С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Новикова Т.Г., Сологуб В.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С С Белгородский региональный институт ПКППС Кафедра управления образовательными системами Савина Н.М.
Advertisements

«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Структура программы экспериментально- исследовательской деятельности К семинару руководителей муниципальных методических служб.
Сущность и функции педагогического проектирования Проектирование – это создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано Под педагогическим.
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация.
Содержание апробационной экспертизы Семинар «Планирование экспертизы»
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Результаты реализации программы инновационного развития МБОУ «Гимназия 1»ЕМР
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Транксрипт:

С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Новикова Т.Г., Сологуб В.А.

Обновление структуры и содержания общего образования ставит вопрос о достижении нового качества общего образования - а это, как указано в Концепции …… предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. "Российскому образованию нужно такое обновление, которое приведет к новому качеству образовательных результатов - качеству, которое не достигалось советской и не достигается современной российской школой" 2

разработки способов организации и управления экспериментальной деятельностью и овладения педагогическими технологиями Для эффективного и качественного решения этих вопросов современному руководителю, участвующему в эксперименте, предстоит поиск путей достижения нового социального заказа и других аспектов жизнедеятельности учебных заведений в новых социально-экономических условиях определение стратегии развития своего учебного заведения поиск образцов организации эксперимента проектирование и планирования предстоящей экспериментальной деятельности поиск образцов организации эксперимента создание необходимых условий способствующих повышению качества образования поиск путей и способов их совместного решения глубокая теоретическая подготовка и практическая проработанность в вопросах анализа конкретных затруднений 3

Работая с педагогическим коллективом, руководителю необходимо провести следующие работы с педагогическим коллективом: отработать содержание и методы проектирования программ эксперимента по модернизации общего образования; познакомить с методами управления экспериментальной работой отработать содержание и методы проектирования программ эксперимента по модернизации общего образования; познакомить с методами управления экспериментальной работой познакомить коллектив с основами государственной политики в области образования, стратегией модернизации структуры и содержания общего образования сформировать основные представления об экспериментальной и исследовательской деятельности создать возможность для овладения необходимым теоретическим инструментарием по организации и осуществлению экспериментальной деятельности Успех экспериментальной (исследовательской), работы во многом зависит от правильного управления ходом этого процесса, а также, от владения понятийным аппаратом педагогического эксперимента как метода исследовательской деятельности 4

Эксперимент по обновлению общего образования по масштабу реализуется как широкомасштабный и локальный задать образцы единиц нового типа внутри системы. Локальный и широкомасштабный эксперименты могут нести в себе элементы инновационной исследовательской деятельности. В большей мере это касается локального эксперимента отработку и проверку основных целей и задач обновления содержания и структуры общего образования, выявление педагогической эффективности и социальных последствий данного эксперимента в процессе его реализации и распространения результатов, а также накопление образцов передового опыта, соответствующего стратегии реформы Локальный, не претендующий на изменение всей системы образования - предполагает Широкомасштабный, проводимый в генеральной выборке школ – предполагает 5

Разработать варианты проектирования и моделирования развивающейся образовательной среды и др. Подготовить эффективный переход в основную школу Сформировать отдельные ключевые компетенции школьников, обучить сотрудничеству средствами всех учебных дисциплин, умению общаться Ввести иностранные языки и элементы информационной культуры на этапе начального образования Совершенствовать содержание и методы обучения, направленные на сохранение индивидуальности ребенка, развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности Отработать систему оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения Проверить современные здоровье сберегающие образовательные методики и технологии Отработать образовательные технологии, адекватные возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье Локальный экспериментШирокомасштабный эксперимент ВначальнойшколеВначальнойшколе Направления эксперимента по обновлению общего образования. 6

Организовать профильное обучение в условиях сельской школы Разработать обязательные минимумы содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников как элементы образовательного стандарта для старшей школы Проверить варианты учебных планов для старшей школы Проверить основные пути и формы профилизации старшей школы ВстаршейшколеВстаршейшколе Локальный экспериментШирокомасштабный эксперимент Направления эксперимента по обновлению общего образования. 7

Что же такое исследование, эксперимент, инновация, каковы их признаки и различия Что такое исследование? Исследование в педагогике - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах, организационных формах (Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1993,384) Исследование в педагогике - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах, организационных формах (Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1993,384) 8

Под исследованием понимается сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами (Занковский А.Н.,63) Под исследованием понимается сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами (Занковский А.Н.,63) Что такое исследование? 9

2. Проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений. Проверка данных - это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов 1. Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов 10

строится в рамках логико- конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности на фактах, допускающих их эмпирическую проверку характеризуется систематичностью взаимосвязью всех элементов, процедур и методов опирается на разработанную теорию целенаправленностью Исследование носит более глубокий характер, чем эксперимент и преследует более глобальные в научном плане, стратегические цели 11

Эксперимент -метод педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования Педагогический эксперимент - эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно- воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.п. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности Его признаки 12

Опора на научную (научные) теории 2 Целенаправленность 1 Основные признаки экспериментального исследования п/п Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом 13 Критерий истинности научного познания 6 Ориентация на получение нового знания, включающего в себя выделение факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности 5 Систематичность 4 Наличие стратегии исследования 3 продолжение

Построение в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности 10 Использование научного языка для описания исследовательской деятельности 9 Наличие научного аппарата: объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования, критериев оценки результатов для решения задач исследования 8 Основные признаки исследования п/п Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом (продолжение) 14 Взаимосвязь всех элементов, процедур и методов 7 продолжение

Точно описанные методы и средства исследования 12 Основные признаки исследования п/п Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом (продолжение) 15 Обеспечение достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента 13 Технологичность 14 Наличие программы экспериментальной деятельности, экспериментальных разработок 1515 Создание экспериментальных разработок 1616 Описание условий, факторов, влияющих на результаты (зависимых и независимых переменных, а также дополнительных переменных) 11

Инновации это содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания (Р.Н.Юсуфбекова) Нововведение - внедрение тех или иных новшеств в образовательную систему, освоение новых технологий, приемов, улучшение методов организации и управления образовательным процессом Инновации актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.("Новые ценности в образовании") 16

технологических инноваций - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии экономических инноваций - новые экономические механизмы в сфере образования педагогических инноваций - новые методы и приемы преподавания и обучения организационных инноваций - новые организационные структуры и институциональные формы Современная образовательная система представляет собой единство: Современная образовательная система 17

3. Организация новых институциональных форм и структур (институты дистанта, интернет-центры, интернет-клубы и пр.) 1. Разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом обучения и т.п.) 2. Объединение преподавателей, специалистов по ИТ и организаторов учебного процесса в группы, команды, для разработки и предоставления дистанционных курсов) 1818

6. Механизм экономии от масштаба образовательной деятельности 1. Новые механизмы государственного финансирования образования 2. Диверсификация источников финансирования образования 3. Студенческое самофинансирование 4. Налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования 5. Новые механизмы олаты труда в сфере образования 1919

4. Структурные изменения в педагогической системе 2. Новая образовательная среда 3. Новый стиль работы преподавателей 1. Новые педагогические методы и приемы 20

личности, общества и государства, Для понимания целевых приоритетов развития образования является важным признание интересов личности, поэтому образование в его инновационных формах призвано обеспечить оптимальное сочетание интересов прогнозируя дальнейшее развитие личности как гармоничной, общества - гуманного и основанного на лучших социально-исторических российских традициях, а государства - экономически развитого и политически могущественного 21

Один из принципов управления инновационными процессами - последовательность в отборе новаций и эволюционность их реализации 1.В содержании - содержательные 2.В технологии - технологические - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии 3. В экономических механизмах - экономические - новые экономические механизмы Сфера, в которой осуществляется инновация (продолжение) 1.Культурологические 2.Технологические По практической направленности 1.Внешняя (извне) 2.Внутренняя Основа возникновения инновации ИнновацииКритерий п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям 22 продолжение

4.Педагогические - новые методы и приемы преподавания и обучения, новая образовательная среда; новый стиль работы преподавателя; достижение нового качества образования, то есть изменения составляющих образовательного процесса, принципиально влияющих на цели (задачи) образования, характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса на содержание деятельности ученика и педагога, на использование новых технологий (цели, способы, приемы, формы организации образовательного процесса, учебный материал), на сохранение здоровья как физического, так и психического участников образовательного процесса и т.п. (продолжение) Сфера, в которой осуществляется инновация 3 ИнновацииКритерий п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям 2323 продолжение

1.Системные 2.Модульные 3.Частные (локальные) Масштаб 1. Массовые, глобальные, фундаментальные 2. Частичные, малые, мелкие Широта и глубина охвата 5. В организации - организационные инновации - новые организационные структуры и институциональные формы 6.В системе управления управленческие - новые методы, способы, приемы управления (продолжение) Сфера, в которой осуществляется инновация ИнновацииКритерий п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям 2424 продолжение

