Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» март, 2008 Стандарты и учебный процесс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная.
Advertisements

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
Готовность учителя начальных классов к реализации стандартов нового поколения кафедра МНО ПГПУ, 2011 год.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Черепанова Семинар для учителей начальной школы « Применение образовательных.
Формирование УУД средствами ИЯ лаборатория учителей ИЯ.
МБОУ СОШ п. Ключ жизни Елецкого муниципального района – обладатель президентского гранта.
О СНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества,
Ключевые особенности ФГОС. ФГОС Совокупность трех систем требований к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной.
«Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Стандарты.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 средняя общеобразовательная школа 3 Проектирование образовательного.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Реализация новых образовательных стандартов как путь инновационного развития образовательного учреждения.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Проектная деятельность как один из видов универсальных учебных действий для развития креативного мышления младших школьников Гимназия им. А.Л.Кекина Ваколюк.
НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Транксрипт:

Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» март, 2008 Стандарты и учебный процесс. Начальное общее образование

2 Программа разработана по поручению Президента РФ от 17 марта 2008 года ПР-427, п.3, Поручения Правительства РФ от 22 марта 2008 года В3-П , п.3.

3 1.Начальная, подростковая, старшая школа (деление по ступеням, а не по уровню образования) 2.Выделение специфических методов и подходов к обучению на разных ступенях образования 3.Ориентация школьного образования на практические навыки и способности применять знания, реализовывать собственные проекты 13

4 4.Овладение обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений 5. Возрастания роли и значимости учебных курсов с элементами освоения технологий. Вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность 14

5 6. Изменение подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач 15

6 7.Обновление в 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентност -ного подхода 8.Завершение к 2011 году организационного перехода на принципы профильного обучения. При этом будет обеспечиваться возможность построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий 9.Школы – лидеры становятся базовыми школами со своей сетью филиалов. Укрупнение базовых школ, прежде всего старшей ступени 16

7 10. Расширение сферы дополнительного образования 11.Важнейшую роль в оценке достижений школьников наряду со стандартизированными экзаменами будут играть новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие достижения ребенка 17

8 Состав 5 наиболее приоритетных образовательных целей и 5 наименее приоритетных практически совпадает у школ – победительниц ПНПО, независимо от года участия в конкурсе 2. формирование информационно- коммуникативной компетентности учащихся 5. формирование проектных и исследовательских умений у учащихся 4. формирование социальной компетентности учащихся 10. сохранения и укрепления здоровья 7. развитие творческих способностей 9. развитие критического мышления 6. формирование технологических умений и навыков 13. формирование готовности к поликультурному общению 8. развитие понятийного мышления 14. формирование ценностно- смыслового отношения к образованию

9 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное … Особенности: стандарт как общественный договор Особенности: стандарт как общественный договор

10 Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности стандарта: системно-деятельностный подход Особенности стандарта: системно-деятельностный подход

11 Статья 7 Закона «Об образовании» организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты к структуре основных образо- вательных программ к результатам освоения основных обра- зовательных программ к условиям реализации основных образо- вательных программ Особенности: стандарт как сово- купность трех систем требований Особенности: стандарт как сово- купность трех систем требований

12 самоценность каждого возраста субъект-субъектные отношения уважение и доброжелательность, взаимное признание прав и ответственности между участниками образовательного процесса исключение любого принуждения и насилия над личностью ребенка разделение прав и ответственности вариативность системно-деятельностный подход Общие рамки для всех решений: идеология стандарта Общие рамки для всех решений: идеология стандарта

13 Стандарты и учебный процесс образова- тельные запросы, интересы, потребности, СТАНДАРТ: Требования к результатам структуре образовательных программ условиям образова- тельная деятель- ность ОУ деятельность инфраструктур

14 Ожидаемые результаты: преемственность и развитие Ожидаемые результаты: преемственность и развитие деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения

15 Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции

16 В результате образовательной деятельности должны формироваться: В результате образовательной деятельности должны формироваться: осознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; желание и умение учиться, стартовая готовность к образованию в основной школе и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

