Современные методы и подходы к оценке и повышению эффективности процессов внутреннего контроля и управления рисками в крупной компании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные принципы организации эффективной системы внутреннего, внешнего контроля и финансовой безопасности компании.
Advertisements

Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов.
Г. Саратов 2011 г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ОАО «МРСК ВОЛГИ»
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Мониторинг хода реализации региональных программ развития образования субъектов РФ СКФО в 2013 году Стандартизированный Расширенный Углубленный Автоматизированная.
Организационно- методические аспекты применения МСФО в России Прокопович Д.А. ACCA, CGA, CIPA, к.э.н., аудитор председатель комитета по МСФО ИПБ России.
контроль качества аудита
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И КОНТРОЛЯ ОАО «МРСК ВОЛГИ» г. Саратов 2014 г.
Внутренняя и внешняя оценка качества функции внутреннего аудита в органах государственного сектора Украины Максим Тимохин, начальник ЦПГ Госфининспекции.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
Политика управления рисками ОАО «Тюменьэнерго» ОАО Тюменьэнерго работает в соответствии с международными стандартами ISO 9001, ISO 14001, OHSAS
ТЕМА ДОКЛАДА (докладчик Соколов Б.Н.) ПЕРСПЕКТИВЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ.
ФАУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР «БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ» в целях реализации Организациями по ТО норм пункта 3 статьи 8 Воздушного Кодекса.
Г. Саратов 2009 г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ОАО «МРСК ВОЛГИ»
Тема 1. Налоговое планирование и налоговые риски предпринимательской деятельности Лекция 2. Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Понятие.
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Транксрипт:

Современные методы и подходы к оценке и повышению эффективности процессов внутреннего контроля и управления рисками в крупной компании

1.1. Основная цель работы СВА головной компании холдинга Основная цель работы СВА головной компании холдинга, как представляется, - это предоставление ее органам управления объективной и своевременной информации о результатах выполнения головной компанией и бизнес - единицами холдинга стратегических и текущих целевых задач функционирования и развития бизнеса, поставленных его собственниками.

1.2. Функции, выполняемые СВА головной компании 1. Содействовать методами внутреннего аудита скорейшей разработке общекорпоративных регламентов, позволяющих решать перспективные целевые задачи холдинга. 2. Осуществлять разработку для Комитета по аудиту при Совете директоров проектов комплексных планов проведения внутреннего аудита в холдинге и содействовать их выполнению.

1.3. Функции, выполняемые СВА головной компании 3. Разрабатывать рекомендации по повышению эффективности бизнес - процессов в головной компании и ее бизнес - единицах и оказывать максимальное содействие широкому внедрению рекомендаций и предложений.

1.4. Дополнительные требования к СВА холдинга по сравнению с обычной компанией 1. Деятельность СВА может определяться утвержденными Комитетом по аудиту при Совете директоров перспективными (3-5 лет ) и годовыми планами, увязанными с общекорпоративными стратегиями и планами развития холдинга. 2. Комплексные проверки деятельности бизнес - единиц корпорации целесообразно производить под руководством СВА головной компании, как минимум, один раз в три года, как правило, перед принятием решений о стратегических планах развития бизнес – единиц или по итогам работы в отчетном периоде ;

1.5. Дополнительные требования к СВА холдинга 3. Целевые проверки деятельности СВА бизнес – единиц холдинга целесообразно производить не чаще одного раза в год, при этом их сроки и процедуры не должны дублировать сроки и процедуры обязательного внешнего аудита их финансовой отчетности. 4. Положение об СВА в соответствии с международной практикой следует утверждать органом, представляющим собственника.

1.6. Критерии оценки деятельности СВА головной компании холдинга 1. Общекорпоративные критерии предполагают оценку влияния СВА на результативные интегральные показатели работы всего холдинга, в том числе ее вклад в приращение корпоративной прибыли, а также экономического эффекта за счет корпоративного синергизма. 2. Локальные критерии предполагают оценку влияния СВА на результативные показатели проверенных бизнес единиц, выполнение приоритетных проектов, работу региональных структур ( относительная или абсолютная экономия затрат ).

1.7. Критерии оценки деятельности СВА головной компании холдинга 3. Функциональные критерии предполагают выявление вклада СВА в повышение результативности отдельных функциональных сфер интегрированного бизнеса ( снабжение, производство, сбыт, инновации и др.). 4. Дополнительные критерии учитывают степень полноты охвата проверками СВА бизнес - единиц холдинга, систематичность проверок на выделенных объектах.

