1 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Непрерывное обучение информатике в школе на базе учебно-методического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д.пед.н., профессор Макарова Наталья Владимировна (812)
Advertisements

Программа Макаровой Н.В. и профильное обучение Октябрь Омск 2007.
Д.пед.н., профессор Макарова Наталья Владимировна (812)
1 С Е М И Н А Р МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ИНФОРМАТИКА и ИКТ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Ведущие: Наталья Владимировна Макарова - руководитель.
Подготовила: учитель МБОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской обл. Нетесова Н. А.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Информатика»
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Информатика в 5-7-х классах Томск, 2010 Образовательный центр «Школьный университет »
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Программа 8-9 класс Семакин И.Г.. 8 класс (1 час в неделю) 1.Введение в предмет (1 ч) 2.Человек и информация (4 ч (3 + 1)) 3.Первое знакомство с компьютером.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Особенности и структура контрольно – измерительных материалов по информатике и ИКТ (9 класс) Председатель предметной комиссии по информатике Ленинского.
I. Информация и информационные процессы 1. Определение информации. Свойства информации. 2. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.
Урок 2. Информационные процессы в обществе и природе.
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Транксрипт:

1 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Непрерывное обучение информатике в школе на базе учебно-методического комплекта «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» (базовый уровень) д.пед.н., профессор Макарова Наталья Владимировна к.пед.н., доцент Титова Юлияна Францевна (812) С Е М И Н А Р

2 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Содержание семинара 1.Требования Государственного образовательного стандарта 2.Концепция построения курса и основные содержательные линии дисциплины «Информатика и ИКТ» 3.Учебно-методическое обеспечение для основной школы 4.Учебно-методическое обеспечение для полной средней школы. Базовый уровень 5.Методическое обеспечение для учителей 6.Расширение базового уровня 7.Анализ соответствия требований ЕГЭ требованиям ГОС 8.Презентация диска с учебно-методическими материалами

4 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Историческая справка Авторский коллектив – преподаватели с большим опытом преподавания школьной информатики Авторский коллектив – преподаватели с большим опытом преподавания школьной информатики 1997 г. – начало работы 1997 г. – начало работы 1998 г. – первый вариант комплекта 1998 г. – первый вариант комплекта 2001 г. – второй вариант комплекта 2001 г. – второй вариант комплекта 2003 г. – изданы методические пособия для учителей по основному курсу 2003 г. – изданы методические пособия для учителей по основному курсу г. г.– переработанному комплекту «Информатика и ИКТ», присвоен гриф МО РФ «Рекомендовано…» и учебники включены в федеральный перечень г. г.– переработанному комплекту «Информатика и ИКТ», присвоен гриф МО РФ «Рекомендовано…» и учебники включены в федеральный перечень

5 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Учебно-методический комплект «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»

6 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

7 1. Требования Государственного образовательного стандарта «Информатика и ИКТ» для среднего (полного) общего образования

8 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Требования стандарта знать/понимать Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; Назначение и функции операционных систем.

9 Требования стандарта уметь Оперировать различными видами информационных объектов и соотносить результаты с реальными объектами; Распознавать и описывать информационные процессы; Использовать готовые информационные модели и оценивать их соответствие реальному объекту и целям; Оценивать достоверность информации; Иллюстрировать учебные работы с использованием ИТ; Создавать информационные объекты сложной структуры; Создавать, редактировать и пр. записи в базах данных; Наглядно представлять числовые показатели с помощью деловой графики.

10 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Требования стандарта использовать в практической деятельности Эффективно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности; Ориентироваться в информационном пространстве; Автоматизировать коммуникационную деятельность; Соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией; Эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство.

11 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 2. Концепция построения и основные содержательные линии дисциплины «Информатика и ИКТ»

12 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

13 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой В информационном обществе особая роль отводится развитию мышления, уровень которого определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения «Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий» Философский словарь «Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий» Философский словарь

14 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Умение человека работать с информацией определяет: Уровень его информационной культуры; Уровень развития мышления; Успех в профессиональной карьере.

