Порошинская Т.Л. Кандидат психологических наук Москва, 2010 год Стандарты второго поколения и развитие личности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Advertisements

Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
2 Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) ЗНАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Транксрипт:

Порошинская Т.Л. Кандидат психологических наук Москва, 2010 год Стандарты второго поколения и развитие личности.

Развитие – это изменение, приращение в имеющихся способностях, выращивание нового качества, новой способности или нового умения. Б.Д. Парыгин: личность - это интегральное понятие, объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфичес-кое и индивидуально – неповторимое. И.С. Кон: понятие личности обозна-чает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значи-мые черты. А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности Личность характеризуется устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Какие личностные ресурсы школьников лежат в основе их образовательных достижений? Какова структура качеств личности? Каким образом учитель использует личностные качества ребенка для повышения эффективности образовательного процесса? Задачи развития личности школьника Как проводить мониторинг личност- ного развития? Обсуждаемые вопросы Какова взаимосвязь: личностное развитие, интеллектуальное развитие, субъектный опыт? Особенности познавательной сферы детей школьного возраста

социализация подрастающего поколения, переход от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности формирование у Формирование у учащихся новой системы универ- сальных знаний, умений и навыков, а также опыта самос- тоятельной деятель- ности и личной ответственности, так называемые «совре- менные ключевые компетенции». Стратегия московского образования: формирование творческой личности, способной к рефлексивному управлению собственной деятельностью Почему вопрос личностного развития актуален для школы Почему вопрос личностного развития актуален для школы?

Образовательный стандарт нового поколения Формирование компетенций учащихся Универсальные учебные действия Ключевые задачи развития учащихся

Универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смыс- ловую ориентацию учащихся, самоопределение и ориентацию в социальных ролях личностные Логические и знаково-символические.и общеучебные универсальные действия : - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.; познавательные обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участ- вовать в коллек- тивном обсужде- нии проблем, строить взаи- модействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми коммуникативные регулятивные обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание. планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным этало- ном, коррекция

Группы общеучебных умений Учебно- управленческие умения (организационные) Учебно- управленческие умения (организационные) Учебно- информационные умения Учебно- логические умения планирование, организация, контроль и анализ собственной учебной деятельности учащимися. планирование, организация, контроль и анализ собственной учебной деятельности учащимися. умения работать с письменными текстами; - умения работать с устными текстами; - умение работать с реальными объектами как источниками информации (умения, связанные с наблюдением и проведением экспери- мента; умения по моделированию Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, опровержение, перенос знании, умений в новую ситуацию для решения проблем Учебно- коммуникативные литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, умение строить диалог со сверстниками, взрослыми и др.

Универсальные учебные действия Общеучебные умения (надпредметные) Ключевые компетенции

Личностные результаты мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся: к себе, к другим участникам обр. процесса, к образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Личностные результаты мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся: к себе, к другим участникам обр. процесса, к образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты – усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Требования к результатам освоения образовательных программ Система оценивания Результаты образования в новом стандарте Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)

Личность, способная самостоятельно выхо-дить из проблемной ситуации Личность способ-ная к саморазви-тию и самоизмене-нию Личность готовая к осознанному выбору Личность способ-ная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность Личность обладающая, разно-сторонним интел-лектом, высоким уровнем культуры Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности, общечеловеческими ценностями и воспринимающая других людей, как личностей, имеющих право на самовыражение, свободу выбора. Образовательные стандарты как результат развития личности Личность обладающая духовно-нрав- ственным по- тенциалом

Условия развития личности Развивающая образовательная среда организация учебной деятельности содер жание система теоретических понятий специальная организация предметных действий учащихся доброжелательность, обеспечение благоприятной для развития ребенка атмосферы в классе; обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами для развития его любознательности; предоставление детям возможности активно задавать вопросы и совместно с учителем искать на них ответы; нахождение нескольких вариантов решения задачи, поиск специально сделанных учителем ошибок при объяснении нового материала и т.п. самостоятельный выбор посильного домашнего задания, выполнение творческих задач. использование методов развивающего обучения; актуализация ситуации самопознания и ситуации самообучения; доброжелательность, обеспечение благоприятной для развития ребенка атмосферы в классе; обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами для развития его любознательности; предоставление детям возможности активно задавать вопросы и совместно с учителем искать на них ответы; нахождение нескольких вариантов решения задачи, поиск специально сделанных учителем ошибок при объяснении нового материала и т.п. самостоятельный выбор посильного домашнего задания, выполнение творческих задач. использование методов развивающего обучения; актуализация ситуации самопознания и ситуации самообучения;

