Самооценка эффективности системы управления безопасностью судоходной компании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самооценка эффективности системы управления безопасностью судоходной компании (тезисы лекции)
Advertisements

Презентация «Применение программных средств для разработки, актуализации стандартов качества банковской деятельности и проведения самооценки» Докладчик:
Награда качества Деминга в Японии (Deming Application Prize - DAP) Учреждена в 1951 году в честь огромного вклада Э. Деминга в развитие качества в Японии.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695.
ФАУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР «БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ» в целях реализации Организациями по ТО норм пункта 3 статьи 8 Воздушного Кодекса.
Слайд 1 из хх Управление корпоративными финансами Подсистема бюджетирования.
Проведение ИТ-аудита с описанием информационной модели бизнес-процессов Предприятия.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «Порядок проведения олимпиад школьников» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 285 от г.(с изменениями.
Открытое Акционерное Общество «Вертолёты России». © 2011 Все права защищены. СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Практика проведения в ГУ Банка России по Оренбургской области оценки соответствия информационной безопасности требованиям Стандарта Банка России, в т.ч.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
1 Российский морской регистр судоходства Н.А. Решетов Генеральный директор Качественное судоходство: стандарт XXI века Санкт-Петербург 22 октября 2009.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
О результатах внутреннего аудита 1 в учебном году Отчет заслушан на заседании Совета по качеству г. Отдел менеджмента качества образования.
ИКАО Семинар-практикум по безопасности полетов на аэродроме Алма-Ата, Казахстан – 18 – 22 ноября 2002 года ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
1 Эффективность процесса ТЭ ВС и АД Формулы расчета показателей эффективности ПТЭ ВС.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
1 Петрозаводский государственный университет Итоги 2005/2006 учебного года и задачи на 2006/2007 учебный год Материалы к заседанию ученого совета ПетрГУ.
Транксрипт:

Самооценка эффективности системы управления безопасностью судоходной компании

Российский морской регистр судоходства2 Самооценка – всесторонний и систематический анализ деятельности организации в сравнении с принятой моделью работы организации, являющейся образцом, примером для остальных. Результаты самооценки, добросовестно проводимой организацией на регулярной основе, позволяют ей принимать направленные на улучшение своей деятельности обоснованные решения СТРАТЕГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

Российский морской регистр судоходства3 Как показала международная практика менеджмента качества, проведение самооценки дает организации следующие преимущества: 1) использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого набора критериев, который нашел широкое применение во многих странах; 2) систематический подход к совершенствованию деятельности; 3) получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей; 4) согласованное понимание того, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой концептуальной базы и, прежде всего, на ключевых направлениях; 5) обучение персонала применению принципов менеджмента качества / управления безопасностью;

Российский морской регистр судоходства4 6) внедрение различных инициатив и передовых методов менеджмента качества / управления безопасностью в повседневную деятельность организации; 7) идентификация и анализ процессов, требующих улучшения; 8) определение объема изменений, произошедших с момента проведения предыдущей самооценки; 9) возможность распространения передового опыта лучших подразделений организации или других организаций; 10) возможность признания достижений и стимулирования подразделений и работников посредством премирования; 11) возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми, как в данной организации, так и в других организациях. Преимущества самооценки (продолжение):

Российский морской регистр судоходства5 Соответственно, проведение на регулярной основе судоходной компанией самооценки своей системы управления безопасностью (СУБ) позволит ей: 1) регулярно получать «моментальный снимок» состояния своей СУБ на данном этапе; 2) использовать единый набор критериев при оценке эффективности своей СУБ; 3) реализовать систематический подход к ее совершенствованию; 4) получить объективные оценки, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников; 5) лучше понять, что в имеющейся ситуации должна сделать компания, ее подразделения и суда в ключевых областях СУБ для ее совершенствования; 6) отслеживать изменения в состоянии СУБ компании с момента проведения предыдущей самооценки; 7) проводить более детальные обзоры СУБ на судах и в подразделениях компании, как это предписано разделом 12 МКУБ «Проверки, обзор и оценка, осуществляемые компанией».

