Современный урок информатики. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок информатики Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 3 г.Вольска Худякова О.Н.
Advertisements

целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Самоанализ урока. Самоанализ Самоанализ- это степень осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока; Самоанализ- это оценка учителем.
Домашнее задание, оценка его объема и времени его выполнения.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Педагогический семинар 08 марта 2010 года. Комплексный анализ урока Структурно-временной анализ урока.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Требования к современному уроку. Урок (по А.А. Вагину) Урок - форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного.
Анализ современного урока. Современный урок "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Структура урока информатики. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава.
Анализ современного урока В помощь учителю
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Урок в современной школе Как сконструировать современный урок? Лобанов Александр Владимирович учитель физики, информатики МОУ «СОШ с. Ленинское» п. Архара,
Транксрипт:

Современный урок информатики

Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.

Распределение подачи материала на уроке: 0-7 минут урока – внимание рассеянное 8-23 минуты урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания минуты урока – устойчивость внимания падает, увеличивается количество ошибок минуты урока – произвольное внимание

Распределение учебного времени на уроке: Получение информации – 40% (учебного времени) 1. Постановка учебной задачи перед учащимися 2. Изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению

Распределение учебного времени на уроке: Освоение информации – 40% 3. Закрепление знаний, умений и навыков на практике 4. Применение знаний, умений и навыков на практике

Распределение учебного времени на уроке: Контроль информации – 5-10% Коррекция процесса рассогласования с информацией – 10-15% 5. Проверка их усвоения

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность

Основные этапы современного урока: 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Введение нового материала 4. Закрепление нового материла 5. Контроль за результатом учебной деятельности 6. Задание на дом 7. Подведение итогов урока

Урок может включать все названные элементы – тогда он называется комбинированный урок; или только некоторые элементы – специализированный урок (направленный на решение определенной дидактической задачи)

Структура урока изучения нового материла: 1. Оргмомент 2. Первичное введение материала 3. Указание на то, что учащийся должен запомнить 4. Мотивация запоминания 5. Сообщение или актуализация техники запоминания 6. Первичное закрепление 7. Контроль результатов первичного запоминания 8. Регулярное систематизированное повторение 9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых 10. Задание на дом 11. Итог урока

Структура урока формирования умений и навыков: 1. Оргмомент 2. Повторение сформированных умений и навыков 3. Проведение проверочных упражнений 4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования 5. Упражнения на их основе 6. Упражнение на их закрепление 7. Тренировочные упражнения по образцу 8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию 9. Упражнения творческого характера 10. Задание на дом 11. Итог урока

Структура урока закрепления: 1. Оргмомент 2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий 3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений 4. Проверка выполнения работ 5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6. Задание на дом (если это необходимо) 7. Итог урока

Структура урока повторения: 1. Оргмомент 2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач 3. Проверка домашнего задания 4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке. 5. Задание на дом 6. Итог урока

Структура урока проверки знаний: 1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя 3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий 4. Проверка выполнения работ 5. Формулирование выводов по изученному материалу 6. Оценка результатов урока 7. Подведение итогов 8. Задание на дом (не всегда)

Структура урока применения знаний, умений и навыков: 1. Организация начала урока 2. Сообщения темы урока и его задач 3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений 4. Формирование, закрепление первичных умений 5. Упражнения в применении знаний и умений 6. Творческое применение знаний и умений 7. Упражнение по отработке навыков 8. Домашнее задание 9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы

Система преподавания Л.В. Маховой: 1. Рассказ обзорного типа по всей теме. 2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений. 3. Урок – практическая работа. 4. Урок обобщающего типа с карточками- заданиями, ориентирующими на выделение главных элементов учебного материала. 5. Заключительный опрос по теоретическому материалу. 6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов

Система уроков Гузика Н.П. 1. Урок теоретического разбора материала учителем. 2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам. 3. Уроки-семинары. 4. Уроки-практикумы. 5. Уроки контроля и оценки.

Система уроков Хазанкина Р.Г. 1. Урок-лекция по всей теме. 2. Урок решения ключевых задач. 3. Урок-консультация. 4. Урок-зачет.

