 января 2001 года в соответствии с Законом Республики Казахстан 89 от 23 октября 2000 г. О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Казахстан пока не является Стороной Протоколов Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и не присоединился к Совместной программе наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) Казахстан пока не является Стороной Протоколов Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и не присоединился к Совместной программе наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП)

Часть I ИНВЕНТАРИЗАЦИЯВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

Законодательная база Закон Республики Казахстан Об охране окружающей среды от 15 июля 1997 г. N 160-I (Ведомости Парламента РК, 1997 г., N 17-18, ст. 213) Закон Республики Казахстан Об охране окружающей среды от 15 июля 1997 г. N 160-I (Ведомости Парламента РК, 1997 г., N 17-18, ст. 213) Постановление Правительства РК от 9 июня 2000 г. 878 Об утверждении Национального плана действий по гигиене окружающей среды Республики Казахстан Постановление Правительства РК от 9 июня 2000 г. 878 Об утверждении Национального плана действий по гигиене окружающей среды Республики Казахстан Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года N 89-II О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Закон Республики Казахстан от 23 октября 2000 года N 89-II О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Закон Республики Казахстан Об охране атмосферного воздуха от 11 марта 2002 года N 302-II Закон Республики Казахстан Об охране атмосферного воздуха от 11 марта 2002 года N 302-II

Государственная статистическая отчетность в области охраны атмосферного воздуха Государственная статистическая отчетность в области охраны атмосферного воздуха Согласно Закону Об охране атмосферного воздуха (Глава 4, Статья 20), физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников. По результатам инвентаризации предприятия ведут отчетность. Порядок представления отчета определяется центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды (МООС). Согласно Закону Об охране атмосферного воздуха (Глава 4, Статья 20), физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников. По результатам инвентаризации предприятия ведут отчетность. Порядок представления отчета определяется центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды (МООС). Аналитические службы территориальных управлений ООС проводят контроль за соблюдением предприятиями нормативов Предельно Допустимых Выбросов (ПДВ), токсичностью выхлопных газов автотранспорта, достоверностью данных производственного контроля. Аналитические службы территориальных управлений ООС проводят контроль за соблюдением предприятиями нормативов Предельно Допустимых Выбросов (ПДВ), токсичностью выхлопных газов автотранспорта, достоверностью данных производственного контроля.

Форма статистической отчетности и основные источники информации о выбросах загрязняющих веществ в Казахстане Для составления государственного статистического отчета об охране атмосферного воздуха используется форма статистической отчетности по выбросам загрязняющих веществ 2-ТП (воздух) Отчет об охране атмосферного воздуха. Она ежегодно утверждается Агентством Республики Казахстан по статистике. Форма отчетности практически не изменилась по сравнению с той формой, которая использовалась в бывшем СССР. Для составления государственного статистического отчета об охране атмосферного воздуха используется форма статистической отчетности по выбросам загрязняющих веществ 2-ТП (воздух) Отчет об охране атмосферного воздуха. Она ежегодно утверждается Агентством Республики Казахстан по статистике. Форма отчетности практически не изменилась по сравнению с той формой, которая использовалась в бывшем СССР. На основе собранной первичной информации Агентство по статистике РК ежегодно составляет сводный отчет о состоянии охраны атмосферного воздуха в РК, в который включаются данные как в целом по Казахстану, так и в разрезе областей и областных центров. На основе собранной первичной информации Агентство по статистике РК ежегодно составляет сводный отчет о состоянии охраны атмосферного воздуха в РК, в который включаются данные как в целом по Казахстану, так и в разрезе областей и областных центров. Из анализа существующей системы отчетности по выбросам загрязняющих веществ в Казахстане можно заключить, что она может быть частично использована для предоставления данных о выбросах в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха. Она основана на подходе снизу- вверх, то есть составляется по данным от предприятий. Из анализа существующей системы отчетности по выбросам загрязняющих веществ в Казахстане можно заключить, что она может быть частично использована для предоставления данных о выбросах в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха. Она основана на подходе снизу- вверх, то есть составляется по данным от предприятий. Перечень показателей, включенных в отчет, ежегодно согласовывается с Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан, и при необходимости в форму отчетности вносятся изменения и дополнения. Перечень показателей, включенных в отчет, ежегодно согласовывается с Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан, и при необходимости в форму отчетности вносятся изменения и дополнения.

Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Казахстане Объемы выбросов вредных веществ от стационарных источников в 2002 году были ниже уровня 1990 года на 46 %, ниже уровня 1995 года - на 18,4 %. Вместе с тем, несмотря на снижение количества выбросов по сравнению с 1990 годом, начиная с 1998 года их прирост составил 8,6%. Объемы выбросов вредных веществ от стационарных источников в 2002 году были ниже уровня 1990 года на 46 %, ниже уровня 1995 года - на 18,4 %. Вместе с тем, несмотря на снижение количества выбросов по сравнению с 1990 годом, начиная с 1998 года их прирост составил 8,6%. В 2002 году в составе 1855,8 тыс. тонн газообразных и жидких выбросов в атмосферу, 61 % приходится на сернистый ангидрид, 20,3 % на окись углерода, 9,5 % на окислы азота и 7,1 % на углеводороды (без летучих органических соединений). В воздушный бассейн республики в 2002 году в значительном количестве поступали такие чрезвычайно опасные по степени воздействия на человеческий организм вещества, как сероводород (1413,5 тонн), аммиак (1849,3 тонн), свинец и его соединения (4857,3 тонн), серная кислота (185,5 тонн), мышьяк (1081,5 тонн), фтор (50,5 тонн), ртуть (0,7 тонн). В 2002 году в составе 1855,8 тыс. тонн газообразных и жидких выбросов в атмосферу, 61 % приходится на сернистый ангидрид, 20,3 % на окись углерода, 9,5 % на окислы азота и 7,1 % на углеводороды (без летучих органических соединений). В воздушный бассейн республики в 2002 году в значительном количестве поступали такие чрезвычайно опасные по степени воздействия на человеческий организм вещества, как сероводород (1413,5 тонн), аммиак (1849,3 тонн), свинец и его соединения (4857,3 тонн), серная кислота (185,5 тонн), мышьяк (1081,5 тонн), фтор (50,5 тонн), ртуть (0,7 тонн).

Предоставление данных о выбросах загрязняющих веществ, пробелы в данных и оценка потребностей, согласно требованиям ЕМЕП Став Стороной Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Казахстан в 2002 году предоставил в секретариат ЕЭК ООН имеющиеся данные о выбросах загрязняющих веществ в виде таблиц данных за период с 1990 по 2000 гг. Информация включала в себя национальные общие выбросы, выбросы по шести административным областям, городам Алматы и Астана и некоторым крупным точечным источникам. Это была первая попытка предоставить информацию, исходя из имеющейся отчетности предприятий и производственной статистики. В качестве иллюстрации в таблице I-4 приводятся сводные данные, представленные Казахстаном в ЕЭК ООН. Став Стороной Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Казахстан в 2002 году предоставил в секретариат ЕЭК ООН имеющиеся данные о выбросах загрязняющих веществ в виде таблиц данных за период с 1990 по 2000 гг. Информация включала в себя национальные общие выбросы, выбросы по шести административным областям, городам Алматы и Астана и некоторым крупным точечным источникам. Это была первая попытка предоставить информацию, исходя из имеющейся отчетности предприятий и производственной статистики. В качестве иллюстрации в таблице I-4 приводятся сводные данные, представленные Казахстаном в ЕЭК ООН. Отчет был предоставлен Министерством охраны окружающей среды, то есть государственным органом, что соответствует политике ЕМЕП. Предоставленные данные по крупным точечным источникам были получены от предприятий на основе формы 2-тп (воздух). Сводная таблица из этого отчета представлена на следующем слайде. Отчет был предоставлен Министерством охраны окружающей среды, то есть государственным органом, что соответствует политике ЕМЕП. Предоставленные данные по крупным точечным источникам были получены от предприятий на основе формы 2-тп (воздух). Сводная таблица из этого отчета представлена на следующем слайде.

