Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Система учебников «Начальная школа XXI века»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплект учебно-методических пособий « НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ I ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Advertisements

Универсальное учебное действие В соответствии с ФГОС в Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего.
Система учебников «Начальная школа XXI века» Руководитель авторского коллектива чл.-корр. РАО, доктор педагогических наук, заслуженный деятель наук, профессор.
Комплект учебно-методических пособий«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Все авторы - известные ученые, педагоги и методисты Все учебники и учебные пособия соответствуют.
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ I ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА». Разработан коллективом авторов Центра начальной школы ИСМО РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора,
«Программа формирования универсальных учебных действий»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Система учебников «Начальная школа XXI века»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
ФГОС НОО: перспективы реализации и организационно-методическая поддержка учителя в условиях использования системы учебников «Начальная школа XXI века»
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ I ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Психологические особенности подросткового возраста.
УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Система учебников «Начальная школа XXI века»

Комплект учебников и учебно-методических пособий «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Включен в Федеральный перечень учебников, учебно - методических и методических изданий, имеет гриф « Рекомендовано » Министерства образования Российской Федерации Удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Министерством образования Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров. Обладатель книжного Оскара в номинации « Учебники ХХ I века » XIV Московской международной книжной выставки – ярмарки

Разработан коллективом авторов Центра начальной школы ИСМО РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена- корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой.

Основная цель обучения в системе «Начальная школа XXI века» Реальной целью образования должно стать формирование учебной деятельности. Эта реализация теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова о приоритетности развивающих целей обучения была озвучена в концепции нашего комплекта 15 лет назад.

Приоритетные цели «Начальной школы XXI века» Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции; производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции; производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Начальное образование должно обеспечить «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Пояснительная записка Цели образования, поставленные данным образовательным учреждением, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?»

В пояснительной записке ООП раскрываются: цели; принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.

Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования реализуется двумя путями: 1)дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»; 2)организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает: сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи; умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче; осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи; изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов; сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие, формирование нравственных ценностей, толерантности, способности адекватно оценивать события, происходящие в окружающем мире. «Литературное чтение»; «Основы духовно- нравственной культуры народов России». «Традиции народных праздников народов России»; «Экология для младшего школьника»; «Все цвета, кроме чёрного»; «Что такое этика»

Сохранение и развитие разнообразного культурного и языкового наследия многонациональной России Формирование интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитание культуры взаимоотношений и толерантности в процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России.

Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование здорового образа жизни Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные уроки двигательной активности, проходящие на улице; чайная пауза (целебный чай); организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, работа за конторками, физминутка); релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении. В рамках внеклассной деятельности предусмотрен факультативный курс «ОБЖ. Я – пешеход и пассажир».

Формирование учебной деятельности школьника. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, т.е. овладение учебной деятельностью как ведущей в младшем школьном возрасте. Её сформированность предполагает: умение учиться («умею себя учить»); наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, всё интересно»); внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»); элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

Принципы образовательного процесса 1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление возможности каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне ближайшего развития, обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения: соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста; обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности при обучении; создание условий для раскрытия творческого потенциала, успешного развития одарённых детей.

3. Педоцентризм 3. Педоцентризм предполагает: овладение ребёнком новыми социальными ролями ( «Я – ученик», «я – школьник»), знания и опыт взаимодействия со сверстниками, с другими людьми, средой обитания, уровень осознания ребёнком своей принадлежности к обществу (права, обязанности, социальные роли).

4. Культуросообразность обучения: ознакомление с лучшими объектами культуры из разных сфер: науки, искусства, архитектуры, народного творчества

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога: демократический стиль взаимоотношений с обучающимися; предоставление ребёнку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности (парная, групповая, общая коллективная).

Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно-развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия. Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка

6. Преемственность и перспективность обучения 6. Преемственность и перспективность обучения между дошкольной подготовкой и обучением на этапе основного звена.