1.8. Порядок формирования качественных и количественных оценок деятельности СВА Качественные оценки обычно трансформируются в бальные оценки, система которых утверждается руководителем СВА. В качестве количественных оценок применяются следующие : 1) соотношение величины стоимостного эффекта от выполнения всех контрольно – проверочных и консалтинговых мероприятий по всему холдинга к сумме текущих и единовременных затрат на содержание и развитие СВА. 2) величина дополнительной экономии за счет тиражирования результатов проверочно - консалтинговых мероприятий в бизнес - единицах холдинга, отнесенная к сумме текущих и единовременных затрат на содержание и развитие СВА.

1.9. Требования к профессионализму штатного персонала СВА Требования к штатному персоналу компании должны быть сформулированы с учетом международной практики Кодекса профессиональной этики внутреннего аудитора ( далее по тексту – Кодекс ). В нем, в частности, определено, что поскольку внутренние аудиторы в профессиональной деятельности применяют свои знания, навыки и опыт, то в основе профессиональной компетентности находится системное повышение внутренними аудиторами своих знаний и профессионального мастерства. Подчеркивается, что они обязаны постоянно повышать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг в соответствии с международными стандартами и современными методиками.

1.10. Этапы достижения профессиональной компетентности Обеспечение профессиональной компетентности внутренних аудиторов можно разделить на 2 самостоятельных этапа : 1) достижение должного уровня профессиональной компетентности ; 2) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

1.11. Сущность этапов достижения профессиональной компетентности Достижение профессиональной компетентности обеспечивается в процессе подготовки к сдаче экзамена на получение квалификаций внутреннего аудитора, признаваемых работодателями, а также практикой его работы. В России подготовкой внутренних аудиторов к сертификации по квалификациям занимаются аттестованные учебные центры.

2. Основные направления расширения функций служб внутреннего аудита

2.1. Оценка современного состояния внутреннего аудита Внутренний аудит в российских компаниях, как представляется, находится на начальном этапе своего становления. Этот этап характеризуется тем, что действующие на настоящий момент СВА в своей профессиональной деятельности, как правило, занимаются последующим контролем с применением методик, доставшихся им в наследство еще от контрольно - ревизионных служб, на базе которых они обычно и создаются. Практически не применяются гораздо более эффективные формы предварительного и текущего контроля, позволяющие предотвратить убытки, а не фиксировать их наличие.

2.2. Позиция собственников по развитию внутреннего аудита Современную позицию собственников по развитию внутреннего аудита наглядно демонстрируют результаты исследований международной аудиторской и консалтинговой компании ПрайсвотерхаузКуперс « Состояние профессии внутреннего аудита в 2010 г.». Они, в частности, показали, что руководители компаний стали требовать от работы СВА больше пользы и выгод своему бизнесу. Сущность этих требований вполне очевидна : необходимо давать больше практической отдачи за меньшие деньги. С учетом данных этих исследований можно уверенно констатировать, что наметилась реальная тенденция трансформации СВА из центров затрат в центры прибыли.

2.3. Приоритетные направления развития внутреннего аудита По данным компании ПрайсвотерхаузКуперс собственники и топ - менеджмент ожидают от внутренних аудиторов в 5- ти летней перспективе высокой степени компетентности, например, в следующих областях их профессиональной деятельности : 1) сбор и анализ информации – 89%; 2) оценка рисков предпринимательской деятельности – 76%; 3) оценка соответствия применяемых информационных технологий нуждам экономического субъекта – 72%;

2.4. Приоритетные направления развития внутреннего аудита 4) управление рисками -70%; 5) выявление и расследование случаев мошенничества – 69%; 6) проверки состояния информационной безопасности – 64%; 7) проведение экономического анализа – 57%.

2.5. Сущность информационно - аналитической функции СВА Информационно - аналитическая функция включает в себя : 1) информирование собственника и топ - менеджмента компании о выявленных обстоятельствах и тенденциях ; 2) экспертизу разрабатываемых управленческих решений ; 3) анализ рациональности внутренних потоков материальных средств ; 4) анализ исполнения планов и смет. Методологическая и консультационная функции выполняются эффективно лишь при наличии высококвалифицированного персонала в СВА, который проходит регулярное повышение квалификации.

