ТЕМА : «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы» Творческое название проекта: «Школа экологических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система методической работы в рамках реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования Заместитель заведующего.
Advertisements

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.
- содержание экологического воспитания; - способы его реализации (методы, приёмы, технологии); - организацию и управление.
Здоровье и физическое развитие детей. Проблемы и пути оптимизации создания системы физического воспитания и развития. Муниципальное дошкольное образовательное.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
Проект «Разведка осенних примет» Автор: Комодзинская Т.П., воспитатель уч.г. Проект «Разведка осенних примет» Автор: Комодзинская Т.П., воспитатель.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ «МИР, КОТОРЫЙ НАС ОКРУЖАЕТ» БДОУ Г. ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД 238»
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад 201 «Планета.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 1 для детей с нарушением речи Подготовила заведующий МДОУ 1 А. С.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 149 ПРОЕКТ «Моделирование условий нравственного, патриотического.
Модель методической службы ГУО «Средняя школа 2 г.Сенно»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Выполнила: учитель - логопед Кутаёва Наталья Гавриловна.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 472 комбинированного вида «Тигрёнок» Педагогический проект.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Транксрипт:

ТЕМА : «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы» Творческое название проекта: «Школа экологических наук» Автор проекта: А.В. Матвеева, Автор проекта: А.В. Матвеева, воспитатель МДОУ детского сада «Родничок» города Тамбова воспитатель МДОУ детского сада «Родничок» города Тамбова

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Участники проекта: Участники проекта: ДЕТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ, В ОСПИТАТЕЛЬ Активные участники проекта: младший воспитатель, музыкальный руководитель

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ 2009Г. – АВГУСТ 2010Г. МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ: Г.ТАМБОВ, МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК», ГРУППА 3 АДРЕС: Г.ТАМБОВ, УЛ.Н-ВИРТЫ, Д.118, ТЕЛ:

Актуальность проекта «Школа экологических наук». Проект «Школа экологических наук» разработан в соответствии с нормативно- правовой базой МДОУ детского сад «Родничок», с учётом регламентированного программно-методического обеспечения, а также утверждённого «экологического блока» дошкольного образования. Проект «Школа экологических наук» разработан в соответствии с нормативно- правовой базой МДОУ детского сад «Родничок», с учётом регламентированного программно-методического обеспечения, а также утверждённого «экологического блока» дошкольного образования. Актуальность проекта заключается в том, что он обеспечивает один из самых насущных аспектов педагогического процесса – развитие творческих и познавательных способностей детей; реализует принципы индивидуализации и дифференциации обучения; затрагивает вопросы нравственности и гуманизма, что особенно необходимо на фоне современной глобализации и ухудшения общей экологической обстановки. Проектом предусматривается создание целенаправленной оптимальной системы экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в которую входит как организационно-методический блок, так и материально-техническое оснащение предметного пространства группы. Проект позволит перейти на более высокую ступень обучения детей, основанную на использование активной творческой и деятельностно - познавательной позиции каждого дошкольника.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

Тактические задачи проекта СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ И ДОУ В НАПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ, СОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗОН; ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ И ДОУ В НАПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ, СОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗОН; ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, ОБУЧЕНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, ОПЫТНИЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ОПЫТНИЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДР.); И ДР.); ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЁНКА. ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЁНКА.

ГИПОТЕЗА: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАИБОЛЕЕ УСПЕШНО И ПРОДУКТИВНО БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В УСЛОВИЯХ ПОЛНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАСКРЕПОЩЕНИЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ И ПОИСКОВО- ТВОРЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ.

Программа проекта Подготовительный этап Подготовительный этап Технологический этап Технологический этап Внедренческий этап Внедренческий этап Итоговый этап Итоговый этап

Подготовительный этап Цель Сроки выполнения Ожидаемые результаты Выход информации изучение запросов родителей, педагогов дошкольного учреждения; изучение запросов родителей, педагогов дошкольного учреждения; диагностирование детей; диагностирование детей; определение групповых, подгрупповых и индивидуальных экологических маршрутов; определение групповых, подгрупповых и индивидуальных экологических маршрутов; подготовка и создание необходимых методологических и материально-технических условий для формирования «Банка экологических данных»; подготовка и создание необходимых методологических и материально-технических условий для формирования «Банка экологических данных»; экологизация предметно- пространственной развивающей среды. экологизация предметно- пространственной развивающей среды. сентябрь- август 2009 разработка нормативно- правовой базы, планово- методических и учебно- практических материалов; разработка нормативно- правовой базы, планово- методических и учебно- практических материалов; изучение и освоение необходимых методов и приёмов. изучение и освоение необходимых методов и приёмов. Родительское собрание – октябрь 2009г. Педагогический совет – январь 2010г

Подготовительный этап п/п п/пСодержаниеОтветственные Создание стратегической команды для реализации проекта; определение перспектив экологизации педагогического процесса и места данного направления в программе развития МДОУ «Родничок». Изучение потребностей и возможностей всех участников процесса (детей, родителей, педагогов): -анкетирование родителей; -анкетирование и интервьюирование педагогов ДОУ (воспитателей, специалистов); -фрагментарное диагностирование детей. Детальный анализ программы Васильевой (разделы «Ознакомление с окружающим», «Ознакомление с природой»), выявление возможностей её наполнения соответствующими парциальным тематическим содержанием, утверждение методического пакета на уровне ДОУ. Матвеева А.В. Матвеева А.В. Матвеева А.В.