Какова взаимосвязь? Личностное развитие Интеллектуальное развитие Субъектный Субъектный опыт Ведущие характеристи ки личности интеллек- туальное развитие самооценка Ценностные ориен- тации, интеллек- туальное развитие, самооценка, ком- муникативные спо- собности навыки мыслительной деятельности и навыки самоорганиза ции - Познавательная активность: -осознание своих учебных возможностей; -составление программы действий на основе имеющихся действий на основе имеющихся целей, целей, креативность, - креативность, владение способами УД - владение способами УД Ядро субъективизация - развитие таких качеств интеллекта Личность в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.А.Зимней рассматривается как субъект деятельности. Самостоятельная учебная деятельность является важной характеристикой субъектной позиции ученика. Ядро субъективизация - развитие таких качеств интеллекта: способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; умением устанавливать причинно-следственные связи, различные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное.

Личностный рост и развитие Субъектная позиция Интеллектуальное развитие Учебно- познавательная деятельность Разви вающ ее обуче ние Разви вающ ее обуче ние

Личностное развитие ЦенностныеориентацииЦенностныеориентации Базовые интеллектуальные качества личности Саморазвитие личности творчество толерантность здоровье У каждой личности формируется опреде-ленная система ценностных представлений, элементы которой могут находиться в самых различных взаимосвязях.. Они могут быть целостными, ориентированными и подчи-ненными каким-то наиболее важным для личности ценностям, образующим базовые ценностные представления, которым подчи-нены другие ценности.. Духовно- нравственные Логичность мышления Доказательность мышления Самоконтроль, самооценка Креативность (творчество) Широта мышления, гибкость и глубина ума.и др Развитие субъектности как психологического качества личности Креативность, актив-ность, социальная адаптированность 2.Приёмы, правила выполнения действий (умственных и практи- ческих). 3. адекватной само-оценки и способности к самоопределению личн.

Умения 1 класс 2 класс 3-4 классы Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Отличать новое знание (умение) от уже извест-ного с помощью учителя Понимать, что нужна до- полнительная информа- ция (знания) для решения учебной задачи в один шаг Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информа-цию для решения учебной задачи Отбирать необходимые для учебной задачи источники ин- формации среди предложенных учителем словарей, энцик- лопедий, справочников Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизнен- ный опыт и информа- цию, полученную на уроке. Находить необходимую информацию как в учебни- ке, так и в предложенных учителем словарях и эн- циклопедиях. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрации и др.) Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выби-рать наиболее удобную для себя форму Делать выводы в ре- зультате совместной работы всего класса. Сравнивать и группи- ровать предметы и их образы. Составлять простой план небольшого текста- повествования. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Интеллектуальные умения Начальная школа

Преобразовыва ть информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму. Подробно пересказы- вать небольшие тексты, называть их тему. Составлять простой план небольшого текста- повествования Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний

Оценочные умения Начальная школа 1-2 классы 3-4 классы Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эсте- тических). В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей Объяснять (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самоопределяться в системе ценностей.Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Коммуникативные умения Начальная школа Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Речь – это канал развития интеллекта. Ее развитие осуществляется, в том числе, посредством технологии формирования типа правильной читательской деятельности, которую учитель использует как на уроках чтения, так и на уроках по другим предметам. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач ) Донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого тек- ста). Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. Вступать в беседу на уроке и в жизни Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы Понять другие позиции (взгляды, интересы) Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказы- вать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом: - вести диалог с автором (прогно- зировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту,... и искать ответы; проверять себя); - отделять новое от известного; выделять главное; - составлять план

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учится уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Психологические составляющие субъектности определяются личностными характеристиками. Поэтому вопрос о составляющих субъектности рассматривается с позиции представления личности. Субъектный (личный) опыт ученика есть опыт жизнедея- тельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности. когнитивнымй(зна- ниевый) компонент, включающий в себя представления, поня- тия и др. Технологический компонент ценностный компонент, характеризу- ющийся личностными смыслами, ценностями, установками Субъектность ученика в обучении это: 1.Способность занимать в обучении активную позицию; 2.Сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; 3.Способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей; 4.Способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность; 5.Способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации; 6. Сформированность установки на преобразовательное, творческое отношение к учебной деятельности; 7.Осознание своих потенциальных учебных возможностей.

Формирование субъектности Формирование субъектности: Младший школьник: субъект учебных действий Основная школа: субъект учебной деятельности Старшая школа: субъект собственной учебной деятельности.