1.Стихийный, спонтанный, случайный 2.Систематический (плановый) Способ возникновения 1.Модификационные 2.Комбинаторные 3.Радикальные Инновационный потенциал 1.Стихийный 2.Целенаправленный 3.Общественный Способ распространения ИнновацииКритерий п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям Инновацию отличает четко выраженная инициативность субъектов реализующих ее 2525

Что нужно знать для проектирования экспериментальной и инновационной деятельности и рассмотрение предполагаемых неопределенностей и рисков, анализ которых позволит избежать неудач и даст возможность предпринять компенсационные меры по их преодолению и предотвращению Любой экспериментальный, исследовательский инновационный процесс носит вероятностный характер, и не всегда его последствия могут быть спрогнозированы Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне разработки (проектирования) исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельности поможет составление проекта этой деятельности удержание рефлексивной позиции, т.е. осознания хода и результатов эксперимента 2626

Алгоритм разработки проекта эксперимента - определение цели экспериментального (исследовательского) проекта - постановка задач по реализации цели - выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения, выделение проблемы и соотнесение ее с основными направлениями эксперимента - определение идей (способов) реализации цели и задач, при помощи каких педагогических средств, приемов и способов, организационных форм, учебного материала, иной организации предметно-пространственной среды мы сможем реализовать в деятельности ребенка желаемые результаты. Отвечаем на вопрос " КАК ?" 2727

Алгоритм разработки проекта эксперимента (продолжение) - определение работ необходимых для разработки и запуска проекта или его составляющих - определение участников экспериментальной проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта - прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) - определение допустимых сроков исполнения 2828

Анализа хода и результатов эксперимента педагогического состава представителей управленческого звена определенными мерами самоконтроля руководителя школы Запуск эксперимента, отслеживание его хода, корректировка форм и способов реализации отдельных этапов и направлений должны сопровождаться 2929

При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы: 1. Какие направления экспериментирования представляют интерес для данного учреждения (все или несколько из предложенных в рамках широкомасштабного или локального)? 3. Какими ресурсами (кадровыми, материальными, информационными) обладает данное образовательное учреждение для эксперимента по изменению форм организации образовательного процесса? Каково состояние практики в избранном для экспериментирования направлении (по педагогической литературе, в передовом отечественном и зарубежном опыте, в опыте данного образовательного учреждения)? Библиотека им. К.Д.Ушинского

При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы (продолжение): 4. Каковы ожидаемые результаты предпринятых изменений, на что, в первую очередь, они направлены? 5. Какие изменения в системе организации образования могут быть проведены сразу, какие требуют предварительной подготовительной работы (какой именно?), какие этапы экспериментальной работы могут быть намечены? 6. Каким образом будут гарантированы права учащихся и нагрузка учителей, принимающих участие в эксперименте по формам организации образовательного процесса? 31

При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы (продолжение) : 7. Как могут быть зафиксированы (описаны, представлены для экспертизы) результаты эксперимента, какие формы документов для этого необходимо разработать и принять? 8. Как могут быть скорректированы объективные и субъективные недостатки поискового эксперимента по изменению организации образовательного процесса? 9. Вызвали ли изменения, связанные с экспериментом, реальный интерес у учащихся и педагогов, не произошло ли отторжение с их стороны или со стороны родительской общественности? 32

При рефлексии и описании результатов эксперимента полезно ориентироваться на следующие вопросы (продолжение) : 10. Каковы выбранные критерии успешного хода эксперимента и как они сочетаются с существующими формами отчетности и методического контроля? 11. Из каких позиций исходит руководство данного учреждения, принимая решение об участии в эксперименте? Достаточно ли этих позиций для адекватного осуществления на практике его основных идей и принципов? 3

Действия руководителя по организации экспериментальной деятельности Предлагается следующий порядок действий при получении рекомендаций об организации эксперимента в школах 3.Директор школы назначает руководителя проведения эксперимента. Эту должность может занять любой член педагогического коллектива школы 6.Программа, план реализации эксперимента утверждаются на педагогическом Совете школы и согласуются с региональным (муниципальным) органом управления образования 2.Проводится общее собрание педагогического коллектива школы, где подробно разъясняется ситуация, связанная с организацией эксперимента 5.Руководители эксперимента вместе с учителями разрабатывают программу и план реализации эксперимента 4.Директор вместе с руководителем проведения эксперимента формирует рабочую группу учителей для его проведения 1.Администрация школы обсуждает материалы эксперимента 3434

