Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 20011-2012учебного года Конкурс «Презентация к уроку» Раздел Преподавание Экологии Экологический маршрут.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Изучение загрязнения воздуха в микрорайоне школы по состоянию сосны обыкновенной» Авторы: Щекунских Екатерина Олянина Ирина МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева»
Advertisements

ВЫПОЛНИЛ УЧАЩИЙСЯ 10 «А» КЛАССА КГБОУ КШИ «КЕДРОВЫЙ» ЧЕПИКОВ ИВАН РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ НОВОСЕЛОВА Т.А. Мониторинг качества воздушной среды в.
Выполнили Учащиеся 10 класса МОБУ СОШ 6 Березина Софья Полукарова Валерия Руководитель Учитель химии-биологии Кондратьева И.В год.
Сергеева Анастасия г.Снежинск Челябинская обл. 9 класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества.
Э КОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «Р ОДНАЯ СТОРОНА » Учащиеся: Ермакова Олеся(7 класс), Михайлова Юлия (9 класс) Руководитель: Лаврентьев В.В. Учитель биологии МАОУСОШ.
Основная цель нашей работы Основная цель нашей работы – создать систему экологического мониторинга и оценить экологическое состояние парка. Для достижения.
Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция.
Муниципальное образовательное учреждение Солнцевская средняя общеобразовательная школа Биоиндикация загрязнения по хвое сосны обыкновенной в окрестностях.
Актуальность Сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости изменения преподавания биологии, и в частности экологии, в школе. Биологию невозможно.
Экологический кружок «Исследователи природы» Руководитель: Нуреева Т.И., учитель биологии и химии.
Природоохранная деятельность Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной Работу выполнили учащиеся 7 класса Лебедихина М. Смородина.
Биоиндикация воздушных загрязнений города Бородино по состоянию хвои сосны Выполнили: Маслюкова Ульяна, Коструба Лилия, 6 б класс МБОУ СОШ 3 Руководитель:
Выполнила Учитель биологии Корикова М.А.. Городская среда существенно отличается от естественной природной среды. Бобров тоже не исключение, хотя и во.
МОУ Гимназия «Дмитров» Химия «Получение, использование активированной воды при выращивании сеянцев и саженцев» Подготовил: Шебек Егор Алексеевич, ученик.
Выполнили: Ефимкин Иван, ученик 8 «Б» класса, Озеров Антон, ученик 8 «Б» класса Руководитель: Ефимкина А.И., учитель биологии Научный руководитель: Екимова.
Исследовательская работа по теме: Оценка жизненного состояния леса по сосне на острове Кличен.
Крячкова Татьяна Владимировна Учитель географии I категории Нарышкинской средней общеобразовательной школы Вознесенского района Учитель географии I категории.
П Р О Е К Т «Учебная экологическая тропа, как объект природного наследия» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развитие способностей юного гражданина жить и творить в окружающей.
Целью данной работы является: Выявление влияния среды на морфометрические параметры листьев липы сердцелистной. Для достижения поставленной цели необходимо.
Выполнил: ученик 11 класса Старков В.. Гипотеза: Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной.
Транксрипт:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» учебного года Конкурс «Презентация к уроку» Раздел Преподавание Экологии Экологический маршрут «Живые памятники» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Обозерская общеобразовательная средняя школа 2» Плесецкого района Архангельской области Автор: Нечаева Н. А., учитель химии и биологии, МБОУ «Обозерская общеобразовательная средняя школа 2» Плесецкого района Архангельской области

Паспорт маршрута Местонахождение – правый берег реки Ваймуга: от дома С.В. Алексеева в северо- восточном направлении до площадки сосен Алексеева и в обратном направлении на юго- запад до опытного участка посадки лиственницы. Наименование экскурсионного маршрута – «Живые памятники» Протяжённость маршрута метров Время прохождение маршрута – 1 час Пеший способ передвижения посетителей по маршруту Движение – от школы в сторону реки Ваймуга вдоль правого берега по течению реки, и в обратном направлении к школе Землепользователь – муниципальное образование «Обозерское» Постановление о создании маршрута – приказ 81 Назначение экологического маршрута – формирование экологической и исторической культуры населения, проведения экскурсионной и опытной работы, исследовательской деятельности. Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, экологического мониторинга, и научно-исследовательская работа Организации Общества охраны природы, участвующие в создании и использовании тропы – 1) МБОУ «Обозерская общеобразовательная средняя школа 2», 2) Обозерский лесхоз Наличие экскурсоводов на тропе и их категория – учащиеся МБОУ «ООСШ 2», 1человек. Основные объекты осмотра: 1.Дом С.В.Алексеева 2.Дендросад 3.Северная лесная опытная станция 4. Площадка сосен Алексеева 5. Тополя 6. Опытный участок посадки лиственницы.

