Университетские библиотеки США: новый уровень возможностей: Презентация для библиотекарей Белгорода - выпускников программы «Открытый мир» 12 октября 2006.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА. ДИРЕКТОР БИБЛИОТЕКИ Сесина Наталия Валерьевна Кабинет директора находится в главном здании на третьем этаже (главная лестница).
Advertisements

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА. ДИРЕКТОР БИБЛИОТЕКИ Сесина Наталия Валерьевна Тел./факс (812) ,
Лекция- презентация для студентов Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Новые технологии в библиотечно- информационной практике.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ.
Анищенко Л.Н., зам. директора НБ БелГУ Открытый доступ к информации: этапы реализации Белгородской декларации Белгородской декларации Научно-практический.
БИБЛИОТЕКА МОУ «СОШ 4 г. ВАЛУЙКИ» «Читатель – центр книжной вселенной» Н. А. Рубакин.
Путеводитель по библиотеке для первокурсников Информационно-выставочный проект «Твоя библиотека»
Библиотека Новозоринской средней школы «Развитие и использование информационных технологий давно уже не дань моде. Тот, кто не использует их, отстает навсегда»
Отдел городского абонемента – один из самых посещаемых в библиотеке.
Объять необъятное: как библиографической службе помогать университету? Из опыта работы библиографического информационного центра Научной библиотеки Томского.
ПЕРВОКУРСНИКУ. 2 1 Вопрос: Что входит в структуру научной библиотеки? Ответ: Отдел обслуживания; Отдел электронной библиотеки; Отраслевой отдел; Справочно-информационный.
БИБЛИОТЕКА МОУ «СОШ 4» г. ВАЛУЙКИ «Читатель – центр книжной вселенной» Н. А. Рубакин.
Регистрационная форма КНИГИ Книги систематизированы в соответствии с различными областями знаний и представлены в каталоге коллекций и разделах сайта.
Уважаемые первокурсники! Я, Лайбрик – символ библиотеки Волгоградского кооперативного института, приглашаю вас на виртуальную экскурсию по библиотеке.
И.Б.Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодежи Организация библиотечного пространства с учетом потребностей приоритетных групп.
Уважаемые первокурсники! Я, Лайбрик, - символ библиотеки нашего института, приглашаю вас на виртуальную экскурсию по учебно- научной библиотеке.
Уважаемые первокурсники! Я, Лайбрик, - символ библиотеки нашего института, приглашаю вас на виртуальную экскурсию по учебно- научной библиотеке.
Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» Научно-образовательный библиотечно-информационный центр (библиотека) ТГПУ им. Л.Н. Толстого Подготовила: Ловцова.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г.Караганда, 28 ноября 2010 г. Библиотека Директор.
обилие и многообразие учебной и научной литературы; неограниченное количество пользователей; доступ к ресурсам ЭБС в любое время; возможность удалённого.
Транксрипт:

Университетские библиотеки США: новый уровень возможностей: Презентация для библиотекарей Белгорода - выпускников программы «Открытый мир» 12 октября 2006 г. © Т.В. Еременко, 2006

План презентации: Университет Северной Каролины в Чапел Хилл (UNC-CH): общая характеристика Библиотечная система университета Библиотека Роберта Хауза: библиотека для студента ХХI века

UNC-CH: общая характеристика Первый государственный университет в США, открыт в 1795 г. 1-е место в списке «Лучшие 100 государственных университетов». 3-е место в списке «Лучшие университеты Америки». Лучшие магистерские программы: Библиотечные и информационные науки (1-е место по стране); Управление здравоохранением (2-е место); Здравоохранение (3-е место); Социология (5-е место); Социальная работа (7- е место); Окружающая среда (10-е место). Осень на кампусе Факультет бизнесаОсень на кампусеФакультет бизнеса

UNC-CH: общая характеристика 63 программы бакалавриата, 79 магистерских и 61 докторская программы. Общее количество студентов всех уровней –27 тыс., из них по программам бакалавриата –16 тыс.