Триединая цель урока (ТЦУ) – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем к концу урока

Цели урока информатики: Образовательная (познавательная) Воспитательная Развивающая

Образовательный аспект: 1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания 2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями 3. Формировать навыки 4. Формировать умения 5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке

Развивающий аспект: 1. Развитие речи 2. Развитие мышления 3. Развитие сенсорной сферы 4. Развитие двигательной сферы

Воспитательная цель - направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга

Требования к уроку информатики: Дидактические требования Психологические требования Требования к организации познавательной деятельности учащихся Требования к организации познавательной деятельности учащихся Гигиенические требования Требования к технике проведения урока

Дидактические требования Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающимися и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств оьучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в деятельности учащихся Реализация на уроке всех дидактических принципов Создание условий успешного учения учащихся

Психологические требования Психологическая цель урока Проектирование развития учащихся Учет психологической задачи изучения темы Стиль урока Определение содержания и структуры урока Особенности самоорганизации

Требования к организации познавательной деятельности учащихся Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Учет возрастных особенностей учащихся Закрепление результатов работы Организованность учащихся

Гигиенические требования Температурный режим Физико-химические свойства воздуха Освещение Предупреждение утомления и переутомления Чередование видов деятельности Современное и качественное проведение физкультминуток Соблюдение правильной рабочей позы учащегося Соответствие классной мебели росту школьника

Требования к техники проведения урока: урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

Требования к техники проведения урока: доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы; учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

План урока - это методический вариант организации работы учащихся над материалом урока

В плане урока обычно указывается: тема цель урока (образовательная, развивающая, воспитывающая) распределение времени по этапам (проверка знания, объяснение нового, упражнения) кратко поясняется содержание работы

Рекомендации к плану урока: 1. Начало подготовки к уроку 2. Четко сформировать для себя и для учащихся целевую установку урока 3. Спланировать учебный материал 4. Продумать «изюминку» урока 5. Сгруппировать отобранный учебный материал 6. Спланировать объем и форма самостоятельной работы учащихся 7. Продумать индивидуальный подход к разным ученикам 8. Подготовить оборудование для урока 9. Определить домашнее задание 10. Продумать форму подведения итогов урока 11. Составить конспект урока

Конспект урока I. Формальная часть: Дата___________ Урок ________ Тема:_____________________________ Цели: образовательные___________________________________ развивающие______________________________________ воспитательные____________________________________ Тип урока:________________________________________ Оборудование (ТСО, наглядные пособия, программное обеспечение, мультимедиа, ресурсы Интернет). Последовательность отдельных этапов урока с указанием последовательности приемов, форм и методов обучения; ориентировочное время, отводимое на каждый этап.

Конспект урока II. Содержательная часть: 1. Планируемые знания, умения и навыки. 2. Таблица, в которой зафиксировано: что, на каждом этапе урока делают учитель и ученик. Подробный ход урока: проверка домашнего задания; кто и по каким вопросам будет опрошен; фронтальная работа с классом; повторяемый материал; сообщение нового материала; закрепление пройденного материала на уроке; самостоятельная работа; виды контроля знаний и обратной связи; домашнее задание, пояснения к нему; подведение итогов урока

Конспект урока III. Аналитическая часть – самоанализ урока

Пример таблицы план-конспект урока: Деятельность Этап урока учителяучеников

Пример таблицы план-конспект урока: ВремяДействия учителя Действия учащихся Доска/ Экран/ Компьютер

Пример таблицы план-конспект урока: Основное содержание учебного материала Деятельность учителяучащихся I. Постановка цели урокаФормулирует: сформулировать понятия… усвоить…. II. Актуализация знаний и умений: 1. Выполнение упражнения: Предъявляет упражнениеФиксирует упражнение в своих тетрадях. 2. Вопросы для обсужденияУправляет посредством вопросов деятельностью учащихся. Наблюдает за работой учащихся. Осуществляет мотивацию. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы товарищей, оформляют результаты упражнения, фиксируют новые понятия и суждения. III. Формирование понятия… 1. Выполнение упражнений… 2… Предъявляет учащимся условия упражнений. Наблюдает за работой учащихся. Самостоятельно выполняют упражнения. Обсуждают результаты выполнения упражнения и т.д.

Самоанализ урока: 1. Общие сведения об уроке Дата, школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель и тип урока.

Самоанализ урока: 2. Организация урока Готовность учителя и учащихся к уроку Обзор средств обучения и учебной среды. Оборудование кабинета, его удобства для учащихся и учителя, состав оборудования. Готовность средств обучения и кабинета. Мобилизирующее начало урока. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

Самоанализ урока: 3. Структура урока Этапы урока, распределение времени. Четкость этапов его содержанию, выделение главного. Соответствие структуры урока целям и его содержанию. Насыщенность урока и темы. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменным видом деятельности с устными, бескомпьютерные с компьютерными. Нагрузка в течение урока.

Самоанализ урока: 4. Содержание урока Объем фактического материала, соответствие программе, используемому учебнику и уровню знаний учащихся. Правильность и полнота определения содержания образовательных, развивающих и воспитывающих задач урока, а именно: овладениями учащимися знаниями о процессе преобразования, передачи и использования компьютерных технологий. Этапы повторения и закрепления материала, способы. Соответствие теории и упражнений. Повторение пройденного, опорные знания. Внутрипредметные и межпредметные связи.

