Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 г.Осы» Пермского края Дерюшева Е.Ф., руководитель МО учителей русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Сергеевич Пушкин «Лицейское братство через всю жизнь» Александр Сергеевич Пушкин «Лицейское братство через всю жизнь»
Advertisements

Александр Сергеевич Пушкин Абрам Петрович Ганнибал, прадед поэта по материнской линии.
Лицейские годы Пушкина Царское село. Открытие лицея 19 октября 1811 года. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники.
«Отечество нам – Царское Село…» 19 октября – день лицея.
Александр Сергеевич Пушкин. Смерть на взлете.. В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий.
Царскосельскому лицею Презентация посвящается. История Основан в 1810 г. По распоряжению Александра I.
Лицейские годы А.С.Пушкина ( ) Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы; нам целый мир чужбина, Отечество нам.
Отец поэта – отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах.
Александр Сергеевич Пушкин июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним.
«Нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село…» 19 октября 1811 года – день открытия лицея. 19 октября 1811 года – день открытия лицея. Это было новое.
Пушкин в Лицее. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз.
Гипотеза Мы думаем, что лицейские годы А. С. Пушкина не похожи на наши потому, что …
Выполнила: Баранова Анастасия 9 класс. Александр Сергеевич Пушкин «Я жить хочу чтоб мыслить и страдать»
Биография Александра Сергеевича Пушкина 8 класс Заочное путешествие Выполнил: Лобанов Антон. Ученик 8 г класса.
Удивительное и прекрасное имя – Пушкин. Он для нас само воплощение поэзии, синоним высокого слова ПОЭТ Вы, наверняка, знаете, что…
Александр Сергеевич Пушкин Презентация Мерецкой Ларисы Анатольевны учителя русского языка и литературы МОУ лицея 12 г.Краснодара.
А.С.Пушкин Детские и лицейские годы Выполнил учитель русского языка и литературы: РусаковаГ.Г.
С лицейского порога 200 лет со дня открытия Императорского Царскосельского лицея.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН ( ) 3 "В" класс, школа 128 Пантелеева Валерия г.Барнаул.
А. С. Пушкин 2 класс «А» школа 548 Ушенина Александра.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 г.Осы» Пермского края Дерюшева Е.Ф., руководитель МО учителей русского языка и литературы 2007 г.

Пушкин – наше прошлое, настоящее и будущее. 15 сентября 2006 года в МОУ «СОШ 3 г. Осы» Пермского края торжественно открылся литературный музей А.С. Пушкина.литературный музей А.С. Пушкина Членами творческой группы по созданию музея были: Пирогова Ия Михайловна Даколова Татьяна Петровна Тимощенкова Галина Федоровна Халилова Люция Бизяновна Дерюшева Елена Федоровна Активными участниками работы музея являются библиотекари Бакаева Галина НиколаевнаБакаева Галина Николаевна, Девяткина Маргарита Владимировна иДевяткина Маргарита Владимировна учащиеся школы.

Спонсорскую помощь в реализации проекта по созданию музея оказали ведущие промышленные предприятия города, Спонсорскую помощь индивидуальные предприниматели и административные учреждения. Проект «Пушкин – наше прошлое, настоящее и будущее» получил широкий отклик в средствах массовой информации.отклик в средствах массовой информации. Основной целью работы литературного музея является приобщение учащихся школ города к ценностям русской культуры, патриотическое воспитание юных граждан на основе духовного наследия, а также развитие креативных способностей учащихся.

Основными направлениями и формами деятельности музея выбраны: проведение внеклассных занятий по творчеству А.С. Пушкина; разработка экскурсионных маршрутов и проведение экскурсий; организация вечеров, праздников, конкурсов, литературных игр; организация исследовательской деятельности о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

За год существования музея учителями и учащимися проведены следующие мероприятия: проведено 23 внеклассных занятий по творчеству А.С. Пушкина; организованы праздники, творческие вечера, посвященные Дню открытия Царскосельского лицея, Дню памяти поэта; Дню открытия Царскосельского лицея дано театрализованное представление по сказкам А.С. Пушкина;представление по сказкам А.С. Пушкина; разработаны сценарии литературно-музыкальных композиций; творческие и исследовательские работы учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина представлены на районный конкурс «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

За прошедший год участниками работы музея достигнуты следующие результаты: учащаяся 9 класса Бочкарева Марина стала лауреатом муниципального конкурса «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» в номинации «Микроисследование» в старшей возрастной группе с работой «Семья Пушкина»;«Семья Пушкина»; ученик 7 класса Шестаков Дмитрий является лауреатом муниципального конкурса «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» в номинации «Микроисследование» в средней возрастной группе, представив работу «Под голубыми небесами…».«Под голубыми небесами…».