Российский морской регистр судоходства6 К сказанному остается добавить, что согласно наблюдениям, проводившимся на протяжении нескольких лет, среднее число задержаний судов у судоходных компаний, осуществлявших самооценку своей СУБ, существенно ниже среднего числа задержаний судов, отмечаемых у тех судоходных компаний, которые самооценку своей СУБ не выполняли.

Российский морской регистр судоходства7 В июле 2006 года описание этой методики (см. НД «Рекомендации по самооценке эффективности системы управления безопасностью судоходных компаний») вместе с программой «Экспертная оценка: оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании» были размещены на официальном (общедоступном) сайте РС. Затем подразделениями РС в адреса судоходных компаний, чьи офисы располагались в регионах их деятельности, было разослано письмо генерального директора РС на русском и английском языках, где руководству судоходных компаний предлагалось воспользоваться новой услугой РС. По инициативе РС специалисты Государственной морской академии (ГМА) имени адмирала С.О. Макарова выполнили научно- исследовательскую работу, результатами которой стали методика самооценки эффективности СУБ судоходных компаний, а также реализующее ее программное средство.

Российский морской регистр судоходства8 Кроме того, силами сотрудников РС была подготовлена нота MSC 82/15/6 от Документ под названием «ROLE OF THE HUMAN ELEMENT SMS Self Assessment - A Key To Human Element Management» был представлен от имени Российской Федерации на 82-й сессии Комитета по безопасности на море (КБМ)

Российский морской регистр судоходства9 Здесь представлен титульный лист НД «Рекомендации по самооценке эффективности системы управления безопасностью судоходных компаний», где описываются уже пересмотренная при участии специалистов отдела МКУБ ГУР методика и обновленное программное средство.

Российский морской регистр судоходства10 Пересмотренные Рекомендации кратко описывают: критерии Премии Правительства Российской Федерации в области качества (п. 4.2 НД ); организацию процесса самооценки (п. 4.3 НД ); планирование совершенствования деятельности организации на основе самооценки (п. 4.4 НД ); модель совершенства СУБ судоходной компании (п. 5.1 НД ); оценку факторов, составляющих ключевые области (п. 5.2 НД ); последовательность проведения самооценки эффективности СУБ в судоходной компании (п. 5.5 НД ).

Российский морской регистр судоходства11 В приложениях к пересмотренным «Рекомендациям …», НД представлены: Инструкция для пользователя программы «Оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании»; описание факторов ключевых областей и рекомендации по их оценке; Положение о Знаке соответствия СУБ.

Российский морской регистр судоходства12 Знак соответствия СУБ имеет 2 графические формы: Для случая, когда Компания в году, предшествующем году обращения в РС, не располагала правом его использования (здесь – в 2008 году); Для случая, когда право использования Знака соответствия СУБ подтверждается Компанией подряд в течение нескольких лет (здесь – с 2008 по 2010 год).

Российский морской регистр судоходства13 Знак соответствия СУБ может использоваться судоходной компанией: на рекламных и информационных материалах, печатных изданиях, вывесках, экспонатах на выставках, семинарах, конференциях, ярмарках и т.д.; на сопроводительной технической документации и официальных бланках; на визитных карточках сотрудников компании.

Российский морской регистр судоходства14 аварий, аварийных случаев, а также случаев гибели и/или травматизма людей; задержаний либо число задержаний не превысило 6 % от общего числа судов (флота) Компании и не было повторных задержаний одного и того же судна. Право использования Знака соответствия СУБ передается судоходной компании, если в течение 12 месяцев, предшествовавших ее обращению в РС на ее судах не было: При этом Компания провела самооценку своей СУБ, руководствуясь положениями НД либо иным способом, эффективность которого будет признана РС не ниже, и письменно обратилась в ГУР на предмет получения права использования Знака соответствия СУБ.