программа подготовки учителей Разрабатывает- ся 3. команда учителей, реализующая программу эксперимента (в первую очередь привлекаются те, кто хочет и способен изменять свою профессиональную деятельность). Определяются исполнители, распределяются обязанности Формируется 2. этапы реализации программы эксперимента, его промежуточные и конечные результаты; необходимые для осуществления эксперимента ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и т.д.); сроки подготовительного и других этапов эксперимента этапы реализации программы эксперимента, его промежуточные и конечные результаты; необходимые для осуществления эксперимента ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и т.д.); сроки подготовительного и других этапов эксперимента Определяются: 1. План реализации эксперимента 3535

первый шаг по реализации программы Определяется 7 7 проект плана и смета эксперимента (рассматривается на методическом совете школы и утверждается) Разрабатывается 6 6 ответственный за всю программу и ответственные за каждый ее этап Назначается 5 5 сроки и форма отчетности Устанавливаются 4 4 План реализации эксперимента (продолжение) 3636

Необходимо: Оценить эффективность используемых педагогических средств для достижения поставленных целей 4 Проанализировать деятельность детей с позиции внешнего эксперта и определить возможность достижения ими в данной организационной структуре желаемых образовательных результатов, а также соответствие этой структуры возможностям данного ребенка 3 Периодически посещать занятия учителей и определить степень соответствия между декларированными целями и реальными способами их достижения. Проанализировать вместе с учителями работу по организации занятий. Определить "реальные" цели и возможные результаты 2 Периодически проводить с учителями, участвующими в эксперименте, интервью для выявления понимания ими основных целей эксперимента, результатов и способов их достижения в организации образовательного процесса

Необходимо: Речь идет об организации совместного поиска, который должен приносить удовлетворение всем его участникам Периодически проводить семинары учителей, участвующих в эксперименте с привлечением всех желающих. В первую очередь обсуждать затруднения, проблемы, возникающие по ходу проведения эксперимента 6 По ходу реализации этапов эксперимента фиксировать все положительные и отрицательные последствия проводимых изменений применительно к конкретной ситуации данного образовательного учреждения. Заключение о положительных и отрицательных сторонах эксперимента делают организаторы эксперимента на основе своих наблюдений 5 Организовать посещения учителями занятий своих коллег, включив их в сетку расписания. Обсуждать занятия друг друга на учительских семинарах 7 (продолжение) 3838

Мониторинг в сфере образования – это научно обоснованная, целенаправленная прогностическая система отслеживания динамики, анализа, прогнозирования ведущих процессов, как в содержательном, так и в организационном плане на всех уровнях системы образования с участием всех субъектов образования Мониторинг в сфере образования – это научно обоснованная, целенаправленная прогностическая система отслеживания динамики, анализа, прогнозирования ведущих процессов, как в содержательном, так и в организационном плане на всех уровнях системы образования с участием всех субъектов образования 3939

-вычленение значимых, достаточных показателей, позволяющих оценивать динамику функционирования системы образования, динамику развития качества образования Возможными направлениями мониторинговых исследований могут быть: качество образования, содержание образования, организация образовательного процесса, эффективность управленческих действий субъектов образования Возможными направлениями мониторинговых исследований могут быть: качество образования, содержание образования, организация образовательного процесса, эффективность управленческих действий субъектов образования Мониторинг осуществляется в соответствии с поставленными целями При организации мониторинга в сфере образования первоочередными становятся следующие проблемы: -системное получение информации по принципу обратной связи на основе единых подходов к показателям, характеризующим систему образования 40

1. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - Тюмень, Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Учебное пособие.- Самара, Методы педагогических исследований. Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М.: Педагогика, Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М.: ACADEMIA, с. 7. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. - М.: АCADEMIA, 2002,93 с. 8.Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку?//Народное образование.1998, Эксперимент в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ./Под ред.М.М. Поташника, М., Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования./Профильное обучение/ Гара Н.Н., М.:Владос, Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - Тюмень, Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Учебное пособие.- Самара, Методы педагогических исследований. Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М.: Педагогика, Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М.: ACADEMIA, с. 7. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. - М.: АCADEMIA, 2002,93 с. 8.Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку?//Народное образование.1998, Эксперимент в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ./Под ред.М.М. Поташника, М., Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования./Профильное обучение/ Гара Н.Н., М.:Владос,

42 Выход