В Пояснительную записку вносится характеристика особенностей ОУ: полное название ОУ в соответствии с Уставом: время его создания; регистрация его как юридического лица; дата получения лицензии и сроки прохождения аттестации; дата получения свидетельства о гос. аккредитации и статусе учреждения; структура образовательной среды: взаимодействие данного учреждения с учреждениями основного и дополнительного образования и т.д.;

контингент учащихся: количество классов, учащихся в классе, групп продлённого дня; образовательные запросы родителей школьников; режим работы ОУ: количество смен, продолжительность учебных занятий; кадровый состав: общее число педагогов, их образовательный уровень и т.д.; творческие достижения учеников и учителей: участие в олимпиадах, конкурсах, семинарах, конференциях; материально-техническая база ОУ; традиции ОУ.

Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования 1. Планируемые результаты Формирование универсальных учебных действий. Предметные результаты обучения. 2. Учебный план образовательного учреждения. 3. Программа формирования универсальных учебных действий. 4. Программы отдельных учебных предметов, курсов. 5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания. 6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 7. Программа коррекционной работы. 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Учебный план ОУ Предметная областьУчебный предмет класс IIIIIIIV Филология Русский язык 4/5555 Литературное чтение 5/4444 Иностранный язык -222 Математика и информатика Математика4444 Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир2222 Основы духовно-нравственной культуры народов России ---1 Искусство Изобразительное искусство 1111 Музыка 1111 Физическая культура 3222 Технология Труд (технология) 1122 Всего за неделю Всего за год Всего за 4 года обучения 3039

Обучение грамоте и чтению «Букварь» Авторский коллектив: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, М.М. Безруких Интегрированный курс обучения чтению и письму. Центральное место в программе курса занимает развитие мышления и речи, формирование языковой грамотности. Комплект включает: программу учебник (в двух частях) со вкладышем прописи 1–3

Русский язык «Русский язык» для 1 класса Авторский коллектив: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова, Л.Е. Журова Комплект предваряет систематическое изучение русского языка, предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период второго полугодия. Комплект включает: учебник рабочие тетради 1, 2 рабочую тетрадь «Я учусь читать и писать» комментарии к урокам

Русский язык «Русский язык» для 2–4 классов Авторский коллектив: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова, Л.В. Петленко, В.Е. Романова В основу построения курса положен линейный принцип обучения. Материал структурирован по блокам: «Как устроен наш язык» (даются основы лингвистических знаний), «Правописание» (формируются навыки грамотного письма) и «Развитие речи» (проводится систематическая работа над текстом, его структурой). Комплект для каждого класса включает: учебник (в двух частях) рабочие тетради 1, 2 рабочую тетрадь «Учусь писать без ошибок» пособие для учителя «Комментарии к урокам» Дополнительные пособия «Русский язык. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения» Методическое пособие, 2–4 классы Под ред. С.В. Иванова

Литературное чтение « Литературное чтение» Авторы: Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова Материал курса развивает у школьников интерес к чтению, формирует начальный читательский опыт, умение слушать и слышать живое слово, воспринимать на слух и понимать прослушанные произведения, опираясь на иллюстрации к текстам. Комплект для 1 класса включает: учебник учебную хрестоматию рабочие тетради методическое пособие

Литературное чтение Линия учебно-методических комплектов «Литературное чтение» Авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова Материал курса развивает у школьников интерес к чтению, формирует начальный читательский опыт, умение слушать и слышать живое слово, воспринимать на слух и понимать прослушанные произведения, опираясь на иллюстрации к текстам. Комплекты для 2, 3, 4 классов включают: учебник (в двух частях) учебную хрестоматию (в двух частях) рабочие тетради 1, 2 методическое пособие Дополнительные пособия «Литературное чтение. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания» Методическое пособие, 1–4 классы Автор Л.А. Ефросинина «Учимся читать выразительно» Тетрадь-пособие для 1–4 классов Автор М.И. Оморокова «Книгочей» Словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников Автор Л.А. Ефросинина

Английский язык Серия FORWARD Совместное издание ИЦ «Вентана-Граф» и издательства «ПИРСОН Лонгман» Серия является примером взаимодействия отечественной научной традиции и методической школы с британскими достижениями в области преподавания английского языка как иностранного. Разработкой концепции курса и подготовкой учебных и методический пособий для российских школьников в соответствии с требованиями стандартов второго поколения руководит доктор филологических наук, профессор М.В. Вербицкая. Занимательный и богато иллюстрированный материал обеспечивает знакомство школьников с культурой англоязычных стран, приобщение их к новому социальному опыту через игровую деятельность, участие в групповых и индивидуальных проектах. «Английский язык», 2–4 классы Программа Комплекты для 2–4 классов включают: «English: Student's Book». Учебник (в 2 частях) с аудиоприложением на СD «English: Activity Book». Рабочая тетрадь «English: Teachers Book». Книга для учителя