2.6. Сущность методологической и консультационной функций СВА При реализации методологической и консультационной функций внутренние аудиторы принимают : 1) участие в разработке современных методик бухгалтерского и налогового учета и анализе практики их применения ; 2) участие в разработке и совершенствовании системы управленческого учета и анализе практики ее применения ; 3) участие в проектах по совершенствованию СВК ; 4) консультируют руководителей и специалистов компании по вопросам, входящим в компетенцию СВА при наличии соответствующего опыта.

2.7. Направленность деятельности СВА на начальном этапе развития Как показывает практика, на начальном этапе своего развития СВА, как правило, занимается проверками правильности составления бухгалтерской ( финансовой ) отчетности, а также выполняет контрольно - ревизионные функции. Заказчиками такой работы обычно являются линейное ( операционное ) руководство компании, например, финансовый директор.

2.8. Направленность деятельности СВА на втором и высшем этапе развития Второй этап развития СВА характеризуется тем, что она, наряду с задачами первого этапа, занимается оценкой СВК в рамках компании. В этом случае заказчиком работы СВА может стать ее высшее исполнительное руководство. На высшей стадии своего развития СВА может участвовать в совершенствовании процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Основными заказчиками такой работы являются Совет директоров ( Комитет по аудиту при Совете директоров ) и высшее исполнительное руководство компании.

2.9. Сущность финансового аудита Финансовый аудит – это аудит СВК работы бухгалтерии и осуществления контрольных процедур правильности ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской ( финансовой ) отчетности. Он направлен на повышение эффективности учетно - контрольной системы и, соответственно, обеспечение достоверности и прозрачности бухгалтерской ( финансовой ) отчетности, правильности формирования налоговой базы и уплаты налогов.

2.10. Сущность операционного аудита Операционный аудит – это аудит бизнес - процессов ( операционной деятельности ) компании, например, процессов снабжения, производства и сбыта. Он направлен на повышение эффективности деятельности компании, рост ее конкурентоспособности.

2.11. Сущность аудита на соответствие Аудит на соответствие – проверка соблюдения компанией требований нормативной правовой базы, в том числе внутренней ( политики, процедуры, регламенты, стандарты, технические условия и т. д.).

2.12. Сущность аудита информационных систем и технологий Аудит информационных систем ( информационных технологий ) – проверки безопасности ( защищенности ) информационных систем компании, их рациональности и эффективности использования.

2.13. Основные направления внутреннего аудита информационных систем ( технологий ) 1. Наличие и работа системы резервного копирования и хранения баз данных, в том числе на резервных площадках, гарантированного уничтожения остаточной информации. 2. Наличие соглашений о неразглашении информации, определяющих ответственность за их нарушение. 3. Наличие избыточных средств удаленного администрирования с не контролируемой территории.

2.14. Основные направления внутреннего аудита информационных систем ( технологий ) 4. Наличие системы учета копирования на мобильные носители информации. 5. Наличие системного контроля над использованием криптографических средств тиражирования информации. 6. Формирование и работа системы повышения квалификации специалистов, отвечающих за защиту информации от несанкционированного доступа. 7. Рациональность, эффективность и соответствие регламентам использования системы экономической информации.

2.15. Сущность аудита в области охраны окружающей среды Аудит в области охраны окружающей среды ( экоаудит ) – проверка выполнения компанией плановых заданий по защите окружающей среды от его вредного воздействия, соблюдения ПДС и ПДВ, требований по захоронению отходов и т. д.

2.16. Структура загрузки СВА Статистика по структуре временных затрат по видам внутреннего аудита свидетельствует о том, что почти половина проверочного времени СВА расходуют на операционный аудит и комплаенс - аудит и около четверти – на финансовый аудит. В связи с необходимостью защиты персональных данных, интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации устойчивыми темпами растет время, затрачиваемое внутренними аудиторами на аудит информационных систем. В настоящее время в специализированных средствах массовой информации идет широкая дискуссия по поводу целесообразности выполнения внутренними аудиторами консультационных функций. С нашей точки зрения, надо подходить весьма осторожно к стимулированию этого направления работы СВА, поскольку основная цель внутренних аудиторов – это проведение проверок.

