Федеральный государственный образовательный стандарт Логинова О.Б. Москва апрель, 2012 Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС Основное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС?
Advertisements

Переход на ФГОС ООО Проблемы и перспективы. Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в Документы, обеспечивающие.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Федеральный государственный образовательный стандарт Москва январь, 2012 Основное общее образование.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
Разработка планируемых результатов и оценки их достижения. Основная школа.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. Логинова О.Б.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Федеральный государственный образовательный стандарт Москва февраль, 2012 Проектирование учебного процесса.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Планируемые результаты образовательной деятельности учащихся Марина Михайловна.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО З АМЕСТИТЕЛЬ.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт Логинова О.Б. Москва апрель, 2012 Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС Основное общее образование

2 Круг обсуждаемых вопросов 1.Смысл введения стандарта и его основные особенности. Основные механизмы реализации требований ФГОС: планируемые результаты и система оценки их достижения 2.Ориентация на парадигму деятельностного развития. Ожидаемые результаты и соответ- ствующие им изменения в практике работы учителя 3.Достижение планируемых результатов. Алгоритм проектирования учебного процесса

3 1.Смысл введения стандарта и его основные особенности. Планируемые результаты и система оценки их достижения – основные механизмы реализации требований ФГОС

Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятель- ности системы образования Требования к условиям ре- ализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ФГОС: три системы требований

5 Основы и смысл введения ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: заказ системе образования ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКА: ОТ «КОНТРОЛЯ» К «ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА» ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Фундаменталь- ное ядро содер- жания образо- вания Примерная образовательная программа ОУ Образовательный процесс Концепция духовно- нравственного воспитания Запросы семьи, общества, государства ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Поясни- тельная записка Плани- руемые резуль- таты Система оценки СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Програм- ма разви- тия УУД Учебные програм- мы Програм- ма воспи- тания и социали- зации Програм- ма кор- рекцион- ной ра- боты ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Система Условий реализа- ции ООП Автор- ские прог- раммы и УМК Внеш- няя оцен- ка Образовательная программа ОУ

7 Последовательное уточнение требований ФГОС. Планируемые результаты Последовательное уточнение требований ФГОС. Планируемые результаты ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Портрет выпускника Ведущие целевые установки ООП или требования к результатам ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов Учащиеся ОУ, педагоги Система образования В том числе - инфраструктура ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ

8 Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители фиксирует динамику индивидуальных достижений Внешняя оценка: гос. службы задает общее понимание содержания и критериев Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : связь внешней и внутренней оценки основа для внешней оценки Основной механизм : уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите- риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой Необходимое условие : адекватность методов и инструментария особенностям подхода Соотношение внутренней и внешней оценки в ито- говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения накопленная оценка и итоговые работы Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки

9 Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить

10 Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают:

11 Связь планируемых результатов и системы оценки Операционализация планируемых результатов Задания приводятся к каждому планируемому результату и всем умениям, характеризу- ющим его достижение Задания иллюстрируют и базовый, и повышенный уровни достижения этого результата Задания иллюстрируют критерии оценки достижения этого результата

12 оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифициро- ванной информации; использование персонифицированной и неперсонифициро- ванной информации; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; использование стандартизированных и нестандартизиро- ванных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) использование стандартизированных и нестандартизиро- ванных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности

13 Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования итоговые работы + защита проекта итоговая оценка + накопленная оценка Необходимые дополнительные данные/исслед. Итоговая оценка как основа оценки качества образования: основная школа Итоговая оценка как основа оценки качества образования: основная школа ГИА +

14 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивныекоммуникативныепознавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Проектно- исследо- ватель- ская деятель- ность Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Оценка качества образования: метапредметные результаты Оценка качества образования: метапредметные результаты

15 Проект спецификации и инструментария Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Первая часть – 1 урокВторая часть – 1 урок Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ лист наблюдений лист продвижения по заданию презентация видеозапись листы самооценки материалы целенаправ- ленных наблюдений работы учащихся

16 ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ: 2012 НШ: мониторинг оценки качества образования, 2012: групповые проекты НШ: мониторинг оценки качества образования, 2012: групповые проекты Познавательный «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ?» Конструкторский «МАКЕТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ» Исследовательский «КАК МЫ ПРОВО- ДИМ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?» Социальный «ПОМОГИ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ» Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию, которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. короткий текст, вопросы к нему и иллюстрации, загадки, пословицы список литературы макет – рисунок, или из ЛЕГО, или из пластилина + пояснения вопросы, опрос диаграмма текст-интерпретация выделяют возможные проблемы первоклассников и составляют план помощи/опеки Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность

ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа (проект) Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС? А также в пособиях издательства «Просвещение», серия «Стандарты второго поколения»

18 2.Ориентация на парадигму деятельностного развития. Ожидаемые результаты и соответствующие им изменения в практике работы учителя

19 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Ориентация на парадигму деятельностного развития Ориентация на парадигму деятельностного развития

20 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов

21 … включают : Приобретение знаний Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Навыки 21 го века … классы задач : Освоение системы знанийОсвоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия : ФГОС Круг задач, устанавливаемых требовани- ями ФГОС и планируемыми результатами Круг задач, устанавливаемых требовани- ями ФГОС и планируемыми результатами Технологии Личностно- центрированное обучение Создание учебных ситуаций Дифференциция требований, Индивидуализация обучения Интеграция содержания Интеграция ИКТ в учебный процесс ИКТ – инструмент деятельности Расширение границ учебного процесса

22 ЗНАНИЕВАЯДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач всех выделенных классов Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого Контроль за достижением ПР Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в систему оценки? Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в систему оценки?

23 Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя? Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя? ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Ориентация учебного процесса Основы хороших технологий Освоение всех элементов обязательного минимума Работа по учебнику Формирование способности к решению всех классов учебных задач Работа на конечный результат УЧУ ПРЕДМЕТУ Передача готового знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия среднего ученика. Предметность УЧУ РЕБЕНКА Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознаниесмыслов и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

24 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя

25 Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки. По каждому из параметров свыше 50% ( для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код 1 ( самый низкий из возможных ). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.

26 Россия: LA и SW баллы Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем. Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)

27 Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать навыки, требуемые стандартом? Рекомендации по проектированию учебного процесса: овладение методикой конструирование учебных заданий Рекомендации по проектированию учебного процесса: овладение методикой конструирование учебных заданий

28 Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выпол- нению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания

29 Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: составом учебных действий учебным материалом Форматом задания Критериальной частью оценки выполнения задания Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания?

30 3.Достижение планируемых результатов Алгоритм проектирования учебного процесса

31 Что значит для учителя значит работать на конечный результат?работать на конечный результат? Что значит для учителя значит работать на конечный результат?работать на конечный результат? Ежедневно ориентировать учебный процесс – путем подбора учебных заданий и учебных ситуаций – на последовательное «пошаговое» достижение итоговых планируемых результатов

32 1 класс2 класс3 класс 11 класс … 4 класс ИТОГО- ВЫЕ ПР (предмет- ные) Тематические результаты Формирующая (текущая) оценка Зачеты и итоговые работы 1) проектировать систему тематических и текущих планируемых результатов Операционализация итоговых планируемых результатов с позиций их освоения детьми: этапы освоения трудности, типичные ошибки Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат? Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат?

33 2) подбирать и самостоятельно составлять учебные задания 1 класс (и любой иной) ТЗ 1 Тематические результаты Текущая (формирующая и диагностическая) оценка Зачеты и итоговые работы ТЗ 2 Обучающие задания, учебные ситуации осознание отработка систематизация использование перенос Проверочные задания Задания должны допускать как формирование и оценку исполнительской компетенции, так и обеспечивать возможность развития, оценку осознан- ности и произвольности выполняемых действий с учебным материалом Оценка динамики диагностика Оценка уровня достижения Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат? Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат?

34 Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов устные, письменные, практические, с использованием ИКТ; предметные, межпредметные и метапредметные; для индивидуальной, парной или групповой работы; репродуктивные и продуктивные, в том числе – направленные на разрешение проблем; для проектной и исследовательской деятельности; с открытым и закрытым ответом; для стандартизированных работ и для текущей (формирующей и диагностической) оценки; позволяющие оценивать достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие использование справочной литературы, допускающие адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся.

35 3) осуществлять осознанную и целе- направленную формирующую и диагностическую оценочную деятельность по оценке достижения текущих и тематических планируемых результатов, выделенных на основе проецирования итоговых результатов на данный отрезок учебного процесса и включать в нее учащихся(!) Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат? Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат?

36 4) корректировать – в частности индивидуализировать, перефразировать – текст обучающих учебных заданий с учетом результатов «экспресс- диагностики», результатов формирующей и тематической оценки Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат? Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат?