15 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой создание индустрии производства и обработки информации;. изучение законов функционирования информации об объектах, процессах, явлениях. Надо научиться: выделять объекты и отбирать необходимую о них информацию; обрабатывать и передавать информацию. Технические средства; Компьютерные программные комплексы. Как это делать? Информационный подход в науке Системно-информационная концепция

16 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Системно-информационная концепция Основные идеи системного подхода: 1.Формулировка цели 2.Определение проблемы в целом и декомпозиция ее на отдельные подзадачи 3.Анализ последствий принятия решения по каждой задаче и проблеме в целом Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих единую целостность Системный подход – исследование объектов как системы

17 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Системно-информационная концепция Модель исследуется по критерию: адекватности (соответствие модели заданной цели); степени чувствительности модели к внешним воздействиям. Инструментальная основа – компьютерная технология Основной метод - построение обобщенной модели, отображающей существенные свойства системы и все факторы, воздействующие на нее

18 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой РЕАЛЬНЫЙ МИР ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА (КАРТИНА МИРА) КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА ОБЪЕКТ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТЫ- ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЬЮТЕР

19 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой СИСТЕМА БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ Объект Информационная модель Система Информация Информационный процесс Техническое и программное обеспечение компьютера Техническое и программное обеспечение компьютера Модель Компьютерная модель

20 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Основные этапы исследования на базе системного подхода Задание цели исследования; Отбор информации об объекте как едином целом или как системе для построения информационной модели; Выбор программной среды и построение компьютерной модели; Компьютерное моделирование; Анализ результатов и синтез (принятие решения).

21 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Преподавание информатики на основе системно-информационной концепции позволяет учителю: организовать межпредметные связи; организовать межпредметные связи; обеспечить интеграцию знаний из разных предметных областей; обеспечить интеграцию знаний из разных предметных областей; закрепить полученные знания из других предметных областей. закрепить полученные знания из других предметных областей. ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ СРЕДИ ВСЕХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

22 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Основные содержательные линии дисциплины «Информатика и ИКТ»

23 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Основные цели школьного курса информатики Формирование информационной культуры школьника; Развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей; Обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры информационных объектов и их взаимосвязей, которые являются моделями реальных объектов и процессов; Интеграция знаний разных предметных областей.

24 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Компьютер Архитектура компьютера Процессор Внутренняя память Внешняя память Периферийные устройства Компьютерная сеть Кодирование информации Логические основы построения компьютера ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Информация Информационный процесс Объект Система Среда Класс Классификация Модель Информационная модель Моделирование Компьютерный эксперимент ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Алгоритм Программа Файл, папка Системная среда Среда программирования Инструментарий программирования Прикладная среда Компьютерный документ Редактирование Форматирование ИНФОРМАТИКА и ИКТ

25 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Теория - 20 час. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Теория - 45час. Практика - 22час. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Теория - 31 час. Практика - 78час. ИНФОРМАТИКА и ИКТ (основная школа) 204 час. = 68 час. * 3 года Теория - 96 час. Практика час. Зачетные занятия - 8 час.

26 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой ИНФОРМАТИКА и ИКТ (полная школа, базовый уровень) 136 час. = 68 час. * 2 года Теория (некомпьютерный занятия) - 68 час. Практика - 68 час.

27 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Концентрический метод изучения тем содержательных линий; Концентрический метод изучения тем содержательных линий; Модульность представления учебного материала для реализации собственного маршрута обучения; Модульность представления учебного материала для реализации собственного маршрута обучения; Индивидуализация обучения на компьютерной практике при групповой форме организации учебной деятельности. Индивидуализация обучения на компьютерной практике при групповой форме организации учебной деятельности.

