Исследование мотивации учащихся на основе интеграции предметов гуманитарного цикла База эксперимента – База эксперимента –МОУ СОШ 14.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моделирование аксиологических приоритетов на основе интеграции предметов гуманитарного цикла База эксперимента – МОУ «Гимназия» г.Моршанска МОУ «Гимназия»
Advertisements

Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Опыт внедрения в работу методического объединения инновационной программы «Культурологическое образование»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Реализация ФГОС в завершенной предметной линии учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) для 2–4 классов общеобразовательных.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Ерёменко Ирина Юрьевна преподаватель методики преподавания музыки ВКК ГБОУ СПО НСО «Татарское педагогическое училище»
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
Транксрипт:

Исследование мотивации учащихся на основе интеграции предметов гуманитарного цикла База эксперимента – База эксперимента –МОУ СОШ 14

Т. Кузовлева Т. Кузовлева Твори добро нет большей радости – нет большей радости – И жизнью жертвуй, и спеши. И жизнью жертвуй, и спеши. Не ради славы или радости, Не ради славы или радости, А по велению души. А по велению души.

Участники эксперимента И.В.Глыбина– учитель литературы И.В.Глыбина– учитель литературы Л.А.Киселева– учитель английского языка Л.А.Киселева– учитель английского языка О.А.Андрюк– учитель истории О.А.Андрюк– учитель истории Н.Ф.Будина - психолог Н.Ф.Будина - психолог

Основные теоретические положения эксперимента Цель исследования – внедрение интеграционных технологий в преподавание предметов гуманитарного цикла Цель исследования – внедрение интеграционных технологий в преподавание предметов гуманитарного цикла Объект исследования –мотивационная составляющая учебно-воспитательного процесса в основной и старшей школе Объект исследования –мотивационная составляющая учебно-воспитательного процесса в основной и старшей школе Предмет исследования – интеграционные технологии, позволяющие моделировать теоретическую и практическую составляющие обучения на ступени основной и средней школы Предмет исследования – интеграционные технологии, позволяющие моделировать теоретическую и практическую составляющие обучения на ступени основной и средней школы

Гипотеза исследования Формирование ценностных ориентаций и познавательного интереса возможно на основе внедрения интеграционных технологий в преподавание предметов гуманитарного цикла Формирование ценностных ориентаций и познавательного интереса возможно на основе внедрения интеграционных технологий в преподавание предметов гуманитарного цикла Ожидаемый результат сформированность целостной культурологической системы как основы для самоактуализации личности Ожидаемый результат сформированность целостной культурологической системы как основы для самоактуализации личности

Психолого-педагогическое обоснование применения интеграционной технологии в работе с учащимися 6 класса Предмировоззренческий период Предмировоззренческий период Период деятельности, общения, конструктивного поведения Период деятельности, общения, конструктивного поведения Начало формирования способности к идентификации себя в окружающем мире Начало формирования способности к идентификации себя в окружающем мире Руководство в поведении сознательными, социально- нормативными целями и правилами Руководство в поведении сознательными, социально- нормативными целями и правилами Усвоение социальных норм поведения Усвоение социальных норм поведения

Система методов исследования Метод критического анализа литературы Метод критического анализа литературы Проектный метод Проектный метод Метод моделирования Метод моделирования Статистический метод Статистический метод Социометрический Социометрический Педагогический эксперимент: Педагогический эксперимент: уточняющий уточняющий формирующий формирующий контролирующий контролирующий

Модель формирования мотивации учащихся 6 классов Ценностныеориентации Параметры личности ученика 1. Познавательно- когнитивный аспект Восприятие познания как ценности 2. Духовно- нравственный аспект Гармоническое взаимодействие общечеловеческих и личностных ценностей 3. Креативный аспект Творческое освоение образовательного пространства

Целесообразность интеграции Интеграция предметов гуманитарного цикла Формирование у учащихся мотивации к учению в процессе восприятия целостной картины мира Самоактуализация личности в современном коммуникативном пространстве

Система интеграционных форм работы предметная внеурочная внеклассная интеграция работа работа интеграция работа работа

Предметная интеграция История ЛитератураРусский Английский язык язык

Тематика гуманитарных интеграционных модулей /6 класс/ Тема Предмет интеграции Духовная культура народа Произведения фольклора, народных промыслов Детство человечества Мифы народов мира, христианские праздники Радость общения Этика и психология общения подростков Познай свой край Исторические документы, художественные произведения Прикамья Что значит быть Человеком Художественно- исторический опыт предыдущих поколений