Анализ потребностей в данных для составления ежегодных отчетов о выбросах для предоставления в ЕЭК ООН выявил следующие трудности и проблемы, связанные с инвентаризацией выбросов в Казахстане: Существует разрыв между возможностями государственной инвентаризации выбросов и требованиями ЕМЕП. Существует разрыв между возможностями государственной инвентаризации выбросов и требованиями ЕМЕП. Перечень веществ, по которым ведется производственный контроль и отчетность по выбросам, ограничен, не включает некоторые вещества из номенклатуры для представления отчетности (например, данные о выбросах стойких органических загрязнителей (СОЗ) и тяжелых металлов (ТМ)). Перечень веществ, по которым ведется производственный контроль и отчетность по выбросам, ограничен, не включает некоторые вещества из номенклатуры для представления отчетности (например, данные о выбросах стойких органических загрязнителей (СОЗ) и тяжелых металлов (ТМ)). В Казахстане практически не используются методики оценки выбросов ранее не учитываемых загрязнителей (СОЗ, ТМ). В Казахстане практически не используются методики оценки выбросов ранее не учитываемых загрязнителей (СОЗ, ТМ). Существующий порядок учета выбросов основан на подходе снизу-вверх, учет ведется по отраслевому принципу, а не по технологическому. Существующий порядок учета выбросов основан на подходе снизу-вверх, учет ведется по отраслевому принципу, а не по технологическому. Существуют проблемы, связанные с неполнотой информации (нет налаженного государственного учета выбросов от передвижных и природных источников). Существуют проблемы, связанные с неполнотой информации (нет налаженного государственного учета выбросов от передвижных и природных источников).

Часть II МОНИТОРИНГИМОДЕЛИРОВАНИЕЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Система экологического мониторинга состояния окружающей среды В зависимости от задач и изучаемых компонентов окружающей среды система экологического мониторинга включает следующие подсистемы: мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, в том числе атмосферных осадков и снежного покрова мониторинг загрязнения поверхностных вод суши и морей мониторинг загрязнения почв радиационный мониторинг фоновый мониторинг

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха Сеть наблюдений национальной гидрометеорологической службы за загрязнением атмосферного воздуха включает 47 стационарных постов наблюдений (ПНЗ), приуроченных к 20 городам республики, и предназначена для получения информации о загрязнении воздушного бассейна в населенных пунктах. На 43 ПНЗ ежедневные (кроме выходных) наблюдения проводятся по неполной программе (3 раза в сутки - 07, 13, 19 час.), а в гг. Астане, Алматы, Актобе, Караганда по 1 посту, расположенному на основной метеостанции, - по полной программе (четырех разовые 01, 07, 13, 19 час).

Перечень подлежащих контролю загрязняющих веществ установлен с учетом объема и состава выбросов в атмосферу и результатов предварительного обследования загрязнения воздушного бассейна. Одновременно с отбором проб воздуха измеряются метеорологические характеристики: направление и скорость ветра, температура и влажность воздуха, состояние погоды, позволяющие определить рассеивание примесей в атмосфере. При изучении загрязнения атмосферного воздуха определяются более 16 примесей, в т.ч.: пыль, диоксид серы, растворимые сульфаты, оксид углерода, диоксид азота, фтористый водород, сероводород, тяжелые металлы.

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха

Мониторинг загрязнения атмосферных осадков Данные о химическом составе атмосферных осадков, служат показателем загрязнения атмосферы, особенно слоя, в котором образуются облака, происходит газовый обмен, и из которого выпадают осадки. Данные о содержании веществ в снежном покрове являются единственным материалом для оценки регионального загрязнения атмосферы в зимний период на территории республики и выявления ареала распространения загрязняющих веществ от промышленных центров и городов. Наблюдения за химическим составом атмосферных осадков заключаются в ежемесячном отборе проб на 38 метеостанциях, расположенных как в сельской местности, так и в городах республики. В пробах определяются: анионы - сульфаты, хлориды, нитраты; катионы - аммоний, натрий, калий, кальций, магний; кислотность и удельная электропроводность.

