МИРОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЯ Ю.М. Моисеев Москва, январь 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Хорошо там, где нас нет? В этом есть доля правды. Представляем список 20 стран мира с самым высоким уровнем жизни на 2010 год. Ежегодно журнал «Quality.
Advertisements

Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
1 06/06 r Всего38,6 миллиона [33,4 – 46,0 миллиона] Взрослое население36,3 миллиона [31,4 – 43,4 миллиона] Женщины17,3 миллиона [14,8 – 20,6 миллиона]
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Жил – был веселый карандаш. Стало ему скучно жить и решил он освоить компьютер, чтобы создавать рисунки с помощью программы Qbasic.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Общие результаты ЕГЭ города Канаш в разрезе общеобразовательных учреждений.
Транксрипт:

МИРОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЯ Ю.М. Моисеев Москва, январь 2007

Понимание роли планирования в глобализирующемся мире –Планирование как политический процесс; –Планирование как нормативный процесс; –Планирование как инновационная практика; –Планирование как процесс с обратной связью; –Планирование как система самообучения и саморазвития.

Новые целевые установки планирования Обеспечение устойчивого развития; Совершенствование качества городской среды; Обеспечение надежности и разнообразия градостроительной базы; Улучшение качества жизни; Обеспечение безопасности.

Анализ школ стратегического планирования (Генри Минтцберг) Предписывающие школы стратегического планирования Стратегия как большая модель Стратегия как план Стратегия как позиция Описательные школы Стратегия как видение Стратегия как процесс мышления Стратегия как обучение Стратегия как политика и власть Стратегия как культура и идеология Стратегия как неизбежность Стратегия определяется временем, местом и контекстом

Индекс развития человеческого потенциала Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трех компонентов. При этом значения индекса развития человеческого потенциала могут меняться в пределах от 0 до 1. Значение 0,800 является нижней границей уровня развитых стран. Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя: продолжительность предстоящей жизни при рождении 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения: 0% и 100%; совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100%; реальный ВВП (ВРП) на душу населения (ППС): 100 и долл.

Высокие показатели Канада Соединенные Штаты Япония Великобритания Франция Италия Германия Испания Южная Корея Аргентина Польша Мексика

Средние показатели Российская Федерация Бразилия Колумбия Таиланд Венесуэла Саудовская Аравия Украина Перу Филиппины Китай Турция Иран Алжир Вьетнам Узбекистан

Динамика ИРЧП В целом Россия, только на протяжении последних лет, показывает небольшой рост Индекса, после его значительного снижения в середине и конце 90-х годов. Россия по уровню ИРЧП перешла с 72-го места в 1995 году на 60-е - в 2002 году. В 2005 году Россия занимала 62-е место в списке. В 2006 году Россия расположилась на 65-м месте, несмотря на то, что абсолютная величина индекса выросла. Рейтинг ПРООН отмечает высокий уровень грамотности россиян - 99,4%, что является 12-м результатом в мире. По ВВП на душу населения 9902 долл. Россия занимает 59-е место в мире, но показатель уровня ожидаемой продолжительности жизни, всего лишь 65,2 года, не соответствует уровню развитых стран.

ИРЧП в контексте стратегического анализа Так, если в 1994 году, страна занимала 34 место в списке ПРООН, то к 1997 году она переместилась на 67 место и перешла из группы стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала в группу стран среднего уровня, т.е. вошла в область, где располагаются развивающиеся страны. Индексы развития несут в себе много значений, в том числе и политических, и познавательных. В противном случае, они бы не представляли интереса. Вопрос точности, надежности, достоверности исходных данных – это вопрос политической корректности и практической значимости индекса, определяемого на основе этих данных. В первом Докладе о развитии человека (1990 год), ИРЧП в целом по СССР составлял 0,920. Во втором докладе (1991 года) анализировалась динамика ИРЧП – если в 1970 году Индекс РЧП для СССР составлял 0,821, то в 1985 его значение составляло 0,925. Даже если дать скидку на погрешности предыдущих методов расчета, нетрудно заметить, что теперешние значения ИРЧП для страны ниже тех, которые были в 1970 году.

Индикаторы государственного управления В 1999 году Всемирный Банк представил доклад Кауфманна, Краайя и Зоидо-Лобатона «Интегральные индикаторы государственного управления», а затем и «Вопросы государственного управления», который послужил основой для целой серии научных работ по этому вопросу. В сентябре 2006 года Кауфманн, Краай и Маструцци представли пятый доклад, рассматривающий вопросы оценки государственного управления.