Математика «Математика» Авторский коллектив: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, О.А. Рыдзе, Т.В. Юдачева Содержание курса обеспечивает высокий уровень математической подготовленности младших школьников, развитие их мышления и формирование устойчивого интереса к изучению математики и основ логики. Комплект для 1 класса включает: учебник (в двух частях) со вкладышем рабочие тетради 1–3 рабочую тетрадь «Я учусь считать» дидактические материалы методическое пособие

Математика «Математика» Линия учебно-методических комплектов Авторский коллектив: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, О.А. Рыдзе, Т.В. Юдачева Содержание курса для 2–4 классов обеспечивает высокий уровень математической подготовленности младших школьников, развитие их мышления и формирование устойчивого интереса к изучению математики и основ логики. Учебники включают материал дискуссионного характера. Комплекты для 2, 3, 4 классов включают: учебник (в двух частях) рабочие тетради 1, 2 рабочую тетрадь «Дружим с математикой» дидактические материалы методические пособия.Дополнительные пособия «Математика в начальной школе. Устные вычисления» Методическое пособие Авторы: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева «Математика» Проверочные и контрольные работы 1–4 классы Автор В.Н. Рудницкая

Окружающий мир Интегрированный курс «Окружающий мир» Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова, С.В. Литвиненко, Т.В. Лихолат Курс способствует развитию личности школьника, учит взаимодействовать с природой, сверстниками, взрослыми, познавать себя. Комплект для 1 класса включает: учебник рабочую тетрадь рабочие тетради «Думаем и фантазируем», «Наблюдаем и трудимся» методику обучения

Окружающий мир Интегрированный курс «Окружающий мир» Авторский коллектив: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова, С.В. Литвиненко, Т.В. Лихолат Курс способствует развитию личности школьника, учит взаимодействовать с природой, сверстниками, взрослыми, познавать себя. Комплекты для 2, 3 и 4 классов включают: учебник (в двух частях) рабочие тетради 1, 2 рабочие тетради «Думаем и фантазируем», «Наблюдаем и трудимся» методику обучения Дополнительные пособия «Окружающий мир в произведениях живописи» Дидактические материалы методическое пособие для 1–4 классов Автор Н.Ф. Виноградова

Музыка «Музыка» Авторы: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, О.В. Кузьмина Содержание курса для 1–4 классов базируется на концепции Д.Б. Кабалевского и идеях развивающего обучения В.В. Давыдова Д.Б. Эльконина. Методическая основа курса предполагает, что вся познавательно-творческая деятельность школьников протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления. Комплект для 1 класса включает: учебник рабочую тетрадь нотную хрестоматию методическое пособие фонохрестоматию (в двух частях)

Музыка «Музыка» Линия учебно-методических комплектов Авторы: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, О.В. Кузьмина Содержание курса для 1–4 классов базируется на концепции Д.Б. Кабалевского и идеях развивающего обучения В.В. Давыдова Д.Б. Эльконина. Методическая основа курса предполагает, что вся познавательно-творческая деятельность школьников протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления. Комплект для 2 класса включает: учебник рабочую тетрадь нотную хрестоматию методическое пособие фонохрестоматию (в двух частях) Комплект для 3, 4 класса включает: учебник рабочую тетрадь нотную хрестоматию методическое пособие

Изобразительное искусство «Изобразительное искусство» Линия учебно-методических комплектов Авторский коллектив: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова В основе изложения материала современный интегрированный полихудожественный подход, опирающийся на передовые идеи различных художественных школ с учетом предпочтений детей в художественно-творческой деятельности. «Изобразительное искусство». 1–4 классы Интегрированная программа Методическое пособие «Изобразительное искусство». 1, 2, 3 классы Учебник Рабочая тетрадь Органайзер для учителя