Факторы и движущие силы развития личности Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Микросреда, т. е. группа, микрогрогруппа (семья) - важная детерминанта формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально- психологические характеристики человека, которые, с одной сторо-ны, необходимо принимать во внимание, а с другой совершен-ствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. Деятельность ( общественно- полезная, учебная, трудовая) в условиях которой развивается человек и формируются его важнейшие личностные качества.

Внутренние факторы развития личности Темперамент является одним из психических свойств личности, проявляется уже в раннем детстве, относительно устойчив и характеризует динамичность личности. Особенности ребенка определяющие его темперамент Степень общей активность в поведении Степень эмоцио- нальной активности Степень активности двигательного и рече- двигательного аппарата Способности индивиду-ально- психологические свойства, которые обеспе-чивают успешность деятель-ности и развития личности Качества: внимательность, сообразительность, целеустремленность, работоспособность и т. д Зрительная память, понима-ние людей, чув-ствительность рук и др. важны во всех видах деятельно сти обеспечиваю щие успех в узком круге видов деятельност и Общие способности специальные способности Ребенок не рождается с готовыми способностями, а рождается с задатками, которые и являются природными предпосылками развития способностей.

Уровень направленности личности Уровень опыта личности Уровень особенностей психических процессов Уровень темперамента С т р у к т у р а л и ч н о с т и

Наследственные (биологические) составляющие Приобретенные при жизни (социальные) составляющие. Структура личности Структура личности Качества, пронизывающие структуру личности : потребности, характер, способности и Я-концепция, образующие определенный «каркас» личности.

Как учитель может использовать в своей педагогической практике знание структуры качеств личности для достижения образовательных результатов в соответствие со стандартами нового поколения. Личные ресурсыСтруктура ресурсов Преобладают направления деятельности по форми- рованию и развитию Направленность личности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, ценности и др. Воспитательная деятельность Опыт Умения, знания, навыки, привычки Обучение Особенности психических процессов Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания Специальные упражнения, психологические занятия, тренинги Биологические свойства Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства, темперамент Тренировочные упражнения, психологические тренинги

В организации образовательного процесса особенности психических процессов и психофизиологии, определяет для воспитателя и учителя формы заданий, развивающих память, внимание, каналы приема и переработки информации, виды и формы общения каждого ребенка, выбор форм и приемов учебной деятельности ученика комфортных для него, или развивающих недостаточно сформированные навыки С позиции управления качеством образовательного процесса анализ динамики состояния психологических и психофизиологических параметров личности позволяет оценить уровень психологического комфорта детей и скорректировать при необходимости способы и виды воздействия и общения, динамику и вектор направления развития интересов ученика.

Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. объединяет социальные по содержанию качества Определяет отношение человека к окружающему миру, служит направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. потребности Я- концепция Основа направленности личности Основа самоуправляющего механизма личности

п/пОсновные свойства личностиМетодики диагностики 1 Ценностные ориентации Методика Ц.О. /М.Рокич, А. С. Шаров/ Методика изучения межличностных отношений как основы ценностных ориентаций (Шутц) 2 Самооценка Методика Дембо- Рубинштейн (методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе.) 3 Уровень притязаний Методика оценки притязаний, предложенном Ф.Хоппе. 4 Волевой потенциал личности 1. Опросная методика А.А. Хохлова для определения волевой организации личности 2.Диагностика мотивации к достижению успеха Т.Элерса 3.Диагностика волевого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. 5 Тревожность Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса): изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста (общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями) Для определения направленности личности можно использовать следующий диагностический материал:

Особенности психических процессов личности – основа для организации учебной деятельности и основа развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании школьников. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка внимание Объем и устойчивость, переключаемость и концен- трация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. память С 6 до 14 лет у детей активно развивается меха- ническая и отстает логическая память. Если школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти (овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспро- изведения материала и научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях). Мышление От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, школьник поднимается до словесно-логического мышления, развивающего умение рассуждать: сравнивать, обобщать и др., управляемое мышление (думать тогда, когда надо), наглядно - действенное мышление: развивающее решении задач..

Развивающие возможности урока

Урок содержание тексты задания технологии Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Творческая деятельность Ценностно- эмоциональная Стиль

Виды учебных заданий ( по Г.Толлингеровой Задачи требующие логического осмысления информации Задачи требующие творческого мышления, применения, преобразования информации Задачи на воспроизведение Задачи требующие простых мыслитель- ных операций ( добывание, описание информации) Задачи требующие сложных мыслитель- ных операций

Этап прохождения учебного материала Тип учебных заданий Актуализация имеющихся знаний, новый материал ? Первичное усвоение? Тренировка, применение? Контроль, оценка?

