«Новый escape: внутренняя эмиграция как форма гражданской инициативы» Проект Научного экопоселения природоохранного типа Любинка. Проект Университет устойчивого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность Центра устойчивого развития Севера СГУ за 2012 год.
Advertisements

Опыт работы Управляющего совет системы образования района Афоничева Юлия Валерьевна, заведующий кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «ИРО»
Проект «Здоровые города» как инструмент охраны здоровья на муниципальном уровне Кувшинников Олег Александрович, Губернатор Вологодской области, Председатель.
ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
Интернет-сообщество экспертов и практиков МУНИЦИПАЛ: итоги работы Фокин О.С. Исполнительный директор Фонда «Устойчивое Развитие» г. Анапа 23.
1 Взаимодействие ОАО «ФСК ЕЭС» с заинтересованными сторонами по проблемам природоохранной деятельности. Отчет по обязательствам 2007 года Демин М.В. –
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области О грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской.
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: История и сущность.
Апробация и внедрение технологии публичных докладов о состоянии системы образования на региональном, муниципальном, окружном и школьном уровнях Н.П. Лыжина,
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
ЯКОБЧАК ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА Главный специалист отдела молодежных проектов Аппарата Бюро ЦС ООО «СоюзМаш России» «Инженеры будущего 2011»
Беляев Александр Николаевич министр 12 октября 2011 года О развитии территориального общественного самоуправления в Архангельской области Министерство.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
Афанасьев Г.Э. Экспертный клуб промышленности и энергетики Уничтожение медицинских отходов Москва, 2008.
Концепция Программы Общественной палаты Российской Федерации «Эко - ответственность» Москва 2010 проект.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Парки Москвы собирают друзей! Круглый стол «Формы и методы участия детей и молодежи в решении проблем московских парков» московских парков»
Перспективы развития проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области» на годы. Томск 2015 Августовская.
Транксрипт:

«Новый escape: внутренняя эмиграция как форма гражданской инициативы» Проект Научного экопоселения природоохранного типа Любинка. Проект Университет устойчивого развития и гражданского общества Любинка А.Н. Метелкин

Общая информация: Адрес: Московская область, Озерский район, деревни Храброво и Фофаново. Площадь 45 га. Проектируемый природный заказник га. Начало проекта: 2002 год: Организация: НП «Экопоселение Любинка» Директор: к.б.н., А.Н. Метелкин Количество семей на 2010г - семь : Из них на ПМЖ – 3 семьи, детей – 5 Приезжают летом – 4 семьи

Цель (вектор) проекта: Разработка и реализация проекта сельского поселения 21 века, как природо- хозяйственного комплекса с устойчивым развитием, на основе современных, экологически чистых и наукоемких технологий. Устойчивое развитие на основе замкнутого безотходного цикла, независимость от посторонних источников жизнеобеспечения.

Текущие задачи: 1.Проектирование научного экологического поселка природоохранного типа 2.Отработка основных видов деятельности в поселении 3.Проведение научных исследований. 4.Экологическое образование 5.Сбор информации об экологических проектах России 6.Организация сетевого проекта учебных экологических центров

Проект поселения Зонирование. Предлагается создать три функциональные зоны: 1) зону сохранения биоразнообразия, лесные массивы, луга и пойма реки Любинка: природный заказник - ООПТ областного значения. 2) зону восстановления биоразнообразия, залежи и старопахотные поля, земли сельхозназначения, для реинтродукции редких видов растений и животных, реставрации нарушенных микроландшафтов. 3) хозяйственная зона. Зона муниципальных поселений (охранная зона ООПТ) - деревень Фофаново и Храброво. Питомник. Дендропарк. Каждая из зон будет иметь свой режим запрещенных и разрешенных видов деятельности, прописанный в паспорте на ООПТ.

Ближайшие цели: Центр охраны, мониторинга ООПТ и реинтродукции краснокнижных растений районов Окской поймы. Цель: восстановление популяции красно- книжных растений и животных в районах Окской поймы. Центр природного земледелия - апробация и внедрение новых форм обработки почвы: отказ от глубокой перекопки, мульчирование и сидерация почвы, применение ЭМ-препаратов. Цель: восстановление почвы, восстановление здоровья.

Долговременные перспективы: Федеральный учебный инновационный центр для отработки методов эффективного использования и внедрения экологически чистых источников энергии, продуктов питания, приемов домостроения, компьютерных и Интерент технологий, для решения социальных задач на основе инициативы участников проекта с привлечением ресурсов государства. Участие в госпрограммах развития на уровне региональных программ Московской области и РФ. Создание сети зон устойчивого развития Тиражирования опыта путем создания учебных центров.

Что уже получилось? История проекта: 2002г. – организация НП «Экопоселение Любинка» в Озерском районе Московской области.