Технология «Технология» Автор курса Е.А. Лутцева Содержание курса направлено на развитие творческого мышления учащихся в процессе создания ими собственных проектов. Комплект для 1 класса включает: программу учебник методическое пособие

Технология «Технология» Автор курса Е.А. Лутцева Содержание курса направлено на развитие творческого мышления учащихся в процессе создания ими собственных проектов. Комплект для 2 класса включает: программу учебник рабочую тетрадь методическое пособие Комплекты для 3, 4 классов включают: программу учебник рабочую тетрадь органайзер для учителя, сценарии уроков

Физическая культура «Физическая культура» Программа, 1–4 классы Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Петров С.С. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) и предназначена для организации обучения физической культуре в 1–4 классах общеобразовательных учреждений. Содержит характеристику содержания курса, примерное тематическое планирование на каждый год обучения, предметные требования к результатам обучения. «Физическая культура» Учебник, 1–2 классы Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Учебник предназначен для изучения в начальной школе основных сведений о физической культуре и спорте, знакомит школьников с методами выполнения физкультурных мероприятий в режиме учебного дня. В доступной форме описаны разнообразные упражнения для занятий дома. Ответы на многие вопросы, задаваемые младшими школьниками по поводу физической культуры и спорта, изложены в форме красочных изображений. «Физическая культура» Учебник, 3–4 классы Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Учебник предназначен для продолжения знакомства школьников начальной школы с историей и теоретическими основами физической культуры и спорта. В книге представлены разнообразные упражнения для занятий в школе и дома, сценарии подвижных игр, рекомендации по самостоятельному планированию распорядка дня.

Формирование готовности к взаимодействию с окружающим миром 1.Интеллектуальная 2.Личностная 3.Коммуникативная 4.Рефлексивная 5.Деловая 6.Креативная 7.Эмоциональная

Интеллектуальная готовность способность работать с информацией разного типа; умение применять знания в нестандартных ситуациях; владеть приёмами самостоятельного добывания новых знаний; способность работать в условиях поиска; умение ставить и обсуждать предложения; проводить небольшие исследования. Классификация по существенному признаку

Личностная готовность желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремлённость, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества. «Работа в парах»

Коммуникативная готовность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации; умение участвовать в учебном диалоге; строить монологические высказывания разного типа.

Рефлексивная готовность способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности; находить и устранять причину возникающих трудностей; умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.

Деловая готовность способ переводить практическую задачу в учебную; конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение применять алгоритм действий; способность работать в условиях выбора.

Задача практическая и учебная Практическая отвечает на вопрос «что нужно делать», поэтому все действия определяются стихийно Например,«обезьяна-клетка-банан» Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», поэтому все действия осуществляются целенаправленно

У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков? Слово «всего» - прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска. Это практическая задача. Меняем вопрос: Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача.

Креативная готовность способность решать учебную задачу творчески; желание и умение отказаться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.

Эмоциональная готовность готовность рассматривается как система учебно- познавательных мотивов (обоснованное желание учиться); адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации; умение использовать и приобретать чувственный опыт.

Программа формирования УУД

Универсальное учебное действие как психолого- дидактическое явление имеет следующие особенности: является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер; отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий; «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета

Основная цель программы УУД раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса данного образовательного учреждения.

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

Личностные универсальные действия Внутренняя позиция школьника (отношение к школе; мотивы учения, самооценка) Самоопределение (гражданская идентичность, этническая принадлежность) Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребёнку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность строить учебно- познавательную деятельность (Цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка.)

Познавательные универсальные учебные действия 1. Общеучебные и 2. Логические формулирование цели; проблемы поиск и анализ информации; моделирование; классификация; смысловое (мотивированное) чтение.

Коммуникативные универсальные действия способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия 1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям: – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – различать основные нравственно-этические понятия; – соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; – оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности: – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия. 1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности: – удерживать цель деятельности до получения ее результата; – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно- оценочной деятельности: – осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос: «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия 1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: – различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); – анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции: – сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность: – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; – моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); – исследовать собственные нестандартные способы решения; – преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия. 1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом: – воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; – сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; – анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; – составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания: – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; – различать особенности диалогической и монологической речи; – описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; – характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); – характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (в целях классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; – выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; – составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; – писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.