37 Содержательно-временная схема учебного процесса: выделение этапов Содержание: темы, разделы Тема 1Тема 2 Тема 3 Тема 1Тема 2Тема 3Тема 4Тема 5 Календарные сроки: недели, месяцы, четверти Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 1 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 1

38 Проецирование ИТОГОВЫХ планируемых результатов на выделенные этапы учебного процесса и их детализация Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ планируемых результатов Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ проверочных или диагностических работ Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 2 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 2

39 ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (1 кл., февраль) Тематические результаты: пример ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (4 кл): различать звуки и буквы дифференцировать звуки речи и другие звукитекущая оценка слышать начало, середину и окончание слов, включая сочетания звуков, вычленять отдельные звуки в словах текущая оценка определять последовательность и количество звуков в словах слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения) правильно артикулировать гласные и согласные звуки, их сочетания в слове текущая оценка и зачет текущая оценка и зачет

40 Тематические проверочные задания: пример Тематические проверочные задания: пример Задание (базовый уровень). Подчеркни слова, в которых второй слог ударный: школа, урок, перемена, ученик, учитель, ответ слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения) текущая оценка и зачет Правильный ответ: подчеркнуты слова: урок, учитель, ответ Критерий достижения базового уровня: правильно подчеркнуто не менее двух слов, при этом неправильных ответов нет

41 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 3 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 3

42 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 4 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 4

43 Разработка учебных ситуаций учет особенностей учебного материала учет результатов диагностики, срезовых работ учет возрастных особенностей Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 5 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 5

44 Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова ОБСУЖДЕНИЕ:

45 ПРИЛОЖЕНИЯ

46 Особенности учебных заданий, направленных на формирование и оценку универсальных учебных действий

47 Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок

48 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ (ЛР: 1, 4, 6, 8, 9, 10, 11, МР: 12) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; умение применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

49 Наличие или отсутствие ценностно- смысловых установок в учебном процес- се проявляется, главным образом, в ценностно-эмоциональном компоненте: в наличии позитивного или негативного отношения к существующим и известным ребенку нормам; в принятии или неприятии этих норм Когнитивный компонент (знание ребенком норм) и поведенческий компонент (его поведение) имеют важное, но не определяющее значение Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий

50 Учебный материалПредметы родная история, история России История, Литература и др. другие культуры ИЯ, Литература, Искусство и др. семейные ценности Обществознание, Литература и др. школьные ценности Все предметы эстетические ценности Литература, Искусство и др. безопасный, здоровый образ жизни Ест-н пред., Техн., Физ-ра и др. ценности труда Технология и др. экологическое мышление и культура Все предметы Ценностно-смысловые установки: анализ содержания учебного материала Ценностно-смысловые установки: анализ содержания учебного материала + ситуации сотрудничества, диалога на всех предметах

51 «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания

52 Примерные типы заданий Обоснование или Выбор и обоснование ценностного суждения М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею З.Серебрякова. За завтраком К.Сомов. Арлекин и дама А.Пластов. Сенокос Д.Жилинский. У моря. Семья В.Попков. Шинель отца Б.Кустодиев. Купчиха за чаем В.Васнецов. Гусляры Задание. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь.

53 Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

54 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ и РЕФЛЕКСИЯ (ЛР: 2, МР: 1, 5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

55 Формирование познавательной и личностной рефлексии связаны с действиями смыслообразования, целеполагания, контроля и оценки Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий

56 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; и(или) с критериями оценки; и(или) со способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий

57 Пример предметного задания (для работы в группе). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му- зыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи- те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось? Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий

58 Пример метапредметного задания (для индивидуального выполнения). Заполните лист самооценки. Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий

59 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции

60 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам САМООРГАНИЗАЦИЯ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ (МР: 1, 2, 3, 4, 5) умение самостоятельно определять цели; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки;

61 Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий

62 «Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. т.е. задание должно быть многошаговым, рассчитанным на длительное время выполнения; включать критерии оценки или четкие требования к выполнению. Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий

63 Пример предметного задания Прими участие в конкурсе на лучшую сказку. (Критерии оценки прилагаются.) Для участия в конкурсе тебе необходимо не только представить к нужному сроку написанную тобой самостоятельно или в соавторстве с друзьями сказку, но и заранее подготовить план работ по ее созданию. Ты можешь воспользоваться советами «Сочини сказку». Самоорганизация и саморегуляция: примеры заданий Самоорганизация и саморегуляция: примеры заданий

64 Пример метапредметного задания (для группового выполнения). В ходе работы заполняйте лист продвижения по заданию. Самоорганизация и саморегуляция примеры заданий Самоорганизация и саморегуляция примеры заданий

65 Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству

66 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам СОТРУДНИЧЕСТВО (ЛР: 4, 5; МР: 9) формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

67 Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий

68 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий Сотрудничество: модели и формат заданий

