Дополнительное образование детей в образовательном учреждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Advertisements

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Составление программ дополнительного образования.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Образовательные программы дополнительного образования детей.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно - педагогические.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
Требования к разработке образовательных программ Методические рекомендации к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа учебного курса) Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Районный семинар «Программно- методическое обеспечение дополнительного образования на базе ОУ»
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Методическое объединение Зам. директоров по ВР сентябрь 2015 г. Организация воспитательной работы в ОО в рамках ФГОС.
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
Транксрипт:

Дополнительное образование детей в образовательном учреждении

Нормативно-правовая база дополнительного образования детей 1. Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с Федеральным законом от ФЗ с изменениями на ). 2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. (Утверждено постановлением Правительства РФ от с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ). 3. Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН (введенные 20июня 2003года постановлением Главного Санитарного врача РФ 3 апреля 2003г. 27 Д). 4. «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам»«Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам» (СанПиН ). Заменены на СанПиН / Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учрежденияхМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от /16). 6. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.

Документальное обеспечение дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения в течение учебного года

Раздел «Дополнительное образование детей» в плане работы школы на учебный год Основными разделами плана работы образовательного учреждения по вопросам дополнительного образования на учебный год могут быть следующие: анализ работы учреждения по вопросам дополнительного образования за прошедший учебный год; концептуальные основы работы учреждения по проблемам дополнительного образования на планируемый учебный год; план учебно-воспитательной работы системы дополнительного образования учреждения.

Раздел «Анализ работы образовательного учреждения по проблемам дополнительного образования детей» Статистические данные: а) сколько детей занималось в творческих объединениях: всего; по возрастам: -дошкольники; -1-4 классы; -5-8 классы; классы; по годам обучения: - первого года обучения; годов обучения; - 4-го и более лет обучения. б) сколько работало детских объединений и учебных групп всего; по направлениям дополнительного образования детей.

Раздел «Анализ работы образовательного учреждения по проблемам дополнительного образования детей» Анализ деятельности системы дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения: 1) какие ставились цели и задачи; 2) направленности и детские объединения; 3) их программно-методическое обеспечение; 4) стабильность состава учащихся детских объединений; 5) результаты реализации образовательных программ (формы выявления результатов, обобщенные данные их выявления); 6) результаты участия воспитанников творческих объединений в массовых и конкурсных мероприятиях (учреждения, района, округа, города, российских и международных конкурсах, выставках и фестивалях); 7) проблемы и их причины; 8) выводы и перспективы.

Раздел «Концептуальные основы деятельности образовательного учреждения по проблемам дополнительного образования на учебный год» 1) цели работы учреждения, 2) задачи работы учреждения, 3) приоритетные направления работы учреждения.

Раздел «План учебно-воспитательной работы системы дополнительного образования учреждения на учебный год» Организация учебного процесса учреждения: Содержание учебного процесса: Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса (перечень программ дополнительного образования детей). Массовая работа: Кадровое обеспечение (не обязательный раздел в плане работы): Контроль за учебно-воспитательным процессом (формы, сроки): Выявление результатов образовательной деятельности детских объединений дополнительного образования учреждения (форма, сроки).

Учебный план дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения на год - содержательные направленности дополнительного образования (в соответствии с современной классификацией); - профили (полные названия) детских объединений; - количественные показатели (количество учебных часов в неделю, количество учебных групп и учащихся, общее количество часов к финансированию); - возрастные показатели (т.к. многие профили дополнительного образования имеют определенные ограничения по возрасту); - нормативно-правовые основания (в соответствии с каким нормативно-правовыми документами разработан учебный план).

В пояснительной записке к учебному плану дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения необходимо изложить следующие аспекты: - нормативно-правовые основания для составления (т.е. перечень основных федеральных и региональных нормативно-правовых документов по дополнительному образованию детей, а также собственных документов общеобразовательного учреждения по названной проблеме); - количество и обоснование направленностей дополнительного образования детей (краткое изложение собственных представлений педагогического коллектива общеобразовательного учреждения о необходимости и содержательной ориентации каждой из предлагаемых направленностей); - традиционные профили дополнительного образования и предлагаемые в данном учебном году новые по тематике детские объединения; - обоснование введения в систему дополнительного образования различных по тематике краткосрочных элективных курсов (например, в рамках подготовки к профильному обучению, в контексте реализации тематических программ учреждения и т.д.).

Требования к режиму деятельности детей 1. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа. 2. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00ч, а их окончание - не позднее 20.00ч. 3. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы. 4. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в приложении 3 СанПиН Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.приложении 3

Требования к медобслуживанию детей. 1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю. 2. Медицинское наблюдение за детьми, занимающимися в спортивных школах и секциях, необходимо проводить не реже 2 раз в год. 3. После перенесенных заболеваний дети допускаются к занятиям спортом только со справками врача.

Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Программы могут быть: - авторскими; - модифицированными (при разработке модифицированной программы обязательно в таблице необходимо ввести графу изменения (количество часов, тематика); - типовыми.

