Заместитель директора по УВР Божко Е. Н. МОУ СОШ имени В. М. Комарова с углублённым изучением английского языка Звёздный городок
Помочь детям быть личностями – более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка. К. Роджерс Помочь детям быть личностями – более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка. К. Роджерс 2
Инновационные задачи профильного обучения учет реальных потребностей рынка труда; кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования. Необходимость отработки гибкой системы профилей; создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с учетом обоснованного выбора профиля; оказания помощи обучающимся в построении индивидуальных образовательных программ; обеспечения условий качественной подготовки к поступлению в ссузы и вузы. 3
Профильное обучение направлено на реализацию идей личностно ориентированного образования, которое служит: 1) самореализации обучающихся, их саморазвитию, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитанию; 2) созданию условий для становления самобытной личности; 3) подготовке к решению жизненно важных проблем. 4
Основа построения профильного обучения : 1.Закон РФ « Об образовании » 2. Федеральная программа развития образования ( утверждена Федеральным законом от ФЗ ) 3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении ( утверждено постановлением Правительства РФ от ) 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ( утверждена приказом Минобразования РФ от ) 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования ( утверждена Приказом Минобразования РФ от ) 6. Распоряжение Министерства образования и науки РФ « Об утверждении плана - графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования » ( Распоряжение Минобразования РФ от ) 7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования ( утвержден Приказом Минобразования РФ ) 8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ ( утвержден ) 5
Содержание общих учебных умений, навыков и способов деятельности Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос «Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать. 6
Содержание общих учебных умений, навыков и способов деятельности Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально- делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 7
Содержание общих учебных умений, навыков и способов деятельности Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований. Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 8
Структура стандарта по конкретному предмету представлена на базовом и профильном уровнях и включает: цели изучения предмета (на базовом и профильном уровнях); обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников. Поэтому благодаря стандарту можно проектировать содержание не только базовых учебных предметов, но и профильных курсов. Стандарт задает также целевые ориентиры для элективных курсов. 9
Компоненты личностно ориентированного профильного обучения: Аксиологический компонент имеет целью оказание помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов. Когнитивный компонент содержания обучения обеспечивает их научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию творческих способностей учащихся, оригинальных подходов к решению задач, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует жизненную позицию. 10
«Учение – в значительной степени практическая деятельность, проявляющаяся внешне». (И.Я. Лернер) 11
Требования к системе действий учителя профильного класса (профильной школы): 1. Осуществлять диагностику образовательных возможностей обучающихся; оказывать помощь старшеклассникам в рефлексии их интересов, способностей, склонностей, социального, профессионального и культурного самоопределения; проводить диагностические опросы, отслеживание результатов обучения. 2. Участвовать в разработке модели выпускника профильного класса (профильной школы); определять конечные результаты его образовательной деятельности по конкретному учебному предмету, реализуемому в профильном классе. 3. Оказывать помощь обучающимся в проектировании их индивидуальных образовательных программ. 12
Требования к системе действий учителя профильного класса (профильной школы): 4. Осуществлять обоснованное программно-методическое обеспечение образовательного процесса: участвовать в проектировании учебного плана профильного класса; самостоятельно разрабатывать образовательную программу по предмету с учетом требований государственного образовательного стандарта, образовательных потребностей конкретных старшеклассников, особенностей профиля обучения; осуществлять отбор научно обоснованного содержания учебных занятий, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и профиля обучения; разрабатывать личностно ориентированные технологии обучения; разрабатывать учебно-методические комплекты для элективных курсов, исследовательской и проектной деятельности, учебных практик, организации самостоятельной работы. (продолжение) 13
Требования к системе действий учителя профильного класса (профильной школы): 5. Консультировать обучающихся в вопросах самоорганизации образовательной деятельности; по вопросам духовно-нравственного самосовершенствования, технологии творческой деятельности. 6. Разрабатывать и использовать различные критерии изучения образовательных и личностных достижений старшеклассника. (продолжение) 14