Российский морской регистр судоходства15 Адрес Интернет-сайта РС: Выбор языка (English / Русский) Здесь представлено изображение Интернет-сайта РС, где находится НД , а также соответствующая программа.

Российский морской регистр судоходства16 Рекомендации по самооценке эффективности системы управления безопасностью судоходных компаний, НД , а также интерфейс программы «Экспертная оценка: оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании» были переведены на английский язык и размещены на соответствующей версии официального сайта РС. Данная презентация предназначена, в первую очередь, для русскоязычных пользователей, поэтому далее на слайдах будет показана версия официального сайта РС на русском языке.

Российский морской регистр судоходства17 Продолжение пути: Интернет-сайт РС => Русский => Услуги ( )

Российский морской регистр судоходства18 Продолжение пути: Официальный сайт РС => Русский => Услуги => Освидетельствование систем управления безопасностью ( ) НД Программа «Экспертная оценка: оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании» Данная презентация

Российский морской регистр судоходства19 В НД , как и в Ноте MSC 82/15/6 описывается модель совершенства СУБ судоходной компании, разработанная специалистами ГМА имени адмирала С.О. Макарова.

Российский морской регистр судоходства20 Ключевая область А – Политика и ответственность Компании - разделы МКУБ 1, 2, 3; Ключевая область B – Персонал и ресурсы - разделы МКУБ 4, 5, 6; Ключевая область C – Безопасность ключевых операций - раздел МКУБ 7; Ключевая область D – Готовность к аварийным ситуациям - раздел МКУБ 8; Ключевая область E – Техническое обслуживание - разделы МКУБ 9, 10; Ключевая область F – Документация и анализ эффективности СУБ компании - разделы МКУБ 11, 12, 13. Здесь:

Российский морской регистр судоходства21 Например, для критерия А факторы будут носить имена: а 1, … а i. Соответственно, исполнителю, занимающемуся оценкой совершенства СУБ судоходной компании, следует определить величину каждого фактора от 1 до 10 баллов. Численная характеристика каждой ключевой области, например, А будет определяться как сумма численных значений факторов, ее составляющих: i А = Σ а j j=1 Далее в соответствии с представленной моделью по каждой ключевой области должен формироваться массив численных значений оценок, так называемых «факторов», – подобластей, имеющих существенное значение для данной ключевой области

Российский морской регистр судоходства22 Расчет численной характеристики ключевой области, например, А осуществляется по приведенной ниже формуле: А= А* К 1в Соответственно, сумма критериев А + B + C + D + E + F определяет численное значение средневзвешенного коэффициента, названного авторами коэффициентом системы К с. По нему, собственно, и определяется уровень совершенства СУБ судоходной компании. В зависимости от процентного соотношения коэффициента совершенства СУБ компании К с и его максимально возможного численного значения моделью совершенства предусматриваются: 1) – начальный уровень СУБ К с < 60 % от max К с 2) – стабильный уровень СУБ 60 % < К с < 80 % от max К с 3) – управляемый уровень СУБ К с > более 80 % от max К с. В программе уровень совершенства СУБ (коэффициент К с ) с помощью нормирующего множителя также пересчитывается по десятибалльной шкале.

Российский морской регистр судоходства23 После запуска программы «Экспертная оценка: оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании» (например, путем активирования файла «ExpertSystem.exe» в дистрибутиве, «скачанном» пользователем с официального сайта РС) на мониторе компьютера должна появиться следующая заставка: Выбор языка интерфейса программы, (Русский / English)

Российский морской регистр судоходства24 Если пользователем программы была выбрана ее русскоязычная версия, на мониторе компьютера должно появиться следующее изображение: Поля, куда пользователем вводятся численные значения отдельных факторов Закладки «Расчет» и ключевые области «Текущее» значение коэффициента системы К с

Российский морской регистр судоходства25 Следует понимать, что размещенная на сайте РС программа, в сущности, только автоматизирует процесс расчета коэффициента системы К с и относит его к одному из предложенных авторами модели уровней («начальному», «стабильному» или «управляемому»). Фактически, уровень совершенства СУБ конкретной судоходной компании оценивает человек, который определяет численные значения отдельных факторов и вводит их в соответствующие поля интерфейса программы (см. предыдущий слайд). Поэтому, определяя баллы по конкретному фактору / ключевой области, для начала можно руководствоваться следующими соображениями. Прежде всего, специалист, выполняющий оценку, должен четко представлять себе объем возможностей судоходной компании по рассматриваемому фактору / ключевой области.