ФОНОВЫЙ МОНИТОРИНГ С целью контроля за состоянием атмосферы и других компонентов природной среды на территории бывшего Советского Союза была создана сеть станций комплексного фонового мониторинга природной среды, выполняющих наблюдения по единой программе. В Казахстане организована одна станция комплексного фонового мониторинга природной среды (СКФМ) "Боровое" в Акмолинской области с целью получения информации о фоновом состоянии загрязнения биосферы и тенденциях его изменения. Научно-методическое руководство сетью СКФМ на территории СНГ возложено на Институт глобального климата и экологии (Россия), который осуществляет сбор, обработку и анализ данных наблюдения фонового мониторинга. По результатам фонового мониторинга загрязнения природной среды выпускается ежегодник Обзор фонового состояния окружающей природной среды на территории СНГ (Институт глобального климата и экологии, Россия), который представляется в РГП Казгидромет.

Схема размещения наблюдательной сети фонового мониторинга

Станция фонового мониторинга«БОРОВОЕ»

Программа работ на фоновой станции «Боровое» Метеорологические наблюдения Гидрологические наблюдения на оз. Боровое Ежемесячный отбор и консервация проб атмосферных осадков с пересылкой в г.Алматы на определение содержания тяжелых металлов (свинец, цинк, медь, кадмий, ртуть) и химического состава (аммония, сульфатов, хлоридов, нитратов, карбонатов, натрия, калия, кальция, магния, значений электропроводности, щелочности, общей минерализации, рН) Отбор и консервация проб снежного покрова в период максимального снегонакопления (обычно март) с пересылкой в г.Алматы на те же виды анализов, что и пробы атмосферных осадков Отбор и консервация проб воды из оз.Боровое в основные гидрологические фазы (летняя и зимняя межень, подъем, пик и спад весеннего половодья) с пересылкой в г.Алматы на те же виды анализов, что и пробы атмосферных осадков Отбор и предварительная обработка проб почвы (подстилка и слой 0-5 см) на двух площадках (в конце августа) с пересылкой в г.Алматы на определение содержания тяжелых металлов (свинец, кадмий, медь, цинк) и общей суммы водорастворимых веществ.

СОСТОЯНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Моделирование в масштабах городов. Интегральная оценка уровней загрязнения Мониторинг и моделирование пыльных бурь в Приаралье Моделирование загрязнения атмосферы города Алматы

Программа измерений ЕМЕП Совместная программа наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) необходимость использования сопоставимых или стандартизированных процедур для мониторинга, когда это возможно программа мониторинга должна основываться на системе как национальных, так и международных программ. Создание станций мониторинга и сбор данных осуществляется под национальной юрисдикцией стран, в которых расположены эти станции разработка механизма совместной программы мониторинга окружающей среды на основе и с учетом существующих и будущих национальных, субрегиональных, региональных и других международных программ необходимость предоставления метеорологических и физико-химических данных, касающихся процессов, происходящих при переносе; необходимость мониторинга химических компонентов в других средах, таких, как вода, почва и растительность, а также аналогичной программы мониторинга для регистрации воздействия на здоровье людей и окружающую среду; желательность расширения национальных сетей ЕМЕП, с тем чтобы они могли функционировать в целях контроля и наблюдения; необходимость обмена данными о выбросах за подлежащие согласованию периоды оговоренных загрязнителей воздуха, начиная с двуокиси серы, производимых с площадей по сетке согласованных размеров, или о потоках оговоренных загрязнителей воздуха, начиная с двуокиси серы, через отрезки национальных границ и за периоды, подлежащие согласованию. Метод, включая модель, для определения потоков, а также метод, включая модель, для определения переноса загрязнителей воздуха на основе выбросов с площади согласованных размеров, сообщаются и периодически пересматриваются с целью совершенствования методов и моделей. готовность продолжать обмен национальными данными об общих выбросах согласованных загрязнителей воздуха, начиная с двуокиси серы, и периодическое обновление этих данных