Самоанализ урока: 5. Методы, приемы и средства обучения Целесообразность методов обучения. Соответствие содержание урока общедидактическим требованиям Степень интереса учащихся к изучаемому материалы, Наличие обратной связи «учитель – ученик». Развитие логического мышления у учащихся и самостоятельности в обучении. Индивидуализация обучения - разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым. Система контроля знаний учащихся. Средства достижения и поддержания внимания, учащихся на уроке и интереса к предмету. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Соответствие использованных средств обучения теме урока. Методы деятельности учителя на уроке. Оценка трудоемкости домашнего задания Итоги урока, его воспитательная ценность Цели, которые намечал учитель на уроке, их достижение.

Самоанализ урока: 6. Учитель как личность Знания и методическая грамотность учителя. Культура речи и педагогический такт. Доброта и требовательность к учащимся. Контакт учителя с учащимися, взаимоотношения (авторитарные, либеральные, сотрудничество). Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы.

Самоанализ урока: 7. Заключение по уроку Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора программных средств. Воспитательный эффект урока. Ценные стороны урока и недостатки. Предложения учителя

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 1. Цель урока сформирована четко, лаконично; соответствует требованиям программы, типу обучения (углубленное, профильное), месту урока в теме

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 2. Тип урока соответствует этапам познавательной деятельности

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 3.Содержание учебного материала соответствует дидактической цели урока; обеспечивается глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов; подбираются примеры на межпредметные и внутрипредметные связи; используются ресурсы Интернет; отсутствуют фактические ошибки и неточности.

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 4. Методы обучения соответствуют содержанию учебного материала и цели урока; обеспечивают познавательную самостоятельность, интерес учащихся; способствуют эффективному усвоению материала; позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, вида, формы заданий; обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности.

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 5. Формы организации познавательной деятельности фронтальные, групповые, парные, индивидуальные; соответствуют содержанию, методам и цели урока; обеспечивают включение учеников в познавательную деятельность.

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 6. Учебное оборудование рационально используется классная доска аудиовизуальные средства, другие дидактические материалы

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 7. Обратная связь процесс усвоение знаний непрерывно контролируется, знания оцениваются; формы проверки и оценки разнообразны, количество опрошенных значительное

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 8. Время урока использовано рационально и эффективно; темп урока оптимальный

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 9. Психологический климат урока организуется содержательная, интересная работа; отсутствует морализация, критические замечания; формируется высокая оценка ученика; оптимистическое, мажорное настроение учителя

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 10. Реализация образовательных задач урока усвоены ведущие идеи, понятия уверенные и правильные ответы учащихся при закреплении и контроле знаний учащихся наличие познавательного интереса к предмету

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 11. Развивающие воздействия урока обучение на достаточно высоком уровне сложности; используются элементы проблемного обучения; формируются элементы теоретического мышления; формируются компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, систематизация; обеспечивается высокий уровень речевой активности

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 12. Реализация воспитательных задач урока учитель реализует воспитательный потенциал урока; обеспечивает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность; оценка знаний является воспитывающем фактором; доминирует положительное эмоциональное состояние; формируется личностное отношение к знаниям; оснащение способствует воспитанию эстетической культуры

Параметры оценкиБалл Общее количество баллов Коэффициент эффективности урока Кто анализировал 2 – высокий уровень 1 – средний уровень 0 – низкий уровень

Примерная схема самоанализ урока: Класс _______ Тема урока ________________ Тип урока и его структура ________________ 1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? 2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...) Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3.Какова триединая дидактическая цель урока ( его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. 4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? 5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать,как другие этапы работали на главный этап? 6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся? 8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся. 9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 10. Наметить перспективы своей деятельности.

Конструктор урока: (каждому раздать в руки листочек)урока Например: А2; Б6; В4; Г1; Д6; Д10; Ж4 Этап урокаА2Б6В4Д6Д10Ж4 Время урока

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков

Три уровня домашний заданий: 1. Обязательный минимум - задание должно быть понятно и посильно всем ученикам. 2. Тренировочный - его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. 3. Творческое задание - оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

Правила задавания на дом: для задавания на дом необходимо отводить специальное время; давать задания следует при полном внимании всего класса; домашнее задание должно быть понято всеми без исключения; учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.

Приемы подачи домашнего задания: Задание массивом. Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами. Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах. Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Доклад

Домашнее задание должно быть дозировано по времени: от 1 часа в начальной школе до 3-4 часов в выпускных классах

Способы проверки домашнего задания: 1. Решение домашних примеров 2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д. 4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Спасибо за внимание