Российский морской регистр судоходства26 Этот же специалист должен также представлять себе величину достижений судоходной компании в оцениваемом направлении. В баллах оценку можно ставить тем выше, чем полнее компания реализовала свои возможности по рассматриваемому фактору / ключевой области. Кроме того, за рассматриваемый период, например, год, на судах компании могли иметь место различного рода инциденты. Это могли быть, в частности: - аварии, аварийные случаи и / или происшествия; - несчастные случаи с пассажирами и / или членами экипажа; - опасные случаи / происшествия; - задержания судов портовыми властями или их проверки с выявленными случаями несоблюдения установленных (конвенционных) требований; - освидетельствования судов классификационными обществами с выявленными требованиями / рекомендациями / несоответствиями и т.п.

Российский морской регистр судоходства27 В соответствии с п. 9.1 МКУБ, сообщения о подобных случаях несоблюдения требований, авариях и опасных происшествиях должны поступать в береговые подразделения компании для расследования и анализа «с целью совершенствования безопасности и предупреждения загрязнения». Более того, как показывает опыт, сведения о подобного рода происшествиях, обычно, включаются в отчеты об анализе СУБ, оформляемых судоходными компаниями. А наиболее «продвинутые» компании в обязательном порядке расследуют каждый такой случай, с целью определения и устранения / предотвращения причины происшествия. Очевидно, оценка по рассматриваемому фактору / ключевой области не может быть максимальной, если результаты расследования показывают, что именно этот фактор / ключевая область явился(-лась) причиной возникновения того или иного инцидента, имевшего место за отчетный период на судне.

Российский морской регистр судоходства28 На следующем слайде приводятся изображения закладок «Расчет» программы самооценки СУБ, полученные РС из нескольких судоходных компаний. Интересно отметить, что для судоходных компаний, по сведениям РС, серьезно занимающихся своей СУБ, характерен выбор более «взвешенных» оценок. Однако компании, у которых, по сведениям РС, имеются проблемы с СУБ (например, в прошедшем году имели место аварийные / опасные происшествия и / или задержания судов), чаще ставят себе оценки, явно завышенные (обратите внимание на цветное изображение на следующем слайде).

Российский морской регистр судоходства29 Изображения закладок «Расчет» программы самооценки СУБ, полученные РС от нескольких судоходных компаний

Российский морской регистр судоходства30 Принимая во внимание это обстоятельство, в 2007 году РС совместно с ГМА имени адмирала С.О. Макарова дополнили программу и архивированный на официальном сайте РС дистрибутив. Рекомендациями по оценке отдельных факторов, (в дистрибутиве эти файлы называются на русском и английском языках и имеют расширение «.doc»).

Российский морской регистр судоходства31 В частности, в отношении привлечения для участия в проведении самооценки: - первого лица компании; - финансового директора / главного бухгалтера; - капитанов судов, а также утверждения высшим руководством отчета о самооценке и тщательного выполнения разработанных мероприятий по совершенствованию СУБ. Кроме того, при проведении самооценки своей СУБ судоходной компании рекомендуется возможно более четко придерживаться положений п НД

Российский морской регистр судоходства32 В заключение, Российский морской регистр судоходства от души желает всем судоходным компаниям, внедрившим в свою деятельность самооценку СУБ, успеха в ее применении, а также, самое главное, удачи в вопросах обеспечения безопасности управляемых судов и, соответственно, каждый год получать право использовать Знак соответствия СУБ.