Пояснительная записка Экологическая тропа – это экскурсионный маршрут, рассчитанный на учащихся и ценителей природы, истории и литературы. Предназначена для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу по охране историко-природных объектов, повышать экологическую, историческую и литературную грамотность экскурсантов. Цели экологической тропы: - Расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах; -Совершенствование навыков умения видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и умения комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду; -Совершенствование навыков исследовательской работы в природе. В основу трассировки экологической тропы положена существующая дорожно- тропиночная сеть. Привлекательность тропы в том, что мы посещаем исторические объекты, можем рассмотреть работу опытных лесничих в начале 20 века, созданные ими парки, играют эстетическую роль в посёлке. Поэтому тропа не проходит монотонно через один тип леса, кроме того имеет своеобразные природные достопримечательности (сосны, ели берёзы, лиственница, жимолость). Информативность достигается путем буклетов, рассказов экскурсовода, планировки самой тропы.

Схема маршрута

С Ю ВЗ Р. Ваймуга Ул. Кирова Ул. Заречная

Дом Алексеева Ул. Заречная Р. Ваймуга Ул. Кирова С Ю ВЗ 1

Сергей Венедиктович Родился 10 июля в 1879 году в городе Павловск под Санкт- Петербургом. Семья Алексеевых была многодетной, после смерти отца в 1904 году Сергей (студент) имел материальные трудности. За участие в «студенческих беспорядках» в 1905 году был лишен права обучения в институте, но в итоге он все-таки закончил институт со званием ученого-лесовода 1 разряда в 1907 году.

Ранней весной 1910 года в деревеньку Малые Озерки, расположенную в двух километрах от станции Обозерская, приехал работать С.В. Алексеев. Он изучал процессы естественного восстановления хвойных лесов на вырубках; разработал упрощённый метод таксации северных лесов, способы очистки лесосек от порубочных остатков. Написал около 30 научных работ.

В то время у истока реки Ваймуга возводят конторы, жилые и подсобные постройки, одной из них была контора лесничества, где работал Алексеев и находился его дом. Контора лесничества, построена в 1911г.

В 1947 году С. В. Алексееву присуждена учёная степень доктора сельскохозяйственных наук без защиты диссертации. Сергей Венедиктович Алексеев умер в 1957 году. И чем дальше уходит от нас время, в которое жил Сергей Венедиктович, тем важнее как личность становится он сам и его подвижнический труд во благо тайги. Семья Алексеевых. В центре мать – Вера Дмитриевна, снизу сын Иван. Фотография из семейного фотоальбома.

Выпускник АЛТИ 1975 года Александр Лебедев посвятил учёному, лесоводу и педагогу стихотворение, содержащее следующие строки: Пусть он не всё постичь успел, Преобразуя мир под солнцем, Он отдал больше, чем имел Отчизне, лесу и питомцам. Спешат его ученики Туда, где вырубки и гари, Чтоб юных сосенок ростки Борами дивными вставали.

Дендросад Ул. Заречная Ул. Кирова 2

Обозерский очаг лесного образования существует с 1910 года, когда было организовано впервые на Севере Лесная школа. Полвека готовили в этой школе специалистов, затем в лесотехническом техникуме и лесотехнической школе. В 1961 году было открыто ГПТУ 20. За весь период работы училища было выпущено2450 специалистов по лесным профессиям. Учащиеся не только учились, но и строили новое учебное здание, общежития, на территории училища заложили дендросад.

Дендросад состоял из различный культурных пород, таких как берёза, сосна, ель, лиственница, жимолость, бузина, лох серебристый, дуб, акация. Целью закладки дендросада было выращивание различных культурных растений с разных районов страны.

Северная Лесная опытная станция Ул. Заречная Р. Ваймуга Ул. Кирова С Ю ВЗ 3

В 1931 году на базе ликвидированного лесничества была сформирована опытная группа во главе с С.В. Алексеевым, которая в 1948 году была преобразована в Северную лесную опытную станцию. Работники ЛОС отслеживали климатические показания и их влияние на рост и развитие культур леса. Работу не прекращали даже во время ВОВ. Впоследствии Северная ЛОС расширила работу и приступила к изучению важного вопроса – естественное и искусственное возобновление леса на вырубках и гарях, а так же проводила различные исследовательские работы на пробных площадях. Одна из таких площадок получила в народе название «Площадка сосен Алексеева».

Место под усадьбу опытной станции выбрали у истока живописной реки Ваймуга, у так называемой «полой воды», где река не замерзает даже в самые лютые морозы, невдалеке от железнодорожной станции. Работы по строительству выполняли жители местных деревень, лес брали прямо на месте. Многие дома и хозяйственные постройки сохранились и до наших дней и стоят практически, не покосившись, без малого 100 лет. Печи домов, выложенные руками немецких мастеров, до настоящего времени исправно работают без единого капитального ремонта.