РУКОВОДСТВО ЕМЕП ПО ОТБОРУ И ХИМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБ Программа измерений ЕМЕП

Проблемы по обеспечению программы мониторинга ЕМЕП в Казахстане Для ведения мониторинга ЕМЕП в Казахстане в современных условиях необходима реализация практических мероприятий по основным направлениям обеспечения его функционирования. Организационно-правовое обеспечение – присоединение к Протоколам Конвенции, создание правовой и законодательной базы, регламентирующей статус мониторинга ЕМЕП в Единой государственной системе мониторинга окружающей среды. Финансовое обеспечение для выполнения утвержденной целевой программы мониторинга ЕМЕП в целях создания и поддержания функционирования программы мониторинга, а также научно-технической продукции для обеспечения функционирования и развития мониторинга. Нормативное обеспечение - разработка и установление нормативов как основы для выполнения работ (создание и внедрение пакетов нормативных документов, регламентирующих требования, правила и процедуры, принятые при создании и организации функционирования системы мониторинга ЕМЕП и ее отдельных элементов).

Методологическое обеспечение - создание научной базы, гарантирующей полноту и корректность выполнения задач мониторинга ЕМЕП (проблемы комплексирования работ, возможности и границы применения методов, средств, алгоритмов и программ моделирования). Реализуется путем организации и проведения научных исследований, формирующих принципы и правила выполнения конкретных работ в рамках мониторинга ЕМЕП. Методическое обеспечение - предназначено для создания методической базы, необходимой и достаточной для функционирования системы мониторинга ЕМЕП. Разработка и внедрения методических документов, позволяющих получить сопоставимые результаты наблюдений, оценок и прогнозов вне зависимости от места и времени их выполнения. Должно быть основано на пакете обязательных требований, определяющих процедуры и правила организации и осуществления мониторинга ЕМЕП.

Информационное обеспечение - единые правила и протоколы обмена информацией, единая методология сбора и обработки данных, единые форматы сообщений. Применение унифицированных технических, аппаратных и программных средств обмена на всех уровнях в рамках мониторинга ЕМЕП. Программно-математическое обеспечение - совокупность алгоритмов, необходимых для реализации комплекса моделей оценки и прогнозирования загрязнения воздуха, моделей миграции и трансформации загрязняющих веществ в атмосфере, измерительных моделей, моделей определения источников загрязнения и др. моделей, используемых в рамках ЕМЕП. Реализация в автоматизированном режиме решение таких задач, как оценка, диагностика и прогнозирование загрязнения воздуха, в том числе и трансграничного; ведение распределенных баз данных; моделирование аварийных ситуаций и их возможных последствий; выработка рекомендаций для принятия оперативных решений. Должно быть открытым и обеспечивать включение в него вновь разрабатываемых прикладных программных средств.

Аппаратурно-техническое обеспечение должно формироваться на базе унифицированных информационно-измерительных и информационно-вычислительных систем, в том числе: - информационно-измерительные системы, необходимые для решения задач мониторинга ЕМЕП (в нормальных и чрезвычайных условиях); - передвижные, мобильные и стационарные лаборатории для анализа различных видов загрязнения воздуха; - аэрокосмические средства для проведения крупномасштабных съемок местности, слежения за переносом загрязненных воздушных масс; - - комплексы пробоотборной и измерительной аппаратуры; - - комплексы для сбора, обработки и передачи информации; - системы телекоммуникаций обеспечивающие оперативную передачу данных.

Метрологическое обеспечение - должно осуществляется в тесном сотрудничестве с подразделениями Госстандарта Республики Казахстан. Необходима: - разработка нормативных документов, регламентирующих общий порядок и правила, обеспечивающие единство измерений и сопоставимость результатов выполнении программы мониторинга ЕМЕП; - организация метрологического обеспечения наблюдений в рамках мониторинга ЕМЕП; - метрологическая экспертиза нормативных и методических документов и программ, обеспечивающих мониторинг ЕМЕП; - организация аттестации и аккредитации аналитических лабораторий, обеспечивающих ведение мониторинга ЕМЕП. Отдельные направления обеспечения функционирования мониторинга ЕМЕП должны взаимодействовать и дополнять друг друга.