2003 г. - Летняя палаточная школа "Химера". при МГУ им..В.Ломоносова Грант Минобра РФ на 500 тыс. руб. : летний лагерь, издание книг - 2 шт., видеофильм, два учебных СД-диска.

2004 год - третий семинар "Экопоселения России". Время и место октября 2004г. состоялось третье рабочее совещание "Экопоселения России" в рамках Интернет-проекта "Союз экопоселений России". Совещание проведено в два этапа. День первый 23 октября в сельской школе деревни Емельяновка прошла презентация фильма - "Экопоселения России" и состоялась дискуссия с местной интеллигенцией. День второй 24 октября, в новом доме поселения Любинка (деревня Храброво), состоялся обмен мнениями о работе. Были споры, вопросы и ответы. Был фильм, который нам любезно предоставил Федор Лазутин, о строительстве домов из глины и соломы. Людмилой Берзан был сделан доклад о формах работы экопоселений Европы. Людмила была единственным представителем России на европейской конференции GEN во Франции в 2002-м году. В семинаре приняли участие 18 человек: - экопоселение "Писмирь" (Ульяновская область) - 3 человека - экопоселение "Гармония" (Рязанская область ) - 3 человека - община из города Мыски (Кемеровская область) - 1 человек - экопоселение "Любинка" (Московская область ) - 3 человека - группа "Родовые ключи" (Москва) - 4 человека - преподаватели сельских школ Озерского района Московской области - 4 человека.

2004г.: строительство первого дома в д. Храброво

2004 г. - – всероссийский фольклорный фестиваль «Танцы всеобщего мира».

2005г. - Семинар-погружение «Мы – художники!»

2007 г. Летний волонтерский лагерь.

2007 год. Первый контракт с министерством экологии МО. 800 тыс. руб. ОТЧЕТ по реализации пункта 2.2 приложения 2 к подпрограмме «Охрана окружающей среды Московской области» областной целевой программы «Экология Подмосковья на годы» «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ДОЛИНА РЕКИ ЛЮБИНКА ОЗЕРСКОГО РАЙОНА»»

2008 год. Второй контракт с министерством экологии МО. 800 тыс. руб.

2008г. Летняя археологическая школа: Совместно с ИА РАН, финансирование минэкологии МО

Из отчета: Всего обследовано 18 объектов, из них открыто новых – 8 Отчет о проделанной работе передан в институт Археологии РАН, подготовлен доклад на ежегодной конференции института в 2009м году. Была проведена экскурсия на древнее городище "РОСТИСЛАВЛЬ" с сельскими школьниками из экологических дружин Можайского района. Всего в экскурсии принимало участие 49 человек.

2008 – 2010: питомник краснокнижных растений в д. Будьково: 2008 – 7 видов, 2010 г. – 14 видов из БС МГУ

гг. Центр природного земледелия

гг. Центр природного земледелия:

2010год. Филиал НП "Экопоселение Любинка" - проект "Заонежье" 24 ноября 2010 года прошли переговоры о создании первого природоохранного экологического филиала НП "Экопоселение Любинка" на территории ООПТ Вологодской области. Целью создания филиала является организация природоохранного экопоселения на территории ООПТ областного значения. Первоначальные задачи: помощь вологодским экологам по охране и мониторингу ООПТ «Вытегорский» и реинтродукция краснокнижных растений Вологодской области.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.Интернет: беспроводная связь – н.в. 2.Разработка программного обеспечения в области экологии по н.в. 3.Геоинформационные системы, GPS-навигация для задач реинтродукции растений и полевой археологии. 2006г по нв 4.БПЛ – беспилотные летательные аппараты. Совместно с 5.ОАО «Газпром космические системы». 2010г по нв 6.Проектирование экопоселений. Совместно с МГСУ. 2010г по нв. 7.Полевая археология, Совместно с ИА РАН. 2007г по нв. 8.Органическое земледелие. Научный консультант Н.Курдюмов. 2005г по нв. 9.Реинтродукция ККР_МО. Совместно с минэкологии МО. 2006г по нв. 10.Разработка и внедрение климатических камер – фитотронов. ООО «АгроБиоЛаб» г по нв.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: -проведение летних экошкол и эколагерей для детей с родителями, для школьников и молодежи, -видеостудия "Любинка": съемка и показ музыкальных фильмов о русской природе, Более 50 фильмов более 100 тыс. просмотров за два года на видеоресурсе -Сайт человек в месяц, 3000 просмотров. - публикация статей в печати. УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ: г - Конференция МИНОБРА РФ "Общественные ресурсы образования" г. доклад на конференции в г. Дубна гг - доклады на конференциях в ИА РАН "Археология Подмосковья" г выступление в г. Ступино, в музее краеведения. РАБОТА СО СМИ: Интервью для телеканала «МИР». 2008г. - ТВ "Подмосковье",ЦТ - более пяти передач на тему охраны природы и на тему о развитии экопоселений в России, 2007г. ТВ Подмосковье. Передача Экотерра: "Круглый стол" 2004г - журнал "Русский Nesweek", номер г. публикация в "Литературной Газете"