3. Организация взаимодействия внутреннего и внешнего аудита при проведении обязательного аудита финансовой отчетности

3.1. Основные направления взаимодействия внутреннего и внешнего аудита при обязательном аудите 1. Организационное сопровождение проверок, проводимых внешними аудиторами. 2. Контроль над своевременностью подготовки для внешних аудиторов подлежащей проверке бухгалтерской ( финансовой ) отчетности. 3. Мониторинг своевременности подготовки внешними аудиторами заключения и отчета по результатам проверки. 4. Осуществление анализа содержания отчета внешних аудиторов с использованием имеющихся собственных баз данных для Комитета по аудиту при Совете директоров.

3.2. Уровни взаимодействия между внутренним и внешним аудитом Системное взаимодействие между внутренними и внешними аудиторами может осуществляться на следующих уровнях : 1) выполнение работ под контролем внешних аудиторов ; 2) выполнение работ при руководстве внешних аудиторов ; 3) выполнение работ по программе внешнего аудита самостоятельно.

3.3. Сущность уровня взаимодействия « Выполнение работ под контролем внешних аудиторов » 1. Выполнение работ под контролем внешнего аудита ( первый уровень ) осуществляется, как правило, при первом опыте сотрудничества внешних аудиторов и СВА. В этом случае внутренние аудиторы работают с внешними аудиторами по их рабочим программам и под текущим контролем руководителя группы, которому внутренние аудиторы на системной основе представляют свои отчеты и рабочие материалы по проделанной работе. Внутренний аудит использует свои базы данных. При этом уровне взаимодействия отрабатывается методика совместной работы, осуществляется конструктивное обсуждение ее результатов, что, в конечном счете, приводит к повышению обоснованности аудиторского заключения.

3.4. Сущность уровня взаимодействия « Выполнение работ под руководством внешних аудиторов » 2. Процесс выполнения работ при руководстве внешних аудиторов ( второй уровень ) применяется при наличии определенного опыта совместной деятельности внутренних и внешних аудиторов, например, на первом уровне. В этом случае сотрудники СВА действуют в составе группы внешних аудиторов в соответствии с их программами. Уровень качества их материалов контролируется в общем порядке для всей группы аудиторов в конце проверки. Такая схема взаимодействия применяется, в основном, при проверках в холдинговых структурах, требующих одновременной согласованной работы значительного числа профессионалов, позволяет составить качественное аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности.

3.5. Сущность уровня взаимодействия « Выполнение работ по программе внешних аудиторов самостоятельно » 3. При системном взаимодействии внешних и внутренних аудиторов в корпорации, имеющей значительную филиальную сеть, СВА может проводить проверки в этой сети по собственному плану, согласованному с аудиторской организацией. По результатам этих проверок подготавливаются отчеты для Комитета по аудиту при Совете директоров и для руководства компании. Внешний аудит получает, изучает и может использовать эти отчеты при аудите консолидированной финансовой отчетности. При таком взаимодействии внешние аудиторы минимизируют проводимые ими контрольные процедуры в филиальной сети или не проводят их вообще.

3.6. Эффективность взаимодействия внутренних и внешних аудиторов Взаимодействие СВА и внешних аудиторов повышает их информационную обеспеченность, сокращает одновременно время проверки, осуществляемые трудозатраты и ее стоимость. Внутренние аудиторы, в частности, контролируют своевременную подготовку необходимой информации ( первичных документов, копий документов для рабочей документации, справок ). Они наблюдают также за соблюдением при проведении проверки режима конфиденциальности ( хранение и возврат первичной документации и рабочих документов внешнего аудита ), организуют встречи внешних аудиторов с сотрудниками и руководителями корпорации, содействуют подготовке письменных разъяснений по запросам внешних аудиторов. Все это сокращает время работы в компании внешних аудиторов и, соответственно, цену оказываемых услуг.

4. Основные пути совершенствования взаимодействия структур внутреннего контроля в компании

4.1. Основное направление совершенствования взаимодействия контролирующих структур компании Как показывает практика, основным направлением совершенствования взаимодействия структур компании, занимающихся внутренним аудитом и контролем, является координация их деятельности, осуществляемая Комитетом по аудиту при Совете директоров, который может осуществлять эту работу с активным использованием потенциала СВА.

4.2. Основные координирующие функции Комитета по аудиту при Совете директоров 1. Организует разработку и утверждает планы комплексных проверок производственно - хозяйственной и управленческой деятельности компании. 2. Организует с использованием потенциала СВА комплексные проверки производственно - хозяйственной и управленческой деятельности компании. 3. Организует совместные с СВА выборочные проверки качества бухгалтерского и управленческого учета.