Программа интегрированного курса «Аутентичное речевое поведение учащихся на уроках английского и русского языков в 5-6 классах» Цель работы на уроках английского языка: развитие аутентичного речевого поведения учащихся 5-6 классов. Цель работы на уроках английского языка: развитие аутентичного речевого поведения учащихся 5-6 классов. Цель уроков русского языка по развитию речи: сравнение речевых способов реагирования человека на окружающий мир, проявляющихся в русских и английских этикетных формах. Цель уроков русского языка по развитию речи: сравнение речевых способов реагирования человека на окружающий мир, проявляющихся в русских и английских этикетных формах.

Межпредметный интегрированный курс (английский язык и русский язык) Цель и задачи: приобщить учащихся к культуре межязыкового общения; приобщить учащихся к культуре межязыкового общения; способствовать формированию целостного представления о развитии мировой культуры общения; способствовать формированию целостного представления о развитии мировой культуры общения; формировать культурологическую компетенцию; формировать культурологическую компетенцию; побуждать интерес к окружающему миру; побуждать интерес к окружающему миру; способствовать закреплению форм вежливости в процессе общения детей между собой. способствовать закреплению форм вежливости в процессе общения детей между собой.

Проектная деятельность по русскому языку в 6 классах (внеурочная деятельность) «Мой иностранный друг» - деловая игра: Приглашение иностранного друга в Россию для языкового обмена Приглашение иностранного друга в Россию для языкового обмена Биография друга (легенда) Биография друга (легенда) Знакомство друга со своим домом, с традициями семьи Знакомство друга со своим домом, с традициями семьи Культурная и досуговая программа встречи друга на губахинской земле Культурная и досуговая программа встречи друга на губахинской земле Поздравительные письма другу Поздравительные письма другу Путешествие по городам России Путешествие по городам России Знакомство иностранного друга с шедеврами отечественной музыки, живописи, литературы, театра и кино Знакомство иностранного друга с шедеврами отечественной музыки, живописи, литературы, театра и кино

Цель проекта - сформировать у шестиклассников представление о модальности в двух языках. - сформировать у шестиклассников представление о модальности в двух языках. Задачи: Задачи: Рассмотреть понятие «модальность» в английском и русском языках; Рассмотреть понятие «модальность» в английском и русском языках; Организовать деловую игру «Встреча иностранного гостя» Организовать деловую игру «Встреча иностранного гостя» Создать « Дневник встречи иностранного гостя» в форме презентации Создать « Дневник встречи иностранного гостя» в форме презентации Вопросы проекта: Вопросы проекта: –Как применить модальность в английском языке? –Как использовать модальность в русском языке? –Как систематизировать употребление этикетных форм в двух языках? Оборудование: Интернет-ресурсы, ПК, Интерактивная доска, WEB- камера Оборудование: Интернет-ресурсы, ПК, Интерактивная доска, WEB- камера

Паспорт проекта Авторы проекта Л.А.Киселева, И.В.Глыбина Авторы проекта Л.А.Киселева, И.В.Глыбина Руководители: Л.А.Киселева, И.В.Глыбина Руководители: Л.А.Киселева, И.В.Глыбина Консультанты: Н. И. Букаранова, А.А.Прокопьева Консультанты: Н. И. Букаранова, А.А.Прокопьева Учебный курс - Английский язык, Русский язык Учебный курс - Английский язык, Русский язык Учебные дисциплины, близкие к теме проекта - Культура устной и письменной речи, этика, психология Учебные дисциплины, близкие к теме проекта - Культура устной и письменной речи, этика, психология Участники проекта – 6 а, 6б классы Участники проекта – 6 а, 6б классы Возраст учащихся лет Возраст учащихся лет Состав проектных групп – 3-4 человека Состав проектных групп – 3-4 человека Тип проекта – ролевой (создание виртуального контакта с иностранным другом); Тип проекта – ролевой (создание виртуального контакта с иностранным другом); групповой ( навыки сотрудничества, есть ситуативные лидеры) групповой ( навыки сотрудничества, есть ситуативные лидеры)

Направления в работе по развитию речи Овладение нормами литературного языка Овладение нормами литературного языка Обогащение речи, словарного запаса Обогащение речи, словарного запаса Обучение различным видам речевой деятельности: Обучение различным видам речевой деятельности: 1. слушанию, т.е. глобальному, детальному, критическому восприятию информации; 1. слушанию, т.е. глобальному, детальному, критическому восприятию информации; 2. чтению изучающему, ознакомительному, просмотровому; 3. созданию собственных высказываний в форме письма, экскурсии, поздравления, слайд-шоу и т.п.