2002 – Итоги работы. Что можно сделать в деревне? 1.Разработан проект природного заказника областного значения. Проект находится в стадии оформления. 2.В Министерстве экологии МО лежит проект центра охраны, мониторинга и реинтродукции юга Московской области. 3.Создан питомник краснокнижников Окской поймы. Положено начало высадки редких видов на территории природного заказника. 4.Началось заселение двух деревень Храброво и Фофаново. 5.Установлены рабочие контакты с местной администрацией и местной интеллигенцией. 6.Есть поддержка местных жителей. 7.Установлены рабочие контакты с ведущими экоцентрами страны, экологическими организациями и вузами. 8.Постоянно ведется работа со СМИ. 9.Ведется активная научная работа. 10.Создается филиал НП «Экопоселение Любинка» - «Заонежье» 11.В стадии разработки сетевой проект «Университет устойчивого развития и гражданского общества» 12.Появились выходы на ГД и президентскую команду.

Проект «Университет устойчивого развития и гражданского общества «ЛЮБИНКА» можно рассматривать, как естественный шаг развития проекта, и переход на федеральный уровень

Зачем нужен этот проект? Его роль в современном мире? Какие ожидания связаны с его развитием?

Вопль вопиющего в пустыне: 2000 год. Из доклада Генерального секретаря ООН: "Сейчас мы сталкиваемся с насущной потребностью обеспечить будущим поколениям условия для существования на этой планете - и мы не справляемся с этой задачей. Мы расхищаем наследие наших детей, чтобы заплатить за нерациональные модели поведения." 2007 год. Скорость, с которой люди за последние 20 лет стали потреблять земные ресурсы, ставит под угрозу "само существование человечества", говорится в выводах нового исследования, в котором приняли участие 1,4 тыс. ученых.

НУЖНЫ ЛИ МЫ НАМ ? 1. Современная цивилизация: городская. В развитых странах 95% населения живет в городах, которые занимают 5% суши. 2. Городская, техногенная цивилизация является источником загрязнения главных составляющих планеты: воды, воздуха и почвы. Байкал содержит 20% мировых запасов пресной воды, загрязняется уже 50 лет. 3. Результатом хозяйственной деятельности человека является прекращение эволюции живой планеты на Земле: в год исчезает до 50 тыс. видов. 4. Уничтожено 65% лесов на планете, высыхают крупные реки. 5. Результатом проведения сельхозработ является уничтожает гумусного слоя, эрозия почв, а так же употребление в пищу неполноценных продуктов. Отсюда - пищевые добавки, снижение здоровья РОССИЯ: Только 10% процентов детей, закончивших школу можно признать здоровыми. Превышения смертности над рождаемостью у коренного населения ведет к замещению его иными народностями.

НУЖНЫ ЛИ МЫ НАМ ? Байкал содержит 20% мировых запасов пресной воды, загрязняется уже 50 лет отходами ЦБК... Сегодня утром пришло письмо: «Спаси Ангару и Байкал!» На реке Ангара компании «РусГидро» и «Русал» начали реализовывать проект по сооружению Богучанской гидроэлектростанции. Последствия столь масштабного строительства могут оказаться весьма плачевными для экосистемы Ангары. При строительстве ГЭС меняется качество воды, изменяется видовой состав рыб, затопляются леса, меняется уровень грунтовых вод... В случае с Ангарой после заполнения Богучанского водохранилища не исключены недопустимые колебания уровня озера Байкал. (!!!!) Эти риски необходимо оценить в рамках процедуры ОВОС и выработать меры минимизайиии воздействия и компенсационные мероприятия.

НУЖНЫ ЛИ МЫ НАМ ? Если сложить две картины: экологическая катастрофа и социальная напряженность то, в горячих головах возникают два сценария развития страны: 1. Революция 2. Экономический крах, голод и мародерство, распад государства, вымирание населения

Замечание: Исследования психолога Карла Густава Юнга и этолога, лауреата Нобелевской премии, Конрада Лоренца убедительно показали, что основной причиной «состояния войны» у человека является наличие на уровне подсознания, на уровне инстинкта, внутривидовой агрессии. Отсюда следует, что разрешение ВСЕХ проблем лежит в области трансформации энергии инстинкта агрессии в ее позитивные формы. Это вполне возможно. Поскольку социология корнями своими питается от знания психологии (коллективное бессознательное, психология толпы), то можно говорить о создании «экосоциологии», основанной на глубинном знании основ психологии и этологии.

Наш ответ Чемберлену: создание экопоселений природоохранного типа!