UNC-CH: общая характеристика преподаватель. Знаменитые выпускники: президент США Джеймс Полк, писатель Томас Вулф, баскетболист Майкл Джордан. Площадь кампуса га; 250 зданий (учебные корпуса, библиотеки, планетарий, административные здания, спортивные сооружения, общежития, столовые, здание студенческого союза, книжный магазин). Столовая Общежитие Студенты Стадион СтоловаяОбщежитие Студенты Стадион

UNC-CH: общая характеристика Плата за обучение для жителя штата Северная Каролина – $2 955 в год; для остальных - $ в год. Стоимость обучения одного студента: $ в год. Расходы на исследовательскую работу $247 млн. в год. Средний вклад преподавателя в виде грантов на научную работу: $ в год.

Библиотечная система университета 18 библиотек. 5 млн. книг, 1,8 млн. микроформ, 2 млн. правительственных документов, 9 млн. рукописей, 200 тыс. карт, сотни тысяч аудиовизуальных документов. Подписка на 39 тыс. названий периодики. 10 млн. долларов в год на комплектование. Специальное оборудование для имеющих ограничения по слуху и зрению. Входы и лифты для инвалидных колясок.

Библиотечная система университета Главная библиотека – библиотека Дэйвиса. 8-этажное здание, фонд 2,5 млн. экз. по социальным и гуманитарным наукам. Открытый доступ ко всему фонду. Режим работы: с 8.00 до Доступ для всех, кому нужна информация.

Библиотечная система университета Библиотека Роберта Хауза специально для студентов 1-2 курсов. Открыта круглосуточно. 65 тыс. книг (справочная, учебная, научная литература, книги для личных интересов). Медиа-центр (12 тыс. фильмов, 2 тыс. аудиокниг).

Библиотечная система университета Библиотека Уилсона: 4 специальные коллекции: фонд редких книг, фонд рукописей, собрание карт и фонд документов, посвященных Северной Каролине. Особенно ценные: коллекция английской литературы, собрание инкунабул, гравюры 16 века, книги по истории Франции, рукописи фольклора Юга США. Имеет лабораторию консервации для редких изданий и рукописей.

Библиотечная система университета Наиболее крупные факультетские библиотеки: медицинская (400 тыс.) и юридическая (300 тыс.). Факультетские библиотеки: по искусству, биологии, химии, геологии, библиотечным и информационным наукам, музыке, журналистике, математике и физике, правительственным документам, планированию, афро- американским исследованиям. Библиотеки исследовательских центров населения Каролины, безопасности на дорогах, института по переписи населения, института изучения моря, центра международных исследований. Библиотека по грантам отдела информации и коммуникаций.

Библиотека Роберта Хауза: библиотека для студента ХХI века

Из истории библиотеки Библиотека Роберта Хауза открылась в 1968 г. как специальная библиотека для студентов первых лет обучения. В 2001 г. здание библиотеки Роберта Хауза было серьезно реконструировано. Стоимость реконструкции составила около 11 млн. долларов.

Фонды Книжный фонд: справочные, учебные и основные научные издания по широкому спектру курсов. Литература для личных интересов: путешествия, карьера, чтение для отдыха. После реконструкции фонд сокращен со 140 тыс. до 65 тыс. экз. Используется электронная защита фонда. Медиа-центр: 12 тыс. фильмов на разных носителях, музыкальные пластинки и компакт- диски, более 2 тыс. книг на кассетах и аудиокниги на си-ди-ромах. Периодика после реконструкции передана в главную библиотеку. Студенты предпочитают читать журнальные статьи в онлайне. Открытый доступ к фонду Атласы в справочном фонде Открытый доступ к фонду Атласы в справочном фонде

Пользователи Доступ открыт для всех. Выдача на дом - для студентов, преподавателей и сотрудников университета. Библиотекой пользуются 26 тыс. человек. Главные пользователи – студенты первых лет обучения. В день в среднем 3,5 тыс. посещений (вход через «электронные ворота»); в год – 1,28 млн. посещений. За два последних учебных года посещение библиотеки увеличилось на 25%.