Рекомендации для Казахстана по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и по мониторингу и моделированию загрязнения атмосферного воздуха

Ситуация в Армении, Азербайджане, Грузии, Кыргызстане, Республике Молдова и рекомендации для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) по инвентаризации выбросов и мониторингу и моделированию загрязнения атмосферного воздуха

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Страны ВЕКЦА, участвующие в проекте, присоединились к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния: СтранаАрменияАзербай джан ГрузияКыргыз стан Республика Молдова Дата присоединения к Конвенции

Инвентаризация выбросов Рекомендации по улучшению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Для стран ВЕКЦА: I. Организация работ по Конвенции: Для подготовки национальных инвентаризаций и национальных данных по выбросам целесообразно создание в странах ВЕКЦА специальных групп, занимающихся этими вопросами на базе государственных учреждений. - Необходимо ранжировать задачи по улучшению инвентаризации по степени их важности и решаемости, а также составить план их решения на ближайшие годы; - Ежегодно готовить и предоставлять в ЕЭК ООН национальные данные по выбросам; - Ввести в ежегодные отчеты по выбросам критерии, характеризующие качество информации, степень их полноты; Оказывать содействие в развитии мероприятий по обучению для улучшения учета выбросов;

Будет полезным установление постоянных контактов национальных групп по выбросам с аналогичными группами других стран, участие в семинарах, курсах по обучению и обмену опытом; Отчетность по выбросам предприятий сделать открытой; Сделать доступными данные замеров концентраций загрязнителей в выбросах на предприятиях, что поможет накоплению информации для разработки эмиссионных факторов; Рассмотреть возможность присоединения стран ВЕКЦА к. Протоколам Конвенции.

II. Методическая помощь и потребности в обучении: Необходимо изучить Руководство по инвентаризации КОРИНЭЙР/ЕМЕП для использования в качестве единой методологии оценки выбросов и разработки методик оценки выбросов загрязнителей, ранее не включавшихся в отчеты предприятий; Шире использовать методологические и научные разработки в области исследования выбросов, международный опыт. Он обобщен в таких изданиях, как Руководство ЕМЕП, Рабочая книга МГЭИК, АР-42 и других изданиях; Необходимо активное участие национальных экспертов в работе Целевой группы по инвентаризации и прогнозу выбросов (ЦГИПВ), а также Руководящего органа ЕМЕП.

III. III.Методические и научно-исследовательские работы: В качестве одной из первоочередных задач следует рассматривать анализ ситуации с инвентаризацией выбросов в странах ВЕКЦА по группам загрязнителей для оценки полноты имеющейся и поступающей информации. Для этого целесообразно провести экспертные оценки выбросов ключевых загрязнителей и сравнить их с имеющимися данными; Необходимо провести сравнение национальных данных по удельным показателям выбросов или факторов эмиссий, рекомендуемых Руководством по инвентаризации КОРИНЭЙР/ЕМЕП. В ряде случаев необходимо адаптировать коэффициенты выбросов, рекомендуемые в Руководстве, к условиям стран ВЕКЦА, национальными экспертами совместно с центрами ЕМЕП провести экспертные оценки выбросов ТМ и СОЗ в рамках отдельных международных проектов.

Развивать научные исследования процессов и источников выбросов; Провести анализ имеющихся методик расчета выбросов и замеров концентраций загрязнителей в выбросах на предмет их соответствия современным знаниям и составить график их пересмотра; Усовершенствовать классификацию субъектов хозяйствования (отраслей), ввести параллельно имеющейся их кодировку по IPCC и SNAP; Целесообразно параллельно с совершенствованием государственной инвентаризации («снизу-вверх») развивать систему инвентаризации на основе международно- признанных подходов («сверху-вниз»), в частности, на основе методологии ЕМЕП.