69 Для костюмированного бала надо изготовить карнавальные маски. Найдите с помощью поисковой системы Интернета совет, как изготовить карнавальную маску. Обсудите в группе, какую маску лучше выбрать и почему? По результатам обсуждения подготовьте и представьте классу небольшую (не более чем на 3-4 слайда) групповую презентацию о том, какую маску вы выбрали и почему, как ее можно изготовить. При создании презентации предусмотрите возможность выступления с коротким устным сообщением каждого участника вашей группы. Сотрудничество: пример задания Сотрудничество: пример задания

70 Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений

71 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам КОММУНИКАЦИЯ (ЛР: 7; МР: 8, 10) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

72 Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения, предполагающими вступление в диалог (в том числе – с воображаемым собеседником) Коммуникация: анализ состава учебных действий Коммуникация: анализ состава учебных действий

73 Коммуникация: модели и формат заданий Коммуникация: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказыва- ния или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащи- мися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);

74 Коммуникация: пример задания Коммуникация: пример задания Эта фотография сделана в путешествии по тундре Представь, что ты тоже путешествовал по тундре. Расскажи другу о том, что ты увидел во время своей поездки. В своем рассказе обязательно укажи: – какие растения можно встретить в тундре; – какие животные там обитают – чем занимаются жители тундры.

75 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций

76 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ (МР: 2, 4, 5) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;; умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи; владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

77 Разрешение проблем: модели и формат заданий Разрешение проблем: модели и формат заданий «Хорошее» задание предполагает наличие: проблемы (новой, ранее незнакомой, неожиданной), требующей самостоятельного принятия решения; как правило: нового взгляда на известный объект ; создания нового объекта, отвечающего заданным требованиям; «устранения неполадок»; ситуации неопределенности, требующей поиска приемлемого решения и (или) выбора одного из возможных альтернативных решений; воплощения принятого решения на практике

78 Разрешение проблемы: пример задания Разрешение проблемы: пример задания Задание Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали

79 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самостоятельному пополнению и интеграции знаний

80 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ ЗНАНИЙ (ЛР: 2, 3; МР: 6, 7, 8, 12) формирование … готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

81 Формирование способности к самостоятельному пополнению и переносу знаний связаны преимущественно с выполнением логических операций, действий по аналогии в новой ситуации и оценочных действий с опорой на базовые предметные и общенаучные понятия и закономерности Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий

82 Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе: исследования/преобразования известного; использования познавательных и оценочных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания

83 Самостоятельное приобретение и интеграция знаний: пример задания Самостоятельное приобретение и интеграция знаний: пример задания Задание (для работы в паре) Придумайте каждый свою задачу о четверо- класснике. Для поиска необходимых данных воспользуйтесь следующей ссылкой (…) Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своём листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике задачу соседа. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия ваших задач и решите их снова.

84 Особенности учебных заданий, направленных на использование ИКТ в учебном процессе в целях обучения и развития

85 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ МР: 11 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий активное использование средств

86 Формирование ИКТ-компетентности связано с использованием ИКТ в целях обучения: для поиска, обработки, анализа, обобщения, оценки, преобразования, представления и передачи информации; для осуществления образовательного взаимодействия; для организации и мониторинга своей деятельности. Использование ИКТ: анализ состава учебных действий Использование ИКТ: анализ состава учебных действий

87 Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций

88 Использование ИКТ для обучения: пример задания Использование ИКТ для обучения: пример задания Конкурс на лучший рассказ (для работы в парах) Художник и писатель сочиняли рассказ, но всё перепута- ли. Помогите им закончить рассказ. Вы можете выбрать героев своего рассказа и место собы- тий. Помещая своих героев на выбранные картинки, восстанови- вите последовательность событий в рассказе. Затем по этим картинкам вы составите связный рассказ и расскажете его соседу по парте. А ваши соседи будут слушать рассказы и записывать их на диктофон. Потом вы поменяетесь ролями. Когда все закончат составлять и записывать свои расска- зы, мы приступим к конкурсу. Сегодня на уроке прослушаем несколько рассказов, остальные послушаем на следующих уроках, а потом выберем лучшие рассказы. Обратите внимание на песочные часы. Вы должны уло- житься в отведенное время.

89 ТЕКСТ ЗАДАНИЯ Представь, что ты гуляешь на улице, тебя про- сили вернуться через час, а часов у тебя нет. Прочитай предложенные ниже варианты обращений. Заполни таблицу: укажи знаком правильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет. Устно исправь допущенные ошибки. Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств в разных ситуациях общения

90 РЕЗЕРВ

91 Итоговая оценка как основа оценки качества образования: начальная школа Итоговая оценка как основа оценки качества образования: начальная школа Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования чтение, УУД русский математика три итоговые работы итоговая оценка + накопленная оценка Выбоорочное обследование работ уч-хся Необходимые дополнительные данные/исслед.