Личностно ориентированный урок в вечерней школе Иванова А.В., заместитель директора по УВР МОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно ориентированный урок в вечерней школе Иванова А.В., заместитель директора по УВР МОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи.
Advertisements

Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Отчет по самообразованию за учебный год учителя русского языка и литературы Лексиной Л.В.
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Автайкина О.Н. учитель начальных классов.
Выполнила: учитель математики Филиала МБОУ СОШ с. Бессоновка в с. Блохино Мещерякова Г. В.
В ЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ : «О СОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА » Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Личностно-ориентированное развивающее обучение. Акценты целей Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить,
Презентация на тему: Личностно-ориентированное обучение
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
Личностно- ориентированный урок: особенности построения и анализа.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Личностно- ориентированное обучение. Актуальность личностно- ориентированного обучения На современном этапе развития общества перед школой стоит задача.
Учитель начальных классов Лаврова М.В. МАОУ Усовская СОШ.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
* саморазвитие, * самообразование, * самораскрытие личности.
Транксрипт:

Личностно ориентированный урок в вечерней школе Иванова А.В., заместитель директора по УВР МОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи

Понятие личностно ориентированного обучения Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире на сегодняшний день является личностно ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ученика, его самобытность, самоценность, субъектный опыт которого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Ученик в системе личностно ориентированного обучения получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры.

Педагог в системе личностно ориентированного обучения не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения, воздействует как на интеллектуальное, так и на эмоциональное развитие учащихся. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с учащимися, основанный на доверии и взаимопонимании.

Принципы построения личностно ориентированной системы обучения Традиционно образовательное обучение - Развитие личности ориентируется на задаваемый эталон. - Основные составляющие учебно- воспитательного процесса – обучение и воспитание. - Задача традиционного обучения - развитие познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматриваются, прежде всего, как типовые. - Содержание образования включает научные знания. - Индивидуальные способности ученика «просматриваются» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний (Чем лучше теоретические знания, тем выше обучаемость). Личностно ориентированное обучение - Развитие личности ориентируется на субъективный опыт самого ученика. - Основа личностно ориентированного обучения – развитие личности. - Задача обучения – помочь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. - - Содержание образования включает не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. - Динамика развития ученика сравнивается не по горизонтали, а по вертикали, т.е. с самим собой, а не с другим.

Личностно ориентированный урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели: использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Базовые технологии и методы обучения, помогающие реализовать личностно ориентированное обучение технология проблемного обучения технология проектного обучения технология развития критического мышления технология решения изобретательских задач эвристическая беседа использование дидактического материала обучение в сотрудничестве (в группах) разноуровневое обучение использование новых информационных технологий, Интернет- ресурсов творческие мастерские и т.д. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические

Внедрение современных форм обучения в традиционную структуру урока интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях уроки-семинары уроки – дискуссии уроки-исследования уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике ( интервью, репортаж и т.д.) уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала ( урок- презентация) уроки с имитацией публичных форм общения (пресс- конференция, телепередача) уроки, имитирующие общественно- культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная)

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса: учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач; введение метазнаний, т.е. знаний о приемах выполнения учебных действий.

Анализ и диагностика эффективности личностно ориентированного урока Направления анализа: Вводная часть урока: насколько быстро и привычно произошло вхождение учащихся в урок; создан ли положительный эмоциональный настрой на работу, какими средствами это достигалось, как при этом учитывалось исходное состояние, настрой учащихся? Как осуществлена актуализация опорных знаний учащихся, необходимых для усвоения новых учебных материалов? В чем проявился учет индивидуальных особенностей учащихся?

Направления анализа: Как проведена проблематизирующая часть урока по изучению нового материала: достигнута ли личностная значимость учебной задачи? Какими средствами это достигалось? В какой мере принимали в этом участие школьники? Вызвала ли у них интерес постановка учебной задачи? Стала ли дидактическая цель учителя целью учащихся? Была ли дана возможность учащимся высказывать свои предложения по решению учебной задачи? Был ли намечен совместный план её решения, ориентировочная основа общих действий?

Направления анализа: В каких видах деятельности происходило дальнейшее решение учебной задачи? Какие из них привлекли наибольшее внимание учащихся и в каких местах урока это внимание падало и почему? Как организована смена видов деятельности учащихся? Как учитель добивается системности знаний учащихся? Выделено ли главное содержание урока, как это осуществлялось, какими средствами? Выделены ли идеи, закономерности, методы, способы решения учебной задачи?

Направления анализа: Каково соотношение известного и не известного на уроке? Реализован ли принцип понятно и не скучно? Какими средствами учитель добивается этого? Привлекался ли личный опыт учащихся при решении учебной задачи? Объяснение учителя: яркость, образность, эмоциональность речи, дикция, смена интонации, новизна речевых форм, темп урока, использование своих индивидуальных особенностей. Какова реакция учащихся на объяснение учителя? Как учитель использует эту реакцию в ходе урока? Поощрялись ли самостоятельные рассуждения и действия учащихся?

Направления анализа: Какой наглядный материал использовался на уроке, насколько удачно, как учитывался фон восприятия? Что можно сказать об оформлении доски? Как учитель стимулирует разные способы решения учебной задачи, как побуждает учащихся к использованию сравнений, аналогий, привлекает ли учащихся к анализу ответов товарищей? Оптимальна ли мера помощи учителя в решении учебной задачи?

Направления анализа: Привлекла ли внимание учащихся форма закрепления учебного материала? В каких формах осуществлялась систематизация, смысловая обработка пройденного материала, поощрялась ли самостоятельная его обработка? Оценивалась ли на уроке не только правильность ответов учащихся, но и то, как ученик рассуждал, какой способ использовал, где возникли затруднения и почему? Оценивалась ли оригинальность ответов?

Направления анализа: Разнообразны ли задания по типу, виду и форме материала (словесная, графическая, условно символическая). Являются ли домашние задания разноуровневыми, какие из них были проблемными, творческими, какие пояснения давал учитель к этим заданиям? Разъяснялось ли учащимся, как следует рационально организовать свою учебную работу дома?

Вывод: Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность.

Личностно ориентированное обучение позволит: повысить мотивированность учащихся к обучению; повысить их познавательную активность; построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности; создать условия для самостоятельного управления ходом обучения; дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

Принципы построения личностно ориентированной системы обучения (в ходе анкетирования педагогами названы) Основа личностно ориентированного обучения – развитие личности. Задача обучения – помочь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность – 9 (из 11) Развитие личности ориентируется на субъективный опыт самого ученика - 2 Содержание образования включает не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания – 1 Динамика развития ученика сравнивается не по горизонтали, а по вертикали, т.е. с самим собой, а не с другим - 1 Создание ситуации успеха – 3

Базовые технологии, помогающие реализовать личностно ориентированное обучение (использование учителями личностно ориентированных технологий) технология проблемного обучения (постановка проблемных вопросов) – 3 технология проектного обучения – 0 технология развития критического мышления – 1 технология решения изобретательских задач - 0 эвристическая беседа - 0 использование дидактического материала – 3 обучение в сотрудничестве (в группах) – 3 разноуровневое обучение – 5 дифференцированное обучение – 4 - использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов творческие мастерские (задания) – 2 и т.д.