Задачи учителя-тьютора: оказание помощи старшим школьникам в организации самостоятельной работы по разработке учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ, в овладении навыками работы на компьютере; осуществление психолого-педагогической диагностики личности старшего школьника, подбор и разработка диагностических методик, позволяющих выявить психофизиологические возможности личности (способность памяти, мышления, восприятия, воображения, способы передачи информации (графический, текстовый, вербальный, образный), темпы работы с информацией, мотивацию); обеспечение готовности старших школьников к непрерывному образованию; создание условий для формирования общеучебных умений и навыков; разработка дифференцированных и индивидуализированных инструкций и заданий для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами; разработка заданий в тестовой форме, тестовых заданий для всесторонней оценки знаний обучающихся профильных классов; организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленного на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся; проведение мониторинга учебных и личностных достижений обучающихся профильных классов. 15
«В старшей школе, вероятно, следует стремиться оценивать успешность своего освоения знаний и универсальных умений по результатам проектирования, которые выявляются на публичной защите проектов» (П.С.Лернер) 16
Составляющие компетенций: умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг); умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей; умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме; умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования; умение вносить коррективы в ранее принятые решения; умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.); умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов; умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно; умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме; умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; умение оценивать проекты, выполненные другими; умение понимать критерии оценивания проектов; умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов; умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии; умение расшифровывать замысел, идеи, решения проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившееся на рынке. 17
Класс5А5Б5В Кол-во учеников Важность изучения двух иностранных языков да19 (95%)14 (87,5%)13 (100%) нет1 (5%)-- не уверен-2 (12,5%)- 2. Трудность в изучении второго иностранного языка больше, чем при изучении английского да15 (75%)4 (25%)4 (31%) нет5 (25%)12 (75%)9 (69%) 3. Интересно изучать второй иностранный язык да19 (95%)15 (94%)12 (92%) нет1 (5%)1 (6%)1 (8%) 4. Что труднее даётся чтение2 (10%)1 (6%)- устная речь1 (5%)5 (31%)1 (8%) грамматика13 (65%)6 (38%)6 (46%) всё трудно1 (5%)-- всё получается3 (15%)4 (25%)6 (46%) 5. Понятны ли объяснения учителя да14 (70%)9 (56%)9 (69%) нет1 (5%)1 (6%)- не всегда5 (25%)6 (38%)4 (31%) 6.Можете ли обратиться к учителю за разъяснениями материала (дополнительно) да19 (95%)13 (81%)11 (85%) нет1 (5%)3 (19%)2 (15%) 7. Отношение ко второму иностранному языку как к предмету «любимый»17 (85%)13 (81%)12 (92%) «не любимый»3 (15%)3 (19%)1 (8%) 8. Мнение родителей по поводу изучения второго иностранного языка очень довольны11 (55%)12 (75%)11 (85%) недовольны--- не знаю6 (30%)1 (6%)1 (8%) не выражали своего мнения3 (15%)3 (19%)1 (8%) Изучение второго иностранного языка (результаты анкетирования в 5-х классах) 18
Изучение второго иностранного языка (результаты анкетирования в 10-х классах) Класс10А10Б Кол-во учеников Важность изучения двух иностранных языков да10 (56%)10 (50%) нет2 (11%)3 (15%) не уверен6 (33%)7 (35%) 2. Трудность в изучении второго иностранного языка больше, чем при изучении английского да3 (17%)8 (40%) нет15 (83%)12 (60%) 3. Интересно изучать второй иностранный язык да11 (61%)8 (40%) нет7 (39%)12 (60%) 4. Что труднее даётся чтение-2 (10%) устная речь3 (17%)6 (30%) грамматика9 (50%)5 (25%) всё трудно3 (17%)5 (25%) всё получается3 (17%)2 (10%) 5. Понятны ли объяснения учителя да7 (39%)5 (25%) нет-2 (10%) не всегда11 (61%)12 (65%) 6.Можете ли обратиться к учителю за разъяснениями материала (дополнительно) да19 (95%)11 (85%) нет1 (5%)2 (15%) 7. Отношение ко второму иностранному языку как к предмету «любимый»6 (33%)8 (40%) «не очень любимый»12 (67%)13 (60%) 8. Мнение родителей по поводу изучения второго иностранного языка очень довольны10 (56%)11 (55%) недовольны1 (6%)- не знаю1 (6%)4 (20%) не выражали своего мнения6 (33%)5 (25%) 19
Обучение в профильных классах (русский язык и литература) (результаты анкетирования в 10-х классах) Класс10А10Б Кол-во учеников Следовало ли вводить профильное обучение в 10 классе да14 (67%)13 (65%) нет2 (9,5%)1 (5%) не уверен5 (24%)6 (30%) 2. Сложнее ли стало изучать углублённо предметы по сравнению с 9 классом да5 (24%)- нет4 (19%)3 (15%) не очень12 (57%)17 (85%) 3. Интересно ли вам лично профильное обучение да15 (71%)17 (85%) нет6 (29%)3 (15%) 4. Все ли программные произведения вами прочитываются к уроку Да1 (5%)3 (15%) Нет4 (19%)1 (5%) очень редко5 (24%)7 (35%) Иногда11 (52%)9 (45%) 5. К числу любимых предметов или не очень относите вы литературу «любимый»8 (38%)13 (65%) «не очень любимый»13 (62%)7 (35%) 6. Знают ли ваши родители о профильном обучении и как они к этому относятся не знают7 (33%)1 (5%) знают, недовольны2 (9,5%)1 (5%) знают, довольны1 (5%)9 (45%) не выражают своего мнения11 (52%)9 (45%) 7. Что даёт вам профильное обучение в плане подготовки к ЕГЭ ничего не изменилось с обычной подготовкой5 (24%)2 (10%) я буду готов к экзамену5 (24%)15 (75%) я в себе не уверен5 (24%)3 (15%) готовиться буду потом с репетитором6 (29%)- 20