ФГТ и ФГОС: преемственность образования. «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГТ и ФГОС: преемственность образования. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития,
Advertisements

Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Обеспечение преемственности предшкольного и начального общего образования в контексте ФГТ и ФГОС НОО МБОУ «Инжавинская СОШ» заместитель директора по УВР.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
«ФГОС дошкольного образования» Старший воспитатель МОУ Богданихской СОШ Лебедева О.А.
«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС» Секция 2 Руководитель Владимирова Татьяна Ивановна.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Преемственность: ФГТ (дошкольное образование) и ФГОС (начальное общее образование) ГБОУ СОШ с. Богатое.
Оценка учебных достижений учащихся. Составляющие учебного процесса Учебные программы Процесс обучения Учебники Оценочные средства Образовательные стандарты.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Кузнецова О.Н МБОУ ЦО «Каразей». Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного.
Материал по теме: Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Транксрипт:

ФГТ и ФГОС: преемственность образования

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее" В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) Федеральный Закон «Об образовании» Федеральный Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона (в редакции Федерального закона от N ФЗ пункт 6.2 от N ФЗ пункт 6.2 статья 9) статья 9) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года 655 (зарегистрирован Минюстом России от 23 ноября 2009 года 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г., 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299) регистрационный номер 16299)

Концепция дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию г. Концепция дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию г. 7/1) 7/1) Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ г.) Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ г.) Преемственность ФГТ

Приказ Минобрнауки РФ от г, 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. N Утвержден и введен в действие с 1 января 2010г. Приказ Минобрнауки РФ от г, 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. N Утвержден и введен в действие с 1 января 2010г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)

Стандартизация дошкольного образования Особенности состояния дошкольного детства в России Особенности состояния дошкольного детства в России Совместная деятельность воспитателя и детей Совместная деятельность воспитателя и детей Игровые формы образования Игровые формы образования Отсутствие жесткой регламентации Отсутствие жесткой регламентации Гендерный подход Гендерный подход Универсальность и интеграция Универсальность и интеграция Единство требований к выпускнику Единство требований к выпускнику

Концептуальные требования к основной общеобразовательной программе (ООП) начального общего образования Соответствие принципам развивающего образования Соответствие принципам развивающего образования Интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному Интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному Комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая «принятие» ребенком образовательной программы Комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая «принятие» ребенком образовательной программы Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости Использование адекватных возрасту форм работы с детьми Использование адекватных возрасту форм работы с детьми Осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную) Осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную)

Образовательные области

Основополагающий принцип ФГТ

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ФГОС Теоретические обоснования системно-деятельностный подход системно-деятельностный подход Цели укрепление физического и духовного здоровья укрепление физического и духовного здоровья формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности духовно-нравственное развитие и воспитание духовно-нравственное развитие и воспитание Основные принципы содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса содержание образования, способы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей роль и значение видов деятельности и форм общения роль и значение видов деятельности и форм общения Формы образовательной работы совместная деятельность детей совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность самостоятельная деятельность Результаты освоения программы личностные, метапредметные и предметные качества личностные, метапредметные и предметные качестваФГТ Теоретические обоснования культурно-историческая концепция культурно-историческая концепция деятельностный и личностный подходы деятельностный и личностный подходы Цели формирование общей культуры формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств формирование предпосылок учебной деятельности формирование предпосылок учебной деятельности Основные принципы развивающее образование развивающее образование научая обоснованность научая обоснованность единство воспитательных, развивающих и обучающих задач единство воспитательных, развивающих и обучающих задач интеграция образовательных областей интеграция образовательных областей Формы образовательной работы совместная деятельность детей совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность самостоятельная деятельность Результаты освоения программы интегративные качества интегративные качества

Портрет выпускника Выпускник ДОУ Физически развитый, овладевший Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками основными культурно – гигиеническими навыками Любознательный, активный Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту Овладевший необходимыми умениями и навыками Овладевший необходимыми умениями и навыками Выпускник начальной школы Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни Любознательный, активно познающий мир Любознательный, активно познающий мир Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Любящий свой народ, свой край, свою Родину Любящий свой народ, свой край, свою Родину Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Метапредметные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Предметные результаты

совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса УУД Компоненты учебной деятельности ФГОС

Универсальные учебные действия

Личностные УУД Виды личностных действий Характеристика смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Уметь находить ответ на вопрос: Какое значение, смысл имеет для меня учение? нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания исходит из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор исходит из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор

Регулятивные УУД Виды регулятивных действий Характеристикацелеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик контроль сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения волевая саморегуляция способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий

Познавательные УУД Вид знаково- символическо-го действия Характеристикамоделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково- символическую); преобразование модели изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Виды логических действий Характеристика сравнение выделение тождества / различия, определения общих признаков и составления классификации опознание включение объектов в тот или иной класс анализ выделение элементов и «единиц» из целого расчленение целого на части синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты сериация упорядочение объектов по выделенному основанию классификация отнесение предмета к группе на основе заданного признака обобщение генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи доказательство установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений, доказательство построение логической цепи рассуждений, доказательство подведение под понятие распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез вывод следствий установление аналогий аналогия есть умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.

Коммуникативные УУД Виды коммуникативных действий Характеристика планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия определение цели, функций участников, способов взаимодействия постановка вопросов постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация управление поведением партнера управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Критерии сформированности «внутренней позиции школьника»

Предпосылки регулятивных УУД дошкольника

Предпосылки познавательных УУД дошкольника

Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника

Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника

Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу Положительно относится к школе Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах Планируемые результаты на конец 1 класса на конец 1 класса Понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми Умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми Положительно относится к школе Положительно относится к школе Умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Умеет уважительно относиться к чужому мнению Умеет уважительно относиться к чужому мнению Умеет понимать чувства других людей и сопереживать им Умеет понимать чувства других людей и сопереживать им Умеет бережно относиться к материальным ценностям Умеет бережно относиться к материальным ценностям Уважает и принимает ценности семьи и общества Уважает и принимает ценности семьи и общества Любит свой народ, свой край и Родину Любит свой народ, свой край и Родину Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную тему Может поддержать разговор на интересную тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим поступкам Умеет делать самооценку и себе и своим поступкам Умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям Умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" В.А. Сухомлинский

Спасибо за внимание!