Вопросы экологии на уроках химии и внеклассной работе Из опыта работы учителя химии школы 71 Калининского района Санкт-Петербурга Смирновой Марины Александровны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вопросы экологии на уроках химии и внеклассной работе учитель химии МБОУ Хайыраканской СОШ Дзун- Хемчикского кожууна РТ.
Advertisements

ЭКОЛОГИЯ. ПРИРОДА – НАШ ДОМ.. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ. ЭКОЛОГИЯ (от греч. «ойкос» - дом, жилище) – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ.
Вступление. В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным, а очень часто и катастрофическим воздействием хозяйственной.
Оценка экологического качества воздуха Основные источники загрязнения атмосферы в городе – это автотранспорт и промышленные предприятия Основные источники.
Презентация по теме: Загрязнение окружающей среды.
Экологическое образование на уроках химии МОУ «Тверской лицей» Преподаватели химии: Капитонова Н.В. Шкляева Е.Б. г.Тверь – ноябрь 2011 г. «Знания без воспитания.
Влияние деятельности человека на газовый состав атмосферы. ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА ГРУППЫ ДОУ ЧУПРОВА ЛЮДМИЛА.
…это проникновение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение в естественной среде.
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека 8 класс ОБЖ.
Загрязнение и охрана окружающей среды «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»
Влияние человека на окружающую среду Загрязнение атмосферы.
Тепловые машины и экология. 8 класс. Непрерывное развитие энергетики, автомобильного и других видов транспорта, возрастание потребления угля, нефти и.
Экологическая ситуация в России МБОУ «Майская СОШ» п.Майский, 2013 г. Автор: Мартюшева О.М., учитель географии.
Презентацию подготовили: Доценко Анна, Воробьёв Даниил, Кудяков Влад.
Бросают в речку грязь и мусор, Не любят реченьку свою. Ах, если б слышали вы, люди, Как стонет речка поутру !
В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным, а очень часто и катастрофическим воздействием хозяйственной.
Ребята! Я положил в стаканчик снег. Давайте посмотрим, что с ним произойдёт.
Загрязнение и изменения литосферы Работу выполнила ученица 10 класса МБОУ СОШ 14 Худякова Валерия.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА 72 3 «В» КЛАСС НАУМОВ ГЛЕБ ЭКОЛОГИЯ АТМОСФЕРА.
Экология г.Москвы.. Экология Москвы тесно связана с фоном, природными условиями Подмосковья и климатом европейской территории России.
Транксрипт:

Вопросы экологии на уроках химии и внеклассной работе Из опыта работы учителя химии школы 71 Калининского района Санкт-Петербурга Смирновой Марины Александровны (Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Сороса, конкурса Грант Санкт-Петербурга, отличник народного просвещения)Грант Санкт-Петербурга, отличник народного просвещения)

Немного о школе Школа 71 открыта в 1968 году. С 1994 года школа работает над созданием модели эколого- краеведческой школы при Русском географическом обществе. Школа 71 открыта в 1968 году. С 1994 года школа работает над созданием модели эколого- краеведческой школы при Русском географическом обществе. С 1997 года школа является членом Федерации экологического образования. С 1997 года школа является членом Федерации экологического образования. За эти годы школа участвовала в различных проектах, конкурсах, олимпиадах, экологических акциях "Чистый город", "Днях защиты от экологической опасности" и др. За эти годы школа участвовала в различных проектах, конкурсах, олимпиадах, экологических акциях "Чистый город", "Днях защиты от экологической опасности" и др. Результаты исследований отражены в атласе Калининского района Санкт-Петербурга. Результаты исследований отражены в атласе Калининского района Санкт-Петербурга. Подробнее о школе в Интернете: Подробнее о школе в Интернете:

Включение эколого-краеведческой направленности в преподавание химии Вопросы экологии приобрели в наше время огромную актуальность, Вопросы экологии приобрели в наше время огромную актуальность, причем химический аспект немаловажен при исследовании веществ, а причем химический аспект немаловажен при исследовании веществ, а также законов, которым подчиняются их превращения. также законов, которым подчиняются их превращения. Наиболее интересными формами использования вопросов экологии Наиболее интересными формами использования вопросов экологии можно считать: можно считать: 1. Проведение бинарных, интегрированных уроков; 2. Экспериментальная, исследовательская деятельность; 3. Творческие задания; 4. Внеклассная деятельность (факультатив); 5. Ученическое научное общество –ЭКО.

