Использование программно-методического комплекса «Социомониторинг» Педагог-психолог – Качалова Е.П.Качалова Е.П. Социальный педагог – Перепелицина Е.Д.Перепелицина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Умняшова И.Б., кпсн, заведующая учебно-производственной лаборатории факультета «Психология образования» МГППУ.
Адрес: улица 1905 года, дом 5. Телефон Открыт в сентябре 2003 года на Пресне (Лицензия от , Свидетельство о государственной.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
самопрезентация
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Ψ «В условиях инновационного развития психологическая служба является ядром дополнительной, цементирующей помощи в образовании» М.М.Семаго (Всероссийская.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Создание модели работы педагога- психолога с учащимися 9-х классов в условиях психологического сопровождения ГИА Презентацию подготовила педагог-психолог.
Комплексная программа взаимодействия семьи и школы.
Социально-психолого- педагогическое сопровождение проблемных семей. Педагог-психолог МОУ СОШ 17 г. Орел Вакшина Т.А.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Педагогический проект « Страна вежливых манер ». Актуальность Проекта складывается из потребности современного общества в высоко культурном, образованном.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Использование программно-методического комплекса «Социомониторинг» Педагог-психолог – Качалова Е.П.Качалова Е.П. Социальный педагог – Перепелицина Е.Д.Перепелицина Е.Д. ГБОУ ЦППРиК «Пресненский» Презентацию подготовила: Перепелицина Е.Д.Перепелицина Е.Д. Презентацию подготовила: Перепелицина Е.Д.Перепелицина Е.Д.

Определение социомониторинга Исследование школьной социальной среды методом Социомониторинг является видом информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса. Его результаты предоставляют объективную, научную информацию о социальной и деятельностной адаптации учащихся. Автор метода: Ольга Ефимовна Хабарова – руководитель лаборатории мониторинга ГОУ Ярославской Области «Институт развития образования», научный сотрудник ПСР и ОПН «Институт социальной педагогики» РАО.

Опыт применения ПМК «Социомониторинг» Метод применялся в городских и сельских школах, средних учебных заведениях, центрах реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; в сопровождении спортивной команды и других институализированных групп – в Ярославле и Ярославской области, Рыбинске, Ижевске, Москве – более пятнадцати лет. В настоящее время в Москве программой пользуются специалисты нескольких школ, трёх «ПМС-центров». В Центре «Пресненский» ПМК СМ активно используется с 2005 года.

Научная база ПМК «Социомониторинг» Коллективная рефлексология В.М. Бехтерева Объективная социология П.А. Сорокина Социальная хронотопия М.М. Бахтина Теория доминанты А.А. Ухтомского Социометрия Я.Л. Морено

Цели и задачи социально-педагогического исследования в ОУ методом ПМК Социомониторинг. Цель: своевременное определение актуальных вопросов развития социальной среды и каждого её члена. Задачи: Организация процесса социально-педагогического исследования социальной среды. Систематизация данных, полученных в результате исследования. Определение актуальных вопросов развития социальной среды и каждого её члена. Организация педагогического проектирования. Определение оптимальных форм взаимодействия социальных групп (классов) в процессе совместного решения актуальных вопросов.

ПМК «Социомониторинг» обеспечивает: Выявление и предупреждение школьной дезадаптации. Выявление эффектов и изменений на уровне личности под действием педагогических, психологических и других технологий. Диагностика, проектирование и поддержка развивающего потенциала социальной среды ОУ.

Исследование мотивов и причин агрессивного, стрессового и других видов аномального поведения детей и подростков Исследование гендерных отношений в ОУ, причин гендерных смещений и трансформаций Исследование скрытых факторов обуславливающих формирование поведения детей и взрослых.

