"Проектирование урока, реализующего цели формирования универсальных учебных действий" «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Формирование УУД на уроках математики. Это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком.
Тема педсовета :. Форма проведения: проблемная лекция Цель: обосновать необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ или что необходимо уметь ребенку в современном обществе?
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г. Белинский Гультяева Т.В. учитель начальных классов.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Формирование универсальных учебных действий при изучении ОРКСЭ, дисциплин духовно- нравственной направленности.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МБОУ «ЧНОШ «РОСИНКА» УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КУРОЧКИНА Л.А. ЧЕРНЬ, 2012.
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Транксрипт:

"Проектирование урока, реализующего цели формирования универсальных учебных действий" «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б.Паскаль. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б.Паскаль.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Авторский коллектив: Авторский коллектив: Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Федеральный государственный стандарт второго поколения основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности 2) овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества 2) овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операциональных характеристик.

. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История». Функциональная грамотность Функциональная грамотность Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Личностные результаты Предметные результаты (цели предмета 1–2-я линии развития (ЛР). Овладение исторической картиной мира 3-я ЛР. Формирование открытого исторического мышления (тексты и задания) 4-я ЛР. Нравственное самоопределение личности 5-я ЛР. Гражданско-патриотическое самоопределение личности (тексты и задания

Предметная методика – Технология проблемного диалога (структура параграфов) – Технология проблемного диалога (структура параграфов) – Технология оценивания (правило самооценивания) – Технология оценивания (правило самооценивания) Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) – Задания по групповой работе – Задания по групповой работе Комплексные, компетентностные задания в УМК: Комплексные, компетентностные задания в УМК: – задания по проектам (на предметном материале); – задания по проектам (на предметном материале); – жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале). – жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале).

Критерии сформированности личностных УУД 1) структуру ценностного сознания; 2) уровень развития морального сознания; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. 1) структуру ценностного сознания; 2) уровень развития морального сознания; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Критерии сформированности у учащегося регуляции выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции. выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.

Критерии познавательных универсальных учебных действий произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

критерии сформированности коммуникативных действий критерии сформированности коммуникативных действий - желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. - желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),учитель консультирует

Модели дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков. I. «Традиционная»: - триединая цель урока; - план-конспект; - формы обучения; - методы и приемы обучения; - типы уроков и другие. II. «Технологическая»: - технологическая карта тематического и поурочного планирования; - технологический прием; - этап технологии; - задача этапа и диагностика его эффективности. II. «Компетентностная» : - ключевые и базовые компетентности; - опыт ребенка; - умение решать жизненные ситуации; - психолого-педагогическая ситуация и другие.

Составляющие деятельности ПотребностьМотив Цель ЦельСредства,Методы,Способы, Условия Условиярезультат КоррекциярезультатовКоррекциярезультатов

ученикиученики учительучитель Образовательное пространство урока НД

Идеальное управление, - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. А. Гин

Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которого изменяется и формируется образ управляемого объекта. Устанавливаются: Устанавливаются: -цели совместной деятельности; -цели совместной деятельности; -способы их достижения; -способы их достижения; -разделяется, если это необходимо, -разделяется, если это необходимо, работа между участниками. работа между участниками.

Объекты управления деятельностью учащихся на уроке -Целеполаганием учащихся -Мотивацией их деятельности -Формированием умений учащихся -Созданием обратных связей « учитель – ученик» -Потоками информации и коррекцией этих потоков -Созданием проблемных ситуаций -Комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса

Условия эффективности управленческого воздействия Условия обеспечения эффективности обучения школьников Совместная работа хорошо спланирована и организована Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают Привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы и её результатам Исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы Мотивационная направленность обучения Социально-психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы Контакт между учителем и учащимися Управление своевременно реагирует на происходящее изменение. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях Показ учащимися практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с их жизненным опытом, интересами, запросами Профессиональные контакты между педагогамиОсуществление межпредметных связей в обучении

Педагогические приемы с точки зрения управленческих позиций. Составление технологической карты урока Составление технологической карты урока « Вхождение в урок» « Вхождение в урок» Определение цели урока Определение цели урока Работа в группах Работа в группах Рефлексия Рефлексия Оценивание Оценивание

Технологическая карта темы: Позволяет представить: Позволяет представить: Проработку учебной темы; Проработку учебной темы; Таксономию целей по каждой учебной дидактической единице; Таксономию целей по каждой учебной дидактической единице; Этапы; Этапы; Уровни; Уровни; Дидактический инструментарий Дидактический инструментарий Технологическая карта древней греции.doc Технологическая карта древней греции.doc

Прием «Вход в урок» 1. Короткая музыкальная пауза 2. Знакомство с планом урока 3. Интеллектуальная разминка 4. « Проговор» max tttttttttttt t работоспособность

Объекты управления деятельностью учащихся на уроке Целеполаганием учащихся Целеполаганием учащихся Мотивацией их деятельности Мотивацией их деятельности Формированием умений учащихся Формированием умений учащихся Созданием обратных связей Созданием обратных связей « учитель – ученик» Потоками информации и коррекцией этих потоков Потоками информации и коррекцией этих потоков Созданием проблемных ситуаций Комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса

Первый этап урока. Управление целеполаганием. Актуализирует деятельность учащихся, помогает провести «инвентаризацию» знаний, стимулирует ситуацию интереса к проблеме. Деятельность учителя Деятельность учителя 1. Изложение проблемы 2. Стимулирующие вопросы 3. Предъявление предметов, объектов и тому подобное 4. Показ видеоролика 5. Составление кластера (игра в ассоциации) 6. Таблица «Знаю – хочу знать - узнал» Деятельность ученика Деятельность ученика 1. Предложения различных версий, решение проблемы 2. Заполнения 1-2 графы таблицы «Знаю – хочу знать - узнал» 3. Определение цели урока

Второй этап урока: управление работы в группах Деятельность учителя Деятельность учителя 1. Разделение класса на микрогруппы 2. Объяснение алгоритма выполнения задания 3. Составление заданий, системы вопросов 4. Привлечение различных видов информации (печатные источники, мультимедийные средства информации) Деятельность ученика Деятельность ученика 1. Четкое распределение обязанностей в микрогруппе 2. Обсуждение вопросов 3. Работа над источниками информации 4. Презентация проекта 5. Система вопросов, непредполагающих однозначных ответов 6. Формулировка проблемы 7. Осмысление позиций 8. Поиск путей решение проблемы 9. Аргументированное выступление оппонентов 10. Заполнение третьей колонки таблицы «я узнал»

Третий этап урока: рефлексия 1. Учащимся предлагается составить: - миниэссе (5-6 предложений); - миниэссе (5-6 предложений); - синквейн. - синквейн. 2. Резюмирование сказанного по обсуждаемой проблеме; 3. Формулирование выводов; 4. «Оставьте за мной последнее слово!» - (при подведении итогов урока каждый участник формулирует свою последнюю реплику в письменной форме); 5. Выходная карта (в нее заносятся три тезиса: главная мысль занятия – вопрос, который остался не разрешенным после обсуждения – мысль, с которой учащийся несогласен).

Четвертый этап урока: оценивание 1. Вначале работы в микрогруппах «ответственный руководитель» получает «лист контроля» 2. В конце урока каждый учащийся получает комплексную оценку Фамилия Имя Самооценка Оценка группы Наблюдения учителя в ходе урока