Творческие работы Творческие работы учащихся были опубликованы в средствах массовой информации. Стихотворение «У портрета» Александра Закирова, ученика 5 класса; «Ода Пушкину» Вихоревой Татьяны, ученицы 10 класса; «Пишу стихи» Красильниковой Кати, ученицы 8 класса; «Жил такой поэт» Заитовой Регины, ученицы 4 класса; «Памяти поэта» Изосимова Евгения, ученика 6 класса; Эссе «Мой Пушкин» Маматова Дениса, ученика 11 класса.

Нормативной базой работы музея являются: Положение о музее; Программа дополнительного образования «Пушкин – наше прошлое, настоящее и будущее»; Программа дополнительного образования «Пушкин – наше прошлое, настоящее и будущее»; План работы музея.

Литературно-музыкальная композиция « Лицей начало положил всему» Оформление: Плакат 1: 12 августа 1810 г. – царем Александром1 подписан проект о создании особого закрытого учебного заведения. Плакат 2: 19 октября 1811г. – открытие нового учебного заведения, которое получило название «Царскосельский лицей». Слайд 1 Звучит музыка к повести Пушкина «Метель».Вальс. Ведущий: На фоне музыки: история, которую мы расскажем – это история одного класса. Обычный класс – 30 человек, обыкновенные мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывшие. Слайд 2 Мы предлагаем вам вернуться на 2 столетия назад – в первое 10-летие 19 века. Мы покинем столичный город С.-Петербург и переместимся на 20 верст к югу. Итак, мы с вами в Царском Селе. Сегодня мы празднуем 19 октября – День открытия лицея. Слайд 3 (Продолжение музыки к повести Пушкина «Метель». Вальс). Чтец 1: Расписание Понедельник 7 часов. Встать, одеться, повторить уроки. 8 час. Французский язык.

9 час. Немецкий язык. 10 час. Завтрак и прогулки. 11 час. Математика 12 час. Латинский язык. 1 час. Прогулка. Повторение уроков. 2 час. Обед. 3 час. Чистописание немецкое. 4 час. География. 5 час. История. 6 час. Прогулка и гимнастические упражнения. Слайд 4 Чтец 2: Обычный понедельник. И, может быть, в этот день шел дождь. И за окном было сумеречно. И так не хотелось вставать. Но звонил колокол, начинался очередной, самый что ни на есть будничный день. Ибо что может быть будничнее понедельника. И все было известно заранее – встать, одеться, повторить уроки, потом занятия…. Чтец 1: Александр поступил в Лицей двенадцатилетним мальчиком осенью 1811 года и закончил его через шесть лет. Слайд 5. Чтец 2: Здесь поэт нашел « Семью друзей», связь с которой он бережно хранил всю жизнь. И эта связь зарождалась и крепла «под сенью дружных муз». Лицеисты быстро познакомились между собой. Каждый из лицеистов получил прозвище. Слайд 6.

Чтец 1: Французом называли Пушкина те, кто сами по-французски читали и разговаривали не столь легко и изящно, как он. Пушкину нравилось это прозвище, но еще больше по душе ему было другое – «Обезьяна с тигром» или «Помесь обезьяны с тигром». Слайд 7. Чтец: Многих из своих лицейских товарищей Пушкин полюбил: Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. В числе «друзей души моей» поэт называл Горчакова и Корсакова. Чтец 2: Одной из самых замечательных в Лицее была дружба Ивана Пущина и Пушкина. Первая их встреча состоялась на экзамене при поступлении в Лицей. Прозвище самого близкого друга Пушкина, Ивана Ивановича Пущина, было «Жанно» (французское имя, соответствующее русскому «Ваня», «Ванюша»). А за длинный рост его звали еще «Иван Великий» или «Большой Жанно». Слайд 8. Чтец 1: Стихотворение И.И. Пущину Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесённый, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Чтец 2: Дельвиг Антон Антонович – «Тося». Слайд 9 « Добрый Дельвиг» - ленивец и необыкновенный фантазер, вымыслами которого заслушивались. Оба с Пушкиным они горячо любили поэзию, раньше всех в Лицее Дельвиг стал писать стихи. Знаменательно и то, что Дельвиг явился первым в русской литературе, кто сказал свое слово о Пушкине, возвестив миру о рождении нового поэта: Пушкин! Он в лесах не укроется: Лира выдает его громким пением. Чтец 1: За свою короткую жизнь Дельвиг написал немного, но среди стихотворений есть настоящие золотые крупицы песенной поэзии: « Мне минуло 16 лет», «Не осенний мелкий дождичек» и знаменитый «Соловей». Музыка Алябьева «Соловей» Чтец 2: Кюхельбекер Вильгельм Карлович – «Кюхля». Слайд 10. Виляя, Клит, Бекеркюхель», Дон-Кишот, Цыплятопирогов – как только не называли лицейские поэты бедного Кюхлю. Чтец 1: Вильгельм Кюхельбекер был юношей необыкновенным. Долговязый, излишне худой, характер у него необузданный, вспыльчивый, но отходчивый. Он бредит поэзией и пишет стихи. В историю России Кюхельбекер вошел как участник восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, как поэт, писатель и литературный критик. Пушкин ценил Вильгельма за большую начитанность и пылкую восторженность, он видел в нем человека смелой и чистой души и называл его теплым и сердечным словом «брат», «лицейской жизни милый брат». В Лицее была создана атмосфера свободомыслия, которую впоследствии назвали «лицейским духом».

