«Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательной деятельности. Биология»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС.
Advertisements

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
Биология Биология 5 – 11 классы 5 – 11 классы. Ориентация курса биологии на планируемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ Знаниевые.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Коркина О.Ю., учитель биологии КГБ СКОУ СКОШ 7 вида 4.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на личностное, метапредметное и деятельностное образования.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Транксрипт:

«Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательной деятельности. Биология»

Цель: Формирование готовности учителей биологии к использованию ЭОР в образовательном процессе, что будет способствовать обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности в условиях реализации ФГОС. Задачи: формирование системы знаний о современных ЭОР, в том числе по биологии; формирование системы знаний об особенностях обучения учащихся биологии и организации познавательной деятельности учащихся на основе использования ЭОР; формирование системы умений по отбору ЭОР, реализации различных моделей организации деятельности учащихся (учебной и внеучебной) на основе ЭОР в процессе обучения биологии в основной школе.

Требования к результатам освоения программы Знать: требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН); основные современные инструменты управления информационной образовательной средой; классы современного программного обеспечения (включая свободное программное обеспечение), виды платформ; средства информационной образовательной среды основной школы; содержание коллекций существующих ЭОР по биологии; особенности современных ЭОР по биологии, их существенные характеристики; основные направления и модели использования современных ЭОР по биологии; существенные характеристики деятельности учащихся по освоению биологического содержания на основе использования ЭОР; проблемы и риски применения ЭОР в обучении биологии в основной школе и пути их преодоления.

Уметь: осуществлять рефлексию уровня интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду и анализ возможностей ИОС своего образовательного учреждения; осуществлять обоснованный выбор и использование инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности; разрабатывать простые ЭОР с помощью доступных и целесообразно выбранных инструментов ИКТ; организовывать деятельность учащихся в условиях современной информационной образовательной среды основной школы; осуществлять отбор содержания для обучения биологии на основе ЭОР; критически оценивать потенциальные возможности ЭОР для получении результатов обучения биологии в соответствии с ФГОС; осуществлять деятельность по анализу и отбору ЭОР по биологии для использования их в процессе обучения биологии; разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР и ЦОР при обучении биологии.

Понимать: особенности современной информационной образовательной среды основной школы и специфику деятельности учащихся и учителей в ее условиях; специфику современных ЭОР по биологии и возможности их использования для организации усвоения содержания курса биологии; особенности организации деятельности учащихся по изучению биологического содержания на основе использования ЭОР; специфику восприятия биологического содержания при использовании ЭОР учащимися разного возраста; специфику деятельности учителя биологии по отбору ЭОР, по подготовке, организации и проведению уроков на основе их использования, при подготовке, организации внеучебной деятельности на основе их использования; особенности организации деятельности учащихся при использования ЭОР во внеучебной деятельности по биологии; специфику организации деятельности учащихся при формировании

Владеть: типовыми схемами деятельности по решению профессиональных педагогических задач с помощью компонентов информационной образовательной среды (осуществление мониторинга учебных результатов, участие в электронном документообороте, информационное взаимодействие с администрацией, коллегами, учениками, родителями и т.д.); базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами; основными приемами разработки компонентов информационно- методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).

Принципы отбора содержания Основным принципом отбора содержания дисциплины является принцип расширения и дополнения системы знаний и умений слушателей, сформированной в процессе их подготовки и профессиональной деятельности, за счет включения в их опыт знаний и умений, связанных с использованием ЭОР для решения педагогических и методических задач.

Основным принципом организации учебного содержания программы является его трехуровневое структурирование 1. Содержание, обязательное для усвоения всеми слушателями, усвоение которого организуется во время проведения аудиторных занятий: при проведении лекций и на практических занятиях 2. Содержание, обязательное для усвоения всеми слушателями, но в режиме самостоятельной работы – коллективной или индивидуальной, при выполнении самостоятельных работ воспроизводящего и реконструктивного характера. 3. Вариативное содержание, необязательное для усвоения в полном объеме всеми слушателями и осваиваемое, в основном, в процессе выполнения самостоятельных работ эвристического исследовательского (творческого) характера, а также в процессе работы над итоговым заданием.

Модуль 2. ЭОР в образовательной деятельности по биологии в основной школе 2.1. Типология ЭОР по биологии, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения биологии в основной школе 2.2. Подготовка и проведение уроков различного типа по биологии в основной школе на основе ЭОР 2.3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по биологии в основной школе на основе ЭОР

Общая характеристика учебного предмета биология Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого- эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Раздел «Человек и его здоровье» Содержит сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Раздел «Общие биологические закономерности» Содержание раздела подчинено: во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 1011 классов.

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Глобальные цели биологического образования :

Биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности; овладение ключевыми компетентностями; формирование у учащихся познавательной и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Требования к результатам обучения Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; 2) умение работать с разными источниками биологической информации; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами являются: 1) выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; 2) приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний; 3) классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

Предметными результатами являются: 4) объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; 5) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; 6) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Предметными результатами являются: 7) выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; 8) овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 9) знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; 10) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

Специфика использования ЭОР в процессе обучения биологии в школе

Дидактические функции электронных ресурсов: обеспечение обучаемых новыми источниками знаний, расширение возможностей выбора и получения необходимой учебной информации; учебная коммуникация; анализ, изучение, преобразование моделей изучаемых процессов и объектов; развитие мышления, исследовательских умений и навыков, творческих способностей обучаемых.

Группы ЭОР, отражающие перечисленные выше дидактические функции: информационно-поисковые справочные информационно поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и программные системы – предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым различной информации; средства компьютерных телекоммуникаций – обеспечивают доступ к удаленным источникам знаний и системам обучения, организация групповой учебной деятельности;

Группы ЭОР, отражающие перечисленные выше дидактические функции: программные средства для математического и имитационного моделирования (имитационные и моделирующие ППС, предметно- ориентированные программные среды) – позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований;

Группы ЭОР, отражающие перечисленные выше дидактические функции: интеллектуальные обучающие системы (ИОС), интегрирующие среды обучения – относят к системам наиболее высокого уровня, которые реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, в ходе которого может обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля. В ИОС на основе модели обучающегося осуществляется рефлексивное управление обучением.

Специфические функции, реализуемых ЭОР: Носителями первой группы функций – справочно-информационных и вычислительных – являются банки данных, базы знаний, телетекст, экспертные системы.

Вторая группа функций: включает все формы коммуникаций и направлена на обеспечение организационных форм обучения, выбор режимов общения и взаимодействия обучаемого с компьютером, с товарищем, с преподавателем, трансляции предметного содержания и связи между всеми участниками процесса обучения. Благодаря этой функции пользователь получает возможность видоизменять как свою деятельность, так и деятельность того, с кем он взаимодействует и наоборот. Качественный уровень коммуникативности электронных образовательных ресурсов порождает соответствующие условия возникновения внутренне мотивированной и целесообразной деятельности для всех участников учебного процесса, их естественной вовлеченности и активного освоения предметного содержания.

Третья группа функций ЭОР Конструкторско-комбинаторная. Благодаря этой группе функций и обеспечивается «жизнь предметной среды» как мира объектов, с которыми работает обучаемый. В процессе работы у него развиваются умения творческого типа, овладение которыми позволяет обучаемым получить субъективно новое знание путем самостоятельного поиска. ЭОР, позволяющие реализовывать данную функцию могут служить эффективным средством формирования творческих умений учащихся. В частности, открываются необозримые возможности для решения задач нового типа, называемых оптимизационными (из ряда предлагаемых вариантов выбирается один – наиболее рациональный с определенной точки зрения). Причем ЭОР помогают находить оптимальное решение не только математически, но и графически.

Семантические коды мышления вербальный и образный, решают содержательную ориентировку в проблемной ситуации. Семантическая обработка информации в естествознании – это обобщения относительно свойств объектов, принадлежащих поставленной задаче определенного класса, то есть определенной области действительности, это создание карт представлений, понятий, называемых познавательными картами. Познавательные карты представляют собой записанные в память компьютера пространственные представления понятий и их взаимодействия, т.е. они являются сконструированными данными, позволяющие обучаемым связать между собой изучаемые ими понятия в многомерные сети представлений и описать природу связей между всеми входящими в сеть понятиями.

Гипертекстовые технологии построены на основе семантической обработки информации. Суть этих технологий состоит в предоставлении учащимся и преподавателям возможности иерархической организации учебного материала путем использования метода перехода по ссылкам на интересующие места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах преподаватель может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки.

Специализированные и уникальные возможности ЦОР по биологии: создание и введение в учебный процесс изучения биологии инновационных модулей.

Специализированные и уникальные возможности ЦОР по биологии: Использование комплектов датчиков, устройств, специальных приборов, сопрягаемых посредством программного обеспечения с компьютерами (предоставляют обучаемому целый диапазон возможностей для исследования)

Специализированные и уникальные возможности ЦОР по биологии: Информационное моделирование, реализуемое на компьютерах (один из наиболее целесообразных и эффективных методов сбора и систематизации информации, выявления факторов, влияющих на анализируемые объекты и процессы, их наглядного представления и обработки данных эксперимента).

Тема 1. Специфика использования ЭОР в процессе обучения биологии Практическая работа 1 Цель работы: сформировать навык определения специфических особенностей использования ИКТ при обучении биологии Задание 1. Определение специфических особенностей использования ИКТ в процессе обучения биологии

Перейдите по ссылкам и познакомьтесь со статьями учителей биологии использующих ИКТ в преподавании биологии: – М.Б.Булычева «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»; М.Б.Булычева – Л.А.Бердникова «Электронные образовательные ресурсы нового поколения на уроках биологии»; Л.А.Бердникова – И.О.Камилова «Использование ЭОР НП на уроках биологии в 11-м классе»; И.О.Камилова – Н.А.Полякова «Электронные учебные модули как средство повышения качества знаний учащихся при изучении раздела «Животные»; Н.А.Полякова – Н.А.Полякова «Методические основы включения электронных учебных модулей в обучение биологии в средней школе» Н.А.Полякова Поработайте со Сборником материалов конференции по ИКТ в образованииСборником материалов конференции по ИКТ в образовании Цель работы: сформировать навык определения специфических особенностей использования ИКТ при обучении биологии Задание 1. Определение специфических особенностей использования ИКТ в процессе обучения биологии