Режим работы С понедельника по четверг библиотека обслуживает пользователей круглосуточно. В пятницу закрывается в 18.00; в субботу работает с до 18.00; в воскресенье открывается в и работает далее в круглосуточном режиме. Для безопасности с до 7.00 есть сотрудники охраны и два сотрудника библиотеки. В ночное время пользователь должен показать ID при входе и выходе. Ночью можно искать литературу в фонде, брать ее на дом, работать за компьютерами, делать ксерокопии.

Выдача документов Книги студентам выдаются на 30 дней; аспирантам – на 90 дней; преподавателям и сотрудникам - на 180 дней; Видеокассеты и DVD выдаются на 3 дня, компакт- диски – на 1 неделю, аудиокассеты и аудиокниги – на 1 месяц; Из «резервной коллекции» (документы, отбираемые и обновляемые каждый семестр по заявкам преподавателей) документы выдаются, как правило, на 2 часа; есть сроки на 1 ночь, 1 сутки, 7 дней; Сроки пользования могут продлеваться для всех документов, кроме видеокассет и DVD; Штраф за просроченные документы: книги – 50 центов в день при максимуме 15 долларов за книгу; аудио/видео материалы – 1 доллар в день; за документы из «резерва»: 1 доллар за час, при максимуме 15 долларов за документ.

Библиотека как современная информационно-образовательная среда Как и вся библиотечная система, библиотека использует интегрированную автоматизированную библиотечную систему DRA Classic. Выдача документов автоматизирована. Общий электронный каталог. Электронная защита фонда. На территории библиотеки беспроводной доступ в Интернет. Все рабочие места имеют розетки для подключения ноутбуков. Место с подключениемМесто с подключением Электронные ворота Кафедра выдачиЭлектронные воротаКафедра выдачи

Зона «информации для всех» На территории библиотеки – зона компьютеров для публичного доступа («информация для всех»). Это ряды компьютерных мест, работать за которыми можно и стоя, и сидя. Здесь проверяют электронную почту, ищут информацию на библиотечном сайте и в Интернете.ряды компьютерных мест Справочный стол с библиографами- консультантами расположен рядом, что позволяет быстро обратиться за помощью. Справочный стол с библиографами- консультантами

Места для пользователей Компьютерные места, часть из них - кабины для индивидуальной работы.кабины для индивидуальной работы Рабочие столы и зоны из кресел, окружающих столики-подставки для ног. Рабочие столы зоны из кресел, окружающих столики-подставки для ног. 9 комнат для групповых занятий. 9 комнат для групповых занятий Зона для работы с материалами из резерва. Зона для работы с материалами из резерва Половина подземного этажа - компьютерный класс университетского отдела информационных технологий, что дает дополнительно к 54 публичным компьютерам еще 65. Кушетки для тех, кто любит работать лежа или отдыхает. Кушетки

Комнаты для групповых занятий Высшее образование сегодня часто - обучение в командах. Поэтому студенты выполняют задания группой, и это неизбежно создает шум. Выход из ситуации - в специальных комнатах для групповых занятий. В библиотеке Роберта Хауза их 9. Опрос 2003 г. показал, что студенты хотели бы иметь больше. Комнаты для групп от 3 до 8 человек. 7 комнат - по принципу «первый пришел - первый занял». 2 комнаты резервируются максимум за 2 недели и минимум за 3 часа до прихода группы. Статистика по двум резервируемым комнатам за уч.г. свидетельствует, что они использовались 827 раз.

Места для использования медиа- ресурсов В медиа-центре на подземном уровне оборудованы: - 30 индивидуальных мест для просмотра видеокассет и DVDмест для просмотра видеокассет и DVD - 8 мест для прослушивания компакт-дисков и аудиокассетмест для прослушивания компакт-дисков и аудиокассет - 2 места для прослушивания пластинок - 2 места для использования лазерных дисков - 1 место для 16-мм проектора. На втором этаже имеются два зала для группового просмотра фильмов.зала для группового просмотра фильмов.

