Исследовательская деятельность учащихся. Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность учащихся. Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ.
Advertisements

Исследовательская деятельность учащихся Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 32 Выполнила: Заречнева Ирина Викторовна,
«Самостоятельные исследования школьников». Чем отличается проектирование от проектного метода?
Тренинг «Самостоятельные исследования школьников» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи.
МОУ «Болтовская СОШ» Заместитель директора по воспитательной работе Орехова Е.Н.
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
«Самостоятельные исследования школьников» Тренинг преподавателей-методистов (тренеров) программы «Обучение для будущего» Руководители: А.В.Леонтович, к.
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
Тренинг «Самостоятельные исследования школьников» в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома.
Областной семинар заместителей директоров базовых школ «Развитие исследовательской позиции и творческих способностей на уроке и во внеурочной деятельности»
Исследовательская деятельность учащихся Творческая группа учителей информатики.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Городской семинар для заместителей заведующих МБДОУ Находкинского городского округа г.
Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе Дорожкина Н.Г.
Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании Телегина В. Г. МОУ Парбигская СОШ.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность учащихся

Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ у с в о е н и е Классно-урочная системаМетод проектов

Основные аспекты проектного метода

Типовые этапы проектирования Концептуализация (подбор области проектирования, выделение проблемы) Целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач) Ресурсообеспечение (определение необходимых средств, ресурсов, возможностей) Планирование (создание поэтапного плана реализации проекта) Реализация Рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов)

Содержательное наполнение метода проектов Метод проектов Освоение техники построения деятельности методом проектов Реализация содержания образования с использованием метода проектов Формальные навыки выделения проблемы, формулировки целей и задач, реализации проектного цикла Восприятие культурных норм, ценностей и традиций через реализацию учебных задач

Основные различия проектирования и исследования в образовании

Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования П р о е к т и р о в а н и е И с с л е д о в а н и е Главная цель – уяснение сущности явления, истина Главная цель – реализация проектного замысла Средство: проектирование Средство: исследование

Главные отличия исследовательской и проектной деятельности учащихся Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода как средства организации деятельности Широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки

Уровни проектирования в школе Ученический исследовательский проект Констатация факта, подтверждение гипотезы Проектирование учебной деятельности ученика (учительский проект) Достижение образовательного результата Проект развития школы на основе исследовательской деятельности учащихся Создание «лица» школы, развитие коллектива

Эволюция позиций участников исследовательской деятельности учитель ученик Субъект- объектные отношения Субъект- субъектные отношения коллега, наставник коллега, младший товарищ Исследовательская деятельность обучающихся Формы образовательной деятельности

Какие качества необходимы руководителю учебного исследования?

Слагаемые профессиональности руководителя детского исследования Ученый Учитель Руководитель детского исследования Культурно- профессиональ- ная традиция Педагогические навыки

Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?

Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1.Элементы исследования в рамках учебных предметов 2.Предметы в рамках базисного компонента 3.Элективные курсы – школьный компонент 4.Группы дополнительного образования 5.Экскурсия 6.Интегрированная программа общего и дополнительного образования 7.Поход или экспедиция 8.Конференция или конкурс 9.Клуб или молодежное объединение

ТИПОЛОГИЯ РАБОТ

Основные типы творческих работ учащихся, организуемых проектным методом РеферативныеСбор и представление информации по избранной теме ЭкспериментальныеПостановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях ПроектныеДостижение и описание заранее спланированного результата ОписательныеФиксация результата сбора данных по определенной методике ИсследовательскиеВыводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных

Основные аспекты проектирования учебного исследования

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста Изучение теоретического материала Освоение методики исследования Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Представление исследовательской работы Формулировка рабочей гипотезы

Исследование в школе Включение исследования в классно- урочную систему: - развитие поисковой активности на уроках - задачи «не по шаблону», проблемные вопросы, парадоксы и пр.

Индивидуальные учебные исследования, углубляющие знания базового компонента школьной программы математикаматематика, физика, история, биология, русский язык, музыка, москвоведение, литература, МХК, химия…физикаисториябиология русский языкмузыкамосквоведение литератураМХКхимия

Индивидуальные или групповые учебные исследования по специализациям, не входящим в базовый школьный компонент психологияпсихология, геология, библиологиягеологиябиблиология

Научно-учебные индивидуальные или групповые исследования, проводимые совместно с вузами или исследовательскими институтами под руководством квалифицированных научных сотрудников геологиягеология, фольклорфольклор