Подготовительный этап п/п п/пСодержаниеОтветственные Изучение программно-технологических материалов по вопросу экологического образования дошкольников. Составление схем проведения педагогического процесса, схем-планов взаимодействия с заинтересованными структурами на уровне ДОУ и социума. Формирование учебно-методического экологического пространства, реорганизация предметно-развивающей среды (приобретение и изготовление необходимого стационарного и мобильного оборудования, наглядности). Создание информационного экологического пространства Разработка планов дополнительного экологического образования (факультативы, кружки). МатвееваСтерликова Новокре- щенова Новокре- щеноваМатвеева

Технологический этап Цель Сроки выполне ния Ожидаемые результаты Выход информации разработка экологической модели и технологии всестороннего использования данного направления как средства развития нравственного, познавательного и творческого компонентов личности ребёнка; разработка экологической модели и технологии всестороннего использования данного направления как средства развития нравственного, познавательного и творческого компонентов личности ребёнка; разработка дидактического обеспечения; разработка дидактического обеспечения; интенсификация педагогического процесса в направлении экологизации интенсификация педагогического процесса в направлении экологизации ноябрь- декабрь 2009г. создание механизма действия по экологичес- создание механизма действия по экологичес- кому образованию дошкольников ; создание диагности- создание диагности- ческого инструмента- рия для программно- методического обеспечения. Педагогический совет – январь 2010г Педагогический совет – январь 2010г Заседание проблемно- творческой группы ДОУ Заседание проблемно- творческой группы ДОУ

Технологический этап Содержание Ответственны е Создать «Банк педагогических идей» по вопросам развития экологической культуры дошкольников: -сделать каталог и картотеку по воспросу экологического воспитания (ж-лы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду»); -приобрести методическую и научно-практическую литературу по проблеме экологизации педагогической среды; -изучить программы по экологическому направлению. Продолжить изучение программно-технологических материалов по экологизации, провести экспертизу и анализ с целью возможного использования как расширение соответствующего раздела программы Васильевой. Произвести отбор комплекта диагностических методик по экологическому воспитанию дошкольников; привести в соответствие с базовыми критериями уровня освоения экологических знаний. Разработать дополнительный диагностический инструментарий. Составить словарь терминов по экологии с целью использования в работе с детьми, родителями и педагогами. Организовать и провести обучающий семинар по вопросам экологии для воспитателей ДОУ с целью пропагандирования данного направления, обмена практическим опытом работы. МатвееваСтерликоваПавлова Педколлектив гр.3 Члены Стратегической группы Воспитатели, Музыкальный руководитель. Воспитатели, Музыкальный руководитель.

Технологический этап п/п п/пСодержание Ответств енные Приобретение и изготовление различных видов экологического оборудования и инструментария (макеты природных зон и ландшафтов; мини-музей с использованием муляжей, игровых символов; приборы для проведения экологических опытов и экспериментов). Оформить стенд и регулярно пополнять наглядно- информационную рубрику «Экология». Интегрировать данную рубрику в приоритетные направления МДОУ «Родничок», в том числе театрализованную деятельность. Постановка кукольного спектакля, концертной программы на экологическую тематику. Регулярное освоение окружающего природного и иного социума с целью проведения наблюдений, целевых прогулок, тематических мероприятий. Продолжить реорганизацию предметно-пространственной среды и экологической природоведческой зоны на участке детского сада. Продолжить дальнейшее сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, профильными структурами в направлении реализации данного направления Страте - гическая команда проекта

Этап внедрения Цель Сроки выполнения Ожидаемые результаты Выход информации формирование целостной системы развития экологического направления в рамках группы и МДОУ «Родничок»; формирование целостной системы развития экологического направления в рамках группы и МДОУ «Родничок»; освоение инновационных экологических методик в работе с дошкольниками. освоение инновационных экологических методик в работе с дошкольниками. декабрь - май г. формирование образовательного пространства группы 3 в рамках эколого- природоведческого направления с учётом разработанной модели выпускника ДОУ «Родничок». формирование образовательного пространства группы 3 в рамках эколого- природоведческого направления с учётом разработанной модели выпускника ДОУ «Родничок». Педагоги- Педагоги- ческий совет – январь 2010г, июль 2010 Заседание проблемно- творческой группы ДОУ Заседание проблемно- творческой группы ДОУ Заседание Стратегической команды проекта Заседание Стратегической команды проекта