Рекомендации по улучшению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Для Секретариата ЕЭК ООН и Рабочих Органов Конвенции: Поддержать новые Стороны Конвенции в их движении в сторону совершенствования систем инвентаризации выбросов, при этом учитывая специфические нужды данных стран, связанные с их технологическими особенностями, финансовыми и экономическими трудностями; Необходима методическая и техническая помощь научных центров (MSC-W, MSC-E, CCC, CIAM) и экспертов ЕМЕП в организации и проведении работ по инвентаризации выбросов, стажировки и обучение специалистов стран ВЕКЦА; Отметить полезность данных проектов, семинаров для стран ВЕКЦА; Обратить внимание на необходимость выполнения новых экспертных оценок выбросов, в особенности СОЗ и тяжелых металлов.

Необходима организация ежегодных семинаров по обучению и обмену опытом применения Руководства по инвентаризации КОРИНЭЙР/ЕМЕП в странах ВЕКЦА, в частности: - Целесообразно перевести последнюю версию Руководства по инвентаризации выбросов ЕМЕП на русский язык, русифицировать программное обеспечение по отчетности и руководящие документы ЕМЕП; - Провести первый обучающий семинар по использованию Руководства по инвентаризации выбросов в атмосферу КОРИНЭЙР/ЕМЕП. Тема семинара: «Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу». Казгидромет выразил готовность взять на себя организацию этого семинара в Алматы. - Провести консультативное рабочее совещание по подготовке документов и повестки дня первого обучающего семинара (Москва, март 2004 г.).

Мониторинг и моделирование загрязнения атмосферного воздуха в странах ВЕКЦА Рекомендации по мониторингу и моделированию загрязнения атмосферного воздуха в странах ВЕКЦА Для стран ВЕКЦА: Рассмотреть возможность присоединения стран ВЕКЦА к Протоколам Конвенции Использовать комплексный подход, базирующийся на совместном использовании данных мониторинга и моделирования и позволяющий оптимизировать количество станций мониторинга на территории стран, верифицировать данные моделирования, оценить вклад трансграничного загрязнения, а также оценивать долгосрочные тренды. 3. Ознакомиться с действующими руководствами ЕМЕП по ведению измерений в системе мониторинга загрязнения воздуха. 4. Ознакомиться с существующими модельными разработками, принимать участие в тестовых испытаниях.

5. Разработать план мероприятий по организации и выполнению программы мониторинга ЕМЕП для каждой страны с включением следующих пунктов: - оптимизация наблюдательной сети экологического мониторинга с выделением постов наблюдений за элементами программы мониторинга ЕМЕП; - техническое переоснащение и модернизация наблюдательных постов и химико-аналитической службы современным оборудованием; - оснащение центральной и сетевых служб современными средствами связи и автоматизированной обработки результатов мониторинговых исследований (модемы, персональные компьютеры, программное обеспечение, копировальная и множительная оргтехника).

6. 6. В процессе развития работ по элементам программы мониторинга ЕМЕП использовать в полной мере содействие международных центров и экспертов ЕМЕП в следующих направлениях: - в методическом и методологическом обеспечении работ по элементам программы мониторинга загрязнения воздуха; - в обучении специалистов стран ВЕКЦА посредством их участия в международных тренингах, курсах, учебных семинарах, а также в международных программах и проектах Центров ЕМЕП; - в разработке национальных моделей переноса загрязняющих веществ; - в выборе станций мониторинга для верификации модельных расчетов.

Рекомендации по мониторингу и моделированию загрязнения атмосферного воздуха в странах ВЕКЦА Для Секретариата ЕЭК ООН и Рабочих органов Конвенции: 1. 1.Поддержать новые Стороны Конвенции в их движении в сторону совершенствования систем мониторинга загрязнения окружающей среды, развития моделирования, учитывая специфические нужды стран ВЕКЦА (технологические особенности производств, финансовые трудности, переходный период и прочие). 2. Поддержать организацию проектов, аналогичных выполненному в Казахстане, и проведение семинаров с участием стран ВЕКЦА для обмена опытом в области мониторинга и моделирования загрязнения воздуха и для выполнения данных рекомендаций.