Динамика социально-педагогического исследования состояния среды 2. Организация проведения СМ: Прояснение запроса; предоставление ОУ списка учащихся классов, где планируется исследование 1.Информирование ОУ о возможностях метода СМ и его применения. 4. Проведение замера СМ в классе 5. Ввод дан- ных 6. Анализ результата исследования 7. Ввод статистических данных в Таблицу анализа результатов исследования 8. Педагогическое Проектирование: определение форм и методов решения задач 9. Взаимодействие с ОУ на основе результатов исследования. 3. Формирование групп, работа на компьютере, приготовление бланков

Обеспечение социально-педагогического исследования среды Оптимальным способом организации исследования методом Социомониторинг является взаимодействие команды специалистов -социометрологов, выполняющих различные взаимосвязанные задачи исследования. Организация процесса исследования на базе ОУ Проведение замеров И обработка данных на компьютере Анализ результатов, Педагогическое проектирование Один человек может сочетать в себе знания и качества различных специалистов-социометрологов, Но для эффективной организации процесса важно взаимодействие нескольких людей. В педагогическом проектировании предполагается взаимодействие социометрологов и других специалистов ОУ: классных руководителей, психологов Школы и Центра, представителей администрации и т.д.

Метод ПМК»Социомониторинг»используется для практического применения: специалистами Образовательных Учреждений: Администрацией ОУ, Классными руководителями, Школьными психологами, Социальными педагогами, При проектировании учебно-воспитательной деятельности, Для разработки профилактических и коррекционных психолого- педагогических мероприятий по повышению профессиональной и личностной компетентностей всех участников образовательного процесса. Результаты исследования методом Социомониторинг представляются (в процессе индивидуального консультирования специалистом Центра) Учащимся, родителям учащихся для решения задач по построению оптимальной линии поведения в школьной среде и повышения личностных компетентностей учащихся.

Этапы проведения мониторинга социальной среды 1.Подготовка: Приказ директора ОУ на проведение мониторинга Списки учащихся классов, содержащие, как необходимый минимум, ФИО учащегося и полную дату его рождения. Формирование группы в базе данных ПМК Социомониторинг (занимает 2 часа 1 класс, если класс замеряется впервые. В случае повторного замера – 1 час) 2.Снятие замера. Время замера – минут. 3. Обработка результатов. внесение данных в базу, выведение результатов на печать – 2 часа на класс 4. Анализ результатов (оформление статистической справки) – 4 часов на класс (в зависимости от запроса)

Этапы проведения мониторинга, продолжение. 5. встреча по результатам замера Социомониторинга Консультирование представителя администрации, психолога, классного руководителя 6. Дальнейшее сотрудничество: выступление социометрологов на педагогических советах, родительских собраниях. Консультирование учащихся и их родителей по персональным данным (по запросу) или рекомендации психолога или классного руководителя. 7. Повторный замер. Отслеживание динамики развития среды.

Процедура проведения замера 1.Представление специалистов. Предложение ученикам темы исследования – социальные отношения в классе. 2.Инструктирование участников замера о правилах проведения исследования 3.Заполнение участниками замера: каждому участнику даётся бланк со списком всех одноклассников, где, напротив каждой фамилии ставится определенный знак, соответствующий частоте общения с данным партнёром. 4.Сбор полученных данных с соблюдением конфиденциальности персональной информации. В случае грамотного проведения замера, сама процедура представляет собой своего рода тренинг общения, участники которого находятся в корректной позиции ко всем своим партнёрам и объективно рассматривают собственные отношения.

Анализ данных по замерам Результаты замеров Выявление феномена «школьной дизадаптации»: непринятия коллективом определённых учащихся; Степень равномерности затрачиваемых усилий учеников на усвоение норм школы и учебного материала – ресурсы и риски данной группы (класса); Общая скорость информационного обмена в классе; Мера социальной напряжённости внутри группы; Мера вовлечённости учеников в процесс продуктивного взаимодействия; Характерный для данной группы принцип социальной стратификации (расслоение класса на группы); Составление «портрета среднестатистического ученика класса»; Составление «среднестатистического» портрета представителя определённой группы: «лидеров», «аутсайдеров», «радикалов», консерваторов» и т.д. Таким образом, определяются актуальные задачи для развития данного класса.