Процесс выбора, контроля и смены правительства Первая пара индикаторов характеризуют процесс выбора, контроля и смены правительства. Соответствующие агрегированные индикаторы сведены в таблицы: Голос народа и подотчетность; Политическая стабильность.

Способность правительства проводить разумную политику Следующая пара индикаторов характеризуют способность правительства разрабатывать и реализовывать разумную политику. Соответствующие таблицы составлены для следующих агрегированных индикаторов: Эффективность правительства; Бремя регулирований.

Уважение граждан и государства к институтам Третья пара индикаторов характеризуют уважение граждан и государства к институтам, регулирующим их взаимоотношения. Агрегированные индикаторы сведены в следующие две таблицы: Власть закона; Контроль коррупции.

Голос народа и подотчетность АВСТРИЯ 1,241,261,201,281,121,241,39 АЗЕРБАЙДЖАН -1,16-0,97-0,88-0,92-0,89-1,04-1,16 БЕЛОРУССИЯ -1,68-1,53-1,48-1,42-1,32-1,07-1,10 БЕЛЬГИЯ 1,311,361,341,411,101,311,44 КИТАЙ -1,66-1,52-1,60-1,37-1,58-1,72-1,36 КУБА -1,87-1,85-1,99-1,77-1,87-1,79-1,46 ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1,011,020,920,860,991,081,01 ФРАНЦИЯ 1,281,251,181,240,981,061,46 ИНДИЯ 0,350,290,240,360,400,180,23 ЯПОНИЯ 0,940,991,000,970,861,011,02 КАЗАХСТАН -1,19-1,21-1,15-1,17-0,99-0,80-1,08 КЕНИЯ -0,12-0,31-0,29-0,69-0,88-0,89-0,56 РУМЫНИЯ 0,360,380,390,380,420,20-0,04 РОССИЯ -0,85-0,79-0,68-0,45-0,47-0,26-0,43 ТАДЖИКИСТАН -1,17-1,12-1,17-1,14-1,02-1,47-1,50 УКРАИНА -0,26-0,61-0,59-0,68-0,43-0,15-0,46 УЗБЕКИСТАН -1,76-1,73-1,74-1,58-1,51-1,60-1,47

Политическая стабильность АРМЕНИЯ -0,22-0,41-0,48-0,76-0,98-0,660,19 АЗЕРБАЙДЖАН -1,21-1,38-1,52-1,24-0,87-0,72-0,62 БЕЛОРУССИЯ 0,01-0,040,160,06-0,21-0,33-0,18 КАНАДА 0,910,950,990,981,141,020,82 КИТАЙ -0,18-0,15-0,19-0,07-0,08-0,11-0,10 ФРАНЦИЯ 0,330,280,360,600,940,700,82 ГРУЗИЯ -0,80-1,19-1,90-1,83-0,99-1,01-0,95 ГЕРМАНИЯ 0,670,650,660,891,141,181,07 ИНДИЯ -0,85-1,09-1,19-1,02-0,65-0,73-1,03 ИЗРАИЛЬ -1,16-1,29-1,42-1,55-0,82-0,90-0,70 ИТАЛИЯ 0,210,180,390,710,640,800,47 КАЗАХСТАН 0,03-0,010,240,250,090,10-0,28 МОНГОЛИЯ 0,920,720,880,840,960,390,54 РУМЫНИЯ 0,030,150,240,22-0,180,100,31 РОССИЯ -1,07-1,02-0,64-0,60-0,74-0,68-1,17 ТАДЖИКИСТАН -1,35-1,30-1,48-1,30-1,63-1,78-2,80 УКРАИНА -0,39-0,32-0,14-0,06-0,70-0,38-0,45

