СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР: содержание и организация профилактической работы в образовательном учреждении
Типичные проблемы, с которыми сталкиваются д е т и: Адаптация Трудности в учёбе Трудности в общении Профессиональное самоопределение Правонарушения
Нет более древней идеи, чем идея взаимосвязи развития и образования, но именно поэтому мы можем говорить об особой значимости комплексного индивидуального сопровождения развития ребенка как новой технологии, обеспечивающей превращение этой идеи из декларации в реальность. Д. п. н., проф Е.И. Казакова
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…
Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка попавшего в трудную ситуацию.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОТКРЫТОСТЬ ГУМАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЗА СЧЁТ ЕЁ СОБСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Почему мы считаем организацию сопровождения в школе необходимым условием эффективного обучения и воспитания ребенка?
Решение проблемы - СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР: ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ЛОГОПЕД
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СП-ЦЕНТРА: «Всегда на стороне ребенка!». Непрерывность сопровождения. Комплексный подход. Законность. Демократизм. Гуманное обращение с несовершеннолетними. Поддержка семьи и взаимодействие с ней. Индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации. Обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Концептуальной основой деятельности центра является педагогика успеха.
Нормативное обеспечение: Конституция РФ Общепризнанные нормы международного права Закон РФ «Об образовании» от 10 июля ФЗ 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 ПП РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» (подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») Законы и нормативные акты Свердловской области Ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты локальные акты
Основные направления деятельности центра сопровождения и системно-ориентированные программы
СПЦ необходим информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК). Структура ИМДК: информационный блок (инфотека) диагностический блок (тестотека) библиотека видеотека методический блок инструментарий
Инфотека СП-центра– это информация: о школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях (классификаторы профессий, папки с информацией о профессиях и учебных заведениях); о службах социальной помощи; о центре Золушка и т. п.; о центрах досуга и отдыха;
представляет собой систематизированную подборку различных тестов. Тестотека
Инструментарий: - карта индивидуального сопровождения; - карта СП-сопровождения класса; - карта изучения развития ребенка; - диагностическая карта класса и др.
Условия применения ИМДК: СП-центр школьная служба помощи детям, оказавшимся в СОП, группа специалистов которой осуществляет комплексное непрерывное сопровождение.
Пользователи ИМДК: специалисты СП-центра; учителя и классные руководители, администрация; учащиеся школы и их родители;
Папка администратора: Модуль 1: «Информационное обеспечение»: городское ПДН, микрорайон школы, информация об учреждениях системы профилактики; Модуль 2: «Индивидуальное сопровождение»: списки учащихся: из многодетных семей, опекаемых детей, детей «группы риска» и потенциальной «группы риска», учащихся с ослабленным здоровьем. Модуль 3: «Сопровождение классов» (списки, карты сопровождения классов и др.) Модуль 4: «Инструментарий»: карта индивидуального сопровождения, диагностическая карта класса, социальный портрет класса, акт обследования жилищно-бытовых условий и т.д.
Материалы по направлению «Формирование культуры здорового образа жизни». Материалы по направлению «Преодоление и профилактика социально- эмоциональных проблем». Рабочая папка «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и скрытого отсева»: нормативно-правовая база; план работы ОУ по правонарушениям несовершеннолетних; статистические данные (на учете в КДН, на учете в ОППН, группа риска, соц. срезы классов…).
МОУ СОШ 11 СП-центр ФАМИЛИЯ, ИМЯ ДАТА РОЖДЕНИЯ_____________________ Место для фотографии КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Тавда
Сведения о семье Мать ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ (Ф.И.О. Год рождения, образование, место работы, рабочий телефон) Отец ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ (Ф.И.О. Год рождения, образование, место работы, рабочий телефон) Количество детей в семье, их возраст______________________________ Имел ли место распад семьи? Да нет Состав семьи: мать мачеха отец отчим бабушка дедушка опекун брат сестра Жилищные условия: Отдельная квартира Коммунальная квартира Своя комната у ребенка Сведения о ребенке От какой беременности ребенок? __________ Протекание беременности: с осложнениями без осложнений Роды: с осложнениями без осложнений Вскармливание: грудное искусственное Когда стал держать головку ____________ Когда стал сидеть ______________ Когда стал ползать____________________Ходить __________________ Состояние здоровья Наличие хронических заболеваний __________________________________________________________________ У каких специалистов состоит на учете ___________________________________________________________________ Наблюдаются ли у ребенка: частые головные боли, головокружения, повышенная потливость, плохо переносит езду в транспорте, плаксивость, тики, навязчивые движения, страхи, обкусывание ногтей, энурез, частые боли в животе, обмороки, судороги, нарушения слуха, зрения, речи, плохая координация движений; чрезмерная полнота
Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, другие заболевания) До 1 года __________________________________________________ После 1 года _______________________________________________ После 3 лет _____________________________________________ Речевое развитие Первые слова: до 1 года 1 год - 1,5 года 1,5 – 2 года после 2 лет после 3 лет Особенности речи: нарушения звукопроизношения (какие звуки неправильно произносит): _________________ Заикание: есть нет Другие проблемы: _____________________________________________________ Занимались ли с логопедом, с какого возраста? ____________________________ Индивидуальные особенности ребенка Настроение: устойчивое неустойчивое (легко меняется от незначительных причин) Преобладает: хорошее плохое Сон: засыпает быстро засыпает не сразу.
Спит: спокойно чутко беспокойно наблюдаются ночные страхи, ходит восне Просыпается: легко с трудом Нуждается ли в дневном сне? Да нет Аппетит: пониженный нормальный повышенный Другие проблемы: ______________________________________________________________ Поведение: спокойное часто бывает вспыльчивым часто бывает капризным При раздражении: теряет самоконтроль, кричит, топает ногами может нагрубить драчлив После обиды: успокаивается быстро, долго не может успокоиться повышенная обидчивость Другие проблемы поведения: ___________________ Утомляемость: При физических нагрузках: утомляется быстро долго не утомляется От общения: утомляется нет При умственных нагрузках: утомляется быстро долго не утомляется При утомлении: нарушается внимание появляется головная боль снижается аппетит нарушается сон появляется раздражительность появляется физическая вялость Другие проблемы: ____________________
«Взаимодействие школьного инспектора, других сотрудников СП-центра: классного руководителя, учителей и социального работника»
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Школьный инспектор КДН Органы управления соц. защиты населения Органы управления образованием Органы опеки и попечительства Органы по делам молодёжи Органы управления здравоохранением Органы службы занятости ОВД
Технология комплексного внутришкольного сопровождения ребенка
Основными направлениями совершенствования работы ОУ по профилактике девиантного поведения подростков могут быть: внедрение популярных и социально-значимых форм, методов, методик и технологий работы с детьми в сфере свободного времени; проведение концертно-конкурсных программ, викторин, массовых праздников и культурно- досуговых мероприятий; спортивно-оздоровительная деятельность в каникулярной период; реализация социально-педагогических программ по работе с семьями; социально-правовая защита детства; социально-благотворительная деятельность
Спасибо за внимание!