17 Механизмы воздействия стандарта на учебный процесс Механизмы воздействия стандарта на учебный процесс Базисный образовательный план Программа формирования и развития универсальных учебных действий Планируемые результаты и примерные учебные программы по отдельным предметам Модели оценочной деятельности Базовые образовательные технологии

18 Планируемые результаты освоения учебных программ Планируемые результаты освоения учебных программ операционализированные личностно- ориентированные цели образования задаются посредством выделения ключевого учебного материала способов учебных действий универсальных специфических для данного предмета представляются в обобщенной форме технологической форме В процессе обучения учащиеся научатся …

19 Планируемые результаты: технологическая форма Планируемые результаты: технологическая форма развернутое описание операционализиро- ванных личностно-ориентированных целей образования показатели достижения (задаются посредством описания на конкретных примерах возможного диапазона учебных задач и ситуаций) критерии оценивания (задаются посредством выделения приоритетов в содержании, формах и процедурах оценивания) Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью сверстников и взрослых; самостоятельно и уверенно …

20 Планируемые результаты: адресаты и функции Планируемые результаты: адресаты и функции Планируемые результаты – профессиональный документ, адресованный, в первую очередь учителю (технологическая форма) Планируемые результаты ориентируют учителя: в ожидаемых учебных достижениях (с указанием возможного их диапазона) в составе и объеме изучаемого учебного материала (структурированного в привычной логике основных разделов учебных программ) в способах и особенностях организации образователь- ного процесса (учебной деятельности школьников)

21 Планируемые результаты: некоторые особенности Планируемые результаты: некоторые особенности Отражение этапов освоения учебного материала: конструирование смысла перевод в символическое представление понимание и применение Интегративный подход, перенос освоенных способов действий ИКТ как образовательная технология работа с информацией (поиск-сортировка, упорядочивание-хранение) инструмент деятельности

22 Планируемые результаты: пример Русский язык: Система языка: Язык. Речь Планируемые результаты: пример Русский язык: Система языка: Язык. Речь Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы Модели инструментария для оценки достижений В процессе обучения учащиеся научатся Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых самостоятельно и уверенно 1. все более уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на окружающих, обнаруживать все большее понимание ее возможностей; все более осознанно и ответственно использовать язык для более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений, социального взаимодействия с целью информировать окружающих, развлечь их или оказать на них влияние; получения личного удовольствия от чтения и письма для себя, от общения со сверстниками; углубления понимания действительности, получения новых знаний; организации своего процесса учения и рефлексии. Учащиеся могут продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и слушание как эффективные стратегии учения. Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени читать художественную и нехудожественную литературу, и вести дневник впечатлений. Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени писать, преследуя различные цели – информативные или творческие, писать для себя и для других. Учащиеся могут участвовать в обсуждении организационных, бытовых или учебных проблем, выдвигая свои идеи, убедительно защищая высказываемую ими точку зрения и проявляя внимание и уважение к чужой точке зрения. Они могут использовать письменную речь для фиксации, структурирования и организации мыслей, например, перед выступлением. Учащиеся могут фиксировать, обсуждать и оценивать свое продвижение в обучении. Учащиеся могут продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, формулируя и задавая вопрос на уточнение понимания прослушанного сообщения и/или прочитанной информации. Учащиеся любят слушать, когда им читают вслух, демонстрируя интерес и индивидуальные пристрастия к разнообразной художественной и нехудожественной литературе. Учащиеся могут вести краткий аннотированный список прочитанных ими книг, используя формат типа: п/п, Автор, Название, Пометки. Учащиеся могут ежедневно вести переписку со сверстниками, используя различные ИКТ- средства. Учащиеся могут эмоционально откликнуться на устное сообщение и/или письменный текст, затрагивающий их интересы. Они могут исследовать и использовать невербальную коммуникацию и визуальные средства для выражения собственных идей и интерпретации чужих идей. Источники информации: o работы учащихся o деятельность учащихся o статистические данные Методы: o Наблюдение o Оценивание процесса выполнения o Портфолио o Вопросы для самоанализа Критерии: 1.поощрение всех видов речевой деятельности детей, осуществляемой в разнообразных целях 2.индивидуальный прогресс в использовании разнообразных средств устной и письменной речи