Учебные тексты Аксиоматические Проблематизирующие Личностно – окрашен- ные Ценностно – окрашен- ные

Полноценное личностное становление взрослеющего человека требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта. Вместе с тем социальный опыт младшего школьника - еще только зарождающаяся область его личностного развития, а потому требующая постоянного педагогического внимания в целях повышения его влияния на процесс успешной социализации учащихся. Обогащение социально-ролевой составляющей образовательной среды заключается в расширении спектра активно осваиваемых школьниками социальных ролей в ходе осуществления коллективно-творческой, познавательной, исследовательской и др. видах деятельности Продуктивное взаимодействие педагогов и родителей в формировании социального опыта младших школьников Личностные программы соци- ального развития учащихся

Полноценное личностное становление взрослеющего человека требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта. Самый трудный в сложный из всех детских возрастов – подростковый возраст, представляющий собой период становления личности. Центральным и специфическим ново- образованием в лич- ности подростка является возникнове- ния у него -о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стрем- лении быть и счи-таться взрослым Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка, - это более высокий уровень самосоз- нания, потребность осознать себя как личность Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, Формирование полезных личностных качеств, связанных с взаимоотно- шениями людей, в том числе умения налажи-вать деловые контакты, договориться о совмест- ных делах, распределять между собой обязаннос-ти и т.д.

Развитие социального опыта в старшем школьном возрасте Усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении. Чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания. Помочь ребенку прио- брести четкие представ-ления о нормах и правилах, существующих в обществе Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе Научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью и др. Помочь ребенку в осознании своей индивидуальности и формировании личных ценностей Задачи воспитания и развития Задачи воспитания и развития для формирования социальных качеств для формирования социальных качеств

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида. Школа должна пройти через самообучение, самоосмысление содержания и технологии ценностного воспитания Педколлективу нужно знать: Какие ценности должны составлять предмет ценностного образования и воспитания? Через какие школьные деятельности происходит формирование ценностной основы личности? Выбранные человеком ценности: 1.Определяют мотив деятельности и поведение человека. 2. Выступают критерием оценивания окружающей действительности. 3. Определяют отношения к действительности, к социуму и отражают уровень культуры Личностный рост

Ценностное отношение к образованию в начальной школе Воспитание ценностного отношения к образованию младших школьников Это целенаправленный процесс социализации школьников Социальное значение образования приобретает для школьника личностный смысл и расценивается как нечто значимое для себя

Проявление ценностного отношения к образованию в начальной школе Знания об образовании Знания о школе, об уроке Проявление положительных мотивов к образованию (интерес, желание учиться, выполнять д/з и др.) Преобладание положительных эмоций на уроках Доброжелательные межличностные отношения в школе Желание развивать свои способности Знание правил поведения в школе Положительный настрой на учебу Вызов положительных эмоций об образовании

Методы и приемы воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций школьников Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям Организация экскур-сий с последующим обсуждением с цен- ностной точки зрения Использование при-меров из художествен-ной и духовной литера-туры; чтение и обсужде-ние прочитанного Создание ситуа- ций для обще-ния с разными людьми и после-дующее обсуж-дение Общение с при- родой; создание ситуаций для оказания помо-щи живым су-ществам Планирование конкретных добрых дел Поездки в места, насы- щенные культурными, духовными смыслами - погружение в атмосферу Разработка и проведение акций, имею-щих ценностное содержание.

Методы и приемы воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций школьников Установление и поддержание цен- ностных традиций класса, школы. Публичная нравственная оценка событий и поступков Творческая деятель- ность: нахождение ценностных сюжетов для фотографии, рисунка и др. Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет Сюжетно-роле-вые игры, пред- полагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответст-венности за них. Проведение совмест-ной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий Разбор конфликт- ных ситуаций Групповые дискуссии, обсуждения.

Отработать методы и приемы поддержания и выполнения ценностных установок Составление ценностно- содержательного глоссария Заявления о ценностях школы, класса. Мониторинг его выполнения Составление банка диагностических методик Выделение в программах преподаваемых предметов и доп. образования, присутствия областей ценностного образования Направлениядеятельности педколлектива по формированию ценностных ориентаций школьников Система работы по диаг- ностике и сбору инфор- мации о ценностных установках учеников Система работы по диаг- ностике и сбору инфор- мации о ценностных установках учеников Разработка состава пове- денческих ценностей (пра- вила в спорах, дискуссиях, к ученическим обязанностями др.)