Бинарные, интегрированные уроки Белки и их свойства (пища человека); Белки и их свойства (пища человека); Растения-индикаторы (химические и природные индикаторы); Растения-индикаторы (химические и природные индикаторы); О пользе и вреде химических веществ О пользе и вреде химических веществ ( опасность хлора, аммиака, ртути, грязной воды ). ( опасность хлора, аммиака, ртути, грязной воды ).

Экспериментальная, исследовательская деятельность Изучение микрорайона школы ( анализ воды, почвы, воздуха ) Изучение микрорайона школы ( анализ воды, почвы, воздуха ) Конкурсы, проекты- проект очистки Муринского ручья, экологическая тропа- сапробный ручей (качество воды), влияние приземного озона на окружающую среду и человека, энергоэффективная школа Конкурсы, проекты- проект очистки Муринского ручья, экологическая тропа- сапробный ручей (качество воды), влияние приземного озона на окружающую среду и человека, энергоэффективная школа Конкурсы, проекты- проект очистки Муринского ручья, экологическая тропа- сапробный ручей (качество воды), влияние приземного озона на окружающую среду и человека, энергоэффективная школа Конкурсы, проекты- проект очистки Муринского ручья, экологическая тропа- сапробный ручей (качество воды), влияние приземного озона на окружающую среду и человека, энергоэффективная школа Наблюдение за качеством атмосферных осадков, качеством питьевой воды Наблюдение за качеством атмосферных осадков, качеством питьевой воды

Творческие задания Информация для составления задач Информация для составления задач Информация для составления задач Информация для составления задач Интегрированные задания к отдельным темам Интегрированные задания к отдельным темам Интегрированные задания к отдельным темам Интегрированные задания к отдельным темам Стихотворения Стихотворения Стихотворения

Факультативный курс Экологический мониторинг объектов природного и культурного наследия для учащихся 9-11 классов Вводная часть. Объекты среды и природно-антропогенный комплекс; Вводная часть. Объекты среды и природно-антропогенный комплекс; Загрязнения окружающей среды; Загрязнения окружающей среды; Оценка экологического состояния водных объектов; Оценка экологического состояния водных объектов; Оценка экологического состояния почв; Оценка экологического состояния почв; Мониторинг состояния зеленых насаждений; Мониторинг состояния зеленых насаждений; Здоровье и окружающая среда (санитарно-гигиенический мониторинг); Здоровье и окружающая среда (санитарно-гигиенический мониторинг); Геоэкологическое картирование и комплексная оценка состояния окружающей среды. Геоэкологическое картирование и комплексная оценка состояния окружающей среды.

УНО ( ЭКО) Исследовательская, проектная деятельность; Исследовательская, проектная деятельность; Школьные конференции, круглые столы; Школьные конференции, круглые столы; Презентации; Презентации; Олимпиады. Олимпиады.

Вот как дела- то обстоят На шарике земном. И надо срочно мир спасать, В котором мы живем. Весь дом почистить и помыть, И впредь законом запретить Неубранную грязь. Такой уж выпущен закон, А чтобы соблюдался он, Потребуется власть. И в школе учат вас не зря, Тут вся надежда на тебя. Мы начали, ты продолжай, Ни перед чем не отступай! Ни пред жадностью толпы, Ни перед подлостью войны, Ни перед глупостью людской. Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!!! Вот как дела- то обстоят На шарике земном. И надо срочно мир спасать, В котором мы живем. Весь дом почистить и помыть, И впредь законом запретить Неубранную грязь. Такой уж выпущен закон, А чтобы соблюдался он, Потребуется власть. И в школе учат вас не зря, Тут вся надежда на тебя. Мы начали, ты продолжай, Ни перед чем не отступай! Ни пред жадностью толпы, Ни перед подлостью войны, Ни перед глупостью людской. Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!!! Сбор экологической информации по широкому кругу показателей состояния окружающей среды, анализ результатов наблюдений и прогноз экологической ситуации составляет сущность экологического мониторинга. Результаты подобной деятельности являются хорошей мотивационной основой для получения учащимися фактологических знаний как в текущей учебе, так и в перспективе. Сбор экологической информации по широкому кругу показателей состояния окружающей среды, анализ результатов наблюдений и прогноз экологической ситуации составляет сущность экологического мониторинга. Результаты подобной деятельности являются хорошей мотивационной основой для получения учащимися фактологических знаний как в текущей учебе, так и в перспективе. Спасибо за внимание!!!