Эффективность правительства АРМЕНИЯ -0,17-0,27-0,34-0,37-0,79-0,57-0,39 АЗЕРБАЙДЖАН -0,73-0,83-0,79-0,98-0,95-0,86-1,17 БЕЛОРУССИЯ -1,19-1,09-1,05-1,12-0,99-0,90-1,30 БОЛГАРИЯ 0,230,00-0,070,00-0,12-1,03-0,64 КИТАЙ -0,110,050,080,140,250,060,15 ГРУЗИЯ -0,47-0,81-0,74-0,76-0,74-0,47-0,45 ГЕРМАНИЯ 1,511,441,501,801,921,782,01 ВЕНГРИЯ 0,790,700,750,800,830,760,39 ИЗРАИЛЬ 0,951,120,971,111,180,921,49 ИТАЛИЯ 0,600,660,880,90 0,990,93 ЯПОНИЯ 1,161,171,161,111,151,051,33 КАЗАХСТАН -0,71-0,80-0,75-0,88-0,62-0,77-1,03 КЕНИЯ -0,78-0,72-0,65-0,71-0,72-0,98-0,64 РОССИЯ -0,45-0,37-0,34-0,47-0,70-0,62-0,79 ТАДЖИКИСТАН -1,06-1,01-1,09-1,24-1,26-1,45-1,54 ТУРКМЕНИЯ -1,57-1,45-1,33-1,52-1,42-1,46-1,47 УКРАИНА -0,42-0,63-0,58-0,73-0,76-1,00-0,87 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ 1,591,791,801,701,741,712,06

Бремя регулирований АРМЕНИЯ 0,12-0,050,130,08-0,46-0,51-0,81 АВСТРИЯ 1,521,481,551,651,441,081,27 АЗЕРБАЙДЖАН -0,52-0,54-0,60-0,90-0,57-1,11-1,20 БЕЛОРУССИЯ -1,53-1,56-1,82-1,70-2,75-1,98-1,09 БОЛГАРИЯ 0,630,640,580,590,150,39-0,02 ЧИЛИ 1,401,481,521,461,191,101,36 КИТАЙ -0,28-0,38-0,35-0,46-0,03-0,11-0,15 ЭСТОНИЯ 1,431,45 1,401,240,951,23 ГРУЗИЯ -0,54-0,52-0,58-0,83-0,62-0,81-0,92 ГЕРМАНИЯ 1,381,391,511,541,301,061,31 ИНДИЯ -0,34-0,47-0,46-0,39-0,31-0,14-0,13 ЯПОНИЯ 1,171,151,030,950,730,480,71 МОЛДОВА -0,43-0,54-0,39-0,19-1,17-0,430,04 ПОЛЬША 0,820,770,540,620,640,750,38 ПОРТУГАЛИЯ 1,201,221,301,450,971,071,20 РОССИЯ -0,29-0,23-0,34-0,38-1,64-0,39-0,64 ТУРКМЕНИЯ -1,95 -1,99-1,93-2,23-2,41-2,60 УКРАИНА -0,26-0,48-0,62-0,66-1,28-0,88-0,63

Власть закона АЗЕРБАЙДЖАН-0,84-0,89-0,84-0,87-1,09-0,93-0,91 АРГЕНТИНА-0,56-0,72-0,57-0,870,070,060,24 АРМЕНИЯ-0,46-0,58-0,47-0,53-0,60-0,46-0,51 БЕЛОРУССИЯ-1,04-1,22-1,20-1,14-1,11-1,17-1,07 БРАЗИЛИЯ-0,41-0,34-0,28-0,37-0,21-0,17-0,31 ГРЕЦИЯ0,660,74 0,680,660,650,74 ГРУЗИЯ-0,82-0,83-1,13-1,25-0,65-0,84-0,90 ИНДИЯ0,09-0,010,03-0,020,150,13-0,06 КИТАЙ-0,47-0,41 -0,28-0,42-0,35-0,50 ЛИТВА0,460,530,520,410,180,07-0,19 ПОЛЬША0,320,410,51 0,540,490,42 РОССИЯ-0,84-0,81-0,86-0,90-0,99-0,90 РУМЫНИЯ-0,29-0,23-0,22-0,23-0,32-0,35-0,34 СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ-0,81-0,78-0,97-0,99-1,14-1,06-1,26 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ1,591,521,611,581,791,661,76 ТУРКМЕНИЯ-1,41-1,45-1,37-1,20-1,22-1,28-1,26 УЗБЕКИСТАН-1,31-1,32-1,19-1,31-1,03-1,13-1,08 УКРАИНА-0,60-0,83-0,84-0,87-0,80-0,88-0,73