Чтец 2: Занятия в Лицее вели профессора, их помощники, учителя. Главные науки преподавали русские педагоги. Это было новшество, и новшество немалое. Почти все лицейские профессора были молодыми людьми, не достигшими еще тридцатилетнего возраста. Но образование они получили основательное. До конца дней сохранились у директора дружеские отношения со своими питомцами. Слайд 11. Марш из оперы «Аида». Чтец 1: Через 8 месяцев после открытия Лицея произошло событие, которое Пушкин впоследствии называл величайшим в русской истории. Грозовой 1812 год нарушил ровное течение жизни Лицея. Отечественная война всколыхнула патриотические чувства воспитанников, подростки мечтали быть в рядах ополчения. Из окон Большого зала видна дорога, по которой в 1812 году мимо Лицея через Царское Село двигались к театру военных действий народное ополчение и гвардия. Что-то новое, необычно значительное вошло в жизнь лицеистов. Слайд 12. Стихотворение. Вы помните: когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог Царицын. И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей. Тогда гроза двенадцатого года Ещё спала. Еще Наполеон Не испытал великого народа – Еще грозил и колебался он.

Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас… и племена сразились, Русь обняла кичливого врага, И заревом московским озарились Его полкам готовые снега. Звучит музыка. Штраус «Сказки Венского леса». Чтец 2: В январе 1815 года здесь состоялся публичный экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший. На экзаменах присутствовали ученые, профессора, сам министр просвещения. В числе приглашенных почетных гостей был и прославленный поэт Г.Р. Державин. Слайд 13. Пятнадцатилетний Пушкин в переполненном зале читал свое патриотическое произведение, гимн народу-победителю в Отечественной войне 1812 года – «Воспоминания о Царском Селе». Слайд 14. Чтец: Вот как вспоминал об этом сам Пушкин: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Державин был очень стар. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Я прочел мои стихи «Воспоминания о Царском Селе», стоя в 2-х шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошел до стиха, где упоминается имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…. Не помня, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он требовал, хотел меня обнять…. Меня искали, но не нашли!»

Чтец: В этот день Пушкин был признан поэтом. Пройдут годы, и в «Евгении Онегине» Пушкин скажет об этом времени: … Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб, сходя, благословил. (Продемонстрировать картину из музея «Пушкин читает стихи на экзамене»). Продолжение вальса Штрауса «Сказки Венского леса». Чтец 2: … Шесть лет промчались, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины, И уж Отечества призванье Гремит нам: «Шествуйте, сыны». Чтец 1: Май, 1817 год… «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают «публику и родителей» на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. 17 дней. 15 экзаменов. Прощальное построение. Прощальная лицейская клятва: «… и последний лицеист один будет праздновать 19 октября», день открытия Лицея. Слайд 15. Чтец 2: Полетели годы… Первая годовщина. Лицеистов уже 28. Николай Ржевский умер от нервической горячки. Гроб его несли шесть товарищей. Чтец 1: 1818-й. Лицейскую годовщину отмечали у Пущина, собралось 14 человек. «Пели лицейские песни!»

Чтец 2: 1825-й год был особым. Этот праздник Пушкин не смог провести с друзьями. Он был в ссылке в Михайловском. 19 октября он написал товарищам – лицеистам: Пора и мне… пируйте, о, друзья! Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я… Чтец 1: Бежит время. Уходят двадцатые годы, наступают тридцатые. …Пируйте же, пока еще мы тут! Увы, наш круг час от часу редеет; Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет; Судьба глядит, мы вянем; дни бегут… В 1831-м году 19 октября не было уже шестерых: Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим более… Чтец 2: И еще одна, самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. Слайд 16. (Проецируется портрет А.А. Дельвига) Дельвиг, редактор «Литературной газеты», вел нелегкую борьбу с властью. На его здоровье губительно подействовал вызов к Бенкендорфу – это шеф жандармов. После этого он впал в апатию. Вскоре Дельвиг тяжело заболел и умер от нервного потрясения.

На 25-летие Лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге: … И мнится, очередь за мной, Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений… Чтец: Рассказывали, будто Пушкин сорвался, подступили слезы и он не смог дочитать: …И мнится, очередь за мной, Зовет меня мой Дельвиг милый. Чтец: Вскоре Пушкин погибнет. Он будет седьмым, ушедшим после Дельвига. Слайд 17. Спроецировать портрет Пушкина (в гробу). Чтец 1: Всю жизнь, воспевая Лицей, Пушкин видел в нем родину, начало своего поэтического гения. С лицейских лет в Пушкине живо стремление к единению с друзьями, к братству, к духовной близости. Музыка Свиридова к произведению Пушкина «Метель», романс. На фоне музыки читаются слова:

Чтец 2: 19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет без малого они получили аттестаты. Чтец: Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых вышли поэты и министры, офицеры и сельские домоседы, неугомонные путешественники. В детстве и юности они читали книги о греческих и римских героях, а сами еще при жизни, а потом и после смерти стали национальной гордостью нашей страны. Слайд 18. Музыка прекращается. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен, Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Слайд 19. Звучит музыка.