Контроль процесса формирования мотивационных процессов 1. Выявление базового уровня познавательных, духовно- нравственных, креативных интересов шестиклассников 2. Изучение личностных отношений в процессе интеграции 3. Изучение продуктов деятельности учащихся 4. Регистрация промежуточных данных и результатов

Диагностика формирования аутентичного поведения шестиклассников Изучение учебной мотивации Изучение нравственной самооценки Изучение отношения К творчеству

Изучение восприятия шестиклассниками учебной деятельности в ряду других занятий Любимые занятия В начале года В конце года 1 Смотреть телевизор Создавать презентации Читать книги Ходить в школу Играть с друзьями Участвовать в проекте Работать на уроке Переписываться по телефону Играть в компьютерные игры 1819

Восприятие шестиклассниками учебной деятельности в ряду других занятий более ответственный подход к выбору преимущественного вида деятельности более ответственный подход к выбору преимущественного вида деятельности школа и учебная работа стали восприниматься как осознанная необходимость школа и учебная работа стали восприниматься как осознанная необходимость в качестве любимых занятий - деятельность, связанная с досугом в качестве любимых занятий - деятельность, связанная с досугом

Изучение учебной мотивации Самосовершенствование 23 Самосовершенствование 23 Мотивы ответственности 21 Мотивы ответственности 21 Мотивация содержанием 17 Мотивация содержанием 17 Избежание неприятностей 16 Избежание неприятностей 16 Мотивы благополучия 14 Мотивы благополучия 14 Мотивы престижности 9 Мотивы престижности 9 Мотивация процессом учения 27 Мотивация процессом учения 27

Диагностика нравственной самооценки 1. Я часто бываю добрым со сверстниками 2. Мне важно помочь однокласснику 3. Можно быть несдержанным со взрослыми 4. Можно нагрубить неприятному человеку 5. Вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей 6. Если кого-то дразнят, я его тоже дразню 7. Мне приятно делать людям радость 8. Нужно прощать людям их плохие поступки 9. Важно уметь понимать других людей

Диагностика уровня познавательного отношения ребенка к учению Уровеньмотивации Начало года Конец года Высокий38 Средний3735 Низкий31

Изучение отношения к творческой деятельности Творчество – путь к самореализации Через творчество к познанию Знания – основа для творчества Творчество – средство коммуникации Творчество – путь узнать себя

Изучение отношения к творческой деятельности Потребность в дополнительных сведениях 9 16 Необходимость позитива Роль учителя 6 16

Организация исследования интеграционного процесса по истории России и литературе в 11а классе При интеграции гуманитарных предметов ведущими, сквозными идеями и концепциями являются философские, религиозные, социально-политические, нравственно-эстетические, связанные с жизненными ценностями, идеалами, смыслом жизни, представлениями о мире и смысле человеческого существования, как в синхронном, так и в диахронном времени. При интеграции гуманитарных предметов ведущими, сквозными идеями и концепциями являются философские, религиозные, социально-политические, нравственно-эстетические, связанные с жизненными ценностями, идеалами, смыслом жизни, представлениями о мире и смысле человеческого существования, как в синхронном, так и в диахронном времени.