Коллабораторий и медиа- лаборатория С 2001 г. в библиотеке Роберта Хауза есть коллабораторий – компьютерная лаборатория на 10 мест с принтерами и сканерами. коллабораторий Здесь пользователи работают над цифровыми и мультимедийными учебными проектами. Коллабораторий очень популярен, и в библиотеке Дэйвиса оборудуют второй. В медиа-центре библиотеки Роберта Хауза - цифровая медиа-лаборатория на 6 мест.медиа-лаборатория Здесь пользователи создают видеофильмы и web- сайты с медиа-ресурсами. В медиа-центре со сроком пользования на 3 дня выдаются 3 цифровых фотокамеры и 3 цифровых видеокамеры.

Учебный библиотечный класс Библиотека располагает специально оборудованным учебным классом для занятий с пользователями.учебным классом Содержание занятий: поиск в электронных каталогах и базах данных, нормы академического письма, информационная этика. Библиотекари и преподаватели договариваются о сроках и содержании занятий по электронной почте; на сайте библиотеки есть электронный календарь для резервирования учебных классов для занятий.

Учебный библиотечный класс В уч. г. для занятий учебный класс библиотеки использовался 384 раза. Всего в уч.г. в библиотечной системе университета проведено более 1 тыс. библиотечных занятий с участием около 19 тыс. человек. Занятия проводятся библиографами; также привлекаются студенты Высшей школы библиотечных и информационных наук университета.

Онлайновые услуги библиотечного сайта Web-сайт библиотек университета ( предоставляет онлайновый доступ: - к электронному каталогу всей библиотечной системы университета и электронным каталогам ближайших 4-х университетов; - к сотням онлайновых баз данных и электронных журналов; - к системе электронного резерва; - к поисковой системе фильмов.

Онлайновые услуги электронного резерва Система электронного резерва: - С 1999 г. - Специальное программное обеспечение Docutek ERef. - Онлайновый доступ к полным текстам материалов по 955 курсам. - В январе 2005 г. в электронном резерве - 24 тыс. документов (pdf-файлы). - Ограничение доступа: только для студентов, изучающих данный курс. - Обеспечивает получение из любого места и в любое время полных текстов источников.

Онлайновые справочные услуги С 2003 г. сервис «IM a Librarian» - интерактивные справки в онлайне: - Базируется на программном обеспечении AOL IM, аналогичном ICQ. - Используется для ответа на вопросы пользователей в реальном времени. - Большинство вопросов задается студентами. - Популярность услуги все время растет. - Услуга доступна для всех.

Пример диалога в IM a Librarian П: Привет, мне нужна помощь в поиске статей об отношениях детей в семье и как они влияют на развитие ребенка. Б: Хорошо, где Вы уже искали? И как много и какого типа Вам нужна информация? П: Я пробовал искать в базах данных psyc и eric[1], но не нашел ничего подходящего, а особенно статей, которые я мог бы читать сразу.[1] Б: Вам нужны только научные статьи? Я только что искал в Academic Search Elite и нашел 52 названия. Я могу рассказать, как я искал, и такой поиск можно повторить и в других базах. П: Это было бы здорово. Мне нужны научные статьи после 1997 г. Б: Хорошо, скажите мне, когда Вы откроете Academic Search Elite и я объясню, как искать. И включает ли поиск статьи 1997 года? П: academic search elite? Это ссылка в «Базы данных статей»? 1997 год не включать, извините. Б: Откройте главную страницу баз данных статей и база данных Academic Search Elite сверху справа, откройте ее. И я только что сделал поиск с ограничением по годам, это 25 статей. П: Есть. Б: В первой рамке напечатайте точно так же, как я: (sibling* or brother* or sister*) and (bond* or relationship*). Во второй рамке: child development. * – это усечение, что означает, что будут найдены слова со всеми окончаниями, например, brother и brothers, и т.д. П: Хорошо. Б: Скажите мне, когда все будет написано, и я объясню следующий шаг. П: Все написано. Б: Хорошо. Сейчас внизу в секции «Уточнить поиск»... П: Есть... Б: в «дата публикации» введите даты Jan 1997 и Dec 2004 и ниже сделайте отметку в рамке Scholarly (peer reviewed journals). П: Есть. Б: И теперь, если Вы щелкнете на «Поиск», Вы должны получить 25 статей. Большинство из них будут полные тексты. П: Есть, здорово! Огромное спасибо! Б: Начните просмотр, и если Вам нужна будет помощь, снова напишите нам. Еще какие-то вопросы? П: Нет, я действительно не знал, как искать в базах данных, спасибо за помощь. Б: Это нормально, иногда можно сбиться с толку, т.к. базы данных все разные. Пишите нам, если будут вопросы, и удачного дня. П: Вам также! [1] Сокращенные названия баз данных ERIC и PsycInfo. [1]