Контроль коррупции АЗЕРБАЙДЖАН-1,01-1,21-1,08-1,07-1,13-1,08-1,03 АРГЕНТИНА-0,44-0,50-0,46-0,81-0,40-0,29-0,12 АРМЕНИЯ-0,64-0,70-0,64-0,69-0,81-0,78-0,69 БЕЛОРУССИЯ-0,90-0,97-0,87-0,76-0,12-0,66-0,99 ГРУЗИЯ-0,57-0,88-0,95-1,07-0,78-0,71-1,12 ИНДИЯ-0,31-0,38-0,39-0,41-0,31-0,24-0,32 КАЗАХСТАН-0,94-1,16-1,08 -0,92-0,93-0,90 КИТАЙ-0,69-0,59-0,51-0,40-0,38-0,200,00 МЕКСИКА-0,41-0,28-0,16-0,25-0,49-0,46-0,35 МОЛДОВА-0,76-0,95-0,92 -0,57-0,21 ПОЛЬША0,190,150,390,370,480,430,46 РОССИЯ-0,74-0,81-0,82-0,96-1,04-0,76-0,78 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ1,561,781,76 1,731,891,87 ТАДЖИКИСТАН-1,08-1,20-1,06-1,08-1,12-1,18-1,76 ТУРКМЕНИЯ-1,30-1,36-1,19-1,21-1,19 -1,54 УЗБЕКИСТАН-1,07-1,16-1,11-1,04-0,87-1,04-1,05 УКРАИНА-0,63-0,96-0,94-1,01-1,03-0,97-0,79 ФРАНЦИЯ1,40 1,471,391,411,691,53

Индекс городского управления Четкое понимание и рассмотрение управления городом как процесса, с обязательным участием всего круга заинтересованных лиц; Ясная формулировка реалистичных, привлекательных для горожан целей развития; Наличие системы объективной оценки успешности движения к этим целям; Бескомпромиссная, основанная на конкуренции ответственность органов власти за обеспечение развития в направлении достижения этих целей.

Критерии качества городского управления Критерий эффективности - призван оценить существующие механизмы и социально - политическую среду; Критерий социальной справедливости - доступность (без каких-либо оговорок) основных ресурсов и услуг, связанных с проживанием в городе (питание, образование, занятость, средства существования, здравоохранение, жильё, безопасная среда и надлежащая санитария) для экономически незащищенных категорий граждан, женщин, стариков и детей, религиозных или этнических меньшинств, инвалидов; Критерии представительности и участия в городском управлении способствуют выявлению и оценке демократичности институтов управления, в основе которых лежат свободные и справедливые муниципальные выборы; Критерий подотчетности и прозрачности.

Индекс развития города Индекс развития города = (под-индекс «Инфраструктура» + под-индекс «Отходы» + под-индекс «Образование» + под-индекс «Здоровье» + под-индекс «Городской продукт»)/5 Инфраструктура=(25 x Вода + 25 x Канализация + 25 x Электричество + 25 x Телефон) Отходы=(Очистка сточных вод х 50 + Обработка/захоронение отходов x 50) Здоровье =(Продолжительность жизни - 25) x 50/60 + (32 - Детская смертность) x 50/31.92 Образование =(Грамотность x 50 + Комбинированный показатель охвата школьным образованием x 50) Городской продукт =(log Городской продукт ) x 100/5.99

Индексы развития города ГородаИРГ Под-индексы ГородскойИнфра- ОтходыЗдоровьеОбразование продуктструктура Стокгольм Мельбурн Сингапур Гонконг Москва Сеул Рио-де-Жанейро София Ханой Гавана Джакарта Улаанбаатар

Индекс качества жизни Материальное благополучие (ВВП, валовой внутренний продукт на человека); Здоровье (Показатели ожидаемой продолжительность жизни при рождении); Политическая стабильность и безопасность (Оценки политической стабильности и безопасности, проводимые Экономистом); Семейная жизнь (Показатель числа разводов); Общественная жизнь (Показатели посещения церковных служб или членство в профсоюзах); Климат и география (Географическая широта, как характеристика различий между более теплыми и более холодными странами); Обеспеченность работой (Показатели уровня безработицы) Политическая свобода (Рассчитывается как среднее значение индексов политических и гражданских свобод) Гендерное равенство (Определяется как отношение между средними заработками мужчин и женщин).

Индекс качества жизни (высокие показатели) ПоказательВВП Разница в рангах Качества$ИРЧП Жизни(ППС)2003 Ранг (ВВП-КЖ)(ИРЧП-КЖ)(ИРЧП-ВВП) Ирландия , Швейцария , Норвегия , Люксембург , Швеция , Австралия , Исландия , Италия , Дания , Испания , Сингапур , Финляндия , США , Канада ,

Индекс качества жизни (низкие показатели) Качество ЖизниВВПИРЧПРазница в рангах Ранг (ВВП-КЖ)(ИРЧП-КЖ)(ИРЧП-ВВП) Казахстан , Сирия , Украина , Молдова , Белоруссия , Уганда , Туркмения , Киргизия , Ботсвана , Россия , Узбекистан , Таджикистан , Нигерия Танзания Гаити , Зимбабве ,

Система сбалансированных показателей Для более полного и гармоничного представления результативности работы компании, Роберт Каплан (Robert Kaplan) и Дэвид Нортон (David Norton) предложили в 1992 году Balanced Scorecard (BSC) Карта стратегии Перспектива миссии или финансовая перспектива Перспектива клиентов Перспектива внутренних процессов Перспектива обучения и роста

Стратегическая ориентация ССП Выделение ключевых преобразований, осуществляемых руководством компании; Выражение стратегии в операционных терминах; Реорганизация предприятия в соответствии со стратегией; Включение всех сотрудников в реализацию стратегии; Превращение стратегии в непрерывный процесс.

Элементы стратегического управления Стадия I - Мобилизация: период от 3 до 6 месяцев, направленный на побуждение сотрудников к действию путем объяснения необходимости преобразований, построение команды лидеров, разъяснение стратегии. Системы сбалансированных показателей помогла разъяснить стратегию. Стадия II - План и проработка: период в 6 месяцев, в течение которого новая стратегия была проработана на высшем организационном уровне. Системы сбалансированных показателей использовалась для выработки последовательных и связанных действий, а также для координирования этого процесса. Значительные результаты были достигнуты в короткие сроки. Стадия III - Претворение в жизнь: a период от 12 до 24 месяцев, когда стратегия интегрировалась в ежедневный рабочий процесс и корпоративную культуру. Системы сбалансированных показателей использовалась в образовательных целях, а также способствовала тесному сотрудничеству работников. Были достигнуты практические долговременные цели.

Стратегически ориентированные организации Преобразования инициированы лидерами среди сотрудников - Сотрудники принимают инициативу по управлению преобразованием для поддержания стратегии; Перевод стратегии в Систему сбалансированных показателей - создание Системы сбалансированных показателей, которая трансформирует стратегию в операционные понятия; Совмещение организации и стратегии - использование Системы сбалансированных показателей, чтобы совместить корпоративные задачи, бизнес линии и вспомогательные блоки; Стратегия - дело каждого. Работа - обучение, предоставление свободы всем работникам организации для претворения стратегии в жизнь; Стратегия - непрерывный процесс. Через Систему сбалансированных показателей процесс управления (бюджет, отчетность, планирование, просмотр) связан со стратегией.

Ключевые индикаторы мониторинга Для организации крайней важно идентифицировать свои собственные Ключевые индикаторы мониторинга: четкие представления о среде развития; ясное понимание поставленных целей и содержания решаемых задач; точные определения количественных и качественных результатов; корректные сравнения индикаторов с целевыми установками; верные оценки имеющихся ресурсов и необходимых требований для достижения краткосрочных целей и решения долгосрочных задач.

Ключевые индикаторы мониторинга Ключевые индикаторы мониторинга для оперативной оценки прогресса в направлении достижения стратегических целей должны отвечать таким критериям, как: Практичность, отражая реалии происходящих процессов; Направленность, определяя ориентиры в достижении поставленных задач; Действенность, предоставляя возможность оценки выполненных мер и предпринятых действий.

Ключевые индикаторы мониторинга Критические Факторы Успеха (КФУ) определяют наиболее важные действия руководителей, направленные на достижение намеченных целей. Ключевые Индикаторы Цели (КИЦ) отражает намеченные производственные показатели, которые должны быть достигнуты к тому или иному периоду времени. Ключевые Индикаторы Результата (КИР) описывают прогресс в достижении поставленных целей.

Интеграция систем мониторинга и бюджетирования Интегрированная система способствует: Построению плана целей и ресурсов для их достижения в количественном выражении; Согласованных показателей по подразделениям и компании в целом; Достижению целевых значений Ключевых индикаторов мониторинга при экономии бюджетов

Условия снижения риска невыполнения стратегических задач Установление промежуточных точек контроля; Определение формализованных взаимосвязей между Ключевыми индикаторами мониторинга и затратными инициативами; Оптимизация бюджета на основе показателя риска.

Главная формула успеха стратегического планирования – ясность цели и определенность задач