Инклюзивное образование Отдел специального(коррекционного ) и инклюзивного образования КОИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инклюзивное образование Отдел специального(коррекционного ) и инклюзивного образования КОИРО.
Advertisements

Консультация на тему: Выступление и презентация на тему "Инклюзивное образование"
Инклюзивное образование Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 20 г. Минеральные Воды Клименкова И. В.
Инклюзивное образование- проблемы и перспективы Викулова Инна Леонидовна заведующая лабораторией «Инклюзивное образование» Красноярского педагогического.
Инклюзивное образование. У нас ограниченные возможности... Так, почему-то, принято считать. Но кто, скажите, может ограничить Возможность верить и мечтать.
Инклюзивное образование. Инклюзивное образование (включающее)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для.
«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование.
Инклюзивное ( включающее ) образование базируется на восьми принципах : 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек.
Инклюзивное образование Автор: студентка 2 курса ФМОИП, Автор: студентка 2 курса ФМОИП, специальность «Информатика» Анна Глоба.
Дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. обладает.
«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование.
Подготовила методист УО Бабаянц А. А.. Начало 20-го века- середина 60-тых- «медицинская модель» - сегрегация середина 60-тых- 80-тых «модель нормализации»
Инклюзивное образование (інклюзія - inclusion (англ.) - включение), предусматривает создание образовательной среды, которое бы отвечало потребностям и.
Инклюзивное образование Они пришли в этот мир, значит, они нужны…
Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
« Инклюзивное образования в школе». «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы,
Инклюзивное образование. Что это такое? Инклюзия (от inclusion - включение) Инклюзия (от inclusion - включение) Процесс, при котором что-либо включается,
Системные изменения в области образования детей с ОВЗ.
Транксрипт:

Инклюзивное образование Отдел специального(коррекционного ) и инклюзивного образования КОИРО

Джон Фицджеральд Кеннеди Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом, безопасным для многообразия»

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Количество инвалидов в Российской Федерации

Статистические данные: Людей с инвалидностью около 11 млн.Людей с инвалидностью около 11 млн. Детей с инвалидностью до 18 лет Детей с инвалидностью до 18 лет Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.

Где учатся дети- инвалиды? Массовые школы Не учатся Специализированные школы Интернаты Обычные классы Обучение на дому Классы коррекции

Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями 1948 г.Всеобщая Декларация прав человека1948 г.Всеобщая Декларация прав человека 1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка 1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех 1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов 1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями 2000 г.Всемирный форум по образованию2000 г.Всемирный форум по образованию 2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех» 2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов 2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов

Федеральное законодательство Конституция Российской ФедерацииКонституция Российской Федерации Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», 1995 г.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», 1995 г. Закон РФ «Об образовании», 1992 г.Закон РФ «Об образовании», 1992 г. (проект)Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».(проект)Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Протокол 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свободПротокол 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Костромская область программа «Развитие и совершенствование системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Костромской области на период с 2008 по 2010 г.г.»программа «Развитие и совершенствование системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Костромской области на период с 2008 по 2010 г.г.» Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Костромской области на 2009–2012 годы и на плановый период до 2020 годаКомплексный план формирования и реализации современной модели образования в Костромской области на 2009–2012 годы и на плановый период до 2020 года

«Образование для всех» Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться. Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей.Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей. Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех.Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех. Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.Является динамичным процессом, который постоянно в развитии. Признает, что все дети могут учиться.Признает, что все дети могут учиться.

Три аспекта развития инклюзии 1.Создание инклюзивной культуры Построение школьного сообществаПостроение школьного сообщества Принятие инклюзивных ценностейПринятие инклюзивных ценностей 2.Разработка инклюзивной политики Развитие школы для всехРазвитие школы для всех Организация поддержки разнообразияОрганизация поддержки разнообразия 3.Развитие инклюзивной практики Управление процессом обученияУправление процессом обучения Мобилизация ресурсовМобилизация ресурсов

Включающее образование базируется на восьми принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать.Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге.Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Существующие барьеры: Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми; Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах; Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки; Архитектурная недоступность школ, учрежденийАрхитектурная недоступность школ, учреждений

Таким образом: В России нет запрета на обучение инвалидов в общеобразовательных школах и учреждениях.В России нет запрета на обучение инвалидов в общеобразовательных школах и учреждениях. Законодательно закреплены разнообразные формы получения образования инвалидами. Законодательно закреплены разнообразные формы получения образования инвалидами. Но отсутствуют требования и механизмы реализации права на образование инвалидов в общей школе. Но отсутствуют требования и механизмы реализации права на образование инвалидов в общей школе. Специальные школы являются по сути сегрегационными и Специальные школы являются по сути сегрегационными и не отвечают требованиям не отвечают требованиям инклюзии. инклюзии.