История взаимодействия с Центра «Пресненский» с ОУ ЦАО с использованием мониторинга социальной среды учреждений. ЦППР «Пресненский» ПМК СМ ЦО 1429СОШ 19СОШ 16СОШ 110 Школа 2048 ( ) СОШ 1243СОШ 83СОШ 87 СОШ 136 СОШ 1241 СОШ 96 (96+82) ЦО 2030 СОШ 1950ГОУ СОШ 91Лицей 1581ЦО 1685ЦО 354СОШ 340

Качество взаимодействия с ОУ Устойчивое, развивающееся взаимодействие (в течение 5 лет) Исследование среды классов; Консультирование педагогов Выступление перед родителями; Применение различных форм сопровождения: тренинги, Творческие акции в классах, привлечение родителей; Предоставление учащимся и родителям помощи на базе Центра. Возобновление запроса, развитие сотрудничества. Устойчивое приостановленное взаимодействие Исследование среды классов; Консультирование педагогов Выступление перед родителями; Применение различных форм сопровождения: тренинги, Творческие акции в классах, привлечение родителей; Предоставление учащимся и родителям помощи на базе Центра. Точечное взаимодействие: информационное обеспечение отдельных процессов Исследование среды классов Консультирование педагогов, психологов и представителей администрации. Формирующееся взаимодействие Запрос на применение ПМК СМ в учебном году.

Пример использования ПМК «Социомониторинг» в Центре «Пресненский». В учебном году ЦППРиК «Пресненский» проводил исследование «Социомониторинг в десяти школах ( 3 8 класс ов, всего 1033 учащихся) в рамках сопровождения образовательного процесса по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

С сентября 2010 по апрель 2011 исследование социальной среды проведено в десяти школах. Мониторингом охвачено 3 8 классов ( в том числе, 2 класса - по «горячей линии»). Участвовало 1033 учащихся ОУ. Проведено консультаций по результатам замеров Социомониторинга специалистов ОУ: - психологов и представителей администрации – 12 - классных руководителей – 18 А также, учащихся ОУ и их родителей – 117 консультаций.

Перспективные направления применения ПМК Социомониторинг в деятельности ЦППРи К «Пресненский» Помощь ОУ в с оздании базы данных результатов замеров СМ (портфолио класса), позволяющих отслеживать динамику показателей социальных процессов на индивидуальном и групповом уровнях в течение длительного периода времени (переход из класса в класс Формирование групп учащихся для профилактических и коррекционно-развивающих занятий на базе ОУ и Центра «Пресненский» в целях повышения эффективности психолого-педагогических мероприятий. Помощь педагогам в определении приоритетных задач при проектировании учебно-воспитательной деятельности в классе. Проектирование образовательно-воспитательной работы в ОУ с учётом особенностей развития его социальной среды. Создание комплексной программы профилактики школьной неуспешности в сопровождении классов школ в рамках ФГОС.

Методы комплексной работы Профилактика школьной неуспешности Групповая психологическая работа с учащимися на базе Школы (тренинги, тематические занятия) Индивидуальная и групповая психологическая работа с учащимися и их родителями на базе Центра Педагогическое проектирование Сотрудничество с классными руководителями Социально- педагогическая работа с классом: тематические классные часы, Творческие Акции, проектная деятельность, ит.д. Психолого- педагогическое проектирование. Сотрудничество с психологами ОУ Консультирование педагогов, детей и родителей Социомониторинг

Модель сопровождения ОУ, включающего мониторинг социальной среды. 1. СОЦИОМОНИТОРИНГ замер 1 2. Консультирование по результатам 3. Педагогическое проектирование. Уточнение запроса, планирование мероприятий. 4.Проведение намеченных мероприятий 5. ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА 6.СОЦИОМОНИТОРИНГ замер КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ 8. Рефлексия, обратная связь 9. Формулировка следующего запроса. Планирование дальнейшего сотрудничества.