23 Планируемые результаты: пример Математика: Геометрия: Тела и формы Планируемые результаты: пример Математика: Геометрия: Тела и формы Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы Модели инструментария для оценки достижений В процессе обучения учащиеся научатся Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых самостоятельно и уверенно 27. исследовать модели, поверхности и сечения пространственных геометрических фигур (кубов, шестигранников, треугольных и четырехугольных призм и пирамид, шаров, конусов, цилиндров) с целью выявления и описания элементов пространственных геометрических фигур: боковая поверхность, основание, грань, ребро, вершина; выявления и описания образующих их плоских фигур: точка, отрезок прямой, ломаная линия, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, окружность, круг; получения двумерной развертки куба, прямоугольного шестигранника, треугольной прямой призмы, треугольной и четырехугольной пирамиды, цилиндра, конуса; Учащиеся могут обводить контуры, раскрашивать грани, получать отпечатки вершин, ребер и граней простых пространственных фигур с целью выявления и описания плоских фигур. Они могут назвать некоторые плоские фигуры. Учащиеся могут установить числовую закономерность, подсчитывая количество ребер, граней и вершин разных многогранников. Учащиеся, работая индивидуально или в группах, делают двумерные развертки куба. Они могут на этой основе изобразить на бумаге в клетку развертку ящика (без крышки) заданных размеров см) и пояснить свой ответ. По фотографиям различных известных учащимся объектов (строений, технических аппаратов, транспортных средств и т.п.), они могут указать сходные по форме плоские и пространственные геометрические фигуры. Учащиеся могут продемонстрировать и назвать некоторые модели плоских фигур: модель точки как отпечаток вершины конуса, пирамиды; модель отрезка как отпечаток ребра многогранника; модели ломаной и окружности как контуры грани многогранника или основания конуса и цилиндра; модели треугольников, четырехугольников, квадрата, круга как отпечаток грани многогранника или основания конуса и цилиндра. Учащиеся, разрезая по ребрам бумажные модели кубов, могут получить и изобразить развертку детского кубика или контейнера без крышки. Учащимся показывают ряд фигур: куб, шар, цилиндр, треугольная пирамида, конус. Они могут предсказать, у каких фигур сечение может иметь форму квадрата (треугольника, круга). Они могут обосновать свой ответ действиями с моделями фигур (составными или выполненными из пластилина). Источники информации: деятельность учащихся статистические даны работы учащихся Методы: Оценка процесса выполнения Открытый ответ Выбор ответа Краткий ответ Критерии: 1. правильность/разумность ответа 2. обоснованность ответа 3. участие в обсуждении или совместной деятельности

24 Фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования Регулятор программ и образовательного процесса Элемент содержания и средство обучения Средство повышения эффективности обучения и научения Роль и место системы оценивания

25 распределение ответственности: различные адресаты, множественность форм «встроенность» системы оценивания достигаемые результаты и процесс их формирования критериальность кумулятивность (накопительность) ПРИНЦИПЫ, процедуры, методы и инструментарий ПРИНЦИПЫ, процедуры, методы и инструментарий ПРИНЦИПЫ, процедуры, методы и инструментарий ПРИНЦИПЫ, процедуры, методы и инструментарий

26 внутренняя и внешняя оценка внешняя: аттестационные и мониторинговые внутренняя : диагностическая оценка (стартовое, текущее оценивание) и срезовая оценка (тематическое, промежуточное, итоговое оценивание) индивидуальный прогресс дифференцированная и интегрированная оценка самоанализ, само- и взаимооценка экспертные и объективизированные процедуры Принципы, ПРОЦЕДУРЫ, методы и инструментарий Принципы, ПРОЦЕДУРЫ, методы и инструментарий

27 Методы оценивания Инструменты оценивания Критериальные описания ЭталоныПамяткиЛинейки Наблюдения Оценивание процесса выполнения Выбор ответа, краткий ответ Открытый ответ (устный и пись-менный) Принципы, процедуры, МЕТОДЫ и ИНСТРУМЕНТАРИЙ Принципы, процедуры, МЕТОДЫ и ИНСТРУМЕНТАРИЙ

28 В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде-ния, используя рисун-ки, пояснения, табли-цы и графики ДАТА ___________ Примеры инструментов: линейка достижений Примеры инструментов: линейка достижений Навыки исследования: сбор и организация данных

29 Несплошной текст (с иллюстрациями и таблицами) Система заданий по: чтению математике русскому языку окружающему миру __________________ Основная часть Дополнительная часть Критерии и нормы оценивания Примеры инструментов: Итоговые комплексные работы Примеры инструментов: Итоговые комплексные работы

30 Итоговая комплексная работа, 1 кл.

31 Итоговая комплексная работа, 4 кл.

32 Оценивание итоговой комплексной работы

33 Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

34 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

35 Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, вычленение, решение и генерация математических задач

36 Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

37 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация

38 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

39 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом

40 Образовательная среда: учебное и игровое пространства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

41 Некоторые образцы учебного оборудования Некоторые образцы учебного оборудования «мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели

42 Учитель начальной школы Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать ?

43 Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность

44 Учитель начальной школы ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

45 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Издательство «Просвещение» СЕРИЯ «РАБОТАЕМ ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ»: К.Н.Поливанова «Проектная деятельность школьников» Готовятся: «Добиваемся успеха» (Математика, Русский язык, Чтение, Окружающий мир, 1 – 4 кл.) Диагностические задания (Математика, Русский язык, Чтение, Окружающий мир, 1 – 4 кл.) Стартовая диагностика «Наши достижения» (итоговые комплексные работы, 1 – 4 кл.) Портфолио в начальной школе

46 Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков цели развития Личности учащегося

47 Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Российская академия образования

48 Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности Российская академия образования

49 Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности -готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, -формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, -развитие высокой социальной и профессиональной мобильности Российская академия образования

50 Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения -успешности усвоения знаний, умений и навыков; -формирование целостной картины мира; -формирование компетентностей в любой предметной области познания -Российская академия образования

51 Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные Российская академия образования

52 Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение

53 Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

54 Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

55 Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

56 Самоопределение младших школьников в учебе и отдыхе : В методическом пособии изложена система формирования и разви­тия основных навыков самоопределения в учебе и отдыхе учащихся I IV классов. С помощью педагога дети учатся определять цели своей учеб­ной и досуговой деятельности, выбирать оптимальные способы их реа­лизации, использовать полученные знания для укрепления своего здо­ровья, овладения нравственными, трудовыми, эстетическими нормами поведения в школе и дома. Учитель помогает им приобрести начальные представления о методах изучения своих природных задатков, способ­ностей в учебной и внеучебной деятельности, знакомит с историей, тра­дициями народов, населяющих Урал. Пособие предназначено для учителей I IV классов, классных ру­ководителей, обучающих школьников в соответствии с требованиями национально-регионального компонента Государственного образова­тельного стандарта Свердловской области.

57 Педагог должен заниматься выработкой у обучающихся ориентации и установок на активный и самостоятельный поиск тех действий, которые по­зволяют успешно освоить требования современной жизни В новой редакции национально-регионального компонента (НРК) Свердловской области, принятой в конце 2005 г., особо отмечается важность формирования и развития у учащихся «на­выков самоопределения при конструировании личной траекто­рии получения общего образования, выборе профиля обучения в старших классах с учетом личных интересов и потребностей ре­гиона»1. Необходимо не только учить детей, подростков общим методам обоснованного определения вариантов поведения в ти­пичных жизненных ситуациях, но и давать информацию о том, как успешно адаптироваться к требованиям социально-экономи­ческой, социокультурной ситуации, сложившейся на Среднем Урале. Тогда ребенок станет принимать решения, учитывая ин­ тересы тех, с кем он в настоящее время проживает, кто составля­ет население его малой родины. Реализация человеком в само­стоятельной жизни его знаний и умений будет способствовать дальнейшему повышению роли Урала в укреплении могущества России.