Площадка сосен Алексеева Ул. Заречная Р. Ваймуга Ул. Кирова С Ю ВЗ 4

В 1927 по 1930 гг. лесничеством во главе с С. В. Алексеевым были выполнены опытные посевы семян сосны на одной из пробной площади. В те годы на европейском Севере стремительно начали развиваться сплошные рубки, и, предвидя, что лесовосстановление вырубок станет острой проблемой, Алексеев приступил к созданию лесных культур в опытном порядке. Для посева опытных культур был подобран однородный по лесорастительным условиям участок площадью 22 гектара, где раньше был спелый сосновый древостой, и в 1925 году случился пожар. На месте образовавшегося пустыря и были созданы культуры. Данная площадка подошла по всем характеристикам для пробного высевания культур, где и произошла закладка будущих сосен.

Для опытных культур семена сосны были привезены из Архангельска и сразу высеяны. На основании наблюдений за культурами в первые годы их жизни был сделан вывод, что лучшим оказался наиболее простой и наименее трудоёмкий способ огневой подготовки почвы. Возможность к изучению первого лесокультурного опыта появилась только в 1951 году, когда молодняку пошёл третий десяток лет. По исследованиям летних культур С. В. Алексеев отметил, что в густых посевах приживаемость почти в два раза выше, чем в редких. Более высокую эффективность густого посева он объясняет тем, что крупные биогруппы противостоят выжиманию морозом

А как же выглядят опытные культуры в настоящее время, в возрасте, перевалившим за полвека? Это уже вполне сформировавшиеся древостои с явным преобладанием сосны. Средняя высота колеблется от 16 до 23 метров, с запасом древесины на 1 га в среднем 300 кубометров. Как оказалось, древостои естественного происхождения не имеют таких высоких показателей. Культуры С. В. Алексеева представляют несомненную ценность как самые старые и самые северные в области.

Тополя Ул. Заречная Р. Ваймуга С Ю ВЗ 5

Площадь данного объекта была высажена саженцами тополя в начале 80-х годов прошлого века учащимися ГПТУ. Высадка саженцев была произведена с целью озеленения посёлка. Зимой становится заметно относительно вертикальное положение ствола тополя, что и послужило широкому распространению тополя в озеленении улиц и аллей в крупных городах. Но нашему посёлку эта порода культурных древесных растений не приглянулась, т. к. корневая система тополя очень мощная и её рост привёл к деформации почвы. Переросшие и перестоявшие тополя с выгнившей сердцевиной представляют большую опасность для людей, транспорта и хозяйственных построек возможностью своего неожиданного падения при сильных порывах ветра.

Опытный участок посадки лиственницы Ул. Заречная Р. Ваймуга Ул. Кирова С Ю ВЗ 6

В конце 50-х годов прошлого столетия используя метод С.В. Алексеева посева и посадки культурных насаждений хвойных пород деревьев, работники лесной опытной станции (ЛОС) производили высадку саженцев на вырубленных участках леса. Остатки этих саженцев высаживали на этом участке для выявления влияния климатических условий Севера на рост культурных пород сосны, ели и лиственницы. На сегодняшний день на данном участке мы наблюдаем преобладание лиственницы. Несмотря на суровые климатические условия это культура прижилась на нашей территории, и теперь мы можем наблюдать её рост в разных уголках нашего посёлка. Именно в этой точке маршрута мы решили исследовать экологическое состояние воздуха, используя простейший метод биоиндикации.

Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды. Хвойные растения чувствительны к загрязнению среды. Они особенно сильно страдают от сернистого газа. Продолжительность жизни хвои у сосны составляет 3- 4 года. За это время она накапливает такое количество сернистого газа, которое может существенно превысить пороговые значения. Под влиянием токсиканта у сосны происходят следующие изменения: уменьшение продолжительности жизни хвои отмирание побегов появление некрозов (омертвление тканей) изреживание кроны Остановимся на этих признаках.

Появление некрозов (омертвление тканей) чаще проявляется на хвоинках сосны под влиянием загрязняющих веществ. Различают следующие виды некрозов: краевой срединный точечный (схема1) Схема 1. Класс повреждения и усыхания хвои

Результаты изучения хвойных деревьев. Проанализировав научные данные о сосне обыкновенной, мы изучили её индикационные способности. По появлению некрозов на хвоинках сосны можно судить о наличии в воздухе сернистого газа. Мы исследовали хвою 5ти полутораметровых сосен (2 ряд сверху, боковых побегов)- она некрозом не повреждена, что говорит об отсутствии загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей. У деревьев сосны хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второй ряд сверху) расположены густо. Изредка, до 5%, встречаются усыхания. Значит продолжительность жизни хвои не менее трех лет (2,5-3 года), что говорит о низкой степени загрязнения воздуха (воздух чист) Заключение. По изучению сосны в данной местности можно сделать вывод, что воздух экосистемы посёлка Обозерский чист и никаких антропогенных воздействий на экосистему не наблюдается.

При проведении хозяйственной и научной деятельности в опытных культурах всегда нужно помнить, что это не только интересный лесной объект, но и живой памятник выдающемуся северному лесоводу С.В. Алексееву.