Презентация к сценарию

Семья Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин известен всему миру как великий русский поэт. Его женой была красавица Наталья Николаевна Гончарова. Но мало кто знает о судьбе их детей. В своей работе я попыталась собрать сведения о жизни Марии, Александра, Григория, Натальи Пушкиных. 18 февраля по старому стилю (2 марта – по новому) 1831 г. состоялась свадьба Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Обвенчаны они были, как известно, в Москве: в церкви Вознесения Господня Никитского Собора. Наталья Николаевна Гончарова родилась 27 августа 1812г. в имении Полотняный завод в Калужской губернии. Зимою 1828г. на одном из балов у известного учителя танцев Петра Йогеля Пушкин впервые встретил 16-летнию Наташу Гончарову, первую красавицу Москвы. «Когда я увидел её, - писал он в апреле 1830 года своей будущей тёще Наталье Ивановне, - красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределённости, на мгновение свёл меня с ума». Эти же чувства отразились в стихотворении «Мадонна», посвящённом Наталье Николаевне: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейший прелести чистейший образец.

Нелегко было Пушкину получить у родных Натальи Николаевны согласие на брак. Причиной задержек было нежелание матери выдать свою дочь за небогатого и, в глазах правительства, неблагонадёжного человека. Пушкин дал своей будущей тёще деньги на приданое и свадьбу, а шеф жандармов Бенкендорф заверил Наталью Ивановну, что государь одобряет брак поэта « с женщиной столь достойной и привлекательной, как Гончарова». Заслуживает внимание свидетельство современницы: «Гончарова - мать сильно противилась браку своей дочери, но… молодая девушка её склонила». 6 мая состоялась помолвка, а 18 февраля 1831 года – долгожданная свадьба. После непродолжительного пребывания в Москве в середине мая 1831 года молодые уехали в Петербург и обосновались в нём навсегда. Прожила Наталья Николаевна 51 год и 3 месяца и скончалась 26 ноября 1863года. Вступая в брак, Пушкин поступал, по его собственным словам, «как люди» поступают обыкновенно в его возрасте, к тому же женился он «без упоения, без ребяческого очарования», хотя «в угоду ей» он готов был « пожертвовать всеми своими привычками и страстями, всем своим вольным существованием», «был готов умереть ради неё». При всём при этом у Пушкина были сомнения относительно своей женитьбы, которые он и не скрывал. «Жениться! Легко сказать!.. Я женюсь, т.е. я жертвую независимостью, моими роскошными привычками, странствованиями без цели, уединением, непостоянством», при этом, «… дамы в глаза хвалят мой выбор, а заочно жалеют о бедной моей невесте».

У Пушкина было четверо детей, они были его гордостью и олицетворяли в значительной степени семейное счастье. Отцовская нежность и заботы о детях пронизывают письма поэта к жене во время его отъезда с детьми в Полотняный завод летом 1834г., а также в период его путешествий и длительных отлучек. Каждое письмо неизменно кончалось вопросами о здоровье детей, их проказах, различными наставлениями. «Семейство моё умножается, растёт, шумит около меня», – писал Пушкин своему московскому другу П. В. Нащокину в 1836г. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Пушкин был убит на дуэли, когда его старшей дочери Марии было около пяти лет, а младшему ребёнку Наталье всего восемь месяцев. Современники отмечали сходство многих черт во внешнем облике и характере детей с отцом. Первая дочь поэта Маша родилась в Петербурге 19 мая 1832 года. Девочку крестили в Сергиевском соборе 7 июня, её восприемниками при крещении была Наталья Ивановна Гончарова, Сергей Львович Пушкин, Афанасий Николаевич Гончаров и Екатерина Ивановна Загряжская. Биограф Пушкина Пётр Иванович Бартенев писал о Марии, что, « выросши, она заняла красоты у своей красавицы матери, а от сходства с отцом сохранила тот искренний задушевный смех, о котором А.С. Хомяков говорил, что смех Пушкина был также увлекателен, как его стихи». Мария Александровна прожила жизнь долгую и нелёгкую. Получила прекрасное образование. Выпускница одного из лучших российских женских институтов – Екатерининского. В декабре 1852 года была пожалована во фрейлины. Довольно поздно по тем временам, в 28-летнем возрасте, вышла замуж за офицера лейб-гвардии конного полка Леонида Николаевича Гартунга.