Рекогносцировочная оценка экологического состояния Муринского ручья в 1998 г. Приступив к исследованию экосистемы Муринского ручья, мы поставили перед собой основные задачи: 1. Выявление современных источников антропогенного воздействия на водосборе Муринского ручья; ручья; 2. Измерение комплекса показателей качества воды органолептических (запах, мутность, прозрачность, цвет), гидрохимических (аммоний, нитриты, железо), содержание химических токсикантов (хром, свинец). На участке исследования глубина ручья составляет около 1 м, а ширина- от 3 до 5 м. На На участке исследования глубина ручья составляет около 1 м, а ширина- от 3 до 5 м. На участке от Светлановского до Гражданского проспекта обнаружено 15 стоков: 9 из них относительно безопасны, т.к. по-видимому, служат для стока воды с берегов. Остальные- стоки из гаражей и коммунальные стоки. Анализ взятых в нескольких точках проб воды Муринского ручья позволил установить, что по ряду Анализ взятых в нескольких точках проб воды Муринского ручья позволил установить, что по ряду органолептических показателей вода не соответствует требованиям ГОСТ ( гнилостный или затхлый запах- 3 балла, прозрачность 1-12 см, вода мутная, желтоватая-слабо желтая). Концентрация железа до 1,2 мг/л, аммонийного азота до 3,5 мг/л значительно превышает не только рыбохозяйственные, но и санитарные ПДК. Концентрация тяжелых металлов (цинка до 240 мгк/л, хрома до 50 мкг/л, свинца до 70 мкг/л) соответствует 2-4 классу качества вод по шкале показателей неорганических промышленных загрязняющих вод. Экологические вести- ежемесячная газета-бюллетень для жителей СПБ- учащиеся классов, М.А. Смирнова 71 эколого-краеведческая школа Калининского района СПБ. М.А. Смирнова 71 эколого-краеведческая школа Калининского района СПБ.

Информация для составления задач Потребности мира в энергии удваиваются каждые лет. Использование углеродсодержащих топлив обостряет экологические проблемы: 1. Потепление климата планеты за счет выделения углекислого газа (парниковый эффект); 2. Загрязнение атмосферы оксидами азота и серы (проблема кислотных дождей); 3. Использование угля- вред природе и здоровью людей. При сгорании водорода в расчете на единицу массы При сгорании водорода в расчете на единицу массы выделяется количество энергии, которое в 3,3 раза больше, чем при сжигании нефти, в 2,2 раза больше, чем при сгорании природного газа, в 8,3 раза больше, чем при сгорании природного продукта фотосинтеза- целлюлозы. 1 га дубового леса даст в год- 830 кг кислорода березового -725 кг березового -725 кг соснового -540 кг соснового -540 кг Площади тропических лесов (легких планеты) составляет 55% от первоначальной величины и сокращается каждый год на 100 тыс. км (1%) Использование органического топлива ежегодно приводит к связыванию (в виде углекислого газа) около млрд. т кислорода атмосферы. Сверхзвуковой авиатранспорт Конкорд,Ту-144 при работе двигателей образуют оксиды азота, разрушающие озоновый слой. При одном запуске космического корабля многоразового использования в атмосферу на высотах до 50 км выбрасывается около 200 т соединений хлора. Проблема чистого воздуха Проблема чистого воздуха 35% загрязнений воздуха приходится на транспорт: 1 автомобиль, каждый день проходя 50 км, за 300 дней выделяет в атмосферу: 0,5 т углекислого газа, 0,5 т угарного газа, 100 кг углеводородов, 30 кг оксидов азота. Сколько литров кислорода требуется для образования 0,5 т углекислого газа? Водород как экологически чистое топливо Водород как экологически чистое топливо В недалеком будущем водород будет применяться как топливо. Для того, чтобы машина проехала около 100 км понадобится 0,3 т водорода. Сколько понадобится кислорода, чтобы водород сгорел полностью? В недалеком будущем водород будет применяться как топливо. Для того, чтобы машина проехала около 100 км понадобится 0,3 т водорода. Сколько понадобится кислорода, чтобы водород сгорел полностью? Экономия воды Экономия воды 1 человек в день расходует около 100 л воды. В городе живет человек. Сколько л воды израсходуется в городе за день? Неделю? год? 1 человек в день расходует около 100 л воды. В городе живет человек. Сколько л воды израсходуется в городе за день? Неделю? год?