4.3. Основные координирующие функции Комитета по аудиту при Совете директоров 4. Организует контроль процесса разработки и внедрения системы общекорпоративных стандартов, предусматривающих взаимодействие структур управления со структурами внутреннего контроля. 5. Координирует деятельность структур внутреннего контроля в корпорации. 6. Координирует работу внешнего и внутреннего аудита при проведении последним обязательного аудита бухгалтерской ( финансовой ) отчетности. 7. Обеспечивает регулярное взаимодействие с СВА, общую координацию и контроль над работой всех контролирующих структур корпорации.

4.4. Основные координирующие функции Комитета по аудиту при Совете директоров 8. Организует, при необходимости, совместное рассмотрение с контролирующими структурами планов ( программ ) и методического инструментария комплексных проверок деятельности стратегических бизнес – единиц. 9. Организует периодические семинары ( совещания, встречи ) с внутренними аудиторами и внутренними контролерами, дислоцирующимися в участниках корпорации с целью обмена опытом работы и оценки.

4.5. Основные направления координирующей деятельности СВА 1. Разрабатывать комплексные перспективные и текущие планы проведения проверок бизнес - процессов, активов и обязательств, подверженных максимальным рискам ; представлять их Комитету по аудиту при Совете директоров. 2. Формировать команды проверяющих, состоящих из внутренних аудиторов и внутренних контролеров, проводить их инструктаж о « болевых » точках, обеспечивать программное, методическое и информационное обеспечение.

4.6. Основные направления координирующей деятельности СВА 3. Формировать материалы по результатам проверок для Комитета по аудиту при Совете директоров. 4. Осуществлять текущий контроль над ходом выполнения планов проведения проверок, утвержденных Комитетом по аудиту при Совете директоров.

4.7. Целесообразность распространения координации внутреннего аудита и контроля на ревизионную комиссию Координирующие функции Комитета по аудиту при Совете директоров целесообразно распространить и на ревизионные комиссии ( далее по тексту – РК ) холдинга и его бизнес - партнеров. Дело в том, что включение РК в системный внутренний контроль может положительно повлиять на его результативность. Он является важным фактором роста результативности работы СВК, поскольку высокий профессиональный уровень внутренних аудиторов объединяется со значительными полномочиями РК, являющейся органом внутреннего контроля собственников.

5. Основные подходы к формированию эффективной системы показателей оценки работы СВА

5.1. Показатели для системы оценки деятельности СВА Эта система оценки деятельности СВК, как показывает практика, должна учитывать широкий круг показателей таких, например, как : 1) превентивный эффект, как предотвращение возможных нарушений и злоупотреблений ; 2) повышение обоснованности принимаемых управленческих решений ; 3) прямой количественный эффект ( количество и сумма выявленных нарушений, суммы, взысканные с виновников ); 4) косвенный количественный эффект ( снижение стоимости внешнего аудита и затрат на оказание сопутствующих аудиту услуг ).

5.2. Показатели для системы оценки деятельности СВА Состав и целевые значения показателей для оценки устанавливает руководитель СВА по согласованию с руководством экономического субъекта. При этом для оценки деятельности СВА основными заказчиками ( Советом директоров и высшим исполнительным руководством ) бывает достаточно 2-3 укрупненных показателя, а для ее руководителя необходим их расширенный круг.

5.3. Структура системы оценки по укрупненным показателям Система оценки по укрупненным показателям может, например, включать следующие показатели : 1. Динамика выполнения годового и квартальных планов работы СВА. 2. Динамика общих и удельных затрат по проверкам. 3. Степень удовлетворенности заказчиков качеством услуг проводимых аудиторских проверок.

5.3. Структура системы оценки по детализированным показателям Детализированные показатели для оценки эффективности работы СВА, которых по данным практики достаточно много, целесообразно разделить на три категории. 1. Качественные показатели. 2. Показатели продуктивности. 3. Показатели результативности.

5.4. Качественные показатели К качественным показателям относятся : 1) общий уровень квалификации внутренних аудиторов ( образовательный ценз ). 2) средняя продолжительность работы сотрудников во внутреннем аудите ( опыт ). 3) количество часов повышения квалификации в расчете на одного внутреннего аудитора. 4) число внутренних аудиторов, имеющих общероссийские и зарубежные сертификаты о повышении квалификации. 5) наличие и практическое применение в СВА стандартов внутреннего аудита.

