Психологическое сопровождение развития ребенка в ОУ в условиях работы по ФГОС ГОБОУ НОЦПМСС 2012 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Advertisements

Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
«Психологическое сопровождение введения ФГОС». «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия ст. преподаватель кафедры ФО Е. В. Сверкунова.
Транксрипт:

Психологическое сопровождение развития ребенка в ОУ в условиях работы по ФГОС ГОБОУ НОЦПМСС 2012 год

ФГОС НОШ Cовокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Нормативно-правовая основа Приказ Министерства образования и науки РФ от г 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Приказ Министерства образования от «О внесении изменений в ФГОС, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от г. 373»

В чем инновационность проекта нового Стандарта основного общего образования? - содержание, методы, формы и средства обучения представлены в единой системе по всем ступеням обучения на единой методологической основе ; - в основе: системно-деятельностный подход основной результат: развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю - ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования

Системно- деятельностный подход -специальная организация учебного процесса – учебной деятельности, учебного материала, учебной среды - целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения.

Системно- деятельностный подход Психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.

Системно- деятельностный подход Основная педагогическая задача создание организации условий, инициирующих детское действие Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта формирование универсальных способов действий

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени НОО 1. Формирование основ гражданской идентичности личности: - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; -осознание ответственности человека за благосостояние общества -восприятие мира, как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; -отказ от деления на «своих» и «чужих»; - уважение истории и культуры каждого народа.

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени НОО 2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации и сотрудничества: -доброжелательность, доверие и внимание к людям; -готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиций всех участников

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени НОО 3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма: -принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени НОО 4. Развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: -развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени НОО 5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: -формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; -готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; -критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; -готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; -целеустремленность и настойчивость в достижении целей; -готовность к преодолению трудностей, жизненный оптимизм; - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей

В соответствии со Стандартом на ступени НОО осуществляется: -формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; -становление основ гражданской идентичности, -духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Портрет выпускника начальной школы: Это человек: -любознательный, интересующийся, активно познающий мир; -владеющий основными умениями учиться; -любящий родной край и свою страну; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества; -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; -доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; -умеющий высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Система требований ФГОС: Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ I. Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира. II. Метапредметные – освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия III. Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

II. Метапредметные универсальные учебные действия: 1. Регулятивные УУД. 2. Познавательные УУД: - общеучебные УД - логические УД - постановка и решение проблемы 3. Коммуникативные действия.

1. Регулятивные универсальные учебные действия Обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самими обучающимися, учителем, товарищами; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору, в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

2.1. Познавательные универсальные учебные действия (общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы) Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - рефлексия способов и условий действия; - смысловое чтение, выбор вида чтения в зависимости от цели; - определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем различного характера; Особую группу общеучебных УД составляют знаково-символические действия: - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2.2. Познавательные универсальные учебные действия (общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы) - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез – составление целого из частей, достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.

2.3. Познавательные универсальные учебные действия (общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы) - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

III. Личностные универсальные учебные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В учебной деятельности выделяют три вида личностных действий: -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; -смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (ученик должен задаваться вопросом «какое значение и какой смысл имеет для меня учение» и уметь на него отвечать) - нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей)обеспечивающее личностный моральный выбор.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на: формирование общей культуры, духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Разделы основной образовательной программы: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО* 3. Учебный план начального общего образования 4. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО* 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни* 8. Программа коррекционной работы* 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы*

Требования к условиям реализации основных образовательных программ Представляют систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов НОО Цель создание комфортной развивающей образовательной среды: - обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; - гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; - по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Система условий включает: - кадровые, - психолого-педагогические*, - финансовые, - материально-технические, - учебно-методические и условия информационного обеспечения

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы НОО (дополнения, п.28) Должны обеспечивать: 1. Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса; 2. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей обучающихся; 3. Вариативность направлений психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса: - сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся - формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни - дифференциация и индивидуализация обучения - мониторинг возможностей и способностей обучающихся (выявление и поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья - формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников - поддержка детских объединений, ученического самоуправления 4. Диверсификацию уровней психолого- педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения) 5. Вариативность форм псих.пед. сопровождения (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза

Система оценки достижения планируемых результатов Направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечение в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся через формирование навыков: - саморефлексии - самоанализа - само и взаимооценки - самоконтроля

Функции системы оценивания: 1. Ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов; 2. Обеспечение эффективной обратной связи; 3. Управление образовательным процессом

Оценка личностных результатов* - сформированность внутренней позиции обучающегося (положительное отношение к ОУ, урокам, познанию, одноклассникам, «хорошим ученикам»; - сформированность гражданской идентичности (гордость за страну, любовь к своему краю, знание его истории); - сформированность самооценки (способности адекватно видеть причины успеха/неуспеха, достоинства и недостатки, уважать себя) - сформированность мотивации учебной деятельности; - знание моральных норм (в отношении себя и других).

Оценка метапредметных результатов (умения учиться) Действия, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся: - способность принимать и сохранять учебную задачу; - проявлять инициативу в обучении; - умение находить необходимую информацию; - умение использовать знаково-символические средства; - способность к анализу, логическим операциям, классификации; - умение сотрудничать с педагогами, сверстниками, принимать на себя ответственность за результат

Портфель достижений как инструмент оценки Специально организованная подборка работ учащегося, демонстрирующих достижения в различных областях Позволяет: - поддерживать мотивацию -поощрять активность и самостоятельность - развивать навыки рефлексии - формировать умение целеполагания

Состав портфеля достижений: 1. Выборки детских работ формальных и творческих (диктанты, сочинения, авторские работы, аудиозаписи и т.д.) 2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы педагогов, наблюдения психолога и т. д.) 3. Материалы достижений во внеучебной деятельности