28 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 3. Учебно-методическое обеспечение для основной школы

29 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Раздел 1. Учимся работать на компьютере Раздел 2. Компьютерная графика Раздел 3. Среда программирования ЛогоМиры Пропедевтический курс 1. Работа с окнами, меню 2. Освоение простейших программ Блокнот и Калькулятор 3. Освоение приемов работы с текстом 1. Освоение технологии работы в среде Paint 2. Построение геометрических изображений 3. Представление об алгоритме и его использование при создании граф. объекта 4. Представление о модели и моделировании 1. Освоение технологии программирования 2. Создание микромира и его обитателей Организация движения черепашкиОрганизация движения черепашки Создание мультипликацийСоздание мультипликаций

30 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Основной курс Учебник «Информатика и ИКТ». 8-9 класс Учебник «Информатика и ИКТ». 8-9 класс Практикум по информационным технологиям. 8-9 класс. Практикум по информационным технологиям. 8-9 класс. Задачник по моделированию класс. Базовый уровень. Задачник по моделированию класс. Базовый уровень.

31 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Раздел 1. Раздел 1. Информационная картина мира Раздел 2. Раздел 2. Техническое обеспечение ИТ Раздел 3. Раздел 3. Программное обеспечение ИТ Теория инвариантное ядро курса – мало изменяемая во времени система знаний

Информационная картина мира 1.Понятие об информации 2.Представление информации 3.Информационная деятельность человека 4.Информационные процессы 5.Информационные основы процессов управления 6.Представление об объектах окружающего мира 7.Представление о модели объекта 8.Представление о системе объектов 9.Основы классификации 10.Классификация моделей 11.Основные этапы моделирования 32 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Программное обеспечение ИТ 1.Представление об алгоритмах 2.Представление о программе. Классификация программ 3.Системная среда Windows 4.Общая характеристика прикладной среды 33 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Техническое обеспечение ИТ 1.Представление о микропроцессоре 2.Устройства памяти 3.Устройства ввода и вывода информации 4.Взаимодействие устройств компьютера 5.Аппаратное обеспечение компьютерных сетей 6.Логические основы построения компьютера 7.История развития компьютерной техники 8.Классификация компьютеров 34 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

35 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Практикум Раздел 1. Освоение системной среды Windows Раздел 2. Освоение среды графического редактора Раздел 3. Освоение среды текстового процессора Раздел 4. Освоение среды табличного процессора Раздел 5. Освоение СУБД Раздел 6. Коммуникации в Интернет Раздел 7. Раздел 8. Программирование в среде ЛОГО Основы алгоритмизации

Содержание и структура раздела 8 Комплекс прикладных задач, ориентированных на использование разных алгоритмических конструкций. 36 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ Блок-схема алгоритма Словесный алгоритм Программа на Кумире Программа на языке Паскаль Программа на языке Visual Basic

37 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Конструкция следования Задача. Соотношение Пифагора Словесный алгоритм Начало алгоритма 1)Введите значение площади основания цилиндра. 2)Рассчитайте радиус основания цилиндра. 3)Рассчитайте объем цилиндра. 4)Рассчитайте объем шара. 5)Найдите соотношение между объемами цилиндра и шара. 6)Выведите расчеты. Конец алгоритма

38 Блок-схема алгоритма 2 3 Начало Конец Вывод подсказки Ввод площади основания Расчет радиуса основания цилиндра Расчет объемов цилиндра и шара Расчет соотношения Вывод расчетов

39 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Программа на Кумире с пояснениями и тестированием

40 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Программы на языках Pascal и Visual Basic

41 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Задачник по моделированию Представлено развитие теории моделирования, представленной в учебнике

Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей Прототип Моделирование Принятие решения Объект Явление Процесс Создание Модификация Использование

ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 1 этап. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 2 этап. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ 3 этап. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 4 этап. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 этап. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Описание задачи Цели моделирования Формализация задачи Как сделать,чтобы…? Что будет, если…?

Формализация задачи Что моделируется (объект, система)? Какие параметры моделируются? Какие параметры известны, и какие надо определить? Возможный диапазон значений Отношения и связи (для систем) Правила получения результата

2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ Компьютерная модель Модель, реализованная средствами программной среды Информационная модель (таблица характеристик, формулы, чертежи и пр.)

3. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Проведение исследования 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ План экспериментов Тестирование модели Реальные исходные данные

48 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Задачник по моделированию Задачник по моделированию Раздел 1. Моделирование в среде графического редактора Моделирование в среде графического редактора Раздел 2. Моделирование в среде текстового процессора Раздел 3. Моделирование в электронных Моделирование в электронных таблицах Раздел 4. Информационные модели в базах данных

49 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 4. Учебно-методическое обеспечение для полной средней школы. Базовый уровень 1. Учебник «Информатика и ИКТ». Базовый уровень. 10 класс 2. Учебник «Информатика и ИКТ». Базовый уровень. 11 класс 3. Практикум по программированию. Базовый уровень. 4. Задачник по моделированию. Базовый уровень класс

50 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Информатика и ИКТ 10 класс Глава 1. Глава 1. Информационные процессы, модели, объекты Глава 2. Глава 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа Глава 3. Глава 3. Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети Глава 4. Глава 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций Глава 5. Глава 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Глава 6. Глава 6. Информационная технология разработки проекта

51 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, МОДЕЛИ, ОБЪЕКТЫ Роль информации в жизни человека Информация и данные Свойства информации Информационный процесс Информационная модель объекта Роль цели при разработке информационной модели объекта Понятие адекватности информационной модели Информационный объект

52 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Роль информации в жизни человека 1.1. Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределенности знаний о них Свойства информации: Актуальность; Доступность; Достоверность; Полнота; Адекватность; Репрезентативность

53 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Информационный процесс 1.2. Информационный процесс – это процесс сбора(приема), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации

54 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Информационная модель объекта 1.3. Модель – аналог (заместитель) реального объекта исследования (оригинала), отражающий его существенные свойства, отобранные в соответствии с заданной целью исследования Информационная модель – целенаправленно отобранная и представленная в некоторой форме наиболее существенная информация об объекте Адекватность информационной модели – это соответствие информационной модели объекту- оригиналу по тем свойствам, которые отобраны для исследования

55 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 1.4. Информационный объект Цель 1 Информационная модель 1 Цель 2 Информационная модель 2 Цель 3 Информационная модель 3 Объект Реальный мир Информационная картина мира

56 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 1.4. Информационный объект Информационный объект 1 Информационный объект 2 Информационный объект 3 Информационная картина мира Информационная среда Информационный объект Информационный объект – это совокупность логически связанной, представленной в некоторой среде, предназначенной для обработки информации

57 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 2. Информационная технология работы с текстовыми документами Систематизация знаний об объектах текстового документа; Систематизация знаний об объектах текстового документа; Углубленное изучение технологии форматирования объектов текстовых документов; Углубленное изучение технологии форматирования объектов текстовых документов;

58 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 3. Информационно- коммуникационные технологии в компьютерной сети Изучение технологии работы с электронной почтой; Изучение технологии работы с электронной почтой; Изучение технологии поиска информации. Изучение технологии поиска информации. Цель: Развитие коммуникационной культуры

59 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 4. Технологии представления информации в виде презентаций Поиск, отбор и анализ материала для презентации; Поиск, отбор и анализ материала для презентации; Разработка плана (сценария) презентации; Разработка плана (сценария) презентации; Технологии создания презентации; Технологии создания презентации; Создание нелинейной структуры презентации с помощью элементов управления (кнопок, гиперссылок); Создание нелинейной структуры презентации с помощью элементов управления (кнопок, гиперссылок); Анимация объектов. Анимация объектов.

60 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

61 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 5. Обработка табличной информации среде Excel Цель Цель: углубленное изучение среды табличного процессора для построения простейших информационных систем обработки информации Практикумы Статистическая обработка массива данных; Статистическая обработка массива данных; Технология накопления данных и их обработка; Технология накопления данных и их обработка; Автоматизированная обработка анкет. Автоматизированная обработка анкет.

62 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Статистическая обработка массива данных Доля иногородних поступающих Доля поступающих по видам вступительных экзаменов Юноши и девушки по направлениям обучения

63 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Технология накопления данных и их обработка

64 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Автоматизированная обработка анкет

65 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 6. ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Проект и основные этапы его разработки 6.2. Информационные модели проекта 6.3. Практикум. Разработка социального проекта «Жизнь без сигарет» 6.4. Практикум. Информационная технология создания проекта «Жизнь без сигарет»

66 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Проект и основные этапы его разработки 6.1. Основные этапы разработки проекта Замысел проекта Планирование проекта Контроль и анализ результатов выполнения проекта Проект – это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги

67 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Информационные модели проекта 6.2. Дерево целей проекта Дерево целей проекта Структура продукта Структура продукта Структура разбиения работ Структура разбиения работ Матрица ответственности Матрица ответственности Иерархическая структура ТаблицаТаблица, отражающая степень ответственности каждого участника за определенные работы

68 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Иерархическая структура Иерархическая структура N K.3.K. … … … Название (цели, проекта, продукта) 1-й уровень детализации 2-й уровень детализации

69 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Матрица ответственности Матрица ответственности Ответственный за выполнение проекта А1А2А / /+-/+-/+-/ /+-/+-/+-/+ Участники Работы

70 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Комплексное использование умений по информационной технологии Разработка информационных моделей социального проекта «Жизнь без сигареты»

71 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Дерево целей проекта Борьба с ранним курением учащихся Исследовать вопросы курения, задействовав изучаемые в школе предметы. Провести реальные мероприятия по борьбе с курением Исследовать причины курения и воздействие никотина на различные возрастные группы Вовлечь в обсуждение проблемы учащихся школы и пользователей Интернет Показать вред курения с точки зрения врачей Показать перспективы курения

72 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Структура работ 2.1 Организовать участие специалистов Проект «Жизнь без сигареты» 1. Подготовить комплект выходных информационных продуктов 2. Подготовить заключительное мероприятие 1.1 Создать альманах из лучших конкурсных работ 1.2 Создать презентацию «На приеме у врачей- специалистов» 1.3 Построить диаграммы по результатам тестирования 1.4 Создать Web- страницу о работе над проектом 2.2 Организовать антиникоти- новые акции

73 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Структура продукции Комплект выходных информационных продуктов Альманах лучших конкурсных работ 1-11-х классов Презентация «На приеме у врачей- специалис- тов» Плакаты с диаграммами по результатам тестирования Web-страница, отображающая результаты работы над проектом

74 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Формы для тестовых компьютерных опросов в проекте

75 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Обработка результатов опроса

76 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Информатика и ИКТ. 11 класс Глава 1. Основы социальной информатики Глава 2. Информационные системы и технологии Глава 3. Информационная технология автоматизированной обработки текста Глава 4. Информационная технология хранения данных Глава 5. Подготовка к экзаменам

77 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ От индустриального общества - к информационному - О роли и значении информационных революций - Характеристика индустриального общества - Характеристика информационного общества - Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное Информационная культура современного человека Информационные ресурсы - Представление об информационных ресурсах - Информационные услуги и продукты

78 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Этические и правовые нормы информационной деятельности людей - Правовое регулирование - Этические нормы Информационная безопасность - Основные цели и задачи информационной безопасности - Информационные угрозы - Методы защиты информации Глава 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

79 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ Информационные системы - Представление об информационной системе - Понятие разомкнутой и замкнутой ИС - Классификация ИС - Типовые обеспечивающие подсистемы ИС Информационные технологии - Сопоставление материальной и информационной технологий - Инструментарий информационной технологии - Информационные технологии и системы - История развития информационной технологии

80 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ Разработка структуры текстового документа; Разработка структуры текстового документа; Инструменты автоматического редактирования документа; Инструменты автоматического редактирования документа; Инструменты автоматического форматирования документа. Инструменты автоматического форматирования документа.

81 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ Теоретические основы проектирования баз данных; Теоретические основы проектирования баз данных; Создание многотабличной базы данных; Создание многотабличной базы данных; Управление базой данных (формы, запросы, отчеты). Управление базой данных (формы, запросы, отчеты).