5.5. Показатели продуктивности Показатели продуктивности включают в себя : 1) выполнение годовых и квартальных планов работы СВА. 2) количество проведенных проверок в расчете на 1 внутреннего аудитора. 3) средняя продолжительность 1 аудиторской проверки. 4) число или % аудиторских проверок, уложившихся в отведенный бюджет времени. 5) количество рекомендаций СВА, принятых к реализации. 6) время от завершения контрольных мероприятий до выпуска завершающего отчета.

5.6. Показатели результативности В показатели результативности входят : 1) процент выполненных ( не выполненных ) рекомендаций внутренних аудиторов. 2) количество замечаний внутренних аудиторов по фактам, ранее не известным руководству объекта аудиторской проверки. 3) прямой экономический эффект от выполнения рекомендаций СВА. 4) количество ( частота ) обращений в СВА для проведения аудиторской проверки или оказания консультативной помощи. 5) удовлетворенность заказчиков работы СВА.

6. Риски бизнес - процесса « Внутренний аудит »

6.1. Общеэкономическая трактовка риска С общеэкономической точки зрения понятие « риск » трактуется как событие или действие в будущем, которое может как неблагоприятно, так и положительно отразиться на достижении экономическим субъектом его бизнес целей. Т. е. под риском понимается потенциальная, измеримая угроза потери части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и / или обратное – возможность получения значительной выгоды ( дохода ) в результате осуществления предпринимательской деятельности в условиях неопределенности.

6.2. Риск внутреннего аудита и контроля С точки зрения внутреннего аудита « риск » это потенциально существующая вероятность потери ресурсов и недополучения доходов из - за ошибок в управлении экономическим субъектом. Такая формулировка объясняется функцией внутреннего аудита удержать общий риск в пределах, определенных собственниками экономического субъекта ( риск - аппетит ).

6.3. Классификация рисков СВА Для выявления рисков СВА может применяться следующая классификация рисков : 1) риски планирования работы СВА ; 2) риски при проведении проверки объектов ; 3) риски при подготовке дополнений к программе управления рисками ; 4) риски при подготовке информационных материалов для Комитета по аудиту при руководстве экономического субъекта ; 5) риски контроля выполнения решений по устранению нарушений ;

6.4. Классификация рисков СВА 6) риски подготовки информации о типичных нарушениях ; 7) риски при оказании внутренним аудитом сопутствующих услуг ; 8) риски планирования развития нормативной базы СВА ; 9) риски при разработке нормативных документов внутреннего аудита ; 10) риски при организации взаимодействия с внешним аудитом ; 11) риски при взаимодействии с внешним аудитом.

6.5. Методы управления рисками 1) отказ ( уклонение ) от риска ( например, сворачивание деятельности, сопровождаемой неприемлемым по значимости аудиторским риском ); 2) передача ( перенос ) риска другой стороне на основе договора ( аутсорсинг, страхование профессиональной деятельности ) осуществляется, если риски, которые возникают в этом случае меньше, чем до переноса ;

6.6. Методы управления рисками 3) сокращение ( смягчение ) риска предусматривает снижение вероятности ( частоты ) наступления рисковых событий и / или уменьшение размера ущерба ( например, путем пространственной дифференциации ( разнесения ) источников убытков или объектов, которым может быть нанесен ущерб ; разнесения рисков во времени, введения ограничений на уровень рисков, диверсификация видов деятельности, зон хозяйствования, сбыта и поставок и др.), если затраты на борьбу с риском при проведении работы ниже, чем их результат ; 4) принятие риска, предполагающее, что тот или иной риск имеет место, но владелец риска продолжает работать, предполагая меры по самостоятельному устранению последствий рисковой ситуации при ее наступлении.

6.7. Роль СВА в формировании карты рисков компании Следует подчеркнуть, что СВА, наряду с управлением собственными рисками, участвует, как показывает практика, в формировании общей карты рисков компании путем оценки подготовленных риск - менеджментом для руководства корпорации предложений, представленных владельцами рисков. Однако, следует иметь в виду, что поскольку внутренние аудиторы не имеют достаточной профессиональной подготовки в области управления рисками, то выработанные ими рекомендации целесообразно обсудить со специалистам и службы риск - менеджмента или, при ее отсутствии, с внешними консультантами.