Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Advertisements

Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Виды мониторинга деятельности классного руководителя.
Семинар: «Структура планирования управленческой деятельности заместителя директора по УВР»
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Квалификационные характеристики работников образования.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» Александр Петрович Терентьев, директор МОУ «Красноярская СОШ», заслуженный учитель Российской Федерации с. Красный Яр, 2009 год

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.

Диагностическая деятельность учителя представлена: Собственно-диагностической функцией ; Диагностической функцией ; Аналитической функцией ; Оценочной функцией ; Коррекционной функцией ; Ориентационной функцией ; Информационной функцией.

Проектировочная и конструктивная деятельность предусматривает прогнозирование дальнейшего роста педагогического мастерства и развития ребенка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности). Коммуникативная деятельность – это организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми и развитие коммуникативных компетенций. Организаторская деятельность предусматривает систему действий учителя, направленных на формирование и развитие собственного индивидуального стиля педагогической деятельности, и систему действий по выполнению разнообразны видов воспитания и обучения учащихся.

Аналитическая деятельность – это анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в систему самообразования и учебно-воспитательный процесс. Коррекционная деятельность – это внесение изменений в индивидуальный стиль педагогической деятельности и систему самообразования с целью достижения оптимальных результатов педагогического мастерства, обучения, воспитания и развития учащихся. Результативная деятельность предусматривает систему педагогической деятельности учителя, направленную на достижение результатов, определённых целями и задачами в повышении педагогического мастерства и в учебно – воспитательном процессе.

Системный подход к организации отдельных видов педагогической деятельности в свою очередь представляет взаимосвязь следующих элементов: цель, задачи, содержание, средства, формы, методы, результат.

Проектировочные умения (компетенции в области управления системой «учитель –ученик») - это умения: осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения; предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование; намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы; научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы; ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности; проектировать содержание учебного предмета; проектировать собственную педагогическую деятельность.

Конструктивные умения (предметно – методологическая компетенция) - это умения: отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы; отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии; проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения; конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.

Коммуникативные умения (коммуникативная компетенция) - это умения: строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения; индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала; устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися; вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения; мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.

Организаторские умения (психолого – педагогическая компетенция) - это умения: организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов; организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги; управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях; диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности; оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному; организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся; осуществлять коррекцию учебной деятельности.

Гностические умения педагога - это умения: извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности; самостоятельно работать с различными источниками информации; выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его; анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи; добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный; логически рассуждать и проводить логические вычисления; осуществлять поисковую, эвристическую деятельность; изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

Главная задача диагностики успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку из вне, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать: успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желания самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации.

1.Тест «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» (позволяет диагностировать качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению преподавателя) 2. Рабочая карта для проведения процедуры самооценки. 3. Рабочая карта для проведения мониторинга профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя личностно- ориентированного образовательного процесса.

Педагогическое мастерство комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно- воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Уровни педагогического творчества: 1-й уровень повышение эффективности дидактической системы педагога за счет внесения в нее известных инструментов (приемов, методов, форм). Результат 1-го уровня предполагает заимствование из педагогической литературы разработанных инструментов и включение их в собственную дидактическую систему. 2-й уровень повышение эффективности дидактической системы педагога, за счет внесения в нее известных инструментов с целью их применения в новой ситуации. 3-й уровень принципиальное изменение частей (части) дидактической системы педагога, а именно: создание нового методического приема, формы или метода. Разработки 3-го уровня это уже педагогические изобретения, однако их использование предполагает изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее частей.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это самоорганизующаяся система в структуре личности, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество, педагогические способности, технологическая компетентность.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом своих профессиональных функций обучения, образования и воспитания является личная (индивидуальная) педагогическая культура. Это прежде всего его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д.

Гуманистическая направленность учителя выражается в его активной позиции. Ее составляющие ценностные ориентиры следующие: на себя – самоутверждение – чтобы видели знающего, требовательного, настоящего преподавателя; на средства педагогического воздействия; на ученика, ученический коллектив; на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности.

Профессиональные знания и умения являются важнейшей частью педагогического мастерства. Это прежде всего философские, психолого- педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней инноваций: открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность; изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий; педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Профессиональные способности учителя в его успешной деятельности. Ведущие из них: дидактические (учебные), коммуникативные (способность общаться), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).

Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетенции и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности), 2) творчества (по содержанию деятельности), 3) технологичности ( по уровню педагогической техники), 4) оптимальности (по выбору эффективных средств), 5) продуктивности ( по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.

Технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность – мастерство владения, например, педагогическими, диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими) технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., а не методической передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом- мастером.

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

1. Экспертная карта профессиональной компетентности педагога» (методика предназначена для анализа эффективности психолого- педагогических условий обучения созданных педагогом как на традиционном учебном занятии, так и на занятии с применением новых ИТ и валеологических условий организации обучения)

Индивидуальный стиль – характерное для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения. Индивидуальность учителя обеспечивает ему авторитет в глазах учеников – особую профессиональную позицию, означающую специфическое влияние на учащегося, право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения: индивидуальные различия; индивидуальный стиль; индивидуальность

Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора: индивидуально-психологические особенности педагога; особенности педагогической деятельности; особенности обучающихся.

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип Принято выделять три основных стиля деятельности: авторитарный, демократический, попустительский.

Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); характере реакций на те или иные педагогические ситуации; выборе методов обучения; подборе средств воспитания, стиле педагогического общения; реагировании на действия на поступки детей; манере поведения; предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности учителя - предметника: содержательные, динамические, результативные характеристики

Содержательные характеристики: преимущественная ориентация учителя на процесс или на результат работы, адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательною процесса, оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, рефлексивность-интуитивность деятельности (учитываются ориентировочные, исполнительские и контрольные компоненты деятельности).

Динамические характеристики: гибкость (учитель быстро реагирует на изменения ситуации, переключается с одного вида работы на другой, может изменить первоначальный план урока) или традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее установленного плана урока), импульсивность (импровизационность) или осторожность (учитель заранее продумывает свои действия, тщательно анализирует их результат), устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации на уроке (учитель ориентирован не на ситуацию, а на свои цели) или неустойчивость (поведение учителя зависит от ситуации, складывающейся па уроке, настроения и подготовленности класса или отдельных учащихся), стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся (учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) или нестабильное эмоциональное отношение к учащимся (учитель легко выходит из равновесия, ситуативен в оценке деятельности и свойств личности учеников), наличие личностной тревожности (эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) или ее отсутствие, направленность рефлексии в неблагополучной ситуации на себя, на других или на обстоятельства.

Результативные характеристики: однородность уровня знаний учащихся, стабильность у них навыков учения, уровень развития у учеников интереса к предмету.

Типология индивидуальных стилей педагогической деятельности, построенная на основе содержательных характеристик с учетом динамических и результативных характеристик деятельности учителя, включает 4 стиля, 2 из которых являются полярными, а 2 промежуточными: 1.Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) 2. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС) 3. Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) 4. Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Ответы на нижеследующие вопросы помогут вам выявить свой стиль. Для этого в предлагаемом вопроснике (он включает 33 вопроса) отметьте галочками подходящие варианты ответов (если подходят два-три варианта, отмечайте все эти варианты). Затем подсчитайте количество галочек в каждой колонке. Максимальное количество галочек будет в той колонке, где указан ваш стиль деятельности.

Основной показатель уровня сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности – это показатель креативности, направленности на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Индивидуальная образовательная программа развития педагога (ИОПР) В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», озвученная президентом России Д.А. Медведевым федеральному собранию года, «первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновлённое содержание образования через новое поколение образовательных стандартов». Данная ситуация требует «нового педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».

Индивидуальная образовательная программа развития (ИОПР) является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной практики. ИОПР – это система основных направлений и видов педагогической деятельности, направленная на развитие (формирование) индивидуального стиля учителя, инструмент мониторинга его профессиональных достижений. Цель введения ИОПР : Создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства; Овладение самостоятельным конструированием образовательного маршрута с учётом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицита 56

Открытое образовательное пространство существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества педагогических отношений и связей, рефлексия и коррекция собственной деятельности, перепрограммирование, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализация; пространство, в котором педагог может выбирать собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма.

Цель написания ИОПР: Оценочно – стимулирующая (реальное оценивание своих возможностей и педагогического мастерства через диагностику, оценку и самооценку; основание для начисления стимулирующей части заработной платы) Развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога) Алгоритм написания индивидуальной образовательной программы развития педагога: 1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства: Диагностика - это особый вид познания, так как «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Главная задача диагностики успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку из вне, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.

2. Проектирование индивидуальной образовательной программы развития. При проектировании индивидуальной образовательной программы развития педагог учитывает программу развития, образовательную программу, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. В первой части педагог прописывает основания для разработки ИОПР: проблемы, выявленные в ходе диагностики: соответствие имеющего (делаю, умею делать) необходимому (надо делать); (приложение 7) нормативно-правовую базу (приложение 8). Во второй части педагог прописывает: цель и задачи своего профессионального развития по разрешению возникших проблем; мероприятия (подпрограммы), которые направлены на реализацию задач по разрешению проблем профессиональной деятельности, выявленных в результате диагностики, оценки и самооценки.

Цель – понятие, выражающее идеальное предвосхищение (предвидение, прогнозирование) результата образовательного процесса. Цель выступает как организующее, определяющее начало в процессе создания оптимальных условий для собственного развития и развития учащихся, повышения качества образования. В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. Само слово smart в переводе на русский язык означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Конкретность (S). Ставя цель, прежде всего, нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? Когда вы планируете что-либо сделать, у вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, тут важно максимально конкретизировать. Измеримость (M). Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. Достижимость (A). При постановке цели вам необходимо учитывать свои профессиональные возможности и личностные качества, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели, соответствующие своему опыту и индивидуальным особенностям. При этом не должна занижаться планка, и в то же время необходимо сохранять достаточно интенсивный ритм работы.

Значимость (R). Размышляя над тем, обладает ли цель значимостью, вы должны ответить на вопрос, зачем необходимо выполнить эту цель, то есть, почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических). Знать, зачем выполнять ту или иную работу, необходимо для того, чтобы правильно расставить акценты. Соотнесение с конкретным сроком (T). Каждая цель должна иметь дату начала и дату конца. То есть в течение именно этого срока цель должна быть выполнена. Виды целей. в характеристике общей цели выделяют несколько важных сторон: длительность существования, устремленность, направленность, бесконечность, неопределенность достижения, широту, структурность. конкретные цели обязательно указывают на конечный результат действия, они должны быть тщательно и четко сформулированы. В любом случае конкретные цели ставятся для достижения общих целей. К главным характеристикам конкретной цели следует отнести конечность, определенность, технологичность, краткосрочность профессиональных компетенций; (Приложение 9)

Пример целей : формальные цели (получить категорию, звание; пройти переподготовку и т.д.); цели педагогического мастерства (для молодых специалистов); цели по овладению (развитию) определённых компетенций; цели по освоению, использованию, применению каких-то средств обучения (работа с учебником, интерактивной доской, по технологии диалога и т.д.); цели по изменению личностных характеристик (повышение статуса, конкурентноспосорбности; изменение стиля педагогической деятельности и т.д.); цели по оцениванию (рефлексия, самоанализ) собственных

Чем цель отличается от задачи? не объемом («цель больше, чем, задача»), а наличием заданной исходной точки, начальных данных. Тремя свойствами. существование, единственность, устойчивость. Это значит, что решение, во-первых, должно существовать в рамках заданной постановки задачи (а если иначе поставить, то может и не существовать!), во-вторых, должно быть единственным (это не значит, что ответ только один, это может быть и некоторое множество, но это значит, что мы не можем, решая одну и ту же задачу, каждый раз получать разные решения) в-третьих, при малом изменении начальных данных решение должно изменяться мало.

Какими же способами решаются задачи? Способом логическим, последовательность умозаключений, приводящая от начальных данных к результату. решать задачи только ученики, а отнюдь не учителя, и особенно не чиновники. выстраиванию образовательной технологии. ассоциативный способ решения, то есть ищется похожая задача и предполагается, что решить ее можно тем же способом и получить похожее решения. Способ простой перебор. Чем существенным случайный выбор отличается от решения, полученного в результате инсайта (творческого озарения), так это тем, что для случайного решения нет и не может быть никакого обоснования, тогда как для инсайтного решения такое обоснование (логическое, ассоциативное или другое) найти можно и нужно по схеме: формализованная постановка задачи (дано) – решение. Неформализованная постановка задачи (дано) – формализованная постановка задачи – решение. постановка цели (дано) – постановка задачи – решение. предметная область – постановка цели – постановка задачи – решение.

3. Создание открытого образовательного пространства как ресурса для построения ИОПР Под образовательным пространством понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию. Показателями открытого образовательного пространства является: многообразие образовательных предложений (семинары, круглые столы, конференции, курсовая подготовка, в содержание которой входит федеральный компонент повышения квалификации, так как он напрямую связаны с квалификационными требованиями к педагогам при присвоении им очередной категории (приложение 10), мастер-классы, профессиональные конкурсы и т.д.); реализация образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы развития

Научно – методические ресурсы (поиск и обработка информации, организация фукс-групп, самоэкспертиза, обращение к внутреннему и внешнему экспертам, публичное предъявление результатов и т.д.); Личностный ресурс (мой собственный) (достигнутый уровень профессиональной компетентности физическое и психологическое здоровье, способность и готовность к рефлексии, потребность в изменениях (мотивация), стремление к престижу (высокому статусу), признание, инициатива и т.д.); Материально – технический ресурс (библиотека – информационный центр, средства обучения, учебная литература и учебное оборудование); партнёры (учащиеся, коллеги по работе, родители, выпускники школы, предприниматели и т.д.).

Для планирования мероприятий по индивидуальной образовательной программе развития педагога можно использовать методику проектной технологии «Зеркало инновационного развития индивидуального стиля педагогической деятельности», в которой чётко просматриваются проблемы со знаком «минус», определяется цель и задачи со знаком «плюс» и мероприятия конкретно по каждой задаче. (приложение 11) Очень важным элементом в написании ИОПР – это внутренняя и внешняя экспертизы содержания программы и её соответствие цели и задачам.

4. Реализация образовательной программы. Продолжительность реализации программы зависит от цели и задач. На наш взгляд наиболее оптимальный срок – 3 года: теоретический, практический, аналитический. 5.Рефлексивный анализ реализации индивидуаль ной образовательной программы развития, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы) и то, чему научился педагог. Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить своевременную коррекцию действий. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации программы. Данное представление может проходить в виде публичной презентации образовательной программы по написанию в период получения внешней экспертизы и по итогам реализации ИОПР.

Формы работы, позволяющие реализовывать ИОПР педагогам: - организация постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам образования и по удовлетворению потребностей педагогов; работа проблемных семинаров, организуемых на основе изу че-ния образовательных потребностей и затруднений учителей; -индивидуальные и тематические консультации по просьбе педагогов; -работа временных творческих групп по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики, позволяющих у чителям, ориентированным на самообразование, определить интересующую проблему и принять участие в ее разрешении; -организация оказания методической помощи на местах с использованием дистанционных коммуникативных технологий; - организация курсовой подготовки на базе учреждений, осуществляющих курсовую подготовку педагогов, на базе школы и дистанционно; - место предъявления опыта; - участие в работе творческой группы по разработке измерительных материалов для диагностики профессиональных компетентностей и отработке методов реализации ИОПР

Главное - научить человека максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной программы. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.

Разрабатывая ИОПР, педагог должен обозначить: 1. Обоснование написания ИОПР (актуальность): Диагностика профессионального мастерства (приложение 8) Проблема и её анализ: Социокультурное пространство и его изменение; Заказ государства и социума на образование и соответствие педагога требованиям, предъявляемым к нему; Основания для разработки ИОПР Миссия педагога (мотивация). 2. Цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными стандартами, успеваемостью воспитанников и учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения; (приложение 9, 10) 3. Сроки реализации ИОПР.

4. Результат, полученный в ходе реализации, или планируемый получить в ходе реализации ИОПР (профессиональные умения, которые планируете приобрести или приобрели, которыми овладели или планируете овладеть); 5. Продукт, полученный или планируемый получить в ходе реализации ИОПР. 6. Ресурсы ИОПР 7. Содержание реализации ИОПР.(приложение 11) 8. Анализ итогов реализации ИОПР и её корректировка. 9. Аналитическая записка по итогам реализации программы 10. Публичная презентация ИОПР.

Проблема учителя Виды деятельности, направленные на решение соответствующих проблем Учитель планирует деятельность и свою и ученика не от целей, а только от количества часов и/или содержания предмета Освоение технологии планирования от конечной цели (модульной технологии планирования) При анализе, планировании и организации учебного процесса учитель «не видит» проблем ученика, не видит ситуативных изменений, которые происходят с учащимися на уроке. Освоение приёмов и технологий определение структуры познавательной сферы учащихся; использование технологий уровневой дифференциации и индивидуализации учебного процесса, освоение приёмов рефлексивного анализа состояния класса. Учитель не умеет «разводить» цели ученика и учителя, не умеет проанализировать структуру целей. Освоение приёмов проектирования целей для ученика в форме диагностируемых результатов, а для учителя – в видах управленческой деятельности В работе учителя преобладает монологический тип общения Освоение и активное применение способов и приёмов эффективного общения: диалога, полилога, «мозгового штурма» и т.д. Учитель на уроке обучает ученика преимущественно «через левое полушарие» Освоение и использование приёмов обучения, требующих от ученика применять мыслительные навыки синтеза, обобщения, эмоциональную и образную память, кинестический канал приёма и переработки информации.