Венчание состоялось 6 апреля 1860 года. Жила вместе с мужем в его имении под Тулой. В Туле же и произошло знакомство Марии Александровны с Львом Николаевичем Толстым (дальним родственником поэта). Сохранилось немного свидетельств, что писатель придал своей героине Анне Карениной своеобразные черты Марии Пушкиной, её оригинальную красоту. Муж Марии, покончил жизнь самоубийством – застрелился в зале суда. Более замуж Мария не выходила. Детей у неё не было, и все свои силы и тепло она отдавала воспитанию племянников – детей брата Александра. Марии, единственной из всех детей Пушкина, довелось дожить до Октябрьской революции. Умерла Мария Александровна в голодной Москве 22 февраля/7марта 1919 года. Персональная пенсия, назначенная дочери Пушкина, так ей и не понадобилась. Непростительно долго тянулось принятие этого решения – и первая её пенсия пошла на её похороны. Похоронена Мария Александровна в городе, основанном её далёким предком, князем Юрием Долгоруким, в городе, ставшим родиной её великому отцу, - в Москве, на кладбище Донского монастыря. Там же в 1790 был погребён её прадед Лев Алексеевич Толстой. Любимец Пушкина, Сашка, старший сын его, родился 6 июля 1833 года в Петербурге. Мальчик был крещён 20 июля в Предтеченской церкви на Каменном острове, восприемниками стали Павел Воинович Нащокин и Екатерина Ивановна Загряжская. Александр вполне оправдал свою фамилию, избрав военную стезю, никогда «не баловался» стихотворчеством, впрочем, как и все дети Пушкина.

После смерти отца Александр и его младший брат Григорий по велению Николая 1 были записаны в пажи. Окончив трёхлетний курс учёбы в гимназии, Александр зачисляется в Пажеский корпус и по выпуску из него в 1851 году начинает свою службу в чине корнета в лейб-гвардии конном полку, командует которым его отчим генерал-адъютант Пётр Петрович Ланской. Ещё в Пажеском корпусе Александр Александрович Пушкин отличается среди товарищей своими способностями, безупречным поведением и считается «отличнейшим воспитанником». Служба началась для него также успешно: в 1853 году – он поручик, 1858-м – штаб-ротмистр, затем ротмистр и полковник. В 1870 году он становится командиром одного из прославленных и старейших российских полков – 13-го гусарского Нарвского. Вместе с государствами своего полка Александр Александрович стал участником многих героических сражений русско-турецкой войны г.г. В январе 1858 года 24-летний Александр Александрович Пушкин женился на Софье Александровне Ланской, дальней родственнице своего отчима. От этого счастливого союза произросла самая обширная ветвь потомков на пушкинском дереве. Один за другим появлялись в семье дети: первенец, дочь Наталья, - в августе 1859 года, дочь Софья – в июне 1860 года, дочь Мария – в июле 1862 года, сын Александр – в октябре 1863 года, дочь Ольга – в ноябре 1864 года, дочь Анна – в апреле 1866 года, сын Григорий – в сентябре 1868 года, сын Пётр – в июне 1870 года (умер во младенчестве), дочь Надежда – в ноябре 1871 году, дочь Вера – в декабре 1872 года, сын Сергей – в июне 1874 года.

Софья Александровна умерла рано, в апреле 1875 года, и спустя 8 лет овдовевший генерал женился вторично на Марии Александровне Павловой. В новом браке родились сын Николай – в апреле 1885 года и дочь Елена - в августе 1889 года. Сын поэта Александр Александрович скончался 19 июля 1914 года. Младший сын поэта Григорий появился на свет 14 мая 1835 года. По желанию отца мальчик был наречён в честь своего далёкого предка Григория Пушкина, - так поэт хотел почтить память родоначальника фамилии. Жизненные пути двух братьев поначалу удивительно схожи – учился Гриша в той же петербургской гимназии, что и старший брат, окончил тот же Пажеский корпус, как и Александр, по выпуску из него стал служить в лейб-гвардии конном полку под началом своего отчима. Шли годы – корнет Григорий стал подполковником. Служил в Министерстве внутренних дел, но недолго. Блестящая карьера офицера либо чиновника не влекла Григория Александровича. И в 1865 году он навсегда покинул чопорный Петербург и поселился в Михайловском, где так свежа ещё была память об отце, так живо всё напоминало о нём – старый дедовский дом, Михайловские рощи и нивы. Жизнь Григория Пушкина проходила в неустанных заботах по сохранению усадьбы, уходу за могилами прадедов, бабушки, отца – этих святых для сердца каждого русского мест. Но и дел общественных Григорий Александрович не чурался. Был почтенным мировым судьёй по Опочецкому уезду и присяжным заседателем Петербургского окружного суда.

