Практико-теоретический семинар Николаева Е.Л., зам. директора по УВР МОУ Рождественская СОШ Декабрь,2008 г. Системный подход к управлению качеством образования
Задачей работы семинара является проблемно – ориентированный подход к оценке качества образования, сложившейся в школе с позиции современных требований Определение системы управления качеством образования на разных уровнях (проект модели научно-практической конференции – март 2009 г.)
План занятия 1. Качество образования и управление качеством образования– подходы к определению Составляющие качества образования Направления развития ОСОКО Оценка индивидуальных учебных достижений обучающихся Выявленные проблемы Уровни оценки качества и основные компоненты Сложившаяся модель оценки качества образования в школе
Цель и результат деятельности школы: Обеспечение доступного качественного образования обучающихся, выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно-богатой, физически здоровой личности, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям современной жизни. Решение данной цели реализуется через следующие направления: Модернизация содержательной и технологических сторон образовательного процесса; Сохранение здоровья обучающихся; Совершенствование системы преемственности между разными ступенями обучения; Кадровое обеспечение в условиях высокой информатизации образовательной среды (гибкая модель учителя – профессионала); Совершенствование воспитательной системы школы.
Мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности школы в целях развития личности ученика и учителя
*Качество образования = Условия обучения + Процесс обучения + Результаты обучения
Исходя из разработанной модели качества образования наших учащихся, мы для себя определили три ведущих критерия качества образования. Критерии условий Критерии процесса Критерии результата Критерии условий качества образования: 1. Кадры. 2. Материально-техническая база. 3. Учебно- и программно-методическое обеспечение. 4. Безопасность образовательного процесса. 5. Организация инновационной деятельности 6. Управление 7. Методическая работа
Критерии процесса качества образования 1.Организация процесса 2.Содержание процесса 3. Медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса (с опорой на диагностику уровня здоровья, развития детей).
Основу организации процесса качества образования составляют: 1. Реализация Программы развития и образовательной программы 2.Соблюдение правил приема граждан в образовательные учреждения. 3.Реализация различных форм (очной, экстернат) получения общего образования с учетом потребностей и возможностей обучающихся 4.Процент детей, получающих дополнительное образование – до 60%. 5.В школе осуществляется дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учетом интересов, потребностей обучающихся (предпрофильная подготовка, профильное обучение,обучение по ИУП, наличие в учебном плане часов на реализацию компонента образовательного учреждения - элективные курсы(3,4,7,9,10,11 классы), организация групп продленного дня). 6.Удельный вес учебных предметов от общего их числа с применением информационно-коммуникационных технологий составляет – 18%
Содержание процесса качества образования: Во-первых, это соответствие учебных планов, образовательных программ учреждений образования ГОС ООО (федеральный и региональный компонент), их типу и виду. Во-вторых, соответствие структуры и содержания учебных планов ОУ базисным учебным планам Тверской области В-третьих, преемственность учебных программ, учебников, педагогических технологий на всех ступенях обучения. Соответствие программного, учебно-методического обеспечения реализуемым учебным планам. Наблюдается рост количества педагогов, организующих проектно - исследовательскую деятельность учащихся.
Создается комфортный психологический климат в школе, позитивное отношение к ребенку со стороны учителей и одноклассников: преобладает доброжелательность в отношениях, взаимное расположение и взаимопонимание.
Критерии качества результата 1.Показатели качества образования на выходе системы 2.Показатели качества образования внутри системы
Схема участия в ЕГЭ Тверской области в 2008 году увеличение до исчерпывающего перечня сдаваемых предметов (13) с введением обязательного экзамена по русскому языку; расширение категорий участников ЕГЭ; единый муниципальный экзамен (обязательный - по русскому языку, остальные - по выбору)
. Показатели качества образования на выходе системы. Академические показатели качества образования Выполнение требований государственных образовательных стандартов. Качество знаний по математике и русскому языку выпускников основной школы. I. Показатели качества образования на выходе системы Выполнение требований государственных образовательных стандартов.
100% выпускников, владеют базовой ИКТ- компетентностью Школа имеет положительную за три года динамику результатов обучения (качество знаний): 2005 – 46%, 2006 – 53%, 2007 – 54,5%. Академические достижения: Ученики школы – постоянные участники предметных олимпиад, в том числе –победители и призеры муниципального уровня. Прослеживается позитивная тенденция творческих достижений учащихся в спортивных соревнованиях, конкурсах муниципального, регионального уровней. Создан и работает школьный сайт. Особое внимание уделяется социализации учащихся. Формируется готовность школьников к продолжению образования после окончания школы. Последние три года от % учащихся продолжают обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального обучения.