82 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Схема данных

83 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Пример составной формы

84 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Глава 5. Подготовка к экзаменам Перечень возможных экзаменационных вопросов; Перечень возможных экзаменационных вопросов; Перечень экзаменационных практических заданий; Перечень экзаменационных практических заданий; Соответствие материала учебника и ГОС по информа- тике и ИКТ. Соответствие материала учебника и ГОС по информа- тике и ИКТ. Подготовка к экзаменам

85 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 5. Методическое обеспечение для учителей

86 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

87 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 2 РАЗДЕЛЫ... Тема урока 1 Тема урока 2 Тема урока N... Тема урока 1 Тема урока 2 Тема урока S... Тема урока 1 Тема урока 2 Тема урока K

88 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В НАЧАЛЕ КАЖДОГО РАЗДЕЛА Цели обучения Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь Ключевые понятия Методическое обеспечение Количество часов Поурочно-тематическое планирование (описание последовательности изучения тем)

89 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАЖДОГО УРОКА Цель урока; Цель урока; Опорные понятия; Опорные понятия; Новые понятия; Новые понятия; Задачи учителя; Задачи учителя; Методика проведения урока; Методика проведения урока; Домашнее задание. Домашнее задание.

90 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ Организация учебной деятельности на основе сочетания различных организационных форм: Организация учебной деятельности на основе сочетания различных организационных форм: Метод диалога для введения новых понятий; Метод диалога для введения новых понятий; Активная форма обучения для закрепления материала: игра, викторина, конкурс и др. Активная форма обучения для закрепления материала: игра, викторина, конкурс и др. Формулировка определений; Формулировка определений; Примеры, основанные на жизненном опыте учащихся, для объяснения нового материала; Примеры, основанные на жизненном опыте учащихся, для объяснения нового материала; Задания, направленные на индивидуализацию обучения. Задания, направленные на индивидуализацию обучения.

91 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 6. Расширение базового уровня

92 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Развитие линии «Алгоритмизация и программирование» в учебно-методическом комплекте В учебнике для «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» первое знакомство с программированием – разработка виртуальных микромиров в среде ЛогоМиры; В учебнике для «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» первое знакомство с программированием – разработка виртуальных микромиров в среде ЛогоМиры; В учебнике для 8-9-х классов тема 12 «Алгоритмы»; В учебнике для 8-9-х классов тема 12 «Алгоритмы»; В практикуме для 8-9-х классов: В практикуме для 8-9-х классов: –практикум по основам алгоритмизации» (Раздел 8); –реализация алгоритмов в среде ЛогоМиры (Раздел 7). Практикум по программированию на Visual Basic для старшей школы. Практикум по программированию на Visual Basic для старшей школы.

93 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Практикум по программированию класс Практикум по программированию класс Темы 1-7 Основные инструменты среды Visual Basic Темы 8-9 Процедуры. Функции Темы Циклы. Условные операторы. Массивы Темы Работа со строками, списками, файлами

94 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Элективный курс Компьютерное делопроизводство Первый раздел (главы 1-12) – теоретические знания по основам делопроизводства Второй раздел (главы 13-18) – практическое руководство по делопроизводству в электронном офисе

95 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Модели обучения Модели Всего Основная Основная + раб. тетради (5-6) Основная + раб. тетради (5-6) Сокращенная По стандарту - базовый уровень

7. Анализ соответствия требований требованиям ГОС

97 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

98 Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования РФ 1236 от и 56 от ). В связи с принятием федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования РФ 1089 от 5 марта 2004 г.), данный кодификатор носит временный характер и в 2007 г. будет заменен на новый, основанный на федеральном компоненте стандарта г.г.

99 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования РФ 1236 от и 56 от ) и стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования РФ 1089 от 5 марта 2004 г.) 2009 г.

100 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой «…задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 200* году… Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, числе, форме, уровне сложности заданий…»

101 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ ЗаданийБаллов Информация и ее кодирование 7/9/…7/9/… Алгоритмизация и программирование 13/12/10/…28/27/18… Основы логики 6/9/6…6/9/6… Моделирование и компьютерный эксперимент 1/0…1/0… Социальная информатика 0 0 Основные устройства ИКТ 3/1/0…3/1/0… Программные средства ИКТ 3/2/1/…3/2/1/… Технология обработки текстовой информации 00 Технология обр-ки граф-й и звук-й инф 1/0/…1/0/… Технология об-ки инф в электр-х таб 2/2/2/2/32/2/2/2/3 Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных 2/0/1/1/02/0/1/1/0 Телекоммуникационные технологии 2/2/1/3/32/2/1/3/3 Итого40/37/30/32/3255/52/38/40/40

102 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Распределение заданий ЕГЭ по элементам содержания в 2004 г.