Последние годы жизни младший сын поэта Григорий, продав дом в Михайловском, провёл в Литве в имении Маркучай, принадлежавший его жене Варваре Алексеевне Мельниковой. Умер Григорий Александрович в августе 1905 года и похоронен на маркучайском кладбище. Младшую дочь Пушкина – звали Наталья. О её рождении поэт сообщал Павлу Воиновичу Нащокину в письме от 27 мая 1836г. По – своему характеру и отчасти внешности Наталья Александровна очень походила на Пушкина. По мнению одного из современников, это яркая и оригинальная натура, личность незаурядная и по – своему талантливая, чувствовалось, что она – дочь великого Пушкина. В 1853 г. (не достигнув 17 лет) вышла замуж за подполковника М. Л. Дубельта. В 1868 г. После расторжения крайне неудачного первого брака Наталья Александровна вторично выходит замуж за принца Николая Насаусского, брак был морганатическим, и при венчании она получила титул графини Моренберг. От обоих браков имела шестеро детей. Умерла Наталья Александровна Пушкина – Моренберг в доме своей дочери графини С. Н. Торби.

Утверждаю: Директор МОУ «СОШ 3 г. Осы» ___________________Т.П. Даколова «________»_____________200__г. Положение о школьном музее-кабинете А. С. Пушкина МОУ «СОШ 3 г. Осы» 1. Школьный музей-кабинет А.С. Пушкина является тематическим собранием материалов о жизни и творчестве поэта. Настоящее положение разработано на основе локальных правовых актов школы, Устава школы. 2. Цели и задачи: Целью работы музея является приобщение учащихся к ценностям мировой и русской культуры. Задачи: Сформировать и усовершенствовать музейный фонд материалами о жизни и творчестве Пушкина. Организовать учебную, воспитательную, научно-исследовательскую деятельность по пушкинской тематике. Оказывать учителям филологам методическую помощь по проведению учебных занятий, мероприятий по Пушкиниане. 3. Основными направлениями и формами деятельности музея являются: Проведение уроков по творчеству Пушкина. Разработка экскурсионных маршрутов и проведение экскурсий. Организация вечеров, праздников, конкурсов, литературных игр по пушкинской тематике. Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности по пушкинской тематике. 4. Руководство работой музея-кабинета. Общее руководство и контроль за деятельностью музея-кабинета осуществляет администрация и директор школы. Оперативное управление музеем осуществляет актив музея под руководством заведующего кабинетом. Заведующий кабинетом назначается приказом директора школы. Заведующий кабинетом и актив музея осуществляют свою деятельность в соответствии с планом работы музея на год.

1. Даколова Татьяна Петровна – почетный работник общего образования, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Осы. В должности директора работает с 2000 года. Главный организатор музея. Ею проведено собрание заинтересованных лиц, спонсоров, способных профинансировать некоторые виды работ по созданию литературного музея. Она сумела доказать им необходимость и важность задуманного. За все время организации музея на ее плечи легли заботы по ремонту помещения, доставки оборудования и мебели, изыскание необходимых средств и работа со спонсорами.

2. Тимощенкова Галина Федоровна – заместитель директора школы по методической работе, преподаватель русского языка и литературы, Отличник народного просвещения. Разрабатывала эскизы стендов: «Александр Сергеевич – путешественник», «Лицейские годы». Подбирала тексты и репродукции к стендам. Ею осуществлялась связь с общественностью, велся учет дарителей, вырабатывалось положение о литературном музее А.С. Пушкина, подбирался аудио- видеоматериал по пушкинской тематике.

3. Дерюшева Елена Федоровна – преподаватель русского языка и литературы, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы, заведующая музеем. Ею разрабатывались стенды: «Я лиру посвятил народу своему», «Годы изгнания и творчества», подобраны тексты и иллюстрации. Под ее руководством группой родителей проводилось оформление кабинета. Ею составлен план работы литературного музея, разработаны сценарии вечеров и литературных часов, конкурсов и викторин по творчеству А.С. Пушкина.

4. Халилова Люция Бизяновна, заместитель директора школы по научной работе. Люция Бизяновна - активный участник реализации проекта «Пушкин – наше прошлое, настоящее и будущее». В ее функции входило: разработка эскизов стендов «Россия. Век 19», «Родословная», «Семья поэта», «Дуэль и гибель поэта», подбор иллюстраций и материалов по данным темам. Принимала активное участие в подготовке вечера по торжественному открытию музея.

5. Пирогова Ия Михайловна – ветеран осинской культуры, награждена знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». С 1991 по 2000 годы работала заведующей Осинским отделом культуры. Инициатор создания литературного музея А.С. Пушкина. Более 20 лет собирала коллекцию книг и материалов о поэте. Ею было проведено 10 выставок о поэте в библиотеках, музее, учреждениях культуры. Всего в коллекции около 600 единиц хранения. В 2006 году она безвозмездно передала всю свою коллекцию в школу 3, она и стала основным фондом литературного музея. Кроме этого И.М. Пирогова разрабатывала оформление интерьера кабинета, работала с рекламной фирмой «Северная корона» г.Пермь, в которой изготавливались все экспозиционные стенды.