Внедренческий этап п/п п/пСодержаниеОтветственные Осуществление работы по базовой программе М.В.Васильевой: -в регламентированном виде деятельности – 1 занятие в неделю. Осуществление работы в свободной, досуговой деятельностях: - функционирование экологического кружка «Краски природы» - 2 раза в неделю. - проведение тематических праздников и развлечений – 1 раз в квартал. Организация работы по информированию родителей о качестве образования (в том числе, по воспитанию экологической культуры). Организация и проведение тематических «творческих отчётов» перед родителями и педагогами – в конце каждого учебного года. Взаимодействие с заинтересованными структурами окружающего социума (по схеме партнёрского взаимодействия). Воспитатели Музработник МатвееваСтерликова

Этап внедрения п/п п/пСодержаниеОтветственные Дальнейшая разработка, систематизация методического и дидактического обеспечения по экологическому воспитанию дошкольников. Сбор материала для презентационных мероприятий по экологизации: - оформление фотоальбома; -мини-презентация на электронном носителе «Мы – друзья природы». Оперативное регулирование и коррекция педагогического процесса в соответствии с целями и задачами проекта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Работа с периодическими изданиями, интернетресурсами по данному направлению. Включение в практику работы детских экологических проектов, освоение детской проектной деятельности.

Итоговый этап Цель Сроки выполне ния Ожидаемые результаты Выход информации выявление полноты функционирования всей системы мер при её оптимальном влиянии на результаты деятельности всех участников проекта, на качество образования. выявление полноты функционирования всей системы мер при её оптимальном влиянии на результаты деятельности всех участников проекта, на качество образования. Июнь - август 2010г. повышение уровня экологического образования детей, развитие их творческих способностей, познавательно- личностного потенциала, высокие индивидуальные достижения воспитанников. повышение уровня экологического образования детей, развитие их творческих способностей, познавательно- личностного потенциала, высокие индивидуальные достижения воспитанников. Педагоги – Педагоги – ческий совет ДОУ Заседание Стратеги – Заседание Стратеги – ческой команды проекта Аттестацион- ные мероприятия педагогов. Аттестацион- ные мероприятия педагогов.

Итоговый этап Содержание Ответственные Ответственные Проведение проблемно-ориентированного анализа на основе использования разработанных диагностических методик по экологическому воспитанию. Сопоставление полученных результатов с прогнозированными; сравнение с параметрами «модели выпускника МДОУ детского сада «Родничок». Подведение итогов деятельности по проекту; количественное и качественное описание результатов, внесение окончательных корректив. Определение перспективы развития экологического направления, постановка целей и задач по неохваченным проектом аспектам экологического воспитания дошкольников. Обобщение данных о результативности реализованного проекта, оформление имеющего опыта работы. Презентационно-информационные мероприятия на уровне группы, учреждения, города. Стратегическая команда Матвеева

Результаты диагностического исследования уровня знаний детей по экологическому воспитанию (живая природа) на уч.г.

Результаты диагностического исследования уровня знаний детей по экологическому воспитанию (живая природа) на уч.г. (после применения проекта)

Результаты диагностического исследования уровня знаний детей по экологическому воспитанию (неживая природа) на уч.г.

Результаты диагностического исследования уровня знаний детей по экологическому воспитанию (не живая природа) на уч.г. (после применения проекта)

Результаты проекта ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ; ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО И ТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТАТИВНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) МАТЕРИАЛА. ПОВЫСИЛСЯ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ; ВОЗРОС ПРОЦЕНТ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО И ТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТАТИВНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) МАТЕРИАЛА.

Перспективы развития и распространения проекта ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА (ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, ДОКУМЕНТАЦИЯ). ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА (ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, ДОКУМЕНТАЦИЯ). ВЫПУСК «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДОУ. ВЫПУСК «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДОУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, УЧЕБНО- ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, УЧЕБНО- ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА УРОВНЕ ДОУ. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА УРОВНЕ ДОУ. ВЫСТАВКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (МАКЕТЫ, ПЛАНЫ- СХЕМЫ, МОБИЛЬНЫЕ СТЕНДЫ); ВЫСТАВКА ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ (РИСУНКИ, ПОДЕЛКИ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ). ВЫСТАВКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (МАКЕТЫ, ПЛАНЫ- СХЕМЫ, МОБИЛЬНЫЕ СТЕНДЫ); ВЫСТАВКА ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ (РИСУНКИ, ПОДЕЛКИ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ). ОФОРМЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ «КНИГИ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ». ОФОРМЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ «КНИГИ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ». ОТЧЁТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ. ОТЧЁТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ.

Информационные ресурсы 1. Покидаева Т. Энциклопедия для любознательных « Где?Что?Когда?» 2. Борцова Л.В., Малашенкова В.Л. « Экологические недели» 3. Шиленок Т.А., Кондратьева Н.Н. « Мы»-программа экологического образования детей 4. Николаева С.Н. « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» 5. Рыжова А.Н. « Наш дом природа» 6. Молодова Л.П. « Игровые экологические занятия с детьми» 7. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. « И учеба, и игра: природоведение» 8. Волчкова В.Н. « Экология в старшей группе» 9. Коломина Н.В. « Занятия по экологии в детском саду»

Спасибо за внимание!