Педагогические аспекты и направления использования электронных образовательных ресурсов в Республике Беларусь В.В. Казаченок доцент кафедры компьютерных технологий и систем Белорусского государственного университета, академик Академии информатизации образования России 31 мая 2011 года
2 РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПРОГРАММЫ «Информатизация системы образования», гг.; «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007–2010 годы»; «Электронный учебник», 2007–2010 гг.; «Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года».
3 СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику» Н.Х. Розов, декан факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова
Сайт Министерства образования Республики Беларусь Образовательный портал Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь Белорусский национальный образовательный Интернет-портал Республиканский информационный поисковый узел по вопросам образования ris.unibel.by Сайт Республиканского института профессионального образования Сайты Белорусского государственного университета и других вузов республики Беларусь 4 ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
5 ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В Беларуси 54 высших учебных заведений. Все они имеют свои сайты Примеры лучших сайтов вузов: Белорусский государственный университет Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Белорусский государственный экономический университет
6 СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В республике функционируют 204 учреждения среднего специального образования, 54 из которых подчинены Министерству образования. Все они имеют свои сайты Примеры: Минский автомеханический колледж mgak.ripo.unibel.by Архитектурно-строительный колледж «Белорусско- Российского университета» ask-bru.mogilev.by Минский радиотехнический колледж
7 ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ Национальная библиотека Беларуси (НББ), Библиотека Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР), Библиотека Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ), Электронная библиотека Белорусского государственного университета (БГУ),
8 КООРДИНАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ЭСО. «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» (ГИАЦ Минобразования), научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» (НИО), учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (РИПО), государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (РИВШ), академия последипломного образования (АПО)
9 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Разработка макетных образцов электронных компонентов учебно- методических комплексов нового поколения Проведение открытых конкурсов на закупку работ по разработке электронных средств обучения (ЭСО) Проведение научно-методической независимой экспертизы ЭСО
10 В НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ: Разработка стратегических направлений и механизмов инновационного развития потенциала образования в условиях информационного общества ( гг.) разработать концептуальные основы инновационного развития потенциала образования в условиях информационного общества; разработать педагогические основы структурирования и предъявления содержания образования в электронных информационно-образовательных ресурсах для учебных предметов, в первую очередь, общего среднего образования; разработать модели использования информационно- образовательных ресурсов при изучении учебных предметов, в первую очередь, общего среднего образования.
11 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В современных условиях информатизации: «наиболее серьезные последствия имеет педагогическое и психологическое невежество создателей учебных и тестирующих программ» О.В. Зимина И МЫ ИМЕЕМ: а) содержательное наполнение созданной инфраструктуры б) разработка педагогических основ структурирования и предъявления содержания образования в электронных информационно-образовательных ресурсах
12 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Только 5-10% людей способны учиться самостоятельно, остальным нужно смешанное обучение. Образовательная парадигма «учащийся - учитель» все больше трансформируется в «учащийся – знание». Умная образовательная среда: «SmartEducation».
13 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Ежегодно повышение квалификации или переподготовку проходят около 14% от общего количества занятого населения. Повышение качества образования: создание виртуальных кафедр и виртуальных лабораторий.
Спасибо за внимание! Москва, 2011