3. Провести обучение специалистов стран ВЕКЦА по программе ЕМЕП, в том числе посредством обучения на международных учебных курсах и семинарах. 4. Поддержать разработку программ организации и ведения системы мониторинга ЕМЕП (среднесрочной) в рамках каждой страны, включающей организацию наблюдательной сети, утверждение и согласование программы наблюдений и измерений, методов химического анализа, рекомендации по приборам и оборудованию, анализу и обработки данных наблюдений и измерений, обмену информацией.

Общие рекомендации по мониторингу, моделированию и инвентаризации выбросов загрязняющих веществ Анализ ситуации с инвентаризацией выбросов, состоянием мониторинга и моделирования загрязнения воздуха в странах ВЕКЦА предоставил возможность выработать некоторые общие рекомендации, которые заключаются в следующем: 1.Необходимо, чтобы Страны ВЕКЦА координировали свои национальные усилия по борьбе с загрязнением воздуха наиболее эффективным образом. Поэтому природоохранным органам, органам здравоохранения, а также научно-исследовательским институтам рекомендуется тесным образом сотрудничать с целью эффективного использования ресурсов и избежания нежелательного дублирования. 2. Странам ВЕКЦА рекомендуется начать вносить свой вклад в Европейскую отчетность под эгидой Европейского Союза на добровольной основе.

3.Во взаимодействии с Целевой группой по инвентаризации выбросов и проектированию (ЦГИВП) и Целевой группой по мониторингу и моделированию (ЦГММ) странам ВЕКЦА рекомендуется использовать Информационную и наблюдательную сеть по окружающей среде (EIONET), координируемую Европейским Агентством по Окружающей Среде. Как правило, совещания ЦГИВП проходят совместно с EIONET, а совещания ЦГММ проводятся также в тесном сотрудничестве с EIONET. Информацию по этой сети можно найти в Интернете по следующим адресам: инвентаризации выбросов и проектированию (ЦГИВП) и Целевой группой по мониторингу и моделированию (ЦГММ) странам ВЕКЦА рекомендуется использовать Информационную и наблюдательную сеть по окружающей среде (EIONET), координируемую Европейским Агентством по Окружающей Среде. Как правило, совещания ЦГИВП проходят совместно с EIONET, а совещания ЦГММ проводятся также в тесном сотрудничестве с EIONET. Информацию по этой сети можно найти в Интернете по следующим адресам: и climate.eionet.eu.int/docs/meetings/031106_8th_EIONET_AQ_W S/meetings html

4.Странам ВЕКЦА рекомендуется координировать работы в рамках различных международных экологических Конвенций, в частности Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях, Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. 5.Необходимо обратиться с просьбой к Президиуму Руководящего Органа ЕМЕП (Женева, март 2004) об оказании содействия странам ВЕКЦА в развитии мониторинга, моделирования и инвентаризации выбросов через Целевую группу по измерениям и моделированию и Целевую группу по инвентаризации выбросов и проектированию. Руководящего Органа ЕМЕП (Женева, март 2004) об оказании содействия странам ВЕКЦА в развитии мониторинга, моделирования и инвентаризации выбросов через Целевую группу по измерениям и моделированию и Целевую группу по инвентаризации выбросов и проектированию. 6. Информировать Исполнительный Орган Конвенции (Женева, декабрь 2003) о результатах Международного совещания и о намерении Республики Узбекистан и Республики Таджикистан присоединиться к Конвенции; Армении, Грузии, Кыргызстан и Республики Азербайджан - к Протоколу ЕМЕП о долгосрочном финансировании и другим протоколам Конвенции. 6. Информировать Исполнительный Орган Конвенции (Женева, декабрь 2003) о результатах Международного совещания и о намерении Республики Узбекистан и Республики Таджикистан присоединиться к Конвенции; Армении, Грузии, Кыргызстан и Республики Азербайджан - к Протоколу ЕМЕП о долгосрочном финансировании и другим протоколам Конвенции.