Вспомогательные услуги Библиотека предлагает во временное пользование (на 3 часа) 8 лаптопов, 7 карт беспроводного доступа, 2 зип-драйвера, 3 кабеля для подключения к Интернету, 3 научных калькулятора. В библиотеке есть для пользования бумагорезальная машина, дыроколы, стэплеры. К сотрудникам выдачи и справочного стола можно обратиться за скрепками, резинками, ножницами, корректирующей жидкостью, карандашами, ручками, картами кампуса. Библиотека имеет уголок «Найдено и потеряно»уголок «Найдено и потеряно»

Платные услуги К платным услугам относятся ксерокопирование и распечатка на принтере. Ксерокопирование делается пользователями самостоятельно. Цена как копирования, так и распечатки на принтере при использовании университетской ID -15 центов за страницу, что в соотношении с прожиточным минимумом в США составляет 0, В России такая цена была бы 14 коп. В компьютерном классе на подземном этаже распечатка на принтерах бесплатная, без ограничения количества страниц. Зона ксероксов

Услуги для пользователей с ограниченными физическими возможностями Специальное оборудование и программное обеспечение в коллаборатории. Для имеющих проблемы со зрением программы JAWS, Kurzweil и ZoomText. В медиа-центре мониторы с большими экранами для более удобного чтения субтитров фильмов. По запросу - экскурсии по зданию библиотеки и помощь в использовании сканеров и ксероксов, в поиске и получении печатной и электронной информации.

«Необычные» услуги Два раза в году - «ночной кофе» для студентов как знак внимания и заботы библиотекарей. В разгар сессии в декабре и в мае с до предлагается горячий кофе с легкой закуской. Каждую весну во время национального студенческого чемпионата страны по баскетболу - просмотры игр, транслируемых по телевидению, в одном из залов для просмотра фильмов. С конца апреля по конец июня каждый четверг в – просмотры под открытым небом фильмов из коллекции медиа-центра. Во время «недели старшекурсников» (ноябрь) библиотека предоставляет место для проведения старшекурсниками вечерних мероприятий (чтение стихов, танцевальные вечеринки и т.п.). Ночной кофе

Персонал библиотеки 8 профессиональных должностей: 5 библиотекарей, 1 компьютерный консультант, 2 библиотекаря по обучению. 16 должностей поддержки: 7 сотрудников отдела обслуживания, 4 сотрудника резерва, 5 сотрудников медиа-центра. Студенты на почасовой оплате: 440 часов (11 полных ставок) в неделю для работы на кафедре выдачи, справочном столе, резерве, коллаборатории, медиа- центре, медиа-лаборатории.

Организационная схема персонала библиотеки Лиа МакГиннис Директор библиотеки Элизабет Грей Зам. по библ. обслуживанию 7 позиций поддержки отдела обслуживания Мирна Шварц Библиограф Уинифред Фордам Зав. медиа- центром 5 позиций поддержки медиа-центра Сучи Моханти Библиограф и б-рь по обучению Мэтью Вауф Консультант по компьютерам Лиса Норберг Координатор библ.обучения Ким Вассилиадис Библиотекарь по обучению 4 позиции поддержки электронного резерва