«Университет устойчивого развития и гражданского общества «ЛЮБИНКА» : - социальный - объединяющий (ГО + Г-во) - сетевой - экологический - образовательный - инновационный

Данный проект представляет собой: новый инструмент усиления и развития всех институтов гражданского общества путем развития ведущих российских экологических проектов, путем их репликации и тиражирования накопленного опыта. Эффективность действия инструмента основана на решении задачи объединении активных проектов, действующих рабочих групп и отдельных граждан заинтересованных в экологизации нашей страны, с целью - остановить уничтожение природы, заняться ее восстановлением и, создать достойный человека образ жизни в гармонии с самим собой и с природой..

Зарубежный аналог - Gaia Education Сайт Gaia Education обеспечивает целостный, комплексний и системный подход к образованию для устойчивого развития для создания и выполнения учебных программ для конструирования органов местного самоуправления с устойчивым развитием на основе экопоселений общинного типа. Организация располагает самыми эффективными практическими приемами и работает в сообществе с экопоселениями во всем мире. Gaia Education работает в партнерстве с университетами, экопоселениями, с правительственными и неправительственными организациями, с комитетами ООН.

Структура университета: 1. Проектная группа: разработка и внедрение проекта. 2. Экспертный Совет: специалисты высокого класса для консультирования и руководства отдельными направлениями 3. Попечительский Совет: поддержка проекта своим ресурсом, властным, экономическим. 4. Группа консультантов: специалисты, привлекаемые для решения отдельных задач по направлениям деятельности университета 5. Рабочие площадки: организации, проектные группы, отдельные граждане, работающие совместно по направлениям деятельности проекта на территории России и за рубежом.

ПРОЕКТНАЯ ГРУППА: Водяник Александр Рифатович, Ростов, Южный федеральный университет, Начальник отдела учебных баз практики ЮФУ. 30 января 2011г. Нужо создавать единую всероссийскую взаимосвязанную сеть учебных центров с одним федеральным центром, куда сводится информация со всех источников. Учебными экоцентрами в городах должны выступать ботсады, куда можно пригласить опытных докладчиков и учителей, где может быть выставка достижений, где опробуются и адаптируются новые идеи, где можно обучать и формировать проектные группы для создания экопоселений"

ПРОЕКТНАЯ ГРУППА: Метелкин Александр Николаевич, Москва - Московская область, Озерский район, к.б.н., директор НП "Экопоселение Любинка". 30 января 2011г. " Креативный класс в России есть, если считать креативным классом умных и талантливых людей с активной жизненной позицией. Он сможет развиться только на основе экологического мышления, на основе объединения отдельных личностей в единое сетевое сообщество!"

ПРОЕКТНАЯ ГРУППА: Евгений Иванович Широков. Белоруссия. 31 января 2011г. Эксперт международного уровня по экодомостроению.

Задачи экопоселений: 1.Развитие гражданского общества на основе принципов устойчивого развития: самоуправление, общинность (комьюнити), самодостаточность территоррий в производстве продуктов питания и энергоснабжении 2.Здоровый образ жизни: превышение рождаемости над смертностью 3.Создание условий для тиражирования опыта на основе центров обучения проектных групп. 4.Участие в госпрограммах развития страны.

Ожидаемый результат рурбанизации, переноса городской деятельности в сельскую местность. 1.Переход на финансирование экологически значимых проектов. 2.Создание интеллектуальных поселков в средней полосе России: начало расселения мегаполиса, возрождение деревни. 3.Консолидация всех конструктивных сил на задаче восстановления природы. 4.Развитие экологического сектора промышленности: экодомостроение в первую очередь.

Задачи проектной группы: 1.Как убедить людей в реальной возможности позитивной работы с гсструктурами? 2.Как убедить государство, что мы сможем эффективно распорядиться средствами? Решение: включение проекта в госпрограмму «Стратегия 2020», контакты с государством. Мы вступаем в новый этап развития страны. В начале второго десятилетия мы подошли к такому рубежу, на котором стало ясно: одними лишь деньгами существующие проблемы не решить. Более того, можно истратить в разы больше средств, а проблемы останутся теми же. Назрела необходимость искать структурные решения, для многих из которых нет аналогов в нашем предыдущем опыте. Ректор РАНХГС Владимир Александрович Мау

Концепция клуба Джона Локка Во-первых, «наблюдение за процессом» развития гражданского общества более не удовлетворяет нас ввиду несоответствующей времени динамики этого процесса. Есть острая потребность в эффективных практических разработках. Во-вторых, практическая ориентация Локк-Клуба естественно предполагает участие в нем не только исследователей и экспертов, но и представителей институтов гражданского общества, социально- ответственного бизнеса, органов государственной и муниципальной власти, т.е. тех субъектов, действия которых обеспечивают (или тормозят) воплощение в жизнь социально-инженерных конструкций.

Благодарю за внимание.