Бакаева Галина Николаевна

Девяткина Маргарита Владимировна

План работы литературного музея А.С. Пушкина МОУ « СОШ 3 г. Осы» Цели и задачи работы: 1.Приобщение детей к творчеству А.С. Пушкина 2.Патриотическое воспитание юных граждан на основе духовного наследия, ценностей и традиций отечественной культуры. 3.Развитие предметных и содержательных связей между детьми, педагогами, деятелями культуры в процессе творческой деятельности. 4.Поиск новых форм во внеурочной работе с детьми. 5.Оказание методической и практической помощи учителям - филологам района. Направления работы: 1. Учебная деятельность Проведение уроков по творчеству Пушкина 5 кл. – Сказочный мир А.С. Пушкина 6 кл. – Поэтический мир Пушкина 7 кл. – А.С. Пушкин – прозаик 8 кл. – «Дела давно минувших лет». Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина 9 кл. – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Значение творчества А.С. Пушкина в русской культуре кл. – Влияние творчества А.С. Пушкина на развитие русской литературы. 2. Внеклассная работа Создание группы учащихся-экскурсоводов. Разработка экскурсионных маршрутов с последующей апробацией. Проведение экскурсий. Разработка электронных версий экскурсионных маршрутов. Проведение праздников, вечеров. 19 октября – День открытия Лицея День памяти поэта День рождения поэта Проведение интеллектуальных игр по творчеству Пушкина. Организация и проведение конкурсов, викторин по пушкинской тематике. Выпуск газет к памятным и юбилейным датам.

3. НОУ Примерная тематика работ: «Друзья мои, прекрасен наш союз». Лицейские друзья поэта. Сказочный мир А.С. Пушкина. Тема дружбы и лицейского братства в творчестве Пушкина Поэты серебряного века о Пушкине Родословная Пушкиных «Подруга дней моих суровых» На пути к «Капитанской дочке» Пушкин и народная культура Женщины в жизни Пушкина «Моя Мадонна» Времена года в творчестве Пушкина Пушкин в творчестве поэтов Пермского края Семья поэта Пушкин и другие виды искусства Пушкин и живопись Пушкин и кино Пушкин и музыка Детские годы Пушкина 4. Методическая работа. Проведение семинарских занятий Создание банка методических разработок.

Программа дополнительного образования «Пушкин – наше прошлое, настоящее и будущее» Дерюшева Е.Ф. Тимощенкова Г.Ф. Васенина Т.И. Глухих Е.А. 2006г.

Пояснительная записка Данная программа представляет собой программу дополнительного образования детского объединения «Школьный музей-кабинет А.С. Пушкина» Школьный музей-кабинет А.С. Пушкина включает в себя тематическое собрание материалов о жизни и творчестве поэта. Целью работы музея является приобщение учащихся к ценностям мировой и русской культуры, патриотическое воспитание юных граждан на основе духовного наследия, ценностей и традиций отечественной культуры, а также развитие предметных и содержательных связей между детьми, педагогами, деятелями культуры в процессе творческой деятельности. Реализация целей программы возможна при достижении следующих задач: сформировать и усовершенствовать музейный фонд материалами о жизни и творчестве Пушкина; организовать учебную, воспитательную, деятельность по пушкинской тематике. Основными направлениями и формами деятельности музея являются: проведение занятий по творчеству Пушкина; разработка экскурсионных маршрутов и проведение экскурсий; организация вечеров, праздников, конкурсов, литературных игр по пушкинской тематике; Программа ориентирована на учащихся общеобразовательной школы в возрасте от 10 до 17 лет. Программа рассчитана на 576 часов в год. По окончании реализации программы ожидаются следующие результаты: учащиеся познакомятся с биографией и творчеством Пушкина; у учащихся будут сформированы навыки экскурсоводческой деятельности; у учащихся будут сформированы навыки организации и проведения праздников, конкурсов, игр и т.п. Оценка эффективности деятельности клуба осуществляется через: наблюдение за саморазвитием личности участников прогаммы; анкетирование детей; результаты участия школьников в конкурсах.

Учебно-тематический план

«Под голубыми небесами….» Зима в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Шестаков Дмитрий …..Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы…. «Евгений Онегин». Весь декабрь и январь этого года я мечтал о настоящей зиме. Погода была ужасная: дождь, слякоть, гололед, темные тучи на небе. Так хотелось прокатиться со снежной горки, пробежаться по зимнему лесу, подышать морозным воздухом. Ведь я так люблю зиму! Я так удивился, узнав на уроках литературы о том, что великий русский поэт А.С.Пушкин тоже, по- своему, любил зиму. А мама говорила мне, что любимым временем года Пушкина была осень. Я так обрадовался тому, что Пушкин, как и я, любил зиму и начал читать его стихи совсем по- другому: внимательно и вдумчиво. Я нашел много «зимних» стихотворений у поэта, удивился их красоте, яркости.