Развитие авторской позиции юного исследователя Теоретичес- кий материал Освоение методики Эксперимен- тальные исследования Обработка данных Представле- ние результатов Выбор темы и задачи, формулировка гипотезы Анализ результатов и выводы Выбор объекта С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я Создание теоретичес- кой базы Подбор методики под задачу Составление плана работ Подбор методики обработки Составле- ние плана презентации К о н с у л ь т а ц и о н н а я р а б о т а р у к о в о д и т е л я

Учебно-исследовательская и научно- исследовательская деятельность ВидЦельСредство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Научно-исследова- тельская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя Учебно-исследова- тельская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний

Этапы проектирования детского исследования

1. ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ И ТЕМАТИКИ ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Степень связи с базовой программой Наличие собственной практики учителя исследовательской работы по темеНаличие собственной практики учителя исследовательской работы по теме Возможность консультационной помощи специалистовВозможность консультационной помощи специалистов Выбор формы образовательной деятельности в плане работы учрежденияВыбор формы образовательной деятельности в плане работы учреждения Особенности контингента учащихся, на который ориентированы исследованияОсобенности контингента учащихся, на который ориентированы исследования

2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ БАЗОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА Доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся Опора на программу базовых курсов Необходимость и достаточность теоретического материала для самостоятельного выбора темыНеобходимость и достаточность теоретического материала для самостоятельного выбора темы

3. ВЫБОР ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Соответствие тематики данному в теоретическом курсе материалуСоответствие тематики данному в теоретическом курсе материалу Доступность темы и объема работы возможностям учащихсяДоступность темы и объема работы возможностям учащихся Корректная формулировка темы исследованияКорректная формулировка темы исследования Соответствие задач цели исследования Учет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных учащихсяУчет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных учащихся

Этапы формулировки темы исследовательской работы Определение исследовательской цели работы Выбор объекта и привязка к нему поставленной цели Определение предмета исследования Формулировка гипотезы Конкретизация задач исследования Формулировка темы работы

4. ПОДБОР И ОСВОЕНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ Корректность методики, соответствие научному прототипу, качество адаптацииКорректность методики, соответствие научному прототипу, качество адаптации Соответствие методики целям и задачам, объему и характеру исследований Доступность методики освоению школьниками Учет склонностей и предпочтений конкретных школьниковУчет склонностей и предпочтений конкретных школьников

5. СБОР И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА Доступность объема работ учащимся избранного возрастаДоступность объема работ учащимся избранного возраста Доступность объекта исследования Адекватность методики сбора и обработки объекту и условиям исследованийАдекватность методики сбора и обработки объекту и условиям исследований

6. АНАЛИЗ, ВЫВОДЫ Наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источникамиНаличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками Соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной гипотезеСоответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной гипотезе

7. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Соответствие формата представления формальным требованиямСоответствие формата представления формальным требованиям Адекватное отражение всех этапов работы. Отражение личного вклада автораАдекватное отражение всех этапов работы. Отражение личного вклада автора Наличие авторской позиции учащегося

Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?

Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1.Элементы исследования в рамках учебных предметов 2.Предметы в рамках базисного компонента 3.Элективные курсы – школьный компонент 4.Группы дополнительного образования 5.Экскурсия 6.Интегрированная программа общего и дополнительного образования 7.Поход или экспедиция 8.Конференция или конкурс 9.Клуб или молодежное объединение

Структура интегрированной программы общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности КомпонентФункциональн ое назначение Формы Базисный компонент Инвариантный компонент Общие теоретические курсы: Технология, «Методы научных исследований», «Информационные технологии» ОБЖ и др. Школьный компонент Вариативный (специализационн ый) компонент Предметные теоретические программы: «Экология и биогеохимия», «Геология и минералогия», «Фольклористика и этнография» и др. Блок дополнительного образования Практический компонент Практикумы и тренинги, индивидуальные консультации, выполнение курсовых работ Выездные мероприятия, экспедиции Самостоятельный творческий компонент Самостоятельные исследования по индивидуальной тематике

Особенности реализации исследовательской деятельности в зависимости от формы обучения Изучение теорети- ческого матери- ала Постано- вка целей и задач исследо- вания Освоение методики исследова ния Сбор матери- ала Обрабо- тка мате- риала Обобще- ние, анализ выводы Представ- ление работы Урок Кружок Экскур- сия Годо- вой цикл

Принципы распространения проектно-исследовательской технологии в образовательной системе

Структура системы развития исследовательской деятельности учащихся Группа по разработке теории ИДУ Банк методик ИДУ Журнал «Исследовательская работа школьников Интернет- портал Курсы повышения квалификации руководителей Городская экспериментальная площадка Конференции и конкурсы Экспедиции, профильные смены образовательные учреждения массовая образовательная практика

Благодарю за внимание!