103 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Распределение баллов за задания ЕГЭ по элементам содержания в 2004 г.

104 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Распределение заданий ЕГЭ по элементам содержания в 2005 г.

105 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Распределение баллов за задания ЕГЭ по элементам содержания в 2005 г.

106 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Анализ заданий Для сдачи ЕГЭ требуются знания и умения Алгоритмизации и программирования; Алгоритмизации и программирования; Основ алгебры логики; Основ алгебры логики; Кодирования информации. Кодирования информации.

107 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Анализ требований стандарта по линии «Алгоритмизация и программирование» Алгоритмизация упоминается в стандарте для основной школы. Дидактические единицы, посвященные алгоритмизации занимают 4 строки из 100 в стандарте для основной школы и 1,5 строки из 38 в стандарте для старшей школы (базовый уровень), что в обоих случаях составляет 4% дидактических единиц; Алгоритмизация упоминается в стандарте для основной школы. Дидактические единицы, посвященные алгоритмизации занимают 4 строки из 100 в стандарте для основной школы и 1,5 строки из 38 в стандарте для старшей школы (базовый уровень), что в обоих случаях составляет 4% дидактических единиц; Программирование в стандарте для основной школы НЕ упоминается; Программирование в стандарте для основной школы НЕ упоминается; Программирование в стандарте для старшей школы (базовый уровень) НЕ упоминается. Программирование в стандарте для старшей школы (базовый уровень) НЕ упоминается.

108 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Выводы Требования стандарта по информатике для базового уровня и знания, проверяемые ЕГЭ, различаются как по содержанию, так и по удельному весу дидактических единиц Требования стандарта по информатике для базового уровня и знания, проверяемые ЕГЭ, различаются как по содержанию, так и по удельному весу дидактических единиц При тех часах, что отводятся на изучение курса информатики и ИКТ по базисному учебному плану, научить алгоритмизации и программированию невозможно При тех часах, что отводятся на изучение курса информатики и ИКТ по базисному учебному плану, научить алгоритмизации и программированию невозможно ЕГЭ по информатике ориентировано на учащихся физико-математического и информационно- технологического профиля ЕГЭ по информатике ориентировано на учащихся физико-математического и информационно- технологического профиля Учащимся, осваивающим в школе базовый курс информатики, необходимы дополнительные занятия, ориентированные на решение типовых заданий ЕГЭ Учащимся, осваивающим в школе базовый курс информатики, необходимы дополнительные занятия, ориентированные на решение типовых заданий ЕГЭ

Документы 1. Результаты единого государственного экзамена 2007 года: Аналитический отчет. Представлены авторы всех частей, кроме раздела «Информатика»Результаты единого государственного экзамена 2007 года: Аналитический отчет. 2. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании ИНФОРМАТИКИ в средней школе». Авторы В.Р. Лещинер, П.А. Якушкин - члены федеральной предметной комиссии по информатикеМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании ИНФОРМАТИКИ в средней школе».

Выдержки из письма Цель ЕГЭ: выделить учащихся, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой. Массовость ЕГЭ по Информатике: в целом по России в экзамене приняли участие только 0,24% выпускников!!!

Выдержки из письма Подтверждается разрыв между требованиями школьной программы и запросами приемных комиссий вузов. Высшие учебные заведения предъявляют завышенные требования к абитуриентам, которые невозможно реализовать без специальной подготовки, дополняющей школьный курс информатики К базовому уровню относится только 50% от общего числа заданий Информатику выбирают менее 3% выпускников региона, что четко указывает на профильный характер этого экзамена

Выдержки из письма При сканировании и распознавании ответов на задания второй части возможны ошибки обработки (!) В экзаменационных работах много ошибок, связанных с неправильным заполнением бланка ответов на вопросы второй части работы Источником большого количества ошибок является слабая математическая подготовка выпускников. Это сказывается на результатах по информатике в силу высокой роли межпредметных связей в курсе этой дисциплины. Даже эксперты не могут решить задания группы С!!!

113 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Макарова Наталья Владимировна (812)