Таким образом, действующая сегодня система образования инвалидов в РФ не соответствует требованиям инклюзии и, в частности, принципам Конвенции ООН о правах инвалидов.действующая сегодня система образования инвалидов в РФ не соответствует требованиям инклюзии и, в частности, принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. Очевидно также, что нельзя в процессе внедрения инклюзивных форм образования «гнаться» за количеством, а необходимо качественно отрабатывать различные модели совместного обучения детей и распространять наиболее эффективные в общеобразовательных школах с учетом региональных особенностей.Очевидно также, что нельзя в процессе внедрения инклюзивных форм образования «гнаться» за количеством, а необходимо качественно отрабатывать различные модели совместного обучения детей и распространять наиболее эффективные в общеобразовательных школах с учетом региональных особенностей. Переход к инклюзивному образованию является сложным и многоэтапным процессом.Переход к инклюзивному образованию является сложным и многоэтапным процессом. Нельзя ускорить это процесс путем ликвидации коррекционных школ и их объединением с общеобразовательными школами.Нельзя ускорить это процесс путем ликвидации коррекционных школ и их объединением с общеобразовательными школами.

Системный подход Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт). Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами. !!! Только при таком системном подходе можно ожидать реального существенного сокращения количества детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях, и увеличения темпов развития инклюзивных школ.

Что необходимо ? Для внедрения и развития инклюзивного образования в России необходимо, прежде всего, законодательно закрепить инклюзивное образование в качестве основной формы и выработать план первоочередных мероприятий и стратегию по внедрению инклюзивного образования в России.Для внедрения и развития инклюзивного образования в России необходимо, прежде всего, законодательно закрепить инклюзивное образование в качестве основной формы и выработать план первоочередных мероприятий и стратегию по внедрению инклюзивного образования в России. При этом нельзя допустить, чтобы потребности и нужды какой- либо группы детей (например, детей с ограниченными возможностями здоровья) или профессиональные стереотипы (например, профессиональные стереотипы дефектологов) доминировали при разработке программ и проектов, направленных на развитие системы инклюзивного образования в нашей стране.При этом нельзя допустить, чтобы потребности и нужды какой- либо группы детей (например, детей с ограниченными возможностями здоровья) или профессиональные стереотипы (например, профессиональные стереотипы дефектологов) доминировали при разработке программ и проектов, направленных на развитие системы инклюзивного образования в нашей стране.

Что необходимо: создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях;создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях; подготовку специалистов и методик совместного образования детей-инвалидов в массовой школе;подготовку специалистов и методик совместного образования детей-инвалидов в массовой школе; разработку и апробирование модели инклюзивного образования в нескольких регионах России, включая и сельские школы;разработку и апробирование модели инклюзивного образования в нескольких регионах России, включая и сельские школы; предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах;предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах; обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробированияобеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования и внедрения моделей и внедрения моделей инклюзивного образования;

осуществлять постоянныйосуществлять постоянный мониторинг международного опыта инклюзивного образования и его анализ для последующего использования в России; предусмотреть меры и формы поддержки семей с детьми-инвалидами;предусмотреть меры и формы поддержки семей с детьми-инвалидами; осуществлять на телевидении, радио и в иных СМИ постоянное разъяснение сути инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения к нему граждан.осуществлять на телевидении, радио и в иных СМИ постоянное разъяснение сути инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения к нему граждан. Что необходимо:

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базеОбучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификойНеобходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно- просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно- просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).

При ратификации «Конвенции о правах инвалидов» России придется внести серьезные изменения в законодательство и практическую политику в отношении инвалидов. Но фактически речь идет об изменениях в общественных настроениях. Но фактически речь идет об изменениях в общественных настроениях. От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие. При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.