Планирование интегрированных уроков Цели: Цели: 1. Обучающая цель раскрыть художественное пространство и время в произведении, его идейное содержание, осмыслить философско-нравственную проблематику произведения. 1. Обучающая цель раскрыть художественное пространство и время в произведении, его идейное содержание, осмыслить философско-нравственную проблематику произведения. 2. Развивающая развивать творческие способности школьников (синтез, анализ, объективное восприятие действительности, логика). 2. Развивающая развивать творческие способности школьников (синтез, анализ, объективное восприятие действительности, логика). 3. Воспитывающая формировать нравственную позицию, гражданскую ответственность, способствовать развитию интереса школьников к культурному и историческому наследию. 3. Воспитывающая формировать нравственную позицию, гражданскую ответственность, способствовать развитию интереса школьников к культурному и историческому наследию. Задачи: Задачи: 1. Развитие аналитических способностей у подростков. 1. Развитие аналитических способностей у подростков. 2. Активизация мыслительных процессов в ходе анализа произведения. 2. Активизация мыслительных процессов в ходе анализа произведения. 3. Создание понятных, четких алгоритмов сравнительного анализа исторических документов и литературной интерпретации. 3. Создание понятных, четких алгоритмов сравнительного анализа исторических документов и литературной интерпретации.

Система занятий в 11а классе (содержание) Историческ ий материал Литературн ый материал ТематикаПроблемат ика Интеграция Гражданская война И.БабельЖестокость гражданской войны Кто прав?Анализ и синтез Индустриали зация и коллективиза ция Е.Замятин А.Платонов Личность и история Уничтожение крестьянског о и семейного укладов жизни Освоение жанра антиутопии ВОВВ.Кондратьев В.Некрасов Горькая правда о войне Кто победитель? Сопоставлен ие факта и вымысла

Направления в работе по формированию учебных компетенций в процессе интеграции История (дифференцированная часть) Ориентация на работу с исторической информацией. Ориентация на работу с исторической информацией. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации. Различение в исторической информации фактов и мнений, исторических описаний и исторических объяснений. Различение в исторической информации фактов и мнений, исторических описаний и исторических объяснений. Критический анализ полученной историко-социальной информации. Критический анализ полученной историко-социальной информации. Закрепление навыков исследовательской работы в следующих формах: Закрепление навыков исследовательской работы в следующих формах: –комплексного поиска исторической информации в источниках разного типа –, осуществления внешней и внутренней критики источника, – классификации исторических источников по типу информации, – систематизации разнообразной исторической информации на основе собственных представлений учащихся об общих закономерностях всемирно-исторического процесса.

Литература (дифференцированная часть) Литературные темы представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь литературы и истории, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся следующие навыки: Литературные темы представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь литературы и истории, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся следующие навыки: –представление о разных способах изображения в литературе человека и мира, – расширение знаний о тенденциях развития литературы XX века. –овладение приемами анализа различных видов информации.

Интегративная часть Моделирование многообразных форм мышления школьников и инициация как формально-логических операций, так и образно – ассоциативного и критического мышления. Моделирование многообразных форм мышления школьников и инициация как формально-логических операций, так и образно – ассоциативного и критического мышления. Разнообразие методов, вследствие эффекта новизны, активизирующих познавательную деятельность обучаемых (самостоятельно созданные сводные таблицы, сравнительные тексты – обобщения). Разнообразие методов, вследствие эффекта новизны, активизирующих познавательную деятельность обучаемых (самостоятельно созданные сводные таблицы, сравнительные тексты – обобщения). Умение проводить операции исследования, вырабатывать свою точку зрения при выдвижении гипотез Умение проводить операции исследования, вырабатывать свою точку зрения при выдвижении гипотез Освоение синтетического жанра научного и публицистического стилей – эссе - на историческую и литературную темы. Освоение синтетического жанра научного и публицистического стилей – эссе - на историческую и литературную темы. 5. Прием сравнительного использования разных предметов позволяет выделить, подчеркнуть своеобразие и особенности каждого из них и сопоставить читательские интерпретации литературного произведения с документами, 5. Прием сравнительного использования разных предметов позволяет выделить, подчеркнуть своеобразие и особенности каждого из них и сопоставить читательские интерпретации литературного произведения с документами,

План эксперимента на первом этапе ( ) Содержание работыСрокиИсполнителиФормы представления работы Этап Разработка интегрированного курса Сентябрь 2008 Л.А.Киселева И.В.Глыбина О.А. Андрюк Рукописьпервый Представление результатов ПЭ Январь 2009И.В.ГлыбинаПрезентацияпервый Диагностика уровня речевого развития детей, готовности выпускников к выходу в самостоятельную жизнь Январь 2009Н.Ф.БудинаДиаграммапервый Мониторинг промежуточной аттестации Июнь 2009 И.В.ГлыбинаОтчетпервый

Мониторинг качества в течение двух лет внедрения интеграции