Ф ОРМИРОВАНИЕ ВИТАГЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ФЕДИРКО Е. И., зам. директора по УВР МОУ СОШ 8.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
Advertisements

Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Транксрипт:

Ф ОРМИРОВАНИЕ ВИТАГЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ФЕДИРКО Е. И., зам. директора по УВР МОУ СОШ 8

«НАША НОВАЯ ШКОЛА. О БЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ И ДЛЯ КАЖДОГО » «… реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения».

иметь ценностный смысл для данного человека; социально – ценностную значимость и являться конструктивным; помогать проектировать будущее; включать в себя опыт предшествующих поколений; непрерывно пополняться и развиваться.

О СНОВНЫЕ УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ : «Открытость» «Принятие» «Эмпатическое понимание»

Т ЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ личностно-ориентированное обучение (Белухин Д. А., Зеер Э. Ф., Якиманская И. С.), педагогика сотрудничества (Амонашвили Ш. А.), теория эвристического обучения (Хуторской А. В.), индивидуализация и дифференциация обучения (Унт И. Э.), теория проблемного обучения (Лернер И.Я., Махмутов М.И., Скаткин М.М.), концепция оптимизации и интенсификации учебно- воспитательного процесса (Бабанский Ю. К.), теория развивающего обучения (Давыдов В. В., Занков Л. В.), технология педагогических мастерских (Окунев А. А.), технология коллективного способа обучения (Дьяченко В. К.), теория решения изобретательских задач (Альтшуллер А. Г.).

Жизненный опыт – это витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это своеобразный сплав мыслей, знаний, эмоций, поступков, прожитых индивидом и имеющих для него определенную (чаще всего весьма значимую) ценность. Эта информация связана с памятью разума, чувств, поведения, т.е. это то, что прожито человеком.

Опыт жизни – это витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности.

Витагенный опыт – результат процесса накопления жизненного опыта, который стал личностно значимым для человека. Витагенный опыт имеет, кроме этого, социальную значимость, позволяет прогнозировать и конструировать будущее, при этом имеет место ценностное отношение индивида к своему опыту. Процесс накопления витагенного опыта идет непрерывно на протяжении всей жизни человека.

Т ЕХНОЛОГИЯ ВИТАГЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ 1. Выявление содержания витагенного опыта с помощью визуализации. 2. Выявление витагенного опыта с помощью различных опросов. 3. Выявление витагенного опыта с помощью его вербализации всеми участниками образовательного процесса. 4. Анализ витагенного опыта. Выявление его характера и объема, установление связей между ними. 5. Определение базового, устойчивого, существенного и личностно- значимого ценного опыта. 6. Определение оснований для классификации витагенного опыта, его классификация. Объединение информации из различных областей знаний. 7. Определение возможности целенаправленного педагогического воздействия в условиях формирования комплексных знаний, умений и воззрений. 8. Определение условий для использования витагенного опыта при конструировании научных знаний в различных областях. 9. Привлечение витагенного опыта участников образовательного процесса к формированию целостных представлений школьника.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВИТАГЕННО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА : 1. Социо – культурное окружение, образовательный уровень семьи. 2. Уровень развития познавательного интереса школьников. 3. Витагенная информация. 4.Мироощущение личности на определенных стадиях ее развития. 5. Субъективное отношение индивида к предмету. 6. Сформированность надпредметных умений и навыков. 7. Высокий образовательный статус учащегося.

Витагенный опыт школьников представляет собой витагенную информацию, которая становится достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях.

Ф АКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПЕРЕХОДУ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОГО УРОВНЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ : знание учителем уровня витагенной информированности учащихся; субъект – субъектная основа организации образовательного процесса; развитие познавательного интереса; осознание ребенком своего незнания; формирование ценностного отношения к знанию; умение актуализировать витагенный опыт в адекватных ситуациях; формирование умения взаимодействовать со всеми субъектами учебного процесса; умение соотносить витагенную информацию и научную; умение преодолевать когнитивный диссонанс; создание ситуации успеха для каждого ученика.

Витагенно ориентированное обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся по организации на уроке взаимообогащающего диалога. Организация витагенного обучения предполагает наличие специфических организационных форм и технологий, а также знание учителем уровня витагенной информированности школьников в том или ином разделе программы.

Л ИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Признание учителем приоритета личности перед коллективом; Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других; Признание учителем, того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя; Отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что- то лучше других; Признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией; Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …; Понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам; Задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию.

Умение применять полученные знания сформированное умение добывать знания

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ РАЗНОМ ХАРАКТЕРЕ ОБУЧЕНИЯ Инструктивно – авторитарное Личностно – значимое Рассказ учителя Выдвижение проблемы Чтение текста учебника Постановка предложений Ответы на вопросы учителя (учебника) Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя) Рассматривание иллюстраций Поиск эмоциональных опор, составление графического плана – опоры Повторение рассказа учителя

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Формулировка цели урока. Анализ психолого-педагогической характеристики класса, включающей в себя данные о каждом учащемся. Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий. Конкретизация цели урока с учетом результатов предыдущего анализа (пункты 2,3). Разбивка урока на этапы, подчиненные одной цели, и конкретизация этой цели на каждом этапе. Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.

А ЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока. Выбор способа презентации нового материала, отвечающего целям урока. Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.

А ЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Проектирование учебного диалога (или иных методов), позволяющего выявить и «окультурить» субъективный опыт учащегося (опережает анализ вероятных версий). Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока. Проектирование вероятных изменений в ходе урока и их коррекция. Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование субъективного опыта ученика. Проектирование форм рефлексии проведенного урока.

О БУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА СООТВЕТСТВУЕТ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К ОБРАЗОВАНИЮ : Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях. Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию

Ц ЕЛЬ УРОКА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ : формирование способности к самоучению, самразвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.

М ОДЕЛЬ УРОКА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 1. Актуализация знаний. Основные задачи учителя. актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

М ОДЕЛЬ УРОКА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 2. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; Овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

М ОДЕЛЬ УРОКА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 3. Этап планирования. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

М ОДЕЛЬ УРОКА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 4 этап. Открытие нового знания. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

М ОДЕЛЬ УРОКА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 5 этап. Учебные действия по реализации плана. Основные задачи учителя. Развитие общеучебных умений и навыков; Развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий; Овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий; Учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении учебных действий.

М ОДЕЛЬ УРОКА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 6 этап. Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя. Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Спасибо за внимание!