Стихотворения К уроку О пользе и вреде химических веществ Я -ртуть, элемент ядовитый И шуток с собой не терплю. А если бываю разлитой, Любого спокойно убью. Знай, я блеск имею свой И серебристый цвет. Но если спрячусь, дорогой, Ты не отыщешь, нет! В той тихой речке рыбы жили Сквозь воду видно(2) было дно И раков раньше здесь ловили Давным-давно(3 р) Теперь стоит авто-заправка И труб с отходами (2) полно И передохли все пиявки Давным-давно(3 р) Бензин, кислоты, соли, сало И удобрений (2) здесь полно Водички только не осталось Давным-давно(3 р) На дикой планете, до эры до нашей Природа смотрелась немножко иначе: Лес, еще дикий, красою манил, Листами шумел, и все, вглубь уводил. Земля необузданна энного века- По ней не ступала нога человека, А реки, озера и даже ручьи Искрились и звали вглубь, в недра свои. Искрились и звали вглубь, в недра свои. Сквозь воду, прозрачную, словно стекло, Виднелось подвижное, светлое дно, Виднелись и рыбы, и водоросли даже, И не было в мире видения краше! Но вот появился в раю человек- Законам своим он природу подверг… Леса поредели, померкла земля, Хотя и не сразу, поддалась вода: Она забурлила, она заметалась И, вроде бы, в руки она не давалась… Но сдаться пришлось, и стихия сдалась Законам жестоким, людским покорясь. Шли годы, века по чуть-чуть проходили, Природа менялась, менялось все в мире. Леса вырубались, пахалась земля, Моря осушались, Наверно все зря- Попытки пустые чего-то добиться, Природе помочь, за природу вступиться. Природе помочь, за природу вступиться. Расчетливый, жадный сухой человек Природу купил, испытаньям подверг. И масса заводов отходы свои Бросает в глубокие недра земли- И душит моря эта грязь и отходы, Как злостный вулкан, Лавой пышут заводы.

Интегрированные задания к отдельным темам 8 класс Кислород 8 класс Кислород 1. Какую роль играет кислород в атмосфере? 2. Где может применяться кислород? 3. Какие горные породы содержат кислород? 4. Какие оксиды могут загрязнять атмосферный воздух? 5. Меняется ли состав воздуха в зависимости от территории: а) спальный микрорайон (Гражданка) а) спальный микрорайон (Гражданка) б) центр города СПБ б) центр города СПБ в) пригороды СПБ? в) пригороды СПБ? Почему? Почему? 6. Почему содержание воды в воздухе СПБ больше, чем, например, г. Москвы? Объясните, аргументируйте свой ответ. 7. За два дня все деревья на Земле выделяют около 4 миллиардов тонн кислорода. Сколько кислорода выделят они за месяц? За год? 8. Человек за один час выделяет при дыхании примерно 0,04 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа выдохнет человек за 60 лет? ВодаВода 1. Охарактеризуйте водный бассейн СПБ: площадь, количество рек, каналов. Какие водные объекты находятся вблизи школы, вашего дома? 2. Считалось, что причиной наводнений на Неве являются сильные западные и юго-западные ветры, которые нагоняют в устье Невы воду из залива и заставляют реку поворачивать вспять. Однако известны случаи, когда река и при спокойной погоде вздувалась и выходила из берегов. В чем секрет наводнений не Неве при спокойной погоде? 3. Какую опасность для водоема таит загрязнение его сточными водами? 4. Предложите простейшее устройство очистки воды, обоснуйте свои предложения. 5. В чем уникальность физических свойств воды, приведите примеры, свяжите это с погодой, климатом. КислотыКислоты 1. Что такое кислотный дождь? Какие оксиды способствуют его образованию? 2. Встречаются ли кислоты в природе? 3. Как влияет выпадение кислотного дождя на окружающую среду?