Определение ведущей деятельности учащихся Возрастной периодВозраст учащихсяВедущая деятельность Дошкольное детство3-7 летСюжетно-ролевая игра Младшее школьное детство7-12 летУчение Младший подростковый возраст летИнтимно-личностное общение Старший подростковый возраст летУчебно-профессиональная деятельность

Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (научно- технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно- спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно- патриотической, социально-педагоги­ческой, социально-экономической, естественно-научной); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Содержание дополнительных образовательных программ Должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; -год разработки дополнительной образовательной программы.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей 1 Утверждаю: Директор МУДОД ЦДОД 1 _____________Л.В. Малышева Протокол педсовета МУ ДОД ЦДОД 1 __от «___»_____________200_г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) _________ «МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА»_________ (наименование объединения) _ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО_ (наименование учебной дисциплины, курса) ____________________2 ГОДА_________________ (срок реализации программы) __ ____ _МОДИФИЦИРОВАННАЯ__________ (вид программы) _________________ 7-9_лет__________________ (возраст обучающихся) ___ДАНИЛЕНКО ТАТЬЯНА СЕМЕНОВНА___ (Ф. И. О. преподавателя, составителя) ст. Павловская 2008 г

Проблемы титульного листа отсутствие обозначения срока реализации, возраста учащихся, наименования города, района, учреждения; утверждение программ в нескольких учреждениях, организациях; указано слишком много «лишней» информации: формы занятий по программе, режим занятий, формы итоговой аттестации учащихся; н азвания отдельных программ не вполне соответствовали описанному содержанию.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной обра­ зовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

Цели и задачи дополнительных образовательных программ обучение, воспитание, развитие детей - в развитии (общие и специальные способности); - в обучении (профессиональная подготовка); - в воспитании (личностные качества). Возможна формулировка цели в виде одного предложения при условии наличия всех трех названных выше ее взаимосвязанных составляющих.

Цель программы «Марья-искусница»: Формировать познавательный интерес к культуре, искусству России, навыки и умения, позволяющие развиваться детям всесторонне, подвести к осознанному определению своих профессиональных планов, показать применение полученных знаний и умений в повседневной жизни. Задачи. Обучающие: Научить технологии изготовления работ по вышивке, аппликации, вязанию крючком и на спицах, побуждая к самостоятельному созданию авторских работ. Познакомить с основами цветоведения. Учить изготавливать на высоком профессиональном уровне вязаные изделия в духе традиций российских мастеров. Развивающие: Развивать фантазию, прививать интерес к народным ремеслам. Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям декоративно- прикладного творчества, к искусству. Воспитательные. Воспитывать художественно-эстетический вкус. С помощью рукоделия обогатить и разнообразить свой досуг. Воспитывать способность обучающихся адаптироваться и подготовиться к самостоятельной жизни в современном мире.

Ошибки при формулировке целей и задач программы - формулируется слишком большое (или необоснованно ограниченное) количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формальном отношении к этому важному вопросу); - подмена целей задачами (т. е. это говорит о том, что педагоги путают процесс образовательной деятельности и его результат); - выделение только узкопрофессиональных целей по своему профилю деятельности (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему как к сугубо обучающему процессу, результатом которого педагогу видится научение ребенка технологии выполнения данного вида деятельности); - замена целей педагогическими идеями и принципами (например, в качестве цели работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»); - слишком общая формулировка целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»); - дробление задач на отдельные технологические части либо, наоборот, их неоправданное расширение, что не позволяет проконтролировать их выполнение; - разделение целей программы и целей объединения.

Проблемы пояснительной записки Отсутствие описания актуальности программы - свойства отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем; Попытка изложения в программе всей истории развития данного вида деятельности и его современное состояние, а не обозначение максимальной приближенности содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей;

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Ошибки учебно-тематического плана - многие авторы при оформлении учебно- тематического плана программы путают его с календарно-тематическим планом занятий на конкретный учебный год, т. е. расписывают в плане тему каждого конкретного занятия. Программа является своего рода «стратегическим» документом, поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы) и необходимое количество часов на их изучение с разбивкой на теоретические и практические часы; - учебно-тематический план рассчитан на весь период обучения, а не по каждому учебному году. Данный подход может быть оправдан только в комплексных программах, которых на конкурс поступило не так уж и много;

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Ошибки описания раздела «Содержание программы»: отсутствие данного раздела вообще; отсутствие содержания практической деятельности детей в каждой учебной теме; слишком лаконичное описание содержания больших разделов программы (на учебных часов описано две-три строчки).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практически: работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематик опытнической или исследовательской работы и т.д.

Необходимые условия реализации программы: - материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности объединения; - методические условия (дидактические пособия), если обучение ведется по какой-либо конкретной авторской методике; - кадровые условия, если в программе предусмотрено несколько направлений образовательной деятельности или педагогу необходимы коллеги-помощники (концертмейстер, режиссер и т. д.); - внешние условия, определяющие необходимые связи с различными творческими или научными организациями, а также информационную поддержку деятельности детского объединения.

6.Список использованной литературы.

Ошибки в разделе «Список литературы»: неполный, слишком скудный список; использование в списке устаревших изданий (1965, 1974 год выпуска изданий); на титульном листе стоит дата утверждения программы –1995 год, а в списке литературы встречаются издания 2003, 2005 года.

Ведение журнала творческого объединения дополнительного образования. Журнал творческого объединения дополнительного образования – это, прежде всего, документ финансовой отчетности за реально отработанное время и требует систематического заполнения в соответствии с требованиями. Педагог дополнительного образования должен заводить журналы установленного образца. Работа в спортивных секциях недопустима без медицинского допуска. Администрация обязана регулярно контролировать ведение журналов.

Спасибо за внимание! Успехов в работе!