О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 АФ-150/06.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание условий успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду по месту жительства Желтобрюхова Т.А. Директор.
Advertisements

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
Центр Дистанционного Образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ГОУ РМЭ «Лицей Бауманский»
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Семинар Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Анискова С.П., зам.директора по УВР МОУ 78.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
МБОУ Березовская СОШ 10. Всего обучающихся 189 человек, 63 дошкольника. 24 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальное общее образование.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Психолого- медико- педагогический консилиум в школе Перечень необходимых документов.
Обучение детей с ОВЗ, находящихся на надомном обучении с использованием ДОТ Калининградский областной институт развития образования.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Транксрипт:

О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Письмо Минобрнауки РФ от АФ-150/06

Основная задача в области реализации права на образование Создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их психофизических особенностей

Приоритетное направление деятельности Выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения, на раннем этапе Создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования

Необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в ОУ общего типа Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в ОУ; Материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении.

Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа Осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся; Вопросы, связанные с переводом обучающихся в ОУ общего типа детей с ОВЗ в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном статьей 17 ФЗ "Об образовании". Вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся с ОВЗ, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и выдачи им документов об образовании регламентируются статьями 15 и 27 Закона Российской Федерации "Об образовании". Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Используется возможность обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированная статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании"

Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ общего типа Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе ОУ общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ общего типа Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды, педагоги- психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) и медицинских работников

Вопросы деятельности ОУ общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, должны быть регламентированы уставом и локальными актами ОУ. Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ общего типа

Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития Категории детей: дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения Письма Минобразования России: от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (в редакции инструктивного письма Минобразования России от 26 декабря 2000 г. N 3), от 5 марта 2001 г. N 29/ "Организация помощи аутичным детям", от 24 мая 2002 г. N 29/ "Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА", от 3 апреля 2003 г. N 27/ "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект", письмо Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2007 г. N ВФ-577/06 и 2608-ВС "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование".

Обучение на дому Дети-инвалиды, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения. Получение образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов определяют органы государственной власти субъекта РФ в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка. Целесообразно развивать дистанционную форму обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В целях создания условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ Необходимо организовать на региональном уровне: систему мониторинга и учета численности детей с ОВЗ, потребности в создании условий для получения ими образования, наличия этих условий, регламентировать порядок взаимодействия в данной области органов и учреждений: системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы

Аспекты деятельности по обучению и социализации детей с ОВЗ Информирование населения о проблемах детей данной категории Формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии Популяризация идей обеспечения равных прав детей с ОВЗ на получение образования Развитие интегрированного образования

Кадровое обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ Необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, психолого-медико-педагогических комиссий, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей указанной категории

Об утверждении Положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области Приказ министерства образования и науки Самарской области от г. 82-од

Формы обучения детей с ОВЗ Интегрированный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению. Специальный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии объединены в отдельный класс общеобразовательного учреждения. В специальном классе реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии соответствующего вида. Специальные классы открываются преимущественно для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный этап для последующего перевода детей в интегрированный класс в случаях, если дети не получали необходимую коррекционную помощь на более ранних ступенях образования.

Документы в ОУ Специфика деятельности ОУ отражается в уставных документах и локальных актах учреждения: уставе, лицензии, должностных инструкциях персонала, приказах руководителя, деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения Зачисление (перевод) ребенка в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения

Кадровое обеспечение Образовательный процесс в интегрированных и специальных классах осуществляют педагоги, имеющие дефектологическое образование или прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность учебно-воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог и т.д.) в соответствии с видом нарушения ребенка, педагог-психолог. Педагоги интегрированного и специального класса, имеющие дефектологическое образование или прошедшие повышение квалификации по данному направлению, получают надбавку к заработной плате в размере 20% в расчете на одного ребенка с отклонениями в развитии

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от /901-6 Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника Основные блоки: 1.Вкладыши: педагогическая характеристика; выписка из истории развития; при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. 2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам): заключения специалистов ПМПк; коллегиальное заключение ПМПк; дневник динамического наблюдения с фиксацией: - времени и условий возникновения проблемы, - мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности, - сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

Для отчета Наличие локальных актов в ООУ Правильное ведение документов в ПМПк Повышение квалификации педагогов Осуществление коррекционно- развивающей работы у детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении