Научно-практический семинар по реализации проекта МРСО Эффекты и результаты модернизации региональных систем образования А.И. Адамский, научный руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансово-экономические механизмы реализации приоритетных структурных преобразований в общем и дополнительном образовании детей (2 часть) Шадрина Н.М.,
Advertisements

«Стратегии развития региональной системы образования» Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Республика.
«Модернизация региональной системы образования как способ повышения качества жизни» А.И. Адамский.
Новые экономические механизмы в системе образования: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность Экспертно-аналитический семинар, сентября 2009.
Селюков Р.В., заместитель директора ИПОП «Эврика», 18 марта 2011 г., г. Иркутск.
По данным электронного мониторинга
Эффективные финансово- экономические механизмы институционализации результатов МРСО в годах эксперт ИПОП «Эврика» Сандакова Наталья Юрьевна.
Анализ результатов мониторинга РКМ МРСО Р.В. Селюков, Институт проблем образовательной политики «Эврика», 29 октября 2011 г.
Анализ перехода на новые образовательные стандарты субъектов ПФО (по данным электронного мониторинга)
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
Обеспечение условий для реализации ФГОС общего образования в рамках модернизации системы образования г. Петровска-Забайкальского.
Ключевые финансово-экономические модели институционализации современных представлений о качестве общего образования в рамках реализации «дорожных карт»
ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ. Ключевые принципы новых систем оплаты труда учителя, вводимых в школах России – нормативно-подушевое финансирование.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Министерство образования РС (Я) АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» республиканский семинар «Мониторинг реализации.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
Результаты мониторинга реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования (МРСО) в 2013 году Е.Ю. Петряева, руководитель службы.
Транксрипт:

Научно-практический семинар по реализации проекта МРСО Эффекты и результаты модернизации региональных систем образования А.И. Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика» г. Пермь, сентябрь 2012 г.

Мониторинг целевых показателей МРСО Приволжский ФО 2 квартал 2012 года (вместо пролога)

Показатель результативности предоставления субсидии 1 ПФО Среднемесячная начисленная заработная плата учителей за 2 квартал 2012 г. Плановое значение соотношения среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике субъекта РФ за 1 квартал 2011 г., % Фактическое соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал 2012 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике субъекта РФ за 1 квартал 2011 г., % Отклонение фактическог о значения показателя от планового значения, % Кировская область14170,5899,44105,56,0 Нижегородская область17559,17104,46107,93,4 Оренбургская область14832,8189,2295,15,9 Пензенская область16805,43114,64115,10,4 Пермский край19520,4599,69110,310,6 Республика Башкортостан17160,83100,01104,34,3

Показатель результативности предоставления субсидии 1 ПФО Среднемесячная начисленная заработная плата учителей за 2 квартал 2012 г. Плановое значение соотношения среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике субъекта РФ за 1 квартал 2011 г., % Фактическое соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал 2012 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике субъекта РФ за 1 квартал 2011 г., % Отклонение фактическог о значения показателя от планового значения, % Республика Марий Эл13308,25100,81103,52,7 Республика Мордовия12366,3596,6799,93,2 Республика Татарстан20622,23102,2120,518,3 Самарская область19492,83104,5114,49,9 Саратовская область17240,97114,2117,93,7 Удмуртская Республика16196,1897,51114,016,5 Ульяновская область15796,82107,5115,58,0 Чувашская Республика15041,68112,63114,92,2

Показатель результативности предоставления субсидии 3 Аттестация учителей. Приволжский Федеральный округ

Показатель результативности предоставления субсидии 4 Повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка по ФГОС. Приволжский ФО

Показатель результативности предоставления субсидии 5 Субъект РФ Доля ОУ, указавших, что применяют ДОТ при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ общего образования Всего из них имеющих необходимые условия Кировская область3,39%1,13% Нижегородская область13,08%6,34% Оренбургская область20,34%9,98% Пензенская область5,88%3,36% Пермский край26,76%18,54% Республика Башкортостан10,88%5,97% Республика Марий Эл12,76%4,94% Республика Мордовия23,90%12,99% Республика Татарстан22,65%12,44% Самарская область28,65%27,23% Саратовская область12,58%7,46% Удмуртская Республика6,76%2,60% Ульяновская область29,86%24,74% Чувашская республика18,96%17,08%

Меры по содержательной корректировке проекта МРСО

Общее понимание эффективного контракта ШКОЛА 1 Качество работы Интенсивность работы Объем работы ЗПср=ЗПср.эк.рег. Муниципальное задание ? ШКОЛА 2 ЗПср=ЗПср.эк.рег. Другие организации ЗПср.эк.рег. 1.Уровень зарплаты конкурентноспособен с другими секторами экономики 2.Зарплата работника увязана с объемами, интенсивностью и качеством выполненной работы и муниципальным (государственным) заданием

Общеэкономическая проблематика (темпы роста зарплаты и производительности труда) Зарплата Производительность труда Производительность труда: основа расчета – учебные часы учителя Зарплата Производительность труда Производительность труда: основа расчета – все виды деятельности учителя

Общеэкономическая проблематика Темпы роста зарплаты учителя опережают темпы роста производительности его труда ввиду ненормируемости значительного объема его работы и формальной его неоплаты По факту в зарплате учителя ОПЛАЧИВАЕТСЯ: -проведенные учебные часы -осуществленная функция классного руководителя -осуществленная проверка тетрадей -осуществленное заведывание кабинетом -Достижения его учеников и его профессиональные достижения (из ФОТст) -Факт отклонения условий работы от нормальных (из ФОТкомп) НЕ ОПЛАЧИВАЕТСЯ: -осуществленные внеурочные виды деятельности с учащимися -проведенная работа с родителями -разработка методических материалов и пособий; -подготовка к урокам; -индивидуальная работа с учащимися; -и др.

Задачи общеэкономического плана Разработка подходов к нормированию неурочных видов деятельности учителя Уход от «ставочного» формирования нагрузки и оплаты труда учителя Нормативное закрепление представлений о производительности труда учителя

Финансовая проблематика Финансирование ОУ должно обеспечить возможность выхода на ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ Проблема 1. Обеспечение связи регионального подушевого норматива и средней зарплаты в экономике региона Проблема 4. Финансирование под увеличение зарплаты ОУ минуя муниципальный уровень Проблема 2. Уход от часовой логики обоснования величины регионального подушевого норматива Проблема 3. Совокупность средств регионального и муниципального норматива должна обеспечивать выполнение муниципального задания ЗАДАЧИ:

Проект программы Минтруда России П.3: «Привлечение с учетом специфики отрасли на повышение заработной платы не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.» Риски: «скатывание» к типовым штатам, ручное управление школами, ненаполненность норматива финансирования на необходимом уровне.

Экономическая проблематика СОТ в ОУ должна позволять осуществлять выплату зарплаты педагогическим и руководящим работникам в зависимости от объемов, интенсивности и качества работы, а также вклада в выполнение муниципального задания Проблема 1. Стандарты качества услуг и связанные с ними показатели качества труда педагогов и руководителей Проблема 2. Формирование Всероссийской системы оценки качества образования в том числе для оценки качества услуг Проблема 3. Увеличится объем оценочной деятельности. Необходимость ее автоматизации (электронная среда школы) ЗАДАЧИ:

Проект программы Минтруда России 4.3. (4-5 абзац снизу) «В рамках реализации Программы планируется в 2013 году разработать предложения по срокам и этапам повышения МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Повышение оплаты труда работников бюджетной сферы создают условия для установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации.» Риски: Возможно снижение зарплат основных работников ОУ. Необходимо закладывать в прогноз увеличение МРОТ и предусматривать увеличение величин региональных подушевых нормативов Формирование схем окладов по ПКГ даже на региональном уровне снижает эффективность формирования штатов школ и СОТ.

Эффективный контракт и действующие СОТ в ОУ Модель «Ученико-час» Модель «Базовый оклад +» Проблема 2. В школах зачастую действует 2 модели СОТ Проблема 1. Наполнение ФОТ должно обеспечивать выход средней зарплаты педагогов на уровень средней в экономике зарплаты Проблема 4. Минздравсоцразвития трактует стимулирующие показатели не за результаты Проблема 3. Модель «Базовый оклад+» не учитывает интенсивность труда. Обе модели гарантируют оклад по факту занятия должности Проблема 6. Выплаты за квалификационную категорию не связаны с результатами труда напрямую Проблема 5. Нет механизмов даже условного нормирования внеурочных видов деятельности Проблема 7. Нет прямой увязки квалификационных характеристик и показателей аттестации

Параметры будущей модели СОТ Перевод учредительства школ на региональный уровень ФОТ учреждения формируется на основе нормативно-подушевого финансирования с увязкой норматива со средней в экономике региона зарплатой Объемы финансирования ОУ увязываются и с количественными, и с качественными характеристиками задания ОУ Сохранение деления ФОТ ОУ на базовую и стимулирующую части Базовая единица для формирования оклада связана с квалификационными характеристиками по должности Условное нормирование всех видов деятельности, оплата всех видов деятельности осуществляется с учетом объема, интенсивности и качества работ Распределение стимулирующей части ФОТ в увязке с детскими образовательными результатами и параметрами муниципального (государственного) задания Выстраивание электронной среды школы для автоматизации оценочных процедур Отсутствие типовых штатов в любом виде Фиксация соотношения ФОТ основных работников и ФОТ остального персонала ОУ

Социальный эффект 1. Повышение доступности качественного образования. Социальный эффект 2. Изменение, осовременивание представлений граждан о качестве образования. Социальный эффект 3. Рост удовлетворенности граждан получаемым образованием. Для этого потребуется и существенное изменение материальной среды школы, и существенное изменение технологий работы учителя, и эффективных механизмов финансирования школ под решение этих задач. Социальный эффект 4. Омоложение и обновление кадрового корпуса системы общего образования, ориентированного на современные образовательные результаты и технологии. Социальный эффект 5. Повышение самостоятельности и ответственности школы как среды из которой вырастают самостоятельные и ответственные граждане. Социальные эффекты МРСО

Социальный эффект 6. Более точная ориентированность профессионального самоопределения выпускников школы на перспективные потребности рынка труда. Социальный эффект 7. Технологическое перевооружение образования должно стать условием формирования инновационного способа поведения подрастающего поколения, которому предстоит технологическое перевооружение реального сектора экономики Социальный эффект 8. Формирование институциональных условий для становления инновационных образовательных сообществ, сетей, которые будут развивать нормы для повышения эффективности системы образования, и образования, которое получает конкретный школьник. Социальный эффект 9. Выращивание потребности граждан в образовании через всю жизнь. Социальный эффект 10. Содержание образование выстраивается на прогнозе социально-экономического развития страны, мира в целом. Эффект 11. Граждане разделяют и поддерживают необходимость модернизационных процессов в образовании. Социальные эффекты МРСО

8(495)