58 Самоопределение основано на активной мыслительной деятельно­сти детей, направленной на осуществление обоснованного выбора того поведения, которое требует конкретная жизненная ситуация Самоопределение представляет собой сложный многоэлемент­ный процесс соединения общественных и личных потребностей, обеспечивающий успешное развитие и саморазвитие ребенка. Оно включает в себя, во-первых, познание ребенком требований современной культуры к поведению индивида в типичных жизненных ситуациях; во-вторых, принятие этих требований в качестве ориентиров при совершении конкретных поступков; в- третьих, проявление тех индивидуальных задатков и способностей, на основе которых ребенок успешно приобретает различные знания, навыки, творчески осваивает окружающий мир; в-четвертых, овладение принятыми в обществе способами реализации личнос­тного потенциала преобразовательной деятельности.

59 Для учащихся I -IV классов самоопределение включает в себя познание и выработку навыков реализации основных норм организации успешной учебной и внеучебной деятельности. Соблюдение требований культуры определяет направленность целей, ценностных ориентации и установок ребенка. Вырабатывается навык самостоятельного ограничения тех побуждений, которые создают конфликтные ситуации в школе, дома, в общественных местах. Приобретается умение сознательно регулировать многие поступки. С помощью учителей и родителей ребенок включается в актив­ное изучение своих индивидуальных задатков и способностей. Создаются условия для их раскрытия на уроках, при выполнении домашних заданий. Достижения в учебе рассматриваются как результат систематической работы по мобилизации всех внутренних резервов при овладении базовыми учебными навыками, которые развиваются с учетом индивидуальности каждого ребенка при изучении отдельных школьных предметов. Ребенок учится управлять своими природными особенностями, чтобы в полной мере освоить всю школьную программу.

60 В настоящее время в образовательных учреждениях формирование у младших школьников навыков самоопределения часто осуществляется бессистемно Не все педагоги владеют теми методами, которые позволяют существенно повысить эффективность усилий, направленных на выработку у детей 7 10 лет умения самостоятельно планировать свою учебную и внеучебную деятельность, выбирать оптимальные варианты реализации поставленных целей, проявлять волю и терпение при преодолении возникающих трудностей, контролировать свое поведение. Для по­вышения результативности обучения и воспитания учащихся I IV классов разработаны специальные программы организации занятий, направленные на выработку у них основных навыков самоопределения. В предлагаемом учебном пособии для учителей начальных клас­сов, классных руководителей, специалистов учреждений допол­нительного образования, занимающихся с детьми 7 10 лет, рас­крываются методы работы по формированию у младших школьников ориентации и установок на самоопределение. Основное внимание обращается на раскрытие содержания методов формирования у детей навыков самоорганизации, самоопределения в повсе­дневной бытовой, досуговой, учебной деятельности. Описываются способы осуществления мониторинга развития у ребенка навы­ков самоопределения в процессе обучения в начальных классах.

61 Цель пособия: предоставить педагогам набор конкретных методик формирования у младших школьников начальных на­выков самоопределения в учебе и отдыхе с учетом их задатков и способностей, потребностей современного научно-технического прогресса, социокультурных особенностей Среднего Урала, страны в целом. Задачи пособия: помочь педагогам организовать воспитательный процесс на основе формирования у учащихся навыков самоопределения в учебной и внеучебной деятельности; сформировать у педагогов представление о тех знаниях и уме­ ниях, которые необходимо вырабатывать у ребенка началь­ ных классов при утверждении в его сознании ориентации и установок на самоопределение; раскрыть особенности организации процесса формирования у детей 7 10 лет навыков самоопределения при освоении ими содержания национально-регионального компонента Го­ сударственного образовательного стандарта Свердловской области; обеспечить комплексное становление навыков самоопреде­ ления младших школьников в процессе партнерского сотруд­ ничества семьи и школы; способствовать выработке у учащихся начальных навыков самоопределения, связанных с ценностью трудовой деятель­ ности человека и высоким профессионализмом в работе как необходимых условий, обеспечивающих в дальнейшем обос­ нованный выбор содержания профильного обучения в стар­ ших классах.