Я даже нашел у мамы и прочитал, пока не весь, старый сборник стихов А.С.Пушкина 1978 года, который ей подарили за хорошую учебу. Оказывается, что у мамы в «зимних» стихотворениях сделаны пометки, которые она делала, когда читала стихи и готовилась к урокам литературы. Мама рассказывала мне, что когда она поступала в институт, то писала сочинение по творчеству А.С.Пушкина и тема сочинения была связана с «зимними» стихами поэта. А когда Татьяна Ивановна сказала о том, что в школе объявляется конкурс по творчеству Пушкина, я решил в нем поучаствовать. И вот что у меня получилось. Когда я начал читать стихи поэта о зиме, то увидел в зимний Петербург и Москву, занесенную снегом русскую деревню, бесконечную зимнюю дорогу, злую беспощадную бурю….. ….Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит. То как путник запоздалый, К нам в окошко застучит…. «Зимний вечер» 1825год. Увидел я и картину светлого зимнего утра: Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами Великолепными коврами. Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. «Зимнее утро» 1829 год.

Мама рассказывала мне о том, что почти все важные события в жизни Пушкина происходили зимой. В декабре 1821 года в Кишиневе поэт дрался на дуэли с полковником Старовым. В декабре 1825 года он чуть не уехал в Петербург, а там было в это время восстание декабристов. Если бы Пушкин был в Петербурге, то тоже бы вышел на Сенатскую площадь и принял участие в восстании. А в декабре 1825 года в Москве он впервые увидел свою будущую жену Натали Гончарову. В феврале 1831 года была его свадьба. И дуэль с Дантесом тоже была зимой, в январе 1837 года. Я заметил, что у юного Пушкина нет стихов, воспевающих зиму. Почему-то ни Петербург, ни Кишинев, ни Одесса, а в этих городах жил поэт, не вдохновили его на описание зимы. Оказывается, первые пушкинские стихи о русской зиме родились, когда поэт был в Михайловской ссылке. Вот какие строчки из письма поэта об этом я прочитал: «Я один одинешенек: живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни. Стихи не лезут» год Но все же вдохновение приходило, потому что помогали, мне кажется, природа и люди Михайловского. Именно в Михайловском Пушкин написал третью, четвертую, пятую и шестую главы «Евгения Онегина». Вот какие строки помогла найти мне мама: …Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк; Его почуя, конь дорожный Храпит – и путник осторожный Несется в гору во весь дух;… «Евгений Онегин»

Какие удивительные стихи! Но, наверное, Пушкину приходилось много раз изменять их, переделывать их, чтобы мы читали их и открывали что-то новое для своей души даже в XXI веке! А пока снова зима в Михайловском на страницах «Евгения Онегина» так похожая на нашу уральскую зиму 2006 года. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал толь в январе На треть в ночь… Сразу представляю себе полутемную, освещенную только светом свечи, комнату. За окном метель, вьюга, лунный свет. За столом сидит Александр Сергеевич и пишет: «Зима. Что делать нам в деревне? …Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня;…» 1829 год А морозным днем 27 января 1837 года Пушкин ехал не только на свой последний поединок с Дантесом, он «ехал в бессмертие».

Характеристика литературного музея А.С. Пушкина. Площадь музея 72 кв.м. Это учебный кабинет в школе, где собран значительный литературный и иллюстративный материал о великом русском поэте. Почему литературный музей разместился в школе? Многие задавали этот вопрос. Почему не в учреждении культуры или краеведческом музее? Потому, что здесь сочетаются две составляющие становления личности: воспитательно-культурная и образовательная. В школе около 1000 учащихся, целый детский городок, в котором каждый уголок, кабинеты должны нести свою функциональную нагрузку в культурном и образовательном процессе. 1 стенд 120*100 «Россия. Век 19» - характеристика эпохи, в которой жил А.С. Пушкин. 2 стенд 120*100 «Родословная Пушкиных». 3 стенд 120*100 «Лицейские годы». ( гг.) 4 стенд 150*120 «Годы изгнания и творчества» ( гг.) 5 стенд 120*100 «Я лиру посвятил народу своему» ( гг) 6 стенд 150*120 « Александр Сергеевич – путешественник» прослеживает связь поэта с нашим городом. 7 стенд 150*120 «Семья поэта. Дуэль и гибель поэта» К экспозиции подобрано более 100 единиц иллюстративных материалов.

Экспозиция настольная «Воспетые поэтом»: книги, портреты женщин, воспетых поэтом; воспроизведен уголок салона 19 века и уголок деревни. Экспозиция «Миниатюрная Пушкиниана»: произведения поэта в миниатюрном издании, произведения о поэте. Экспозиция «Творчество А.С. Пушкина»: собрание книг «Венок поэту» (книги о поэте). Всего 200 экз. Кроме этого подборки материалов о поэте, его друзьях, эпохе. В 12 папках. «Родословная поэта» «Лицейские годы» «Театр пушкинской поры» «Круг друзей и современников поэта» «Воспетые Пушкиным» «Семья поэта» «Портреты А.С. Пушкина» «Пушкинские места» «Рисунки и черновики поэта» «Репродукции с картин об А.С. Пушкине» «Дуэльное дело» «И это все о нем» - публикации из журналов, газет о поэте, его семье, творчестве.