II. Показатели качества образования внутри системы. Отсев учащихся до 15 лет - не имеется. Доля второгодников, не имеется. Удельный вес выпускников 11-х классов ОУ, не получивших аттестат об образовании, не имеется. Удельный вес учащихся 10-х и 11-х классов, отчисленных до получения среднего (полного) общего образования, не имеется в течение 2- х лет. Доля выпускников 9-х классов школы, продолживших образование в 10 классе (21)
III. Показатели качества образования субъективного характера (учет мнений потребителей, данные социально-педагогического мониторинга) 1. Удовлетворенность качеством образования: учителей; родителей; учащихся Работа по этому показателю постоянно должна вестись, отслеживаться мониторинг данных,на сколько удовлетворяет школа образовательные запросы социума, а для себя вырабатываем приоритетные направления работы. Следовательно, инновационная деятельность школы, использование современных образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных, позитивно влияет на успешность образовательного процесса, способствует личностному развитию школьников. В целом, качество образования - это и есть степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач.
Под управлением качеством образования понимают целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный процесс взаимодействия всех систем по достижению качества ожидаемого результата Т.И.Шамова Управление качеством образования – организованное достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели(результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика, т.е. речь идет всегда о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах. М.М.Поташник
Особенности управления качеством – открытость системы Открытость - зависимость результатов от факторов, на которые мы не можем влиять A.Результаты обучения зависят от: a.Социальной среды, родителей (образование, социальный статус), b.Информационно-культурной среды c.Образовательной среды B.Ресурсы зависят от социально-экономических факторов a.Уровень экономического развития территории b.Уровень урбанизации и др.
Направления развития ОСОКО * оценка качества и эффективности действующих образовательных программ и УМК; оценка качества работы ОУ в процессе лицензирования и аккредитации; оценка качества работы учителей (формирование портфолио педагога и проведение обследований в процессе аттестации педкадров); оценка учебных достижений учащихся на всех этапах обучения (формирование портфолио учащегося и проведение обследований стандартизированного внешнего характера).
Система индикаторов для управления качеством образования Для управления качеством образования необходимо иметь количественную характеристику (мониторинг): A.Качества образования – оценка результатов B.Ресурсов системы образования – управляющее воздействие C.Условий функционирования системы образования – прогноз, корректные сравнения, выбор стратегии
Оценка индивидуальных учебных достижений учащихся Оценка качества индивидуальных достижений обучающихся. В системе общего образования: - завершение работы по созданию и нормативному закреплению условий проведения ЕГЭ в штатном режиме; - внедрение практики проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов независимыми муниципальными комиссиями; - дальнейшее развитие системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся 1 –8, 10-х классов на основе применения компетентностно ориентированных контрольно-измерительных материалов. Важными направлениями ОСОКО является также: - разработка научно-методического аппарата самооценивания учащимися своих достижений, а также научно-методического аппарата самооценки педагогических кадров и руководителей ОУ; - разработка организационно-методического инструментария, позволяющего фиксировать и оценивать внеучебную активность учащихся (портфолио).
*Выявленные в ходе исследований проблемы: учащиеся способны решать задачи по аналогии и выполнять задания, требующие опоры на точное воспроизведение полученных знаний; ниже среднего уровня показатели школьников в области решения нестандартных задач, с измененными условиями; слабые результаты показаны при выполнении заданий на понимание текста, умение работать с информацией; хуже всего справляются школьники с заданиями, ориентированными на применение знаний в практических ситуациях, оперирование полученными знаниями.
*4 уровня оценки индивидуальный уровень (оценка учебных достижений учащихся, динамики показателей их здоровья); уровень общеобразовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей); муниципальный уровень (качество обеспечения условий для развития образовательных учреждений); региональный уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных систем).
*3 основных компонента система сбора первичных данных; система анализа и оценки качества образования; система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
Актуальность проблемы качества образования наглядно подтверждает анализ основных показателей в динамике Учебный год 1-я ступень 2-я ступень 3- я ступень Итого по школе Успеваемость/ качество в % 2005/ / /
Успешность обучения………. Диагностическая карта ученика Изучая результативность обучения с одной «3», нами установлена, что учителя недостаточно внимания уделяют реализации принципов личностно – ориентированного подхода. предмет ы Русский язык литерату ра математи ка т.д. Средний балл
Результаты итоговой аттестации выпускников.. 9 кл. 11 кл. 2004/052005/062006/072007/082004/ / / /08 Сдали экзамены на «4», «5»,% Подтвердили годовую оценку на экзамене, % Сдали ниже годовой, чел
Результаты ЕГЭ в 2007/08 учебном году предмет учитель Сдали на:Ср.ба лл Ср.тестовый балл 5432школарайон обществознание Т рофимов В.В история Комарова В.Н физика Николаев М.А биология Бугаева Н.А Русский язык Ильина В.В Математика Слизкова М.А
РЕЗУЛЬТАТЫ экзаменов на итоговой аттестации по профильным дисциплинам в 11 классе в 2007/08 уч. году предмет учительКол-во часов Всего сдавали Форма экзамена Сдали на% на «4 и 5» Ср. балл 5432 Физико – математический профиль(всего – 4 чел.) Алгебра и начала анализа Слизкова М.А. 64ЕГЭ ИнформатикаСлизкова М.А. 43Традиц.- реферат ФизикаНиколаев М.А. 52ЕГЭ Социально – гуманитарный профиль(всего 6 чел.) Русский языкИльина В.В.36ЕГЭ ЛитератураИльина В.В.53Традиц. реферат Обществознание Право Трофимов В.В. 55ЕГЭ История РоссииКомарова В.Н. 41ЕГЭ
Итоговая аттестация выпускников в форме и по материалам ЕГЭ Предмет /08 Математика учитель сдавали средний балл средний балл в районе Слизков а М. А. 30 2,8 3,2 Комарова Е.В. 31 2,4 2,9 Якунина Л.Б. 5 3,0 Слизкова М.А Физика учитель сдавали средний балл средний балл в районе -Николаев М.А ,4 -Николаев м.А Обществознание учитель сдавали средний балл средний балл в районе -Трофимов В.В ,7 -Трофимов В.В Русский язык учитель сдавали средний балл средний балл в районе -Соколкова Т.И. 64 % 11 3,7 3,5 Горлова Е.В. (Соколкова Т.И.) 54% 11 3,4 3,6 Ильина В.В. 57%
Результаты итоговой аттестации Результаты экзамена по русскому языку в 9 классе в новой форме, 2008 г. учитель Сдали на:Ср.баллСр.тестовый балл школаобласть Попова Е.В
Участие школьников во Всероссийской олимпиаде школьников. Учебный год Районный этапРегиональный этап количество участниковпобедителейучастниковпобедителей /
Поступление в ВУЗы и Сузы. Учебный год ВУЗыССУЗы Всего, %по результатам ЕГЭ, % Всего, %по результатам ЕГЭ, %
*Ежегодный мониторинг Сформированности ключевых компетентностей и социальной толерантности у учащихся 11 классов, Образовательных достижений по русскому языку у обучающихся 9 классов; Двухразовое в течение года обследование учебных достижений по русскому языку обучающихся 4 классов.
Система управления качеством образования на разных уровнях Директор, зам.директора УчительКл. руководитель УченикРодитель 1.Создание условий повышения качества образования для обучающихся и педагогов 2.Определение методик,форм.кри териев,показателе й и процедур оценки результативности образовательного процесса. 3.Обеспечение эффективного социального партнерства 4.Создание единой информационной системы 1.Обеспечение условий развития личности обучающегося по показателям: Обученность Уровень сформированност и ОУУН Личностный рост 2.Проведение оценки результативности образовательного процесса (мониторинг) 3.Обработка результатов учебного процесса по предмету 1.Оформление индивидуальн ой карты результативно сти учебного труда обучающихся 2.Обеспечение взаимодейств ия учителей- предметников, учащихся и родителей по проведению мониторинга результатов учебного труда кл.коллектив а 1.Стремление к самопознанию,с амовоспитанию, саморазвитию,с амореализации и самопрезентаци и. 2.Овладение клбчевыми компетентностя ми и культурой умственного труда. 3.Накопление достижений и формирование портфолио 1.Создание условий в семье,обеспечив ающих физическое, нравственное и интеллектуальн ое